12 марта АвтоВАЗ выпустил двухмиллионную Lada 4x4, которая считается первым в мире внедорожником с несущим кузовом.
Первый полноприводный автомобиль ВАЗ 2121 “Нива” Волжский автозавод произвел 5 апреля 1977 года – с этого дня и начался отсчет жизни этого автомобиля. С 1980 по 1988 год на АвтоВАЗе производилась и праворульная модификация “Нивы” для экспорта в Англию, Австралию, Новую Зеландию и Японию. В 1993 году в Тольятти начали выпускать модернизированную версию автомобиля – 21213, получившую мотор объемом 1,7 л с бесконтактным зажиганием, новыми карданными валами привода мостов с крестовинами увеличенной размерности, с новым промежуточным валом, содержащим шарнир равных угловых скоростей (ШРУС), с опущенным до пола багажника проемом двери, оригинальными задними фонарями и новой панелью приборов. Благодаря новшествам тольяттинский джин стал менее шумным и “прожорливым”.
В 1993 году началось производство длиннобазной модификации “Нивы” – сначала в трехдверном исполнении (2129), а через год – и пятидверном 2131. Последний вариант стал основой для дальнейшей разработки многочисленных модификаций и спецверсий внедорожника. Следующий этап модернизации – в 1997 году – дал автомобилю одноточечный впрыск топлива, электронную систему управления двигателем Bosch и обновленный салон. Модель получила индекс 21214. Когда в июне 2001 года партнером тольяттинцев стал General Motors, было принято решение о создании СП “GM-АвтоВАЗ” для производства машины нового поколения – 2123. В 2002 году автомобиль переименовали в Chevrolet Niva – это была первая российская машина, выпускавшаяся под иностранным брендом. Одновременно с производством Niva, на самом АвтоВАЗе продолжился выпуск трехдверной Lada 4x4 первого поколения, хотя первоначальные планы сотрудничества с американским автогигантом предполагали сворачивание производства этой модели. Последняя программа модернизации 4x4 прошла в 2009 году.
На счету вазовского вездехода немало уникальных достижений. В 1998 году пятидверная “Нива” покорила Северный полюс – автомобиль спустили на парашюте. После того, как платформа с закрепленной на ней машиной приземлилась, автомобиль успешно преодолел заданный маршрут. А в 1999 и 2000 гг. созданный на агрегатах “Нивы” снегоболотоход “Марш” дважды побывал на Северном полюсе. Часть маршрута снегоболотоход преодолел на вертолетной подвеске, а часть – своим ходом.
12 лет прослужила “Нива” на российской полярной станции “Беллинсгаузен” в Антарктиде, где дорог не существует в принципе – тольяттинский внедорожник использовался для перевозки грузов и буксировки судов. Общий пробег автомобиля составил 40.000 км. “Нива” стала одним из первых колесных транспортных средств, которые на постоянной основе эксплуатировались на Южном континенте. В настоящее время этот легендарный автомобиль находится в музее АвтоВАЗа. Наконец, 6 сентября 1999 года в 16:27 местного времени примерно в 90 км южнее поселка Янгшипинг на тибетском плато в Китае российские альпинисты Георгий Котов, Сергей Тюльпанов и Александр Дубовиков вместе с американцем Джефом Шеа на серийной Lada 2131 поднялись на высоту 5726 м. На тот момент 4x4 стала первым в мире автомобилем, поднявшемся своим ходом на такую отметку!
Различные модификации “Нивы” успешно выступали и занимали призовые места в самых престижных ралли-рейдах, среди которых “Ралли фараонов”, “Алжирское ралли”, трансафриканский “Атлас” и “Париж-Дакар”.
А напоследок отметим, что планы по дальнейшей модернизации “легенды” в Тольятти расписаны вплоть до 2016 года включительно. Что потом? Покажет время.