24 ноября этого года Ульяновский автомобильный завод, легендарный российский производитель внедорожников, отметил 75-летие своей деятельности.
За 75 лет на УАЗе было произведено около 5 миллионов автомобилей более 250 модификаций, свою продукцию завод экспортировал в 130 стран мира. На сегодняшний день модельный ряд УАЗ насчитывает более шести моделей и около сотни их различных модификаций. История предприятия началась в июле 1941 года, когда Государственный Комитет Обороны СССР принимает решение об эвакуации из Москвы в Ульяновск сборочного производства Завода имени Сталина (ЗИС). В октябре того же года часть коллектива Московского автомобильного завода вместе с оборудованием была эвакуирована в Ульяновск. Первые эшелоны с оборудованием прибыли 21 октября, 24 ноября начались пусконаладочные работы, заработали станки, а уже 30 ноября распоряжением правительства СССР был утвержден устав предприятия.
К началу 1942 года цех боеприпасов выпустил свою первую продукцию – авиационные снаряды. К маю 1942 года было собрано пять первых автомобилей ЗИС-5, а вскоре Ульяновский филиал № 4 ЗИС (УльЗИС) был официально назначен головным предприятием по выпуску автомобилей ЗИС-5.
В 1954 году на заводе создается отдел главного конструктора (ОГК). Начинается работа по обработке документации с завода ГАЗ, а также разработка новых автомобилей семейства УАЗ. В конце года с конвейера сходят наладочные партии ГАЗ-69. С этого года УАЗ официально специализируется на выпуске малотоннажных автомобилей повышенной проходимости. В январе 1961 года принято решение об освоении новых моделей автомобилей. В конце года начато серийное производство грузовика с бортовой платформой УАЗ-451Д и фургона УАЗ-451 – первые машины сошли с нового конвейера 12 декабря.
В ноябре 1971 года принято решение о безостановочном переводе производства с автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А на модели УАЗ-469 и УАЗ-469Б. В августе завершено расширение главного конвейера и пущена в строй грузовая линия, а 15 декабря выпущена первая наладочная партия легендарного УАЗ-469.
В 80-90-е гг. на предприятии активно велись различные конструкторские разработки. Так, в 1983 году группа конструкторов УАЗа получила правительственные награды за изобретение плавающего автомобиля “Ягуар”, скорость которого на воде составляет 8–10 км/ч. В 1993 году начат выпуск автомобилей новой модификации УАЗ-31514 с повышенными потребительскими качествами. В 1997 года с конвейера предприятие сошла первая опытная партия новых автомобилей УАЗ-3160, которые стали основой для разработки автомобилей Simbir и УАЗ-3163. В 1999 году началось производство новых моделей на базе малотоннажных автомобилей УАЗ-39094 с пятиместной кабиной и металлической платформой.
Новый этап развития для Ульяновского автозавода начался 17 августа 2005 года со стартом серийного производства внедорожника Патриот, первой принципиально новой модели, спроектированной на УАЗ за последние 30 лет.
Продукция завода в разные годы была удостоена самых престижных российских и европейских наград, среди которых “Серебряный домкрат” второго европейского конкурса автомобилей повышенной проходимости в Сан-Ремо (1978 год), “Российский национальный олимп” и “Золотой глобус”. На счету уазовских моделей и ряд мировых рекордов по покорению высокогорных вершин, северных широт, а также по вместительности и проходимости на бездорожье – три автомобиля УАЗ-469Б поднялись по серпантинному склону Эльбруса на высоту 4000 м над уровнем моря, Патриот в ходе полярной экспедиции в марте 2014 года пересек 73 параллель северной широты, а 3 июня 2010 года УАЗ-469 установил мировой рекорд по вместимости легкового автомобиля (внутри внедорожника одновременно поместилось 32 человека).
В юбилейном 2016 году УАЗ возобновил выпуск легендарной модели Хантер, провел обновление линейки классических грузовых автомобилей, представил новый логотип, а также освоил выпуск обновленных моделей Патриот и Пикап.