5 апреля – день рождения легендарного внедорожника ВАЗ-2121 “Нива”, сегодня продающегося в России как Lada 4х4.
Автомобиль выпускается уже 40 лет и с тех пор успел разойтись тиражом более 2,5 миллионов единиц и покорить все шесть континентов! Первый опытный образец автомобиля, под названием Э2121 был собран в апреле 1972 года, в марте 1974 года был выдан патент на “Ниву” – свидетельство №4444 на промышленный образец “Легковой автомобиль 2Э2121”. 5 апреля 1977 года прошла опытная сборка первого экземпляра “Нивы” на конвейере.
“Нива” – первый полностью оригинальный автомобиль, разработанный специалистами Волжского автозавода. Сильная группа инженеров (главный конструктов Владимир Соловьев, ведущий конструктор Петр Прусов, который ушел из жизни 19 марта этого года, дизайнер Валерий Семушкин, ведущий испытатель Вадим Котляров и др.) создали поистине уникальную модель, которая открыла новую эру в истории полноприводных машин. Несущий кузов, независимая передняя подвеска, передние дисковые тормоза – эти “легковые” атрибуты были впервые применены на внедорожнике такого класса. Обычно на внедорожниках тех времен основной ведущей осью была задняя, а передняя подключалась при съезде на бездорожье – “Нива” же получила постоянный полный привод.
Изначально созданная для сельской местности, “Нива” в итоге стала популярна среди горожан – как в России, так и за рубежом. Автомобиль на долгие годы стал основой вазовского экспорта. Было время, когда до 70% вазовских внедорожников поставлялось за рубеж – всего же на экспорт отправилось более 530.000 “Нив”. Машина продавалась в Японии, Англии и других странах с левосторонним движением (для этого в восьмидесятых годах выпускалась праворульная модификация). В общем, нет такого уголка на земле, где не встретишь этот внедорожник – даже в Антарктиде на российской станции Беллинсгаузен в течение 11 лет успешно эксплуатировалась стандартная версия “Нивы”. Побывала “Нива” и на Северном полюсе. А также на Эвересте, Фудзияме…. В 1998 году она поднялась в базовый лагерь под Эверестом на высоте 5200 м, а в 1999 году на Тибетском плато в Гималаях взяла высоту в 5726 м над уровнем моря.
В 80-е гг. состоялся выход “Нивы” на мировую спортивную арену – автомобиль участвовал в престижном марафоне “Париж – Дакар”. Проведя в 1980 году своеобразную “пристрелку”, уже в следующем году “Нива” становится бронзовым призером этого труднейшего состязания. А впереди были новые награды и победы, в числе которых – “золото” на ралли-рейдах “Париж – Тунис” и “Алжир” (1981 год), “серебро” “Дакара” и первые места в ралли “Алжир” и “Ралли фараонов” в 1982 году, еще один серебряный кубок “Дакара” и победы на ралли “Атлас” и “Ралли фараонов” (1983-1984 гг.). В 1985 году были выиграны ралли “Камерун”, внедорожная баха “Монтебланко”, ралли “Алжир”, труднейший новозеландский триал “Вэлли”, австралийский ралли-рейд “Маквей – 1000”.
В 2005 году “Нива” была переименована в Lada 4x4 в связи с началом выпуска Chevrolet Niva. Внедорожник стал основой для множества вариаций, наиболее известная из которых – пятидверная 4x4 с увеличенной на полметра колесной базой. Последняя вариация внедорожника, появившаяся в 2014 году, получила обозначение Urban и отличается более комфортабельным исполнением салона. Оснащение этой версии включает кондиционер, электропакет, пластиковые бампера в цвет кузова, металлизированную окраску, литые диски колес. При этом сохранен постоянный полный привод и раздаточная коробка с понижающей передачей и блокировкой межосевого дифференциала. На основе 4x4 выпущено множество версий пикапов, броневиков, плавучих болотоходов, минивэнов, спецмашин для полиции, медицинской службы, спасателей. Были в истории автомобиля и уникальные проекты – от армейской амфибии до циркового автомобиля, на котором по арене ездили дрессированные медведи.
Два крупных этапа модернизации внедорожника АвтоВАЗ были проведены в 1993 и 2009 годах. Бережно сохраняя классический стиль, инженеры модернизировали “начинку” внедорожника – автомобиль стал более динамичным, комфортным и безопасным. Улучшилась управляемость – как на шоссе, так и на бездорожье. Только за последний этап модернизации в машине появилось 250 новых элементов.
Что касается нового поколения 4x4, то его дебют ожидается в 2019 году. Но это уже будет совсем другая история!