5 апреля 1977 года с конвейера Волжского автозавода сошел первый экземпляр ВАЗ 2121 “Нива”.
“Нива” стала первым отечественным автомобилем, по-настоящему востребованным зарубежным рынком – внедорожник поставлялся в 110 стран мира, во многих из них действуют клубы любителей этого автомобиля. На счету российского вездехода – призовые места в самых престижных ралли-рейдах (“Ралли фараонов”, “Алжирское ралли”, трансафриканский “Атлас”, “Париж-Дакар”), высадка на Северный полюс, мировой рекорд покорения высоты более пяти тысяч метров в Гималаях, работа в условиях экстремально низких температур Антарктиды.
Во второй половине 2005 года у выпускаемых АвтоВАЗом внедорожников сменилось название: в наши дни “Нива” – это Lada 4x4. В июле 2009 года появилась модернизированная версия модели. Конструкция Lada 4x4 позволила разработать на этой платформе несколько десятков транспортных средств различного назначения – это специальные версии Lada 4x4 для МЧС, МВД, пожарной охраны и других спецслужб. Вазовская легенда входит в десятку самых продаваемых автомобилей в России – в прошлом году АвтоВАЗ произвел и реализовал 7846 единиц трех- и пятидверных Lada 4x4, всего же за 35 лет завод в Тольятти и его партнеры произвели на свет более двух миллионов внедорожников.
“Завод наш способен сделать внедорожник третьего поколения”, – говорит создатель “Нивы” Петр Прусов. АвтоВАЗ намерен и дальше развивать семейство 4х4: в настоящее время российское предприятие занимается концептуальной проработкой внедорожника третьего поколения.