Текст: Елена Ольховская
Фото: Елена Ольховская
Вообще-то запутанным на «Соленых ушах» был не только след, оставленный охотниками за трофеями – кабаньим клыком и медвежьими головами (медальонами в пермском зверином стиле). Сумбурными казались и задания, в основе которых лежала смесь из разных внедорожных дисциплин. Только вполне себе стройная легенда соревнования наполняла весь этот большой охотничий хаос скрытым смыслом.
Ранним декабрьским утром в сквере перед пермским Театром оперы и балета собрались разномастные автомобили участников. А поскольку к ним (автомобилям) предъявлялось лишь два требования: наличие полного привода и лебедки, то здесь можно было лицезреть и серьезные трофические переделки, и практически стандартные машины. В количественном составе «участников на одну машину» тоже не наблюдалось единообразия. Оно и понятно: согласно регламенту экипаж внедорожника, заявленного на «Большую охоту», мог насчитывать от одного до… трех штурманов. Характерный момент: перед тем, как вся эта пестрая колонна отправилась из центра Перми к месту старта, мы с дружественным экипажем договорились следующие 59 часов провести вместе…
Истина где-то рядом
СУ-1 представлял собой довольно протяженный маршрут с несколькими «кустами» точек различной стоимости. Причем имелось множество вариантов легенды. Начинался спецучасток с простеньких для прохождения отметок и заданий. Но в том-то и дело, что с разминкой слегка перемудрили: в координаты закралась ошибка, и легенда за первым же КП отправила наш экипаж в близлежащий поселок (точка «била» прямо посередине одного из огородов). Тут бы заподозрить неладное (ведь в легенде была еще и подсказка: «Только съехав в лес, «охотники» заметили след»).
В результате вместо лесной прогулки два экипажа минут сорок катались вокруг дач, прежде чем выяснилось действительное положение КП. А потом (только с большим числом действующих лиц) история повторилась с точкой «бункер». Правда, в конце концов десять синих надписей «Трофи 59», как и требовалось, все же были найдены. А вот дальше начался настоящий полтергейст. С дорогами…
Для начала тропа, обозначенная в картах как дорога с улучшенным (непонятно только, где и кем) покрытием, оказалась вполне себе приличной колеей, заваленной снегом и углубленной промоинами. А потому наш экипаж передвигался здесь большей частью на лебедке. Когда же совсем стемнело, нам навстречу начали попадаться соперники, которые – также на лебедках – ползли… в строго противоположном направлении!
На пути к храму
Субботним утром один из старейших городов Пермского края Кунгур проснулся от рева множества собравшихся на главной площади автомобилей. Культурная навигация – одна из тех фишек, без которых просто не представить «Солены Уши». На этот раз требовалось найти несколько зданий по фотографиям начала прошлого века и объехать еще с десяток других примечательных адресов. Правда, сделать это оказалось не так-то просто. Например, один из храмов потерял центральный купол, оброс торговыми палатками и вообще переквалифицировался в спортивную школу. В общем, чтобы узнать вид на него с реки, надо было обладать хорошим воображением. А между тем узнать было просто необходимо: только после успешного выполнения этого задания выдавалась легенда дальнейшего маршрута.
Разматывай лебедку!
Видимо, по замыслу организаторов путь от города Кунгура до города Осы должен был стать серьезным испытанием (иначе как объяснить количество времени, на него отпущенного?). Но проселочные дороги и заснеженные пашни покорялись на удивление легко. Окрыленные этим обстоятельством, а также возможностью посостязаться и обогнать, наконец, второй день шедший непосредственно перед нами экипаж Андрея Селиванова, мы чуть не пролетели точку №14. Находилась она на здоровой березе, которая росла слева, у самой дороги, прямо по ходу замерзшей колеи. А впереди уже рычал и гонял колесами снежную пыль сидевший на пузе Pajero Селиванова. Они эту точку и вправду проскочили…
Наш экипаж оперативно высыпался из автомобиля. «Разматывай лебедку!» – скомандовал штурман Дмитрий Поспелов, намереваясь подтянуть к сосне морду нашего HiLux, дабы запечатлеть на снимке классическую трофи-композицию. Но в этот момент трос, перевидавший уже не одну гонку, не выдержал, и от него оторвалось сразу метра три. Но где наша не пропадала! Веревку – в багажник, команда – за работу!.. И тут к точке подходит один из членов экипажа Pajero. «А что это вы тут делаете?» – говорит он. «Не видишь? Уйди, не мешайся», – следует ответ. «Тоже засели?» – искренне удивляется гость. «Нет, к точке тянемся», – говорим мы. «Так вы дверь откройте!!!» Как говорится, немая сцена…
Телефон в деревне
Происшествие так зацепило Дмитрия, что за размышлениями о причинах случившегося конфуза следующую точку мы все-таки пролетели. Пришлось возвращаться. Но вот показалась деревушка, в центре которой стоял «телефон». Найти его не составляло труда: пестрый Pajero и только что отваливший УАЗ выманили из окрестных домов аборигенов и собрали целую ватагу вертевшихся тут же мальчишек. Это было одно из специальных заданий, которыми изобилуют «Солены Уши» (парой часов ранее мы уже фотографировались на фоне «железной живности» – ржавых тракторов у полуразрушенной колокольни). Но вернемся к «деревенскому телефону». Воспользовавшись сим средством связи с цивилизацией, надо было позвонить организаторам. «Ничего не выйдет! – заявил мужичок, с довольным видом наблюдавший странные потуги уже третьего кряду экипажа. – Наставили тут этих телефонов, проверяют, ремонтируют. А они неделю работают – и ломаются!» В общем, пришлось нам удовлетвориться фотографией. Дальше был лес и «асфальтовая» дорога, на деле оказавшаяся давно неезженной просекой. К тому же ее периодически пересекали скованные льдом речушки, мосты через которые обвалились.
Смеркалось, морозец крепчал, и на деревья опустился иней. Проехав пару бродов, мы оказались в месте, откуда до следующей точки оставалось не более пары километров. И тут путь нам преградила промоина, перебраться через которую можно было, лишь валя лес и тащась на лебедках. Экипажи предпочли развернуться. Это принесло свои плоды: вопреки ожиданиям организаторов четыре экипажа финишировали за несколько часов до открытия финиша…
Колея становится другом
Спецучасток третьего дня предполагал небольшое скоростное ориентирование в лесах под Осой. Петляя по лесному серпантину и чуть ли не взлетая на холмах (перепад высот в лесу достигал сотни метров), экипажи выстраивались на точках в приличных размеров очереди. К тому же, поскольку разрыв в тройке лидеров (которую мы, собственно, и замыкали), был минимален, все должен был решить именно этот СУ. Напряжение нарастало, подобно снежному кому, толкая участников на рисковые поступки. А ведь был же объезд… Резкий удар, и наша машина одним колесом проваливается в промоину. Осмотрев колею, мы так и не поняли, обо что же именно стукнулись, но итог был плачевным: рулевая тяга оторвана... После полуторачасового колдовства со вчерашним куском троса машину удалось сделать почти управляемой. Вот уж когда мы молились, чтобы колея не заканчивалась до лагеря!.. Более того, по пути выдернув из ледяного плена предоставленный спонсорами соревнований Mitsubishi L200 с журналистами, мы взяли еще одну точку. Но результат… увы, лишь шестое место.
Соль как традиция
В свое время «Солены Уши» начинались с отборочного этапа «Экспедиции-трофи». И надо сказать, что это соревнование сразу же обзавелось собственными традициями, главнейшая из которых – непременная «засолка» ушей капитанов экипажей перед стартом. Вообще же «Солены Уши» проходят в Пермском крае всего лишь третий год. Гонка изначально задумывалась как реалити-шоу. «Для меня было важным, чтобы была легенда с завязкой, действием, кульминацией и развязкой», – вспоминает руководитель гонки Евгений Категов. Это уже потом пришли специалисты из «Экспедиции» и рассказали, что такое трофи. А еще хотелось показать людям наш удивительный край: в этой тайге Леонов с Беляевым приземлились, а по той дороге пугачевцы проходили.
P.S. На мой взгляд, уровень организации этого соревнования с каждым годом растет, и очень хочется верить официальному девизу мероприятия: «Время серости проходит – приходит время героев!»
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.