Контроль за скоростью

"Северный лес" - первый этап ЧР по ралли-рейдам

Текст: Андрей Хорьков
Фото: Андрей Хорьков

Ралли-рейд «Северный лес» – это первый этап Чемпионата России. Проходит под Питером в Приозерском районе и славится тем, что задает ритм целому году. Что ж, нынешний «лес» вполне оправдал наши ожидания...

Надо сказать, что календарное время проведения гонки «Северный лес» выбрано оптимально – конец февраля, уже не так быстро темнеет и обычно стоит легкий морозец. Для определения порядка старта в ралли-рейдах устраивается квалификационный заезд – пролог. В данном случае он был проведен на стадионе технических видов спорта. Кстати, первый скандал вспыхнул еще во время техкомиссии: из-за особенностей крепления амортизаторов комиссары решили перевести все три Chevrolet Niva из национального класса в Т2, то есть их принуждали бороться в одной зачетной группе с сильно модифицированными автомобилями (например, дакаровским болидом А. Беркута). В конце концов, здравый разум возобладал над нездравым, и «Нивы» признали своими. Но при этом пригрозили, что делают это в последний раз! Пролог очень редко устраивают рано утром. Обычно это «обеденное блюдо». А тут и вовсе из него решили сделать «аперитив перед ужином». В пять часов вечера стартовала первая из 43 машин. Две петли по стадиону, два прыжка с дощатого трамплина и все, можно ехать в Лосево, на базу. Четыре с половиной машины с заданием не справились... Одна заглохла еще на старте (как в том анекдоте – «Никто его не убивал, товарищ начальник, он уже пришел убитый!»), два автоодиночества повстречали свою судьбу в сугробе-отбойнике, а Игорь Козлов нашел «срезку».

Но это еще не все. Половина машины осталась на трассе после зрелищного прыжка в исполнении Анатолия Викторова (Турбодеда). От удара задний мост его УАЗа переломился пополам, и редуктор укатился к ногам восхищенной публики. Можно было печально поднять его и декламировать «Быть или не быть?».

Однозначно – быть! Мчимся в Лосево и пытаемся организовать свои завтрашние перемещения. Руководитель гонки Игорь Кан предлагает нам выставиться на трассе до открытия движения. А это значит, что на точке сбора мы должны быть задолго до рассвета. Наша точка в 25 км от старта. Осмотревшись, понимаем, что нам предлагают снимать на прямой и ровной лесной дороге с романтичными столбами! Очень хотелось бы спросить, какие фотографии с этой точки организаторы рассчитывали видеть опубликованными в журналах? Кто-то спрашивает: «Нас что, обманули?». «Нет, – говорю, – трасса здесь все-таки проходит!»

И отправились мы искать интересное место... 25-километровая прогулка по морозцу, особенно когда она сопряжена с постоянным отпрыгиванием с трассы в лес – очень хорошая тренировка. А участникам предстояло проехать четыре круга – два по 82 км и два по 60. Наша разведгруппа преодолела линию Маннергейма и углубилась в тыл. Если не считать такой безделицы, как съемка пролетающих мимо машин (одна оторвалась от земли на целых десять сантиметров – вот это был трамплин!), задачей-максимум была добыча пива.

Долго ли коротко, добрались мы и до старта-финиша. Успевшие пообщаться друг с другом спортсмены нервничали. Ситуация складывалась грозовая – участников обязали установить в машины «черные ящики». Это были GPS-навигаторы, записывающие параметры прохождения трассы. Подобные аппараты уже испытывали на ростовском «Тихом Доне» в прошлом сентябре. Но было и одно серьезное отличие: в тот раз оценивалось только соблюдение «коридора», а сейчас ввели контроль за скоростью. Если учесть, что в каждой деревне, которых было немало, легенда предписывала ехать 60 км/ч, кое-кому было впору кусать локти. Судьи изъяли у всех карточки с данными и уволокли в логово готовить жертвоприношение. А когда мы ложились спать, стало известно, что обработано меньше половины данных...

Утром следующего дня мы сговорились отправиться к штабу. И не прогадали. Стартовые ведомости были вывешены менее чем за полчаса до запуска первой машины, и сюрпризов там было немало. Даже небольшое превышение скорости каралось 15 минутами пенализации. Если учесть, что разрыв между лидерами исчислялся на секунды или, в крайнем случае, десятки секунд, получить такое «утяжеление» было равнозначно проигрышу. К слову, ни Сергей Гиря, ни Алексей Беркут, шедшие первыми, не пострадали. А вот «пятнадцатиминутчик» Константин Жильцов вообще не хотел выходить на трассу, и только отец уговорил его ехать. Но это еще ничего, ведь были оштрафованные и на несколько часов. Рекорд – 8:45! И это при том, что время лидера в первый день составило 3 часа 20 минут.

В итоге, старт перенесли на час, чтобы желающие могли подать протесты. В фойе школы, где находился штаб, кучковались горячие головы. Уже обсуждалось, кого из организаторов бить первым. Потом оказалось, что пенализацию посчитали только по первому из двух вчерашних спецучастков, поэтому потребовалось еще полчаса на окончательную калькуляцию. А с трассы тем временем звонили раскиданные по глухим местам журналисты и просили выпустить, наконец, машины... На «Северном лесе» были и международные наблюдатели, и они изъявили желание рассказать о мировом опыте. Их выслушали, но ничего менять не стали. То, что обкатку GPS-слежения устроили на этапе Чемпионата России, конечно, безобразие. Но можно только представить себе неразбериху, которая возникла бы в связи с пересмотром результатов.

После финиша мы поехали зачищать трассу... Эвакуация понадобилась двум экипажам. Сергей Суховенко на Nissan неудачно выполнил обгон буквально за несколько километров до финиша, перевернулся и съехал с горки на крыше. К нашему приезду машину уже поставили на трейлер. Еще одна « Нива» также была на колесах и даже завелась.

К счастью, серьезных проблем ни у кого не возникло, а большинство «улетов» были в ближайший сугроб. «Похоже, что застрявшие гонщики тупеют», – говорят судьи... Например, пришлось учить штурмана-женщину включать пониженную передачу на «Ниве». Это, по меньшей мере, удивительно, учитывая, что мы наблюдали не за покатушками «чайников», а за этапом Чемпионата России, а сидящего в правом кресле человека называют штурманом лишь по привычке, на самом деле это второй пилот!

После финиша машины, как водится, загнали в закрытый парк и отправились считать результаты. Процесс снова затянулся, и чтобы успеть провести церемонию награждения, приняли решение отогнать спортивные автомобили на базу колонной в режиме закрытого парка! В общем, раз за разом ралли-рейды подтверждают свою скандальность. На эту тему я разговорился с одним опытным товарищем (очень давно работающим на ралли-рейдах). По его мнению, все сложности происходят из-за того, что организаторы слишком разбаловали участников и продолжают потакать их прихотям. В результате трассы выходят все проще и проще. Они фактически уже ничем не отличаются от трасс для классического ралли, не подразумевающего использование внедорожников. В итоге, на серьезных международных соревнованиях приходится туго. Например, бесспорный победитель «Северного леса» Алексей Беркут сознался: на «Дакаре» он в какой-то момент стал мечтать, чтобы механикам не удалось оживить его сломавшуюся машину. Наверху прислушались. Может, и ТАМ начали потакать?

Результаты 1-го этапа ЧР по ралли-рейдам (абсолютный зачет)
1 Беркут Алексей / Николаев Антон VMP - Racing team Mitsubishi L-200
2 Гиря Сергей / Шубин Кирилл Busines Car Racing Toyota Landcruiser 80
3 Новиков Андрей / Соловьёв Александр Красмоторспорт Mitsubishi Padjero

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№2 март-апрель 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты