Приз там, говорят, огромный

Пристрастный репортаж с первого этапа "Экспедиции-трофи"

Текст: Леонид Миндель
Фото: Игорь Георгиевский

Зачем люди идут в горы, сплавляются по быстрым рекам или едут через всю страну на машинах? Ответа на эти вопросы не существует, или не так – ответов слишком много. Полемика ведется давно, и варианты ответов более или менее известны. А вот зачем люди едут в «Экспедицию-трофи»? В данной статье я попытался ответить на этот вопрос, только... у меня ничего не получилось.

Петрозаводск. Небольшой, но очень чистый и культурный город. Водители и пешеходы взаимно вежливы, да и трафик невысокий. В общем, пользоваться услугами такси – одно удовольствие. Во время одной из поездок разговорились с водителем.

– Откуда едете?

– С этапа соревнований «Экспедиция-трофи».

– А-а-а, что-то такое слышал. Там, говорят, приз огромный.

– Да, не малый – 15 килограммов золота.

– Ого! За такие бабки и я бы поехал. А денег потратить много надо?

– Думаю, от двух до пяти тысяч с человека...

– Рублей? Долларов! Да ладно?! Не-е-е, тогда на фиг.

Вот он, подход рационально мыслящего человека, спокойно относящегося к путешествиям и приключениям. И я уж было хотел свысока ответить, мол, «вам не понять, вы не любили». Но осекся. Ведь и меня, такого всего из себя путешественника, тоже нет в списке участников. Да и не меня одного...

Вечером я никак не мог уснуть. Все думал, почему же я не с ними. В конце концов, устроив разговор по душам с самим собою, я вывел, что основной причиной моего неучастия в «Экспедиции» является тривиальное отсутствие денег. И то верно, поездку бюджетной никак не назовешь, одного топлива, по скромным подсчетам, уйдет около 2,5 (!) тонн на машину. Но дело не только в финансах... Казалось бы, как здорово проехать через всю страну. Увидеть Крайний Север, густонаселенный Центральный регион, суровые Уральские горы, тайгу, Байкал и Тихий океан. Вот только не увидят этого участники, точнее, разглядеть не успеют. Да и система отсева кажется мне несправедливой. Конечно, побеждает сильнейший. Но ведь столько сил и средств вложено в подготовку, а тут, после очередного СУ, говорят: «война окончена». Может быть, стоило сделать систему баллов за каждый СУ и только по окончании гонки выяснить, кто победил? Так все участники имели бы возможность пройти всю гонку.

Да и название проекта вызывает у меня недоумение. Экспедиция... Мне-то наивному всегда казалось, что, дружно снося тяготы и лишения, участники экспедиции должны помогать друг другу бороться с трудностями. Но в данном случае ничего из вышеперечисленного не наблюдается, а вот брэнд в стадии раскрутки присутствует... Кстати, часики «Экспедиция-трофи» уже вовсю продаются и стоят каких-то 9000 рублей. Теперь о трофи... Здесь уже ближе к теме, но только не в понимании любителей бездорожья, а в гораздо более древнем значении этого слова – «трофей». Вроде бы все и ничего, в связке читается «экспедиция за трофеями» (за золотом, значит). Вот только не за золотом народ в эту гонку отправился. По крайней мере участники. Что до организаторов и спонсоров... Не ведаю.

Скажете, я сгущаю краски, мол, не поехал, вот и наговариваешь, чтобы самому обидно не было. Может, и так, а может, и не совсем...



Город Петрозаводск. 24 февраля 2005 года. Спецучасток "Онега".

Коротенькая трасса на первый взгляд не таила в себе никаких опасностей (ваш покорный слуга был одним из тех, кто ее готовил). Сто метров льда, покрытого тонким слоем снега, и выезд на берег по глубокой целине через ледяной бруствер. Психологически лететь на стену снега высотой полметра боязно, а технически – ничего сложного.

Колонну привели с набережной по льду (около трех километров), распределили по коридорам и дали старт. Почти семьдесят машин, несущихся к финишу – феерическое зрелище. Но недолгое. Основная масса команд финишировала в течение нескольких минут (одни брали перемет «ходом», другие – раскидывая снег лопатами, вытаскивали машины практически на себе).

Вскоре берег опустел, и лишь одинокий УАЗ команды «Веселый Роджер» застыл посередине трассы, опираясь на кромку берега сломавшимся пополам передним мостом. Виной тому – замерзшее бревно, оказавшееся на пути машины, или заводской дефект самого моста. Да оно и не суть важно. Важно другое. То, как вела себя команда, сошедшая на самом первом этапе. Они спокойно осматривали машину, прикидывали, где можно в срочном порядке найти передний мост и... улыбались друг другу. Глядя на ребят, я подумал о том, что, несмотря на сход, именно сегодня и именно здесь они... победили!



Вне зачёта.

На снегоходных гонках, проходивших в Петрозаводске за пару дней до этапа «Экспедиции-трофи», я познакомился со спортсменами из Самарского снегоходного клуба «Ассса» Олегом ДОКТОРОВЫМ и Сергеем КСЕНДЗОВЫМ. Мы разговорились, и ребята рассказали мне, что собираются проехать маршрут гонки вне зачета. Я пожелал им успеха. Олег с Сергеем отправились в Мурманск, я – на берег Онеги, готовить трассу. Но чем больше я думал о замысле ребят, тем больше вопросов у меня возникало...

ORD: Объясните, зачем вы пошли вне зачета, за пределами внимания прессы и зрителей, когда могли пройти отбор и ехать на правах полноценных участников?

Олег: Мы понимаем, что к этой гонке люди готовились очень долго, вложив массу усилий, в том числе и в доводку автомобилей. У нас же была немного другая задача – романтическая. Проехать через всю страну.

Сергей: Я хотел бы добавить, что одной из причин стало отсутствие времени. Слишком поздно нам стало известно об этом мероприятии. Олег узнал о гонке за два месяца до начала, я – за две недели. Возможно, узнай мы раньше, все было бы иначе.

ORD: Вы поставили себе задачу пересечь нашу необъятную Родину. Если это по силам другим, значит, по силам и нам?

Олег: Ты имеешь в виду: «У вас машины подготовленные, а у нас стандартные, но мы все равно проедем»? Нет, вызов такого характера мы не пытаемся бросить. Ведь у ребят, помимо задачи проехать, есть цель пройти кучу веселых этапов типа сегодняшнего Петрозаводского. Взять хотя бы сегодняшний берег...

ORD: Я знаю, что ваша основная страсть в зимний период – снегоходы. Как вы думаете, не появится ли у вас после экспедиции желания заняться автоспортом вплотную?

Олег: Я думаю, у нас с Сергеем будут кардинально разные точки зрения на эту тему. Он, наверное, да, а я, вероятно, нет.

Сергей: О вкусах не спорят. Да, я брежу снегоходами, но с удовольствием ныряю с аквалангом и езжу на машине. Поэтому, если представится возможность залезть куда-нибудь... Кто знает? Почему бы и нет...

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№2 март-апрель 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты