Сестры Кличко

Американские рок-баги в российском анатомическом театре

Текст: Андрей Судьбин
Фото: Андрей Судьбин

Наверное, каждый российский любитель езды по бездорожью знает, что североамериканский офф-роуд совершенно не похож на наше, отечественное «грязелазание». Напротив, любимые маршруты американцев находятся в горах. И проложены они по сухим (или не очень) руслам ручьев, заваленным огромными валунами. Называется все это безобразие соответственно – рок-кроулинг (что в дословном переводе обозначает «скалоползание»). Ну а специфические задачи, естественно, требуют создания специфических машин...

В том, что мы знаем об американском офф-роуде довольно много, нет ничего удивительного – наше внедорожное движение за несколько лет прошло путь, на который американцам понадобилось более полувека. По обе стороны океана начиналось все совершенно одинаково – с дружеских «покатушек». Но если в одном месте соберется трое мужчин, влюбленных в одно и то же дело, то тут же начнется выяснение, а кто, собственно, это самое дело делает лучше. Так у нас в стране появились трофи-рейды, а за океаном – рок-кроулинг. Но того, каких вершин достиг рок-кроулинг в США, мы, в сути, не представляем. И самое главное, мы не до конца осознаем, что эра спортивно-туристических универсальных машин в «скалоползании» закончилась. В ходе эволюции они практически утратили способность (и юридическое право) перемещаться по дорогам общего пользования, зато приобрели массу удивительных качеств. Сегодня в соревнованиях по рок-кроулингу участвуют автомобили трех классов. Первый класс – Modified Stock (кузова и шасси серийных автомобилей, колеса с размерностью не более 35 дюймов). Но наиболее интересны машины высшей лиги, получившие название «рок-багги». И очень похоже, что я стал одним из первых российских автожурналистов, кому посчастливилось непосредственно познакомиться с этими удивительными автомобилями.

Анатомия старшей сестры

Ну а теперь позвольте познакомить вас с нашими героинями. Прошу любить и жаловать: RockIt и RockHer. Обе «сестрички» прописаны в команде Red Bull Rockcrawling. Старшая по возрасту и уровню модификации – RockIt – относится к классу Supermodified, младшая – RockHer – к классу Modified. Заметьте, я не случайно перешел на женский род. Хозяева машин, супруги Дастин и Бекка Уэбстер, говорят о них именно так. И я их понимаю... Посмотрите на изящные и плавные линии корпусов! Но в то же время огромные колеса и массивные мосты недвусмысленно говорят о том, что перед нами – настоящие воительницы. В общем, речь идет об этаких... сестрах Кличко.

Три или четыре

Первое, что обнаруживаешь при внешнем осмотре рок-багги – это полное отсутствие дверей. Вход и выход осуществляется через окно. Но давайте по порядку. А начнем мы со «старшей сестры», RockIt. Силовая структура машины – пространственная рама из стальных труб, она же – каркас безопасности. Среди соперников RockIt немало средне- и заднемоторных агрегатов, но наша героиня имеет классическую компоновку. Двигатель, широко распространенный в США GM Vortec 4300 V6, форсирован фирмой JSA OffRoad до 235 л.с. Трансмиссионные агрегаты представлены стандартной АКПП GM Turbo 400 и раздаточной коробкой Atlas II. Рок-кроулеры уважают эту коробку не только за «неубиваемость», но и за то, что она имеет режимы «только задний мост», «только передний» или «оба сразу», а также за множество вариантов понижающей передачи, от 1:3 до 1:5 (в нашем случае – 1:3,8). Над АКПП поколдовали инженеры JSA OffRoad, перенастроившие клапана так, что при переводе селектора в положение 1, 2 или 3 коробка остается именно на этой передаче. Выбор мостов также традиционен для американского рок-кроулинга – это Dana 60. Но oни оснащены поворотными кулаками Dynatrac ProRock и усиленными карданными шарнирами CTM Racing. Полуоси изготовлены на заказ из стали марки 300М. Передаточное отношение главных пар – 1:5,13. Естественно, на трассах рок-кроулинга нечего делать без блокировок, и создатели машины установили в оба моста TracTech Detroit Locker. Раздаточную коробку и мосты соединяют карданные валы фирмы JE Reel Driveline. К прочности карданных валов особые требования, ведь эти детали по десятку раз на дню испытывают жесткие соприкосновения со скальной породой.

И все же самая главная система в рок-багги – подвеска. Для нашей героини ее разработали специалисты фирмы PolyPerformance. Продольные рычаги начинаются прямо от подрамника раздаточной коробки. А вот средний, А-образный, рычаг не совсем обычный, потому что это не один рычаг, а два, сходящиеся треугольником к кронштейну на корпусе дифференциала. На сайте команды подвеска машины названа «трехрычажной», а на сайте ассоциации UROC – «четырехрычажной». Естественно, никаких сайлент-блоков, только прочные и надежные шаровые соединения. В качестве упругих элементов использованы пружины, навитые поверх амортизаторов King Pro-Truck. При дальнейшем наружном осмотре одна вещь показалась мне крайне странной. Мы все привыкли к тому, что для максимальной артикуляции мостов нужно избавиться от стабилизаторов поперечной устойчивости. А тут они есть, да еще какие! Оказывается, стабилизатор системы Керри давно стал неотъемлемой частью конструкции машин для рок-кроулинга. Ведь чтобы подъем с одновременным поворотом не стал «подъемом с переворотом», нужно прижать разгруженное колесо к грунту и обеспечить его сцепление с поверхностью.

Арсенал старшей сестры

Шины Pro Comp XTeraain размерности 40x13,5R20 смонтированы на кованых легкосплавных дисках с бедлоками. 20-дюймовый посадочный диаметр выбран из тех соображений, что колеса с более низким профилем меньше подпрыгивают при падении машины с высоты. Ну и, наконец, рулевое управление с непосредственным гидравлическим приводом. Ответственные за поворот как передних, так и задних колес гидроцилиндры размещены непосредственно на мостах. В итоге, передний мост управляется как обычно, рулевым колесом, а задний – маленьким джойстиком, расположенным между сидениями.

Вообще же в кабине RockIt можно обнаружить массу любопытных вещей. Конечно, спортивный «бублик» модели Grant Evolution или два рычага раздаточной коробки Atlas нельзя назвать чем-то уникальным (для управления коробкой передач и вовсе использован стандартный селектор). Но вот с педалями все обстоит иначе... Под правой ногой – как обычно, педаль газа, а вот тормоз нужно жать левой ногой (как на карте). При этом педалей тормоза – две, одна отвечает за передний контур, вторая – за задний. Вот и представьте, какие возможности предоставляет квалифицированному водителю весь этот арсенал! В результате, задача переставить машину на несколько метров в сторону (не смещаясь при этом ни вперед, ни назад) уже не представляется нереальной.

Сидения и четырехточечные ремни безопасности изготовлены фирмой Mastercraft. Сидения не имеют такой развитой боковой поддержки, как гоночные «ковши», но она и не нужна. За спиной экипажа расположен крохотный, литров на 20, бензобак (хватит на одно соревнование). Завершают же внедорожное оснащение лебедки – передняя WARN 9000 и задняя WARN 1500. Когда я спросил, чем, собственно, может быть полезна такая кроха, то получил ответ, что ее главная задача – в случае необходимости подтянуть... задний мост к пространственной раме. А еще с ее помощью можно закрепить какой-нибудь груз. Например, во время нашей поездки по горам Сэнди Маунтинз (о ней вы можете прочитать в этом номере) таким грузом оказались две пластиковые канистры с запасом горючего. А вот компрессор в оснащение рок-багги не входит. Его заменяет небольшой баллон со сжатым углекислым газом, объема которого вполне хватает, чтобы многократно корректировать давление в шинах в соответствии с характером преодолеваемых препятствий.

Технические характеристики RockIt
Двигатель GM Vortec 4300
Мощность двигателя 235 л.с.
Вес 1630 кг
Коробка передач GM Turbo 400
Лебедка WARN 9500i
Главные пары 1:5.13
Передняя блокировка Detroit Locker
Задняя блокировка Detroit Locker
Раздаточная коробка Atlas II
Передаточное отношение PK 1:5.0

Тоже красивая девушка

Что же касается RockHer, на которой выступает (и очень неплохо, доложу я вам, выступает) Бекка Уэбстер, то на первый взгляд эта машина отличается от «старшей сестры» только серебристым цветом наружных кузовных панелей (обе стилизованы под пикап Chevrolet S-10, и кузовные стеклопластиковые панели выклеены у них по одним шаблонам). Но сходство это сугубо внешнее. RockHer выступает в классе Modified, а там технические требования жестче. Начнем с того, что у RockHer есть рама. Точнее, в общую силовую структуру включены два лонжерона от рамы Jeep CJ8 Scrambler. Но конструкторы поступили весьма нетрадиционным образом, поместив правый лонжерон с левой стороны, а левый – с правой. Это позволило опустить двигатель между передними ветвями рамы, обеспечив тем самым очень низкий центр тяжести. Узкая же задняя часть машины как нельзя лучше упростила работу по достижению максимальной артикуляции подвески. Двигатель GM Short Star был выбран не случайно. Эта V-образная шестерка с алюминиевым блоком цилиндров и объемом 3900 куб.см легче, компактней и мощней, чем Vortec 4300, а после того как над мотором поколдовал Рэнди Кникербокер из фирмы NewSchool Motorsports, он начал выдавать 290 л.с. Радиатор расположен за водительскими сидениями, что, в свою очередь, позволило улучшить развесовку. Автоматическая коробка передач Torqueflight 999, изготовленная фирмой JSA OffRoad Center по заказу команды Red Bull, предназначена специально для работы с этим двигателем. Схема управления коробкой позволяет выбрать любую из передач и остаться на этой передаче вне зависимости от оборотов двигателя. Естественно, и передний, и задний мосты снабжены стабилизаторами поперечной устойчивости системы Керри. Раздаточная коробка – такая же, как и на RockIt, Atlas II фирмы Advanced Adaptors.

Опущенные вниз двигатель и трансмиссия заставили разделить передний карданный вал на три отдельные детали. Это позволило «обогнуть» выступающий вниз картер коробки передач. Этот узел изготовлен фирмой JE Reel Driveline. Мосты – Dana 60, прошедшие серьезную модификацию в фирме Rockcrusher, с карданными шарнирами фирмы СТМ в поворотных кулаках. Естественно, полуоси тоже стоят усиленные, из стали 300М. Разработкой подвески занимался Райан Кинелли. В целом ее геометрия имеет много общего с RockIt, но есть и существенные различия. В частности, впереди стоит традиционная трехрычажная подвеска с тягой Панара. И наконец, самое главное: помимо гигантских пневмоамортизаторов Fox Nitrogen Airshox фирмы PolyPerformance вы не найдете в подвеске RockHer никаких других упругих элементов. В результате, ходы подвески не просто впечатляют, они поражают! 900 мм – это вам не фунт изюму. Интересно, что на ход сжатия приходится только 50 мм, все остальное – ход отбоя.

Хитрости младшего класса

Поскольку в классе Modified запрещено «непосредственное гидравлическое рулевое управление», строителям RockHer пришлось установить обычный рулевой редуктор от CJ-7 с гидроусилителем Redneck Ram, соединив его с поворотными кулаками сошками и тягами фирмы Crane High Clearance. Запрещены в этом классе и задние управляемые мосты. И все же RockIt умеет «по-крабьи» двигаться вбок ничуть не хуже, чем «старшая сестра». Спросите, как она это делает? Если заглянуть в кабину RockHer, то обнаружится примерно такое же обустройство, как и в RockIt, за одним исключением – там есть два дополнительных рычага, позволяющих затормозить по отдельности левое и правое передние колеса! Техника бокового перемещения такова: выворачиваем руль, тормозим одно переднее колесо, включаем только задний мост и резко нажимаем на газ. Задние колеса начинают жечь резину, и автомобиль заносит задний мост в сторону, противоположную заторможенному переднему колесу. Теперь включаем только передний мост, выворачиваем руль в другую сторону, тормозим задние колеса и снова жмем на газ. Выглядит все это как цирковой трюк, но на самом деле это обычный прием, позволяющий спортсмену выставить машину на оптимальную траекторию.

Имеются у «младшей сестрички» и блокировки – Detroit Locker в переднем мосту и ARB с пневматическим приводом в заднем. Но и тут не обошлось без маленьких хитростей: Уэбстеры используют для привода блокировки тот же баллон со сжатой углекислотой, что и для подкачки колес. И опять же – одной заправки вполне хватает на двух-трехдневные соревнования, поскольку RockHer носит «обувку» несколько меньшего размера (всего лишь 37х13,5R16). Ну а завершают внедорожное оснащение две лебедки – передняя Warn 8000i и задняя Warn 1700. И здесь их основное назначение – подтягивать мосты к раме (передний на подъемах и задний при спусках). Крутые подъемы, спуски и поперечные уклоны вообще можно считать коронными номерами младшей из «сестер Кличко». Машина получилась потрясающе устойчивой! Судите сами: она способна въехать на склон крутизной 70 (семьдесят!) градусов, а ее угол поперечной устойчивости составляет 60 градусов! Впечатляет? Еще как, причем не только неискушенного в общении с подобной техникой российского журналиста, но и многоопытных американских болельщиков.

Технические характеристики RockHer
Двигатель GM ShortStar 3900
Мощность двигателя 290 л.с.
Вес 1630 кг
Коробка передач GM TorqueFight 999
Лебедка WARN 9000i
Главные пары 1:5.13
Передняя блокировка Detroit Locker
Задняя блокировка ARB
Раздаточная коробка Atlas II
Передаточное отношение PK 1:4.3

Знакомство с продолжением

В целом можно сказать, что при постройке RockHer были использованы все технические решения, хорошо зарекомендовавшие себя в ходе эксплуатации «старшей из сестер». К таким решениям относятся и общая геометрия подвески, и выбор агрегатов, и прозрачные окна в полу кабины (они позволяют контролировать наезд колеса на препятствие). Однако принадлежность к «младшему» классу заставила в целом ряде случаев искать новые подходы. В результате по многим параметрам «младшая сестра» обогнала «старшую»! Соответственно, и спортивные достижения «младшей» несколько выше...

– Ну а где же, собственно, тест? Где впечатления автора от управления этими монстрами женского пола? Неужели американские спортсмены повели себя в точном соответствии с детским стишком: «Завтра праздник, воскресенье, нам лепешек напекут, и помажут, и покажут, а покушать не дадут?» – спросите вы. Успокойтесь, все было. Просто тестовая поездка получилась настолько интересной, что вылилась в отдельную статью, которую вы и найдете здесь...



Что такое рок-багги.

Рок-багги делятся на два класса – Modified и Supermodified. Дальше всех от обычных внедорожников ушел, естественно, класс Supermodified. Кузова этих машин представляют собой «птичью клетку» – пространственную раму с интегрированным защитным каркасом. Зачастую это сугубо одноместные аппараты, ведь штурман (в терминах американского рок-кроулинга – споттер, т.е. «указывающий») во время состязаний находится вне машины. Вес «скалолазов», как правило, колеблется в пределах от 1000 до 1500 кг. В качестве силовых агрегатов чаще всего используются мощные и компактные V6, выдающие от 250 до 400 л.с.

Впрочем, на особо легких машинах могут быть установлены и рядные четверки мощностью всего 100–150 л.с. Коробки передач в основном автоматические, а в качестве раздаточных коробок используются спортивные Atlas или Atlas II. Подвеска – зависимая, рычажно-пружинная, преимущественно с центральным А-образным рычагом. На большинстве машин используются модифицированные (в той или иной степени) мосты Dana 60, хотя встречаются и Ford 9”, и портальные мосты от Volvo C303 или UNIMOG, и даже такая экзотика, как мосты от трактора John Dir. Рулевое управление – «непосредственное гидравлическое», то есть рабочий гидроцилиндр расположен прямо на переднем мосту, а рулевой редуктор отсутствует как класс. При этом многие машины являются «полноуправляемыми». Колеса размером от 37 до 48 дюймов.

Машины класса Modified внешне очень похожи на «старшеклассников», но имеют ряд существенных отличий. Во-первых, они, как правило, несколько тяжелее, поскольку обязательно должны быть снабжены продольными лонжеронами рамы от серийного автомобиля, произведенными фирмой, имеющей сертификат OEM (Original Equipment Manufacturer). Во-вторых, рок-багги класса Modified в обязательном порядке должны быть оборудованы двумя расположенными рядом сидениями. В этом классе также запрещены управляемые задние мосты и передние мосты с непосредственным гидравлическим управлением (автомобиль обязательно должен быть оборудован обычным рулевым редуктором). И, наконец, предельный размер колес для этих машин ограничен 37 дюймами.



Я не планирую становится президентом США.
Дастин УЭБСТЕР, пилот и менеджер команды «Red Bull Rock-Crawling»

В 17 лет я впервые взял у отца полноприводный пикап и поехал в горы проверить, насколько далеко я смогу забраться. Через много лет, в небольшом городке Роко в Мексике я увидел афишу, на которой были изображены карабкающиеся по камням машины с огромными колесами. И буквально через 15 минут я решил, что мне нужно построить такой аппарат и принять участие в соревнованиях. А еще через полгода я уже знал, что рок-кроулинг – это именно то, чем я должен заниматься в жизни.

Я забросил свой бизнес, прыжки со скал в воду и полностью посвятил себя новому увлечению. Мне повезло – я нашел двух серьезных спонсоров, фирмы Red Bull и Pro Comp Tires, что и дало мне возможность заниматься любимым спортом 24 часа в сутки.

Что касается спортивных достижений, то это непростой вопрос. У меня были высокие результаты, но зачастую достижением можно назвать саму возможность соревноваться с лучшими из лучших. Но главное – мне удалось создать первую в США профессиональную команду, проложив дорогу другим.

Перед нами стоят весьма амбициозные задачи. Нет, конечно же, я не ставлю перед собой цель стать Президентом США. Конечно, хотелось бы выиграть национальный чемпионат. Правда, важнее достичь положения, при котором наша команда могла бы платить сама за себя, не полагаясь на спонсорские деньги. Я ставлю задачу заработать за сезон 500 000 долларов и полагаю, что это вполне реально. Только в этом году соревнования по рок-кроулингу увидели 79 миллионов человек (с учетом телезрителей), то есть по вниманию со стороны публики мы почти сравнялись с гонками серии NASCAR, и в финансовом плане мы можем быть так же успешны, как кольцевики.

Я считаю, что у меня есть хорошая стратегия. Например, выбирая себе споттера, я беру человека с оптимальным балансом опыта, физической подготовки и артистизма. Спросите зрителей, кого из споттеров они запомнили, и окажется, что запомнили только моего Джоди Эвердинга. Хорошая стратегия заключается и в том,чтобы атаковать препятствия не только эффективно, но и эффектно. Стратегия нужна в бизнесе, и она нужна в спорте. И особенно она нужна Бекке, потому что ей ведь приходится и семьей заниматься, и детей воспитывать. Я вообще не понимаю, как она со всем справляется. Она суперводитель, ее все знают, и она отличная жена и мать. На самом деле она – природный талант. И я убедил спонсоров в том, что у Бекки есть потенциал стать лучшей. В общем, у Бекки есть понимание стратегии и навыки вождения, а у меня – обучения. Я – хороший тренер, но и Бекка – изумительный ученик. Мы уравновешиваем друг друга и составляем прекрасную команду.

А еще я хотел бы, чтоб мои сыновья занялись рок-кроулингом. К тому времени, когда они вырастут, этот спорт достигнет таких вершин, станет таким зрелищным, что его будут знать во всем мире. Я уже пообещал им, что посажу их за руль рок-багги, как только они смогут дотянуться до педалей. А чтобы это произошло быстрее, мне придется придумать какие-нибудь накладки на педали.



У нас было лишь 15 минут.
Бекка УЭБСТЕР, пилот команды «Red Bull Rock-Crawling»

И мой дедушка, и мой отец занимались ездой по бездорожью. Так что место на сидении едущего по тропе джипа мне привычно с детства. Затем я вышла замуж, родились дети, и я забыла про джипинг. Но около двух лет назад Дастин, у которого уже была подготовленная машина, предложил мне поехать с ним на соревнования, а я, конечно же, согласилась. Уже по дороге он мне сказал: «Кстати, это будут женские соревнования, и ты в них участвуешь». Я сразу закричала: «Что? Как? Я же даже не представляю, что делать!». В общем, я очень разволновалась. Мы приехали на место, и до начала состязаний у нас оставалось лишь два часа, чтобы хоть немного поспать. Рано утром Дастин сказал: «Ну поехали, я покажу тебе, что нужно делать». У нас было минут 15, и мы использовали их на то, чтобы покататься вокруг лагеря. Мне пришлось освоиться с множеством дополнительных кнопок и рычажков в кабине, и я поехала. К счастью, препятствия в те времена не были настолько сложными, как сейчас, и я заняла второе место, уступив лидеру всего лишь одно очко. И после этого я сказала мужу: «Все, строй себе новую машину, а эта остается мне». Так все и произошло. Он завел себе RockIt, а я в течение года выступала на старой, а потом мы построили RockHer.

За два года прошло множество чисто женских соревнований, которые доставили мне массу удовольствия, в том числе и потому, что на них я либо побеждала, либо оказывалась серебряным призером. И на каждом соревновании были препятствия, которые мне удавалось преодолеть удачнее, чем моим соперникам. Но больше всего мне запомнилось одно. Это было на соревнованиях Super Crawl. Там нужно было подняться на очень крутую скалу под углом 77 градусов, и никто не знал, возможно ли это вообще. У первых шести участников ничего не получилось. Их машины опрокидывались, не дойдя даже до середины скалы. Я очень нервничала, но знала, что моя машина способна сделать это, а вот насчет своих сил я не была столь уверена. И все же я нажала на тормоз настолько сильно, насколько могла, со всей силы надавила на газ, и машина буквально взлетела на скалу! В течение всего дня многие пытались взять это препятствие, и только к вечеру это удалось повторить еще одному спортсмену.

Все свое время я либо участвую в соревнованиях, либо готовлюсь к ним. Одним слоавом, рок-кроулинг – это и есть моя жизнь, это мое все.. А вот совмещать эту деятельность с воспитанием детей совсем не просто. Приходится тщательно планировать и распределять свое время. Возвращаясь домой, я стараюсь уделить детям как можно больше внимания, проверить, как они сделали уроки, узнать, каковы их успехи в футболе и других видах спорта. И я не удивлюсь, если они тоже займутся рок-кроулингом. Младший точно имеет склонность к экстремальным видам спорта. Ну а старший, я надеюсь, будет врачом и сможет всех нас лечить...

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№2 март-апрель 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты