Правильный рок-н-ролл Дастина Уэбстера

После посещения "театра" рок-баги отправились в каньон

Текст: Андрей Судьбин
Фото: Андрей Судьбин

Рок-н-ролл пришел в этот мир ровно полвека назад, когда великий Элвис Пресли вместе с гитаристом Скотти Муром и басистом Биллом Блэком записали в студии Sun композицию That's All Right Mama. Он принес новые ритмы и трудно постижимое понятие DRIVE (заменившее джазовый «свинг»). Ну а сегодня… Что с того, что эпоха Бена Уэбстера, Джона Колтрейна и Чарльза Паркера ушла в прошлое? Сегодня мне предстоит сыграть настоящий рок-н-ролл! И не где-нибудь, а на родине музыкального драйва ушедшего столетия…

Бесконечной железной рекой течет по безжизненной пустыне штата Невада хайвэй номер 15. Он рассекает западное побережье США от Сан-Диего (Калифорния) до Грейт-Фоллз (Монтана). На берегу этой реки расположился городок Джинн, состоящий из пары домов, одной бензоколонки и трех больших казино. Жизнь городка и асфальтовой реки не пересекается – на трассе круглые сутки рычат моторы, шуршат шины, а в сверкающих огнями залах казино днем и ночью звякают «однорукие бандиты». Но, говоря по правде, и та, и другая жизнь нас не слишком интересует. Ведь если свернуть с хайвэя и проехать пару миль по щебнистой, заросшей колючками пустыне, то попадаешь в мир скал, камня, кактусов, юкковых деревьев и сухого тамариска. Это маршрут Black Jack, пересекающий горный кряж Сэнди Маунтинз. Пройти его можно пешком, на лошадях и... специально подготовленных рок-багги.

Предложение в стиле Корлеоне

История эта началась на SEMA Show. Я как раз вел на стенде Procomp Tires увлекательные беседы относительно перспектив разработки внедорожной резины, когда до моего слуха долетела произнесенная кем-то фраза: «Пошли скорей, сейчас начнется». Я, естественно, поинтересовался: «А что, собственно, должно начаться?» И получил разъяснения: речь идет о показательных выступлениях лидеров национального чемпионата США по рок-кроулингу, и, если корреспонденту внедорожного журнала из России это интересно, то его приглашают посмотреть на это действо. Более того, если я пожелаю, кто-нибудь из спортсменов может даже прокатить меня по трассе. Конечно, мне было интересно, и я пожелал.

Именно там, около искусственной скалы, возведенной прямо на асфальтовой площадке перед входом в Convention Centre, я и познакомился с пилотами команды Red Bull Rock Crawling Дастином и Беккой Уэбстер. Ну а после того как меня действительно покатали по скалам, Дастин спросил: «И как впечатления?» Я ответил в том духе, что хорошо, но мало. И вообще, чтобы понять, что такое рок-кроулинг, лучше самому посидеть за рулем. «А в чем проблема? После выставки мы с Беккой собираемся прокатиться по нашему любимому маршруту. Это рядом, милях в 20 от Вегаса. Поедешь с нами?» Одним словом, он сделал предложение, от которого я не смог отказаться. Тем более что известный ценитель езды по бездорожью Виталий Гавинский (мы вместе приехали на SEMA Show) тоже получил такое приглашение. В результате мы оказались на обочине хайвэя номер 15, откуда начинается маршрут Black Jack.

Скотч и лебедка

Мы – это маленький караван в составе Jeep, на котором мы с Виталием путешествовали по США, и трака, принадлежащего Уэбстерам. Кстати, что касается последнего, то этот Silverado Crew Cab Chassis, оснащенный шестилитровым дизелем Duramax, не только доставляет прицеп с машинами команды Red Bull Rock Crawling к месту соревнований, но и служит настоящим домом на колесах. Дело в том, что профессиональные автогонщики в подавляющем большинстве ведут настоящую кочевую жизнь, а в объемистом кемпере есть все, что нужно для обеспечения минимального (по американским меркам, разумеется) комфорта. А тем временем главные герои (вернее, героини) моего повествования, и RockHer (класс Modified, спортивный снаряд Бекки Уэбстер) рок-багги RockIt (класс Supermodified, автомобиль Дастина) спокойно ждали своего часа на платформе трейлера...

Скажу сразу, что удивлять меня «повелительницы камня» начали с момента разгрузки с трейлера в исходной точке нашего маршрута. Оказалось, что для того чтобы сгрузить рок-багги с платформы, аппарели вовсе и не обязательны (забегая вперед, скажу, что не обязательны они и для погрузки)! А вот подготовка к маршруту, напротив, заняла некоторое время... Пока Дастин проверял машины, Бекка занималась необходимыми на день припасами. Нам же, как гостям, оставалось только ходить вокруг и периодически интересоваться, не можем ли мы хоть чем-нибудь помочь. В конечном итоге, полномочным представителям российского офф-роуда было доверено... подтащить рюкзачки с водой, льдом и провизией, а также канистры с горючим. Тут я должен заметить, что машины, на которых мы планировали пускаться в путь, были откровенно не предназначены для дальних путешествий. В результате нам пришлось примотать припасы армированным скотчем к каркасу безопасности. Для фиксации же канистр с горючим Дастин использовал заднюю лебедку. Очень удобно: одно нажатие на тумблер, и емкости надежно притянуты к силовому скелету рок-багги.

Акробатика входа и выхода

Наконец сборы были закончены, и можно было отправляться на маршрут. Первые километры по каменистой пустыне я проехал за рулем RockHer. Но начать я хочу с описания того, как я... забирался на водительское место. Нет, лучше я сперва расскажу, как это проделывает Бекка... Посадку в машину она выполняет в неподражаемом акробатическом стиле (в свое время Бека была чемпионкой США по рок-джампингу – прыжкам в воду с природных скал)! Она просто подходит к машине и... делает сальто с упором на руки, забрасывая обе ноги в окно. Со стороны этот трюк (равно как и его обратный вариант) выглядит просто потрясающе! Для всех же прочих смертных (вроде нас с Виталием) процедура выглядит следующим образом: сначала нажимаешь фиксатор и снимаешь руль. Хватаешься руками за каркас и забираешься на колесо (лучше на заднее). Затем, ухватившись за каркас, по очереди забрасываешь внутрь ноги и потихоньку втаскиваешь внутрь тушку. Тушку-то я втащил. Но тут выяснилась следующая деталь. Нет, мои опасения, что у меня опять возникнут проблемы с размещением в спортивном «ковше», оказались напрасными (сидения от Mastercraft оказались достаточно широкими и вполне удобными), но поскольку кабина кроилась под Бекку, то колено моей левой ноги оказалось плотно прижатым к... левому уху. Ну, хорошо, преувеличил, не к уху. К груди. Но, в любом случае, так много не наездишь. А в остальном – очень даже неплохо! Понравилось то, что примыкающие к пилотской кабине части колесных арок выполнены из прозрачного пластика и позволяют точно контролировать положение передних колес.

Ладно, пора трогаться. Выключатель массы – включен, зажигание – включено, стартер, селектор автомата в «Drive» – поехали! Впрочем, оказалось, что коробка у Бекки – не настоящий автомат. Она переделана под «механику», вот только для переключения передач не нужно выжимать педаль сцепления. И еще, перед отправлением Дастин предупредил меня, чтобы я не усердствовал с педалью газа и притормаживал перед камнями и ямами: да, ход отбоя у рок-багги 850 мм, но ход сжатия – всего 50. Легко сказать – притормаживал... А как это делать, если согнутая до упора нога цепляется за рулевое колесо? Нет, на этой машине лично мне отправляться в горы, мягко говоря, не рекомендуется. И как только мы добрались до начала тропы, я перебираюсь в RockIt Дастина, а место за рулем RockHer занимает Виталий, которому проблемы с ростом мешают все-таки чуть меньше.

По командам споттера

Процедура посадки в RockIt аналогична, но внутри – совсем другое дело! Места для ног значительно больше, и я могу занять вполне комфортную позицию за рулем и направить машину вверх по каньону. Вот и первое препятствие – скальная стенка высотой почти по грудь, переходящая в сорокаградусный каменный подъем. Дастин командует: «Поехали потихоньку!» Неужели заберемся? Мотор рычит на малых оборотах. Лезем! Лезем! И вот уже передние колеса наверху ступеньки. «А теперь полный газ!» – командует мне мой именитый споттер. Педаль в пол – и машина уже наверху. Черт знает что, а не автомобиль! Ладно, едем дальше. Ну а здесь-то, между этими двумя валунами, как протискиваться (Дастин сидит с невозмутимым видом)? Что ж, попробуем не ударить лицом в грязь. Хотя какая тут грязь? Одни скалы... Чуть сдаю назад, опираюсь краешком колеса на практически вертикальную каменную стенку – держит! Ползем... Ползем! В какой-то момент машина все-таки расклинивается в каменном желобе, опираясь на камень только двумя колесами. «Теперь чуть доверни влево...» – подсказывает Дастин. Влево? Против склона? Это же поперек всего того, чему меня учила жизнь! Ладно, топ-пилоту Pro Nationals Rock-Crawling видней. Тем более что это его машина... Вроде бы движемся! А вот теперь нужно вправо! «Хорошая работа, – говорит Дастин. – Ты ведь уже занимался рок-кроулингом?»..

А вообще все оказалось несколько проще, чем я ожидал. Но, пожалуй, больше всего меня удивило, что езда по камням в рок-багги довольно комфортна. Машину не столько трясет, сколько качает как лодку (чудовищные ходы подвески делают свое дело). Я даже начал потихоньку отвлекаться от управления, засматриваясь то на рассеченную слоями осадочных пород скальную стену, залитую солнцем пустыни Мохавэ, то на гигантский кактус, покрытый вместо иголок ярко-красными завитушками. Но тут мы подобрались к месту, где, на мой взгляд, проехать было нельзя даже на такой технике. Каменная щель заканчивалась обрывом вниз, а за ним следовало продолжение спуска по крутому склону. Дастин вылез из кабины и принялся руководить процессом так, как это и делают споттеры в американском рок-кроулинге, то есть снаружи. Потихоньку. потихоньку... Шлеп! Огромные сорокадюймовые колеса буквально прилипают к камням под обрывом. «Два клика вправо!» – командует Дастин. Два чего? А, понял – нужно два раза дернуть вправо джойстиком управления задним мостом. Поехали аккуратненько... Нет, машина все-таки чувствительно бумкает хвостом о край обрыва, но мы внизу! И опять меня поразило, что этот весьма увесистый аппарат после такого падения даже не подпрыгнул. Да, я понимаю – амортизаторы, и давление в шинах низкое, но какой-то воздух в них все-таки есть? Оказывается, не только воздух. Колеса до половины заполнены водой! Понятно, почему рок-багги никогда не выезжают на дороги общего пользования.

О пользе карманных фонариков

Ну, вот и конец маршрута – площадка с роскошной панорамой. Нам пора возвращаться. Вот только делать это надо очень быстро, потому что светило уже коснулось вершин. Значит, пройдет каких-нибудь двадцать-тридцать минут, и солнышко буквально выключится (сумрака в этих широтах считай, не бывает). А фар у рок-багги нет... Точнее, у RockIt фары отсутствуют как класс, а у RockHer они вроде бы и есть, но Уэбстеры их не удосужились подключить. Следующие два часа прошли под знаком экстрима. Бекка и Дастин перебрались в RockHer и двинулись вперед, чтобы показывать дорогу, Виталий занял место за рулем RockIt (получив, наконец, возможность нормально вытянуть ноги), а я в меру своих возможностей старался исполнять обязанности споттера и отслеживал препятствия по правой стороне машины. Ехали мы по наитию. Особенно, конечно, досталось Виталию, поскольку и ему, и мне далеко не всегда удавалось правильно оценить преодолеваемое препятствие. Оставалось тщательно всматриваться в еле различимый силуэт машины, в которой ехала чета Уэбстеров, и стараться поточнее повторять ее траекторию. Впрочем, и они пару раз все же сбивались с тропы, и нам всем приходилось сдавать назад и искать правильный проезд, подсвечивая путь крохотным карманным фонариком MagLite. Все закончилось неожиданно: стены каньона расступились, и мы увидели огни несущихся по хайвэю машин и яркие вывески казино городка Джинн. Виталий на радостях начал выход из кабины и... намертво застрял в оконном проеме (как Винни-Пух в норе у Кролика)...

Время думать о доме

Вечером, устроившись в уютном ресторанчике казино Golden Strike и успокоив расшатанные о камни нервы рюмкой «Столичной» и стейком размером с половинку тормозного диска, мы с четой Уэбстеров обсуждали перипетии сегодняшнего дня (досталось и особенностям офф-роуда в Америке и в России). Но если честно, то давненько я не получал такого удовольствия от езды по бездорожью. Это настоящий, правильный рок-н-ролл! Впрочем, одновременно я пытался представить, как бы выглядели RockIt и RockHer в условиях наших, российских соревнований. Ну, с триалами все ясно... Там им просто не было бы равных. Одна беда – выступать они могли бы только в категории Д6. А это значит, что им бы пришлось соревноваться исключительно между собой (по крайней мере, до тех пор пока у нас не появятся прототипы соответствующего уровня). Но вот в отношении трофи-рейдов все не так просто. Например, для участия RockIt или RockHer в каком-нибудь экстремальном рейде в российском стиле их пришлось бы ощутимо переделывать. Наверняка придется искусственно ограничивать ход отбоя подвески, а ход сжатия, напротив, увеличить. Что-то нужно придумывать и с посадкой-высадкой. Не будет в наших хлябях толку и от прозрачных окошек с видом на колеса, а вот без ветрового стекла, наоборот, не обойтись.

И все же строителям боевых «трофимобилей» чемпионского уровня не помешает ознакомиться с американским опытом и, в первую очередь, с тем, насколько продуман здесь каждый элемент конструкции. Глядишь, тогда и у нас появятся рычаги и детали трансмиссии из высоколегированной стали, а заодно и рулевое управление, которому не страшно соприкосновение даже с самыми жестким препятствиями. Но самое главное – точный баланс характеристик всех элементов боевой машины: мощности двигателя, передаточных чисел и геометрии подвески. И тогда, глядишь, мы сможем увидеть самый правильный рок-н-ролл Дастина Уэбстера в исполнении... ансамбля русских народных инструментов.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№2 март-апрель 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты