Текст: Андрей Судьбин
Фото: Андрей Судьбин
История внедорожного движения в России насчитывает какой-нибудь десяток лет. Но за эти годы из развлечения для горстки энтузиастов трофи-рейды стали самым массовым видом автомобильного спорта. А теперь вирус гряземесительства, похоже, проник и на строго охраняемую территорию. Я говорю об армии. Итак, 16 апреля на полигоне под Ногинском...
В Советской армии традиционно культивировался автоспорт, в том числе кросс. Например, первенство Вооруженных Сил, знаменитая «Вооруженка», собирала до 300 экипажей! Из армейских кроссовых команд вышли такие известные гонщики, как Петр Дрофичев, Валентин Николаев, Сергей Гиря. Но потом настали смутные времена, и денег перестало хватать не то что на автоспорт – на боевую учебу. Однако последнее время, похоже, ситуация понемногу меняется к лучшему. Свидетельством тому стало и появление в армейском автоспорте новой дисциплины – ориентирования. Автомобильное ориентирование – спорт синтетический. Для победы здесь нужно виртуозно управлять автомобилем, грамотно читать карту, просчитывать тактические варианты поиска контрольных точек. Но ведь именно эти навыки и нужны военным водителям! Так что в том, что инициатива Алексея Канивца (в прошлом офицера, а ныне руководителя автоклуба «Бивак»), нашла поддержку в Главном Автобронетанковом Управлении, нет ничего странного. Тем более что из всех дисциплин автоспорта ориентирование является, пожалуй, самой демократичной. Побеждать здесь можно и на абсолютно стандартном автомобиле.Первенство было объявлено «открытым», и большую часть заявившихся участников составили вполне гражданские экипажи. В этом тоже нет ничего удивительного: для армейцев такие соревнования – дело абсолютно новое. Основу стартового протокола составили «Уазики» и «Нивы», среди которых как-то затерялись два внедорожника Suzuki (Vitara и Jimny) и одинокий Land Rover Defender. Но витриной соревнования стали не они, а машины грузового зачета. И вот здесь правили бал люди в погонах...
Три автомобиля выставила команда НИИ-21 МО РФ из города Бронницы. Народ там подобрался серьезный, да и машины впечатляли: два трехосных «Урал-4320» и флагман команды, четырехосный «Урал-5423». И автомобили, и спортсмены НИИ-21 неоднократно принимали участие в соревнованиях по трак-триалу, причем самого высокого уровня. Но еще более грозно выглядела бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2, выставленная заводом по ремонту бронетехники N22. Как известно, гонщики нередко называют свои машины «боевыми». Так вот, семитонная БРДМ с наклеенными на броневые борта стартовыми номерами вдвойне заслуживала определения «боевая». А от своих собратьев, несущих службу в войсках, «спотр-мобиль» отличался разве что снятым вооружением да парой дополнительных окошек с остеклением.
Ну а в остальном мероприятие прошло так же, как проходит множество любительских соревнований по трофи-ориентированию. Небольшая задержка со стартом первой машины (участникам пришлось подождать, пока гусеничная БМП доставит судейскую бригаду на последний контрольный пункт), и вот один за другим экипажи уносятся на полигон в поисках нанесенных на карту точек и спортивной славы. К чести организаторов, эта задержка оказалась единственной более или менее серьезной накладкой. Первыми, извергая черные клубы дизельного дыма, ушли на трассу бронницкие «Уралы» и БРДМ. Через крохотное стекло я успел увидеть сосредоточенное лицо заводского водителя-испытателя в танковом шлеме. Команда БТРЗ-22 вообще отнеслась к соревнованиям исключительно серьезно: нужно было видеть, как азартно экипаж бронемашины обсуждал перед стартом тактику гонки. Вслед за ними двинулись и автомобили гражданских участников. Пора было и прессе грузиться в кузов ГАЗ-66 и отправляться на трассу.
Сначала нам повезло: в лесу, где было еще полно напитанного водой снега, застрял маленький Jimny. На помощь пришел огромный «Урал-5423», делом доказав, что народ и армия действительно едины. Но на этом журналистское везение закончилось... Нет, нам удалось поснимать машины на трассе, но самые драматичные события разворачивались там, куда пишущая и снимающая братия не добралась. Почва на полигоне такая, что глубокие, по капот, лужи держатся в лесу даже в сухую погоду, что же говорить про период таянья снега! Дно в этих лужах твердое, но без шноркеля и гидрозащиты лезть в них не стоит. Объехать же водные преграды тоже получается далеко не всегда: непосредственно к дороге примыкает густой лес. Вот в этих-то временных водоемах досталось стандартным «Нивам» и Suzuki. Да и УАЗам мало не показалось.
Исключительную волю к победе показал экипаж БРДМ. Им не повезло – на трассе «полетела» крестовина карданного вала. Но запасливые специалисты по ремонту бронетехники возили с собой достаточно запчастей, а умения им было не занимать, так что они прямо на трассе починили машину и даже сумели показать вполне приличный результат.
В итоге «все бомбардировщики вернулись на базу», а первый блин у организаторов армейского трофи получился не комом. А вот опасения, что триалистам из Бронниц «катание по лужам» покажется скучным, а победа (экипажи НИИ-21 заняли весь «грузовой» пьедестал) легкой, не подтвердились. Спортсменам понравилась и новая дисциплина, и сами соревнования. Более того, они в один голос твердили, что обязательно примут участие во втором, осеннем этапе первенства.
Мы их сами собираем.
Александр Шепеленко, Руководитель команды танкоремонтного завода № 22.
Какие впечатления? Адреналина много в крови! Мы ведь на таких соревнованиях впервые. Разумеется, никакого места мы не заняли, но выступлением своим довольны. Мы ведь в экипаж лучших водителей-испытателей завода отобрали! На будущее нужно учесть кое-какие недоработки по машине. Мы их сами собираем, переделываем БРДМ-2 в ТМ-1П, то есть военный образец в конверсионный. Но тут она нас немного подвела: фланец разорвало на кардане. Надеемся осенью выступить лучше.
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.