Доехать на машине до Норильска практически невозможно. Кое у кого получается с юга или с запада. А мы решили сделать это с самой неожиданной стороны — с востока, через Якутию и Таймыр. Место старта экспедиции 2011 года проекта «В поисках края света» — железнодорожная станция Беркакит, что недалеко от южноякутского города Нерюнгри. Наш путь лежит на север Якутии, к морю Лаптевых.
Наша задача-максимум такова — пройти из Якутии на Таймыр, в Хатангу, пересечь «остров» Таймыр и доехать до Норильска на практически стандартной колесной технике. Пока же от дерзости замысла захватывает дух, и мы стараемся об этом не думать.
Цивилизация
В Якутске в последний раз проверяем подготовку автомобилей. Двойные лобовые стекла, низ моторного отсека плотно укутан брезентом, в двигатели внедрено специально разработанное якутскими умельцами устройство «самовар» — для борьбы с чудовищными морозами. В шины вставлены камеры и накачаны инертным газом. В одну из машин на базе МЧС республики устанавливаем маячок ГЛОНАСС — теперь спасатели должны постоянно видеть нас на своих мониторах. (Однако сигнал маячка исчез буквально через несколько дней, и связь со спасателями пришлось поддерживать через американский спутниковый телефон.)
Расстояние от Нерюнгри до Удачного преодолеваем за неделю, конечно, с остановками в Якутске и Мирном. В Удачном заканчиваются последние признаки цивилизации. Это самое северное место, куда можно добраться летом на автомобиле, — дальше круглогодичных дорог нет, только зимники. Вступаем на зимник Удачный — Оленёк. В 15.21 проходим Северный полярный круг. На улице –41, но ясно, и ярко светит солнце! По традиции останавливаемся, наливаем 50 г Богам Тундры, фотографируемся. После заката солнца (около 5 часов вечера) холодать стало еще стремительнее. Лабораторный градусник после –50 отключился. Интересно, что ниже 50 каждый следующий градус приносит качественное изменение в ощущениях и ты прекрасно чувствуешь, что 54° мороза — это совсем не 52! Руль в автомобиле стал абсолютно не информативным, тормоза — ватными. В рациях повисла напряженная тишина. Вдобавок неожиданно начинает расти температура охлаждающей жидкости. Только этого не хватало — неужели где-то прихватывает морозом патрубки?
Но вот и Оленёк — река и одноименное село на высоком берегу. И словно в качестве компенсации за труды на горизонте начинает разгораться северное сияние. Первое в этой поездке.
Найти в Оленьке заправку можно по очереди из бензовозов — значит, вам прямиком туда. Кстати, стоит cолярка здесь уже 49 руб. за литр — самая высокая цена за все наше путешествие.
После первой холодной ночи все немного напряжены. Предыдущие километры были пройдены нами по гражданским дорогам — с покрытием или без, — и возможность экстренного схода с маршрута практически в любой точке придавала уверенности. Сейчас грядущая неопределенность и сложность задуманного погружают всех в молчаливое раздумье. Что ждет нас там, впереди? Пройдем ли?..
Обращаем внимание, что выхлопные трубы у местных грузовиков выведены наверх. Так сделано на всей тяжелой технике в Якутии, от автобусов до тракторов. В этом есть своя логика — если на сильных морозах в туман добавлять еще и выхлопы, то видимости не будет вовсе.
Окружающие виды настолько потрясают воображение, что голоса в рациях оживают. Уже на закате выезжаем на лед Анабара. Мороз усиливает цветопередачу, и описать словами, как выглядит закат солнца, просто невозможно. Огромная река, впечатляющая мощь! Перед нами во всей красе встают столбы Анабара. А на улице резко теплеет — до –35. Поднимается ветер, небольшой, метров 10 в секунду, но видимость мгновенно пропадает. Зимника не видно, у впереди идущей машины с трудом различимы только огни стопсигналов. Но все же ближе к полуночи мы въезжаем в поселение.
Поселок Юрюнг-Хая — конечная точка обслуживаемых зимников (почти 72,5 градусов северной широты). Здесь встречаются морская и сухопутная артерии. Сюда дорогу чистят, накатывают. От нефтяного терминала вверх по руслам рек идут на юг груженые бензовозы. А дальше — девственные русла рек и тундра. Необходимости в транспортном сообщении с Таймыром нет, а потому нет ни инфраструктуры, ни трафика, ни колеи, ни даже направления. Изредка, примерно раз в две недели — месяц, проходит отдельный КамАЗ или «Урал» — местные предприниматели возят мясо оленя и продукты. Они знают «фарватер», знают особенности этого непростого пути — пути, которого нет ни на одной карте. Для нас завтра уже не будет зимника, не будет ни встречного, ни попутного транспорта, не будет вообще никого и ничего. Будет только целина, колея по руслу реки, мороз и солнце.
Она не просто хорошая, она отличная! Слишком велика здесь цена шуток с топливом — человеческая жизнь. Разбавил немного, и все: двигатель заглох, человек замерз и найдут «шутника» здесь очень быстро. Другое дело, что температура замерзания по техпаспорту –46, а за бортом автомобиля далеко за 50! «Арктику» — солярку с температурой замерзания –53 — мы здесь почему-то не встретили. Местное население в основном использует всякие доработки к японским и отечественным двигателям. Мы же просто машины не глушим.
— Холодно? — спрашиваю заправщика, кивая головой в сторону тумана, окутавшего плотным одеялом реку.
— Да нет, нормально, — пожимает плечами.
— А бывает холоднее?
— Бывает.
— И ниже 60 бывает?
— Бывает.
— А что, и этой зимой было?
— Было, — спокойно отвечает мне работник нефтебазы.
Никакой цивилизации
В 8 утра мы уже пробуем ехать вперед по руслу реки Харабыл, что к западу от Юрюнг-Хая. А ехать не получается. Под ногами снега примерно по пояс, и как здесь ехать — совершенно не понятно. Машины проваливаются, вязнут. Спускаем давление в колесах. Ничего не меняется, скорость продвижения заметно уступает пешеходу. «Дорога» идет по руслу реки, периодически то поднимаясь на один из берегов, то спускаясь обратно. Точнее, никакой дороги нет. Просто теперь впереди едет КамАЗ с запасом топлива, водитель которого каким-то образом знает, где глубина переметов больше, а где меньше. Или знает розу ветров и изгибы русла реки наизусть. Мы же тщетно пробуем ехать по его колее. Но снега много, КамАЗ сам нещадно проваливается, и колея за ним глубокая. Снег в тундре совсем не такой, как в средней полосе. Он твердый, звонкий, по нему можно ходить, как по бетону, но если машина проваливается, то глубоко и надолго. Именно поэтому по тундре ездят поверх снега. Малейшая пробуксовка, и машина начинает ехать вниз. Все чаще и чаще в ход идут лопаты и лебедки. Семен, водитель КамАЗа, нервничает: по его словам, это самый простой участок, который они обычно едут ходом, а вот дальше должно начаться самое интересное! И как мы поедем там, если здесь сидим через каждые 10 м, ему непонятно.
До обеда прошли... 12 км. Расход соляры примерно 1 л/км! Пробуем изменить порядок автомобилей в колонне, искать объезды, ехать по целине, своим путем, придерживаясь общего направления… В общем, первый день стал для нас днем поиска тактики.
Незаметно кончилась лесотундра, началась тундра. На многие километры вокруг нет никакой растительности, кроме мхов и лишайников глубоко под снегом. Это Арктика! Нас окружает ослепительная белизна снегов и полная тишина. А прямо над нашими головами в половину неба разворачивается северное сияние!
После напряженных экспериментов первого дня поехали ощутимо лучше. То ли выстроили колонну в правильном порядке, то ли втянулись и команда начала работать быстрее и слаженнее, но за второй день мы прошли сразу 85 км. Появилась и командная тактика, и индивидуальное чувство машины.
Прошли водораздел бассейнов рек Хета и Анабар. Это означает, что мы уже в Красноярском крае. Как ни странно, после того как автомобили покинули русло реки и вошли в тундру, мы с нашим проводником поменялись ролями. Машины экспедиции, почувствовав под колесами более плотный снег, словно вышли на глиссер и понеслись вперед. У КамАЗа же, наоборот, резко упала скорость движения. Тяжелая машина продавливала снег и глубоко садилась на мосты, в то время как наши «Патрули» словно летели по нему. Там, на реке, все было наоборот: огромное колесо КамАЗа нагребало под себя достаточное количество спрессованного снега, чтобы оставаться на поверхности, в то время как наши «детские» колесики мгновенно закапывались.
К вечеру вышли в русло реки Попигай и добрались до поселка Сопочное. И все-таки мы доехали! Первая часть нашего безумного авантюрного плана выполнена — мы в Хатанге! 560 км при полном отсутствии дорог, по тундре и руслам рек, нам удалось пройти за 5 ходовых дней и 12 часов. Последние километры дались очень тяжело. После спуска на лед реки скорость движения снова упала. Ехать по тундре было гораздо проще. Начались поломки.
В штабе Полярной геофизической экспедиции нам показывают карты, делятся треками. До Норильска почти 800 км практически безлюдной тундры. Опять русла рек, водоразделы, наледи... Ближе к Норильску начнутся предгорья плато Путорана, так что там еще и заметенные перевалы. Раз или два в месяц, после предварительной договоренности, навстречу друг другу из Норильска и Хатанги стартуют колонны грузовиков. Вот так, страхуя друг друга, две колонны пробиваются из города в город. На севере расстояние принято измерять в днях, а не в километрах — так проще понять, сколько понадобится времени на прохождение маршрута.
Нам обязательно нужен КамАЗ сопровождения — сами мы не сможем увезти необходимое количество топлива. Наконец все договоренности достигнуты, сопровождение получено. Водитель Саша, молодой парень, заметно нервничает: он еще ни разу не ходил до Норильска. Дорогу нам предстоит искать вместе, руководствуясь пояснениями полярников.
Технология езды по снегу сродни тому, как человек идет по глубоким сугробам. Передние колеса накатывают на снег, как бы подминая его под себя, и в тот момент, когда автомобиль вот-вот остановится, плавно выжимается сцепление. По инерции машина немного откатывается назад. Все, площадка готова! Главное, не допустить даже незначительного проворота колеса. У полярников это называется «топтать зимник». Здесь нужна тонкая, почти виртуозная работа газом. Малейшее замирание на грани пробуксовки — и сразу стоп! Штурман выпрыгивает и сгребает снег под колеса автомобиля. В результате машина не успевает «сесть». Вообще в тундровом снегу нельзя застрять, обездвижить машину полностью. Если автомобиль раскачивается хоть на несколько сантиметров — он выберется своими силами.
Остров Таймыр
Местные называют свой полуостров островом, потому что любое сообщение (транспортное, продовольственное и проч.) с ним, как с полностью отрезанной от материка землей, — по воздуху или по воде. И только зимой — по твердой поверхности.
Из Хатанги мы выезжали еще до рассвета в сопровождении двух автомобилей «Трэкол» местных жителей, с которыми мы успели подружиться, решивших проводить нас «до околицы».
По руслу Хетты добираемся до Волочанки — одного из стариннейших поселений на Хатангском тракте, а ныне ничем не примечательного села. Здесь нас ждет так называемый волок: как в старину, нам предстоит перетащить наши автомобили из реки Хетты в реку Авам. Это уже бассейн Енисея. Волок — это узкий 80-километровый перешеек с редкой растительностью.
От Хатанги пройдено около 450 км. Погода испортилась, потеплело, и ехать стало совсем тяжело. В какой-то момент термометры показали +3°. Неужели мы точно сейчас в самом центре Таймыра? Отработали, наконец, тактику движения. Теперь мы идем двойками: первая машина бьет колею, пока не застревает. Тогда лебедка второго автомобиля быстро вытаскивает назад севшую машину. Несколько взмахов лопатами — и можно двигаться дальше. Пробив колею, ждем заднюю машину. Если она догоняет нас, то все начинается снова. Если же второй автомобиль застревает — приходится сдавать назад и работать якорем, пока он «лебедится». Потом все это повторяет вторая пара машин, так как мокрый снег не позволяет набить сколь-нибудь приличную колею для уверенного прохождения всей колонны.
Пейзажи за окном, горы, предгорья Путорана — нам нет дела ни до чего. Мы полностью слились с машинами.
Наша команда должна была быть в Норильске еще два дня назад. Осталось совсем чуть-чуть, каких-то пара сотен километров. Но наш КамАЗ сопровождения провалился в наледь.
Наледь — это наросты льда поверх обычного ледяного покрова. Когда при промерзании реки практически до дна резко сужается ее живое сечение, вода под напором просачивается на поверхность и растекается, замерзая и снова наращивая ледяную толщу. Эдакий слоеный пирог из воды и льда.
КамАЗ провалился передним мостом, колеса ушли под воду полностью. Это означает, что ступенька в воде высотой как минимум в метр. Самостоятельно из такой ловушки автомобилю не выбраться. Пытаемся тянуть КамАЗ тремя лебедками через блоки — бесполезно. Удалось только несколько приподнять переднюю часть автомобиля над водой. Уже хорошо — риск остановки двигателя существенно меньше. Пока машина работает, в кабине есть тепло, а значит есть жизнь и надежда дождаться помощи. Меняем тактику: связываем все четыре наших автомобиля тросами и цепляем к ним трос задней лебедки КамАЗа. Вроде дело пошло, но через несколько напряженных минут все снова остановилось. Понятно: на редукторе лебедки срезало шпонку. В темноте, под ледяным шквалистым ветром начинаем ремонт. Одновременно, чтобы автомобиль окончательно не вмерз в лед, пытаемся бензопилой выпилить лед вокруг колес. Спустя почти 8 часов нашей героической битвы появляется колонна грузовиков полярников. Ну что ж, в этот раз все обошлось. Сцепившись стальными тросами, три тяжелых «Урала» с третьей попытки достают нашего утопленника. Куда тут нашим легковым машинкам!
Потом была пурга и снова пурга, ветер, казалось, и не думал стихать. А потом пошли горы. Вы пробовали толкать машину в гору? Крутые затяжные подъемы с глубокой колеей. Здесь, совсем недалеко от Норильска, уже довольно оживленное движение — пара машин в день! Но колея от «Урала» на подъеме для нас — непосильное занятие. Приходится топтать зимник по целине. Вверх, в гору. И практически бесконечно «лебедиться».
Наконец ветер разорвал облачность, и мы увидели далеко на горизонте огни. Норильск! Наверное, именно такие чувства испытал Колумб, когда впередсмотрящий закричал с мачты: «Земля!». Это означало, что мы дошли. И хотя до радостной встречи с норильскими джиперами на окраине Талнаха оставалось еще несколько часов напряженной борьбы со снегом и ветром, это уже ничего не меняло. Пройдя более 1300 км по руслам рек, тундре и замерзшим болотам, мы нашли проход из Якутии на Таймыр, пересекли полуостров и добрались до Норильска. Что ж, теперь и эту экспедицию можно считать законченной.
На морозе часто отрывают амортизаторы. Снег набивается под кожух, при работе подвески тает и превращается в воду, а во время стоянки снова замерзает. Получается эффект криосварки, и если в таком состоянии сразу резко тронуться с места, то почти наверняка лишишься амортизаторов. Схватываются морозом все подвижные элементы, а замерзшая резина превращает колеса в «квадратные». При сильных минусовых температурах начинать движение рекомендуется на пониженной передаче. Колеса рекомендуется держать прямо, чтобы дать возможность постепенно прогреться ШРУСам и рулевым механизмам. Проехав какое-то расстояние по прямой вперед-назад, можно начинать движение, плавно увеличивая скорость. При этом если с вечера вы не накачали колеса, то еще долго придется трястись как в телеге, пока резина не прогреется и не восстановит эластичность.
текст: Аркадий КОЛОДКИН
фото: Илья КОНДРАШОВ, Сергей ДЮЛЬДИН
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.