Когда новенький Nissan Terrano сошел с конвейера, и представить себе не мог, что после долгих лет верной службы в родной Японии судьба забросит его в далекую Москву, где он попадет в руки любителю активного отдыха на бездорожье, и жизнь его изменится самым кардинальным образом.
С владельцем боевого Nissan Terrano знаком давно, мы катаемся в одном клубе. Но когда я взялся за написание статьи, мне потребовались дополнительные подробности, для уточнения которых среди прочего между нами состоялся следующий электронный диалог: «Миша, какого года машина и когда приехала в Россию?» — «Я же тебе выслал аукционный лист, там все изложено… Правда, по-японски. Рядом с номером аукциона 11002 в левом верхнем углу написано от руки 5/12. Это пятый год от начала царствования императора, то есть 1988+5=1993 декабрь — все просто. Дальше сложнее: ввезена под документы от машины 1991 года выпуска, оформлена замена кузова и рамы. ПТС выдан 23.04.2009».
Вот такая арифметика по-чиновничьи. Интересно, ездит ли по дорогам России хоть один автомобиль, ввезенный сюда с пробегом частным лицом и при этом имеющий честные и прозрачные документы? Но это риторический вопрос, к основной теме отношения не имеющий.
Михаил приобрел Terrano для того, чтобы кататься на нем по грязи, выбрав себе в качестве хобби двух-трехдневные автопоходы по бездорожью и участие в любительских соревнованиях по трофиориентированию, столь популярных среди владельцев внедорожников в последние годы. На момент покупки не было определенного представления о том, что, как и для чего нужно дорабатывать в автомобиле, чтобы сделать из него достойного «проходимца». Но новоиспеченному джиперу повезло, волею случая в самом начале строительстваон попал в мастерскую Алексея (Амби) Балахона, имеющего большой опыт тюнинга внедорожников. Был составлен план работ, глядя на множество пунктов которого Миша то и дело задавал один и тот же вопрос: «А это зачем?» и неизменно получал ответ: «Начнешь кататься — поймешь». В конце концов владелец решил дать мастерам полную свободу действий в вопросах, связанных с концепцией трофи-мобиля. И спустя месяцы работ, испытаний и доработок свет увидел туристическо-спортивный внедорожник, подготовленный как для походов, так и для участия в соревнованиях в зачете ТР-1.
Андрей МОИЧКИН «Кибербелка»
С Михаилом мы катаемся уже давно. Внедорожник у него великолепный. Машина небольшая, очень юркая, по лесу ехать легко. Благодаря небольшому весу можно проехать там, где тяжелые внедорожники просто проваливаются и садятся на мосты. Короткие свесы спереди и сзади позволяют очень уверенно двигаться по пересеченной местности.
Terrano уже в стоке очень неплохой проходимец, надежный дизель обеспечивает отличную тягу на низких оборотах, достаточно низкий центр тяжести (относительно других внедорожников) — отличную устойчивость при боковых кренах. Железные «родные» бамперы достаточно крепкие. После установки лебедки и 32-дюймовых Simex на автомобиле спокойно можно пускаться во внедорожные приключения. Единственный минус этой машины для длительных экстремальных выездов, когда ты несколько дней не видишь не то что асфальта, а даже грунтовых дорог, это независимая передняя подвеска и нежные пыльники ШРУСов. Нужно внимательно следить за этим узлом и при повреждении пыльника незамедлительно его менять.
Но для коротких выездов Terrano один из наилучших вариантов по соотношению «цена — надежность — универсальность».
Немного о комплектации
Машина оснащена турбированным дизельным двигателем объемом 2,7 л и мощностью в 100 л. с. крутящим моментом в 221 Нм при 4000 об./мин. При этом коробка передач ручная, что является довольно редким для этой модели и, конечно же, как нельзя лучше подходит для эксплуатации в условиях российского бездорожья. Снаряженная масса автомобиля (согласно данным производителя) 1670 кг, а максимально допустимая — 2300. Кузов пятидверный. Колесная база 2650 мм. Поскольку машина произведена для японского рынка, расположение руля правое, что в лесу гораздо менее критично, нежели на трассе. Внедорожник имеет независимую подвеску передней оси и классический неразрезной задний мост. Передаточное отношение главной пары 4,62. Из этой небольшой технической аннотации становится совершенно ясно, что машина является отличным «поделочным материалом» для постройки туристического внедорожника. Единственным «но» остается рычажная передняя подвеска — от этой технической особенности никуда не деться.
Боец среднего веса
Как известно, вес внедорожника — один из основных факторов, влияющих на его проходимость, поэтому при подготовке утяжелять машину дополнительным силовым обвесом не стали, ведь штатные бамперы и так металлические. Немного подрезав передний, установили площадку под лебедку, оснащенную двадцатиметровым синтетическим тросом Liros D-pro, и мощные буксировочные проушины, за которые внедорожник можно не только дергать тросом, но и поднимать «хай-джеком». Под задний бампер приварили две небольшие площадки для того же самого «джека». Верхний багажник, установленный предыдущим владельцем, демонтировать не стали, несмотря на то что он утяжеляет автомобиль, повышает центр тяжести и расход топлива. Ведь машина строилась в первую очередь как туристическая, и экспедиционный багажник в свете данной концепции имел больше плюсов, чем минусов. На нем установили дополнительный свет, закрепили «хай-джек», лопату и сендтраки, а также сделали крепеж для запасного колеса на случай, если появится вторая запаска или хозяин захочет избавиться от «калитки» на задней двери. Список дополнительного железа, повешенного на машину, завершают силовые пороги, необходимость которых понятна любому джиперу, хоть раз пробиравшемуся по густому лесу или переезжавшему через поваленные деревья. Пороги выступают за габариты корпуса на столько же, на сколько и колеса защищают кузов от повреждений при контактном движении вдоль деревьев. Также за пороги можно поднимать машину «джеком».
На внедорожник установили грязевые покрышки Simex ET2 размерностью 33 дюйма и усиленную подвеску. Для установки колес увеличенной размерности потребовался лифт кузова в два с половиной дюйма. Чтобы более широкие новые колеса не цепляли за элементы подвески при вывороте руля, резина была установлена на дисках с отрицательным вылетом, при этом для защиты бортов и стекол внедорожника от летящей из-под колес грязи на крыльях смонтировали синтетические расширители арок.
Установленный предыдущим владельцем красивый прямоточный глушитель не выдержал контакта с рельефом и был заменен на менее притязательный от «газели».
Путешествовать комфортно
Для того чтобы превратить салон внедорожника в полноценную жилую комнату, Михаил обратился к ребятам из клуба «Там. В России», занимающимся изготовлением разборных спальногрузовых модулей. Так машина обзавелась полноценной двухспальной кроватью, состоящей из нескольких секций для размещения багажа. Модуль можно при необходимости демонтировать полностью, либо частично сохранив грузовые секции и разложенное заднее сидение.
Чтобы сделать ночевки в холодное время года более комфортными, был установлен автономный обогреватель салона «Планар 4Д-12». Блок управления разместили на задней стойке, чтобы можно было менять температурные режимы, не вставая со спального места.
Для ориентирования на местности служат две навигационные системы: обычный городской GPS-навигатор для движения по дорогам общего пользования и планшетный защищенный ноутбук Panasonic CF-18 с выносной антенной GlobalSat BU-353 с хорошо знакомой каждому джиперу программой Ozzi Explorer. Компьютер разместили на оригинальном кронштейне, интегрированном в переднюю панель таким образом, чтобы им могли пользоваться как пилот, так и штурман
Также в салон установили радиостанцию MegaJet 600 Turbo, работающую в диапазоне 27 МГц. А переднюю лебедку для удобства использования снабдили радиопультом.
Чтобы штурмовать глубокие броды, не опасаясь гидроудара турбодизельного двигателя, машина обрела оригинальный шноркель Safari, при монтаже особое внимание уделили герметизации воздухопровода.
На верхний багажник была установлена дополнительная светотехника, весьма полезная при движении по пересеченной местности в темное время суток. Головной свет пока оставили штатный, но вполне возможно, что в скором времени владелец склонится к установке дополнительных фар либо встроенных модулей, так как «родной» свет оставляет желать лучшего.
В одной из секций спального модуля, расположенной в непосредственной близости к задней двери, находится пятилитровый газовый баллон, там же лежит и горелка. Во время остановки достаточно просто откинуть заднюю крышку модуля, которая выполняет функцию кухонного стола, достать горелку — и можно приступать к приготовлению пищи. Такая оперативность очень кстати, когда нужно быстро перекусить, чтобы без лишних задержек продолжить движение. Да и при разбивке лагеря удобно сначала поставить чайник, потом пойти разбирать снаряжение и к тому времени, когда хлопоты будут окончены, незамедлительно приступить к чаепитию.
Надуть из мухи слона
Как ни странно, но с изготовлением пневмосистемы возникли неожиданные трудности. Сама конструкция была уже давно отработана и проверена на многих других внедорожниках, в том числе и на Great Wall автора статьи, поэтому, дабы не изобретать велосипед, на машине Михаила все сделали по полной аналогии с моей. Демонтировали радиатор и магистрали кондиционера, оставив лишь насос, на который установили лубрикатор и масловлагоотделитель. Изготовили небольшой ресивер, который разместили здесь же, под капотом, поставили перепускной и ограничительный клапаны и, конечно, пневмосигнал, куда ж без него? Но компрессор кондиционера почему-то не развивал требуемого давления. Решили, что, скорее всего, дело в износе и старости. Заменили насос на другой, более свежий, — результат тот же. Дело оказалось в том, что «родной» насос кондиционера на Terrano лепесткового типа и конструктивно обладает низкой производительность. В результате на Nissan был установлен поршневой компрессор от Great Wall, без труда качающий 8 атмосфер, и симбиоз японского и китайского автопромов отлично зарекомендовал себя в деле, накачивая 33-дюймовое колесо с грязевого давления до асфальтового чуть больше чем за минуту.
В результате проделанных работ получился вполне сбалансированный туристический автомобиль для активного отдыха на бездорожье. Легкий и маневренный, он уверенно едет по лесу, не пасует на мягких грунтах и в снегу, в состоянии двигаться по болоту и преодолевать броды.
Из собственных наблюдений за тем, как этот автомобиль штурмует бездорожье, и из разговоров с владельцем у меня сложилось стойкое убеждение, что Михаил абсолютно доволен своим автомобилем и производить существенные доработки в будущем не планирует, считая подготовку для бездорожья завершенной.
Список установленного оборудования
текст: Лёня НЕМОДНЫЙ
фото: автор
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.