Текст: Александр Судьбин
Фото: Александр Давидюк, Андрей Судьбин
С тех пор как Джордж Истман и созданная им фирма Kodak избавили путешественников от необходимости водружать на громоздкий деревянный штатив ящик размером с микроволновую печь, а затем поливать светочувствительной эмульсией стеклянные пластинки, прошло без малого два века. И сегодня фотоаппарат вошел в число предметов первой необходимости при снаряжении любой экспедиции или просто похода. Фотоаппараты побывали на обоих полюсах Земли, мир увидел снимки высочайших вершин и океанских впадин планеты.
В последнее время цифровая фотография стремительно вытесняет фотографию традиционную пленочную. Разумеется, цифровые камеры прочно вошли и в джиперский обиход. Более того, они стали обязательным спортивным инвентарем! Причина очевидна – большая часть соревнований по трофи-рейдам проходит в формате свободного ориентирования, и для фиксации факта взятия точки спортсмен должен запечатлеть своего полноприводного «коня» рядом с контрольной отметкой. И тут возникает одна проблема…
Раз, два, и обчелся
Если в туристическом варианте безвременная кончина упавшего в лужу фотоаппарата вызовет лишь массу сожалений о несделанных снимках, то для спортсмена, борющегося за звание чемпиона России, подобное событие может стать самой настоящей трагедией. Ведь что может быть горше победы, утраченной из-за такой глупости? Но, когда мы предприняли попытку ответить на вопрос, какие модели цифровых фотокамер способны противостоять превратностям походной жизни, то, к своему удивлению, обнаружили, что таких – раз, два, и обчелся. Собственно, на российском рынке присутствуют две модели: Pentax Optio WP и Olympus Mju 500. Слово за слово – было принято решение проверить этих «цифровых летописцев путешественника», причем проверить в жестких условиях марафонского трофи-рейда. Но сперва давайте познакомимся с испытуемыми.
В принципе, обе камеры близки по своим техническим характеристикам. Обе имеют пятимегапиксельную матрицу и трехкратный оптический зум (плюс возможность цифрового зумирования). При этом у обеих отсутствуют оптические видоискатели, и для кадрирования используется дисплей, расположенный на задней стороне корпуса. Одним словом, типичные представители компактных камер (в просторечии – «мыльницы»). А вот дальше начинаются отличия.
Pentax Optio WP
Светочувствительная матрица Pentax Optio WP находится у торцевой стенки камеры, а сам объектив располагается внутри корпуса в поперечном направлении! При этом световой пучок в объектив направляется призмой, расположенной за неподвижным стеклянным иллюминатором. Это позволило сделать камеру, во-первых, полностью водонепроницаемой, а во-вторых, исключительно компактной. Посудите сами – толщина корпуса Optio WP составляет всего 22 мм! И все же главное не в этом. Pentax не менее получаса может исправно работать на глубине до полутора метров!
Конечно, тем, кто привык работать с «зеркалками», брать в руки такого малыша абсолютно непривычно. Камера требует совершенно другого хвата. Ее приходится держать четырьмя пальцами двух рук, причем делать это следует несколько на отлете, не опираясь локтями на корпус. А это в свою очередь приводит к значительно большему, чем обычно, проценту «шевеленных кадров». При этом, как я уже говорил, само кадрирование происходит по дисплею. И если в обычных условиях это не вызывает особых проблем, то на ярком солнечном свету яркости экрана не хватает.
Работа с камерой начинается с нажатия слегка утопленной в верхнюю панель кнопки включения. Любопытный момент – расположение органов управления так и провоцирует на съемку с одной руки. Но делать этого не стоит! При нажатии на кнопку спуска аппарат дергается, и снимок почти всегда получается смазанным, тем более что выставленная по умолчанию светочувствительность равна 100 единицам, и выдержки получаются достаточно длинными. Установка же более высокой чувствительности приводит к недопустимому уровню шумов. Скорость фокусировки тоже оставляет желать лучшего.
Под большим пальцем расположено управление зумом. Еще одна кнопка в режиме съемки переключает камеру в «зеленый» режим (то есть в режим полной автоматики). В режиме просмотра эта же кнопка позволяет удалить не понравившуюся картинку. Ниже расположен своеобразный кольцевой джойстик с клавишей ОК. Эта же клавиша позволяет выводить или убирать с экрана дополнительную информацию (в том числе гистограмму), а при выключенной камере выводит на экран…. часы! Кольцевой джойстик позволяет «на лету» выбрать предустановленный режим камеры и изменить режим работы вспышки.
Olympus Mju 500
В сравнении с Pentax, цифровая «мыльница» от Olympus более массивна (165 г против 120), и эффект подергивания при нажатии на кнопку спуска выражен у нее в несколько меньшей степени. Но мы все равно не рекомендуем снимать с одной руки.
Пара слов о габаритах. Если по длине и ширине камеры вполне сопоставимы, то Olympus в полтора раза толще. Что же касается защищенности, то у Olympus она ощутимо меньше. Эта камера переносит попадание брызг с любого направления…
На задней панели размещены управление зумом, кнопка быстрого просмотра и колесико, отвечающее за выбор основных режимов. Отдельной кнопки вызова меню у Mju 500 нет – эта функция возложена на центральную клавишу кольцевого джойстика. На деле это оказывается не очень удобно. Если Pentax позволяет просто просмотреть меню и выйти из него, не останавливаясь на чем-то конкретном, то из меню Olympus можно выйти, лишь сделав выбор.
Не спать!
Ни к Pentax, ни к Olympus у меня не было никаких претензий относительно автоматической установки баланса белого (на самом деле, я не очень-то и пытался пробовать ручные установки). И это очень важно, ведь путешественник, взявший с собой одну из этих камер в качестве «фотоблокнота», вряд ли будет заниматься такими тонкостями и добиваться идеальной цветопередачи. Выхватил камеру из нагрудного кармана, сделал снимок объекта, и «по коням»…
Для «холодного» старта обеим камерам нужно порядка двух секунд. Что ж, для камер этого класса – вполне нормально, и особого раздражения эта задержка не вызывает. А вот дальше камеры ведут себя по-разному. Экран Pentax уже через семь секунд после включения переключается на режим половинной яркости, и при съемке в яркий солнечный день приходится постоянно поднажимать на клавишу спуска, чтобы заставить экран светиться в полную силу. Olympus же такого экономно-надоедливого режима не имеет. Через 185 секунд после включения обе камеры «засыпают», причем Olympus действительно «засыпает» и «просыпается» при нажатии на кнопку спуска. А вот Pentax… просто выключается, и вам нужно снова нажимать кнопку включения.
Учитесь плавать
Ну а теперь давайте вернемся к вопросу защищенности. Да, Olympus прекрасно вынес съемку под проливным дождем. Но Pentax… В этом аспекте он, конечно, на голову выше. Ну скажите, как удержаться от соблазна сплавать к растущим в заводи кувшинкам? И потом, только с этой камерой я безо всякого страха поскользнуться на камнях и намочить аппарат, снимал идущие по глубокому броду машины. Определенные проблемы может представлять только ничем не защищенное стекло, за которым прячется объектив. Да, это сапфировое стекло (такое же, как на дорогих наручных часах), и две недели рейда не оставили на нем никаких следов, но в принципе поцарапать можно.
P. S. Так какая же камера лучше? Оба «цифровика» близки и по цене, и по функциональным возможностям. В тех случаях, когда экстремальные внедорожные упражнения не входят в число ваших приоритетов, чаша весов склонится в сторону Olympus Mju 500. Но вот трофистам мы порекомендуем Pentax Optio WP. Это настоящий «фотоблокнот джипера», способный перенести любые испытания.
Технические характеристики Olympus Mju 500
Технические характеристики Pentax Optio WP
4,9 млн
Александр Давидюк, бильд-редактор и фотограф журнала ORD
Pentax Optio WP
Корпус на 100% герметичен (защита JIS class 8), но я бы не рекомендовал сразу после «водных процедур» без предварительной протирки менять flash-карту. Дело в том, что крышка батарейного отсека, в котором и располагается «память», устроена так, что не исключает затекания оставшейся на корпусе воды. Особо стоит отметить объектив камеры. Он имеет диапазон 38–114 мм (в 35-миллиметровом эквиваленте). То есть 3-кратный оптический зум! И это при неподвижном переднем элементе. А теперь о недостатках. Я бы рекомендовал обратить внимание на нехватку «широкого угла» (38 мм). Камера снабжена встроенной памятью, что может сыграть злую шутку – «флэшка» будет отдана судьям, а часть снимков останется в фотоаппарате.
Теперь о качестве снимков. Учитывая размеры и специфику Optio WP, оно вполне достойное. Конечно, как и в большинстве камер данного класса, при 100%-ном отображении фотографии напоминают картинку, обработанную в Photoshop фильтром постеризации. Другими словами, фотография становится похожа на живопись (размытые границы объектов и рябь по всему полю изображения). Но все это становится заметно только при печати форматом более 15х20 см. Также нужно отметить очень хорошую передачу телесных тонов (лица на фотографиях выглядят довольно натурально).
В завершение – об автофокусе... Четкий и довольно быстрый. При этом он функционирует под водой! Вспышка тоже не отстает – не пересвечивает, хотя, возможно, это свидетельство недостатка мощности.
Olympus Mju 500 ( Stilus 500)
Анонс камеры прошел год назад, в ноябре 2004. А значит, по цифровым меркам, Mju 500 – почти пенсионер. Но как бы там ни было, она до сих пор пользуется устойчивым спросом. В отличие от полностью герметичного Pentax, эта камера выполнена лишь во влагозащищенном исполнении, и купаться с ней не стоит. Зато вы получаете более качественную оптику, огромный 2,5-дюймовый экран и хороший алгоритм обработки сигналов.
Но вернемся к объективу. При выключенном фотоаппарате он находится внутри камеры. При включении объектив автоматически выдвигается наружу. Не очень удобно, зато светосила на минимальном фокусном расстоянии здесь выше, чем у Pentax (f/3,1 против f/3,3), а широкий угол начинается с классических 35 мм. Максимальное фокусное расстояние – 105 мм. Как и у Optio WP, присутствует и цифровой зум, но это скорее маркетинговый ход, чем реально востребованная функция, все то же самое вы можете сделать в любом графическом редакторе.
У Mju 500 расширенный по сравнению с Optio WP диапазон чувствительности – от 64 ISO до 500 ISO. Но снимать на чувствительностях выше 100 стоит только при крайней необходимости. Автофокус демонстрирует довольно ровную работу, хотя чувствительностью не блещет, и вечером наводиться на резкость становится тяжело.
Качество изображения на высоте, цвета естественные и с резкостью все в порядке. Пресловутый эффект постеризации присутствует, но в меньшей степени, чем у Pentax.
Mju 500 имеет режим серийной съемки. Правда, скорость составляет всего 1,5 кадра в секунду, а максимальное количество кадров – 5. После этого камера сможет сделать следующий кадр только после записи файлов на флеш-карту.
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.