Очерки семиречья

Международный трофи-рейд «Тянь-Шань – 2005»

Текст: Андрей Судьбин
Фото: Андрей Судьбин

За кустами, в черной воде Или, плеснул крупный сазан… Свет от лампы, вокруг которой крутится ночная мошкара, скользит по расписанным петроглифами скалам урочища Тамгалы Тас. Многое видела эта земля… Здесь грохотали боевые колесницы Сакского хаганата, звенели копыта непобедимых туменов Темуджина (известного нам как Чингис-хан), шли свирепые полки Тамерлана и били барабаны воинственных джунгарских владык. Помнит эта земля и караваны, идущие по Великому Шелковому Пути, и казачьи отряды экспедиций Пржевальского, Семенова Тянь-Шаньского и Сапожникова. А вот подобного действа она еще не знала – этой осенью в Казахстане прошел первый международный трофи-рейд.

Три источника и три составных части трофизма

И Чингис-каган повелел: «По участию в устройстве народа, буду создавать Тысячи, назначать нойонов Тысяч и скажу похвальное слово!»
«Сокровенное сказание»

Что нужно для того, чтобы провести внедорожное соревнование высокого уровня? Прежде всего, наличие достаточного количества рвущихся в бой любителей этого самого «внедорожного». Во-вторых, не обойтись без разнообразных трасс. И, наконец, в-третьих, не лишним будет присутствие опытной команды организаторов и судей. С первым пунктом в Казахстане проблем нет. По моим наблюдениям, в Алматы чуть ли не каждый второй автомобиль – внедорожник, да и желания участвовать в соревнованиях местным джиперам не занимать. Полный порядок и с пунктом номер два – местность в этой республике самая что ни на есть внедорожная. Здесь есть все: и горы, и степи, и пески, и болота. Одна беда – опыт проведения подобных соревнований у алматинских клубов фактически отсутствует.

Так что же, неизбежно идти мучительным путем проб и ошибок? Вовсе не обязательно, решили в Алматы. И пригласили помочь организовать свое мероприятие людей, которые, вне всяких сомнений, умеют это делать очень хорошо – Юрия Овчинникова и Александра Трушникова. В общем, в то время как Boeing авиакомпании «Астана Эйр» нес меня к новым приключениям, я уже точно знал, что их формат будет напоминать мне «Золотую Бочку», более известную как «Ладога Трофи»…

Ладожские параллели

В этот же год Коровы Чингис-каган вручил Субетаю крытую железом телегу и отправил в погоню за сыновьями Токтоа.
«Сокровенное сказание»

Аналогии с «крупнейшим Российским приключением на бездорожье» начались прямо со старта. Правда, вместо Исаакиевской площади Петербурга была Старая площадь в Алматы. А в остальном – вылитая «Ладога»: та же шеренга машин и неизменная рампа.

С первого же взгляда на автомобили участников стало ясно, что здесь, в Казахстане, отнюдь не «ичигами шурпу хлебают». На стартовой линейке выстроились серьезно подготовленные автомобили: по 9 – в категориях ТР2 и ТР3, 11 – в категории «Туризм», а также пять прототипов. Всего 46 экипажей. В глаза бросалось подавляющее доминирование Toyota LC 70, в плотные ряды которых затесались Land Rover Defender, УАЗ и « Нива». На левом фланге отдельной стайкой сгруппировались участники зачета ATV и «Мото». Что же касается международного статуса соревнования, то его подтверждали два экипажа из России – питерская «котлета» Михаила Клюйко и Игоря Пентинена (ТР3) и стандартная Toyota Land Cruiser 80 москвичей Дмитрия Волобуева и Сергея Хлюстова (зачет «Туризм»).

А между тем меня волновал транспортный вопрос: как будет организована доставка прессы (то есть меня) на трассу? Ситуация разрешилась неожиданно – у Сергея Линькова (он должен был выполнять обязанности спортивного комиссара) возникли неотложные дела в Москве, и он оставил свой прошедший Гималаи «звездолет» на попечение Толи Молчанова (бессменного техкомиссара «Ладоги») и Ирины Казанцевой. Соответственно, в экипаже образовалось одно вакантное место, которое я немедленно и занял.

Слишком опасно

Переправившись через Идил и Джаяк, отправленный на Мекетмен, Кермен-Кеибе и другие города Субетай-Баатур встретился с трудностями.
«Сокровенное сказание»

Пришло время отправляться на старт первого СУ, в отроги горного хребта Ульген Богуты… По дороге я с любопытством поглядывал на расстилающийся по обеим сторонам дороги пустынный пейзаж, на желтую выгоревшую траву и заросли тамариска. Последний раз я видел все это почти двадцать лет назад, когда работал зоологом противочумной станции. Я даже начал было прикидывать плотность нор пустынных грызунов на километр маршрута, но вовремя спохватился. Конечно, для сотрудника «противочумки» учет большой песчанки (Rhombomys opimus) – один из существенных элементов полевой работы, но зачем это корреспонденту внедорожного журнала? Корреспонденту же гораздо важнее узнать, а как, собственно, будут соревноваться участники. Вот тут и выяснилось основное отличие «Тянь-Шань трофи» от «Ладоги»…

Еще в ходе разведки Юрий Овчинников решил, что делать в горах гонку на секундомер будет слишком опасно, поэтому практически все СУ «Тянь-Шаня» стали навигационными. Участникам нужно искать точки и, как это принято на большинстве трофи-ориентирований, фотографировать своих боевых коней рядом с отметками. В этой связи надо заметить, что отроги гор Ульген-Богуты образованы рыхлыми осадочными породами. Соответственно, водные потоки пропилили в них множество каньонов, образовав тем самым причудливый лабиринт. На трассу мы выдвинулись двумя машинами: красный Cherokee (за рулем – Юрий Овчинников, в экипаже – видеооператор Сергей Белостоцкий и известный внедорожный журналист из Голландии Фред Кригсман), ну и наш «звездолет». Да, кстати, вот и первая точка…

От заката до рассвета

Когда у повозки о двух оглоблях сломается одна оглобля, – и волу ее не свезти… Когда у двухколесной телеги сломается одно колесо, – нельзя на ней ехать.
«Сокровенное сказание»

На первый взгляд, контрольная точка на стене каньона не представляла собой ничего особенного: подняться не слишком просто, но реально. И тут я в очередной раз убедился в организаторском коварстве Юры Овчинникова… Звук мотора мотоцикла я услышал откуда-то сверху. Вот над краем обрыва появился силуэт… А дальше – вы уже поняли – участник обнаружил, что от вожделенного КП его отделяет пара десятков метров по горизонтали… и добрая сотня метров отвесной стены. Ну а чтобы попасть в каньон, нужно сделать круг в несколько километров! Но, в конце концов, участники нашли-таки дорогу в коварное ущелье. С занятой нами господствующей высоты было отлично видно все это «внутриканьонное броуновское движение».

Над Ульген-Богуты сгущались сумерки, но участники продолжали с азартом искать точки, совершенно не собираясь направляться в сторону финиша. Это было немного странно, ведь со времени старта прошло уже больше двух с половиной часов, при норме времени… полтора. Причину неожиданного «упорства» мы узнали лишь по прибытии к месту старта. Оказывается, ребята из алматинского клуба попросту забыли вложить в регламент страничку, где разъяснялось, что в задачу спортсменов входит не только найти как можно больше КП, но и вернуться до истечения контрольного времени. После короткого совещания руководство гонки пришло к выводу, что единственным выходом может быть только снятие всего СУ. В общем, первый блин получился комом, зато казахские джиперы получили первый урок на тему «что такое ориентирование и с чем его едят».

Дальше некуда!

Есугай-Баатур и говорит: «Страсть боится собак мой малыш! Ты уж, сват, побереги моего мальчика от собак!»
«Сокровенное сказание»

Следующий спецучасток, названный «Пески Карабаскум», встретил нас солнцем, теплом и абсолютно иным ландшафтом. Огромные барханы сыпучего песка, редкие ярко-желтые кустики саксаула, а рядом – яркая зелень тальника по берегам речки Чарын и озерца, носящего имя Деревянное…

Некоторые точки располагалась в барханах, некоторые – непосредственно на озерном мелководье. И опять ничего запредельно сложного в подъездах к этим точкам не было, а вот думать на предмет оптимальной траектории приходилось почти перед каждым КП. Кстати, на этом СУ я впервые столкнулся с широко распространенным эндемичным заболеванием, которое я бы назвал «джиперская гипертония» или «гипотонофобия». Участники из Казахстана просто патологически боялись снижать давление в шинах до боевых значений! И добро бы речь шла только о прототипе на шасси Unimog с колесами, которые сдувай, не сдувай – все равно боковины останутся жесткими.

Пятнистые горы

Наконец, Хачиун-беки говорил: «Что бы ты ни задумал, сын мой, Нилха-Сангум, а я пойду с тобой до края далекого, до дна глубокого».
«Сокровенное сказание»

Следующий лагерь располагался уже у подножия отрогов Джунгарского Алатау. Кстати, хотя рейд и носил название «Тянь-шань трофи», непосредственно по Тянь-Шаню нам ехать так и не пришлось. Дело в том, что первоначально предполагалось проложить маршрут через горные перевалы Тянь-Шаня, по территории Киргизии, и выйти на озеро Иссык-Куль. Но из-за известных событий в этой республике от такого варианта пришлось отказаться. Впрочем, один из главных организаторов рейда, президент Клуба Путешественников «Тянь-шань» Виталий Йост уверен, что уже в следующем году (на худой конец, через год) обстановка в Киргизии придет в норму, и ему удастся провести рейд по задуманному маршруту. Хотя, если разобраться, мы не так уж много и потеряли: на самом деле Тянь-Шань и Алатау – это синонимы. И то и другое переводится совершенно одинаково (но с разных языков) – «пятнистые горы». Более того, если Тянь-Шань исхожен буквально вдоль и поперек, то Джунгарский Алатау, по причине близости к границе с Китаем, долгие годы оставался «белым пятном». Для свободного посещения этот район был открыт несколько лет назад.

Вечером секретариат вывесил результаты спецучастка. Нужно ли говорить, что для очень многих они оказались полной неожиданностью… Этакая грубая реальность, ворвавшаяся в мир идеализированных представлений о том, «как здорово мы ехали». У кого-то не оказалось половины заснятых точек, а у кого-то в кадре были какие-то непонятные пятна...

Катышки овечьего сыра

Лошадь на карнизе прядет ушами по направлению к обрыву и, приостановившись наверху ступени, как бы измеряет глазами расстояние. Потом сразу спускает обе передние ноги вниз, затем переносит задние. Иной раз, не рассчитав расстояние, она скользнет передними ногами и, видя опасность, моментально сгибает задние ноги и садится на зад...
В.В. Сапожников. Очерки Семиречья

На следующий день участникам «спортивных» зачетов предстояло подняться в горы по небольшому ущелью, выйти в зону альпийских лугов между горами Ыргайлы и хребтом Суат-Тау, собрать десяток разбросанных точек и двигаться в лагерь, расположенный в живописном ущелье.

Первым мимо нас промчался «мотодивизион», затем наступила пауза, позволившая Фреду Кригсману осуществить свою давнюю мечту и нанести визит в ближайшую кошару. Должен сказать, что видный журналист уже успел, что называется, «проесть плешь» Юре Овчинникову своими требованиями показать ему «локал номадс» (местных кочевников). Мол, горы и пустыни – это, конечно, красиво, но европейскому читателю нужна настоящая экзотика, то есть быт и лица местного населения. «Локал номадс» отнеслись к голландцу весьма радушно: позволили Фреду заснять себя и свою юрту, прокатили его на лошади и подарили здоровенный полиэтиленовый кулек с катышками овечьего сыра. Фред честно выделил каждому из членов «оргжурналистской» команды по паре катышков, после чего завязал мешок и унес в машину...

Но вот за скалой послышалось ворчанье дизеля, и из-за поворота появилась первая машина, за ней вторая, третья… Вскоре ущелье наполнилось шумом моторов и голосами штурманов, занятых поисками оптимальных путей через нагромождения булыжников. Казахские ребята «рубились» яростно и азартно, но, на мой взгляд, им отчаянно мешала все та же «джиперская гипертония». К примеру, отлично подготовленный Defender Марата Абыкаева пытается пересечь русло ручейка по диагонали, но машину раз за разом стаскивает вбок. Спрашиваю: «Какое у вас давление?» – «Две атмосферы». – «Да вы что, здесь на 0,5 нужно ехать, у вас же колеса с бедлоками!» – «Нет, на камнях нельзя, порвем резину…» Странно, ведь за плечами Марата не одна «Ладога». А потом, если бы я своими глазами не видел, как легко и свободно ездят в таких же условиях американцы, снизив давление до 0,3–0,4 атмосферы...

С ними нельзя на «ты»

Однажды Дува-Сохор, вместе со своим младшим братом Добун-Мерганом, взобрался на Бурхан-халдун...
«Сокровенное сказание»

Говорят, что горы – это самое величественное явление среди всего, что создала природа. И это действительно так. Горы удивительно разнообразны, и когда ты перемещаешься по ним на машине, ландшафты меняются с головокружительной быстротой. При этом горы требуют к себе особого уважения, с ними нельзя на «ты». В этой истине мы и убедились на следующий день…

Трасса четвертого дня проходила по склонам вдоль долины реки Борохудзир. В какой-то момент мы забрались довольно высоко, в зону альпийских лугов, и с интересом стали наблюдать, как машины участников штурмуют контрольный пункт на скальном останце, венчающем поросший травой гребень.

Вот на гребне появился приметный автомобиль с внешним каркасом безопасности, выкрашенным в ярко-желтый цвет. Это Коля Павлов, победитель «Ладоги» этого года. Но что-то с машиной не так… Нет лобового стекла, передняя поперечина согнута дугой, да и у штурмана, Кирилла Солохи, штормовка на груди залита кровью, а из ноздрей торчат бумажные жгутики. Оказывается, Николай перевернулся на боковом уклоне, наехав одним колесом на камень. Слава Богу, что машина после переворота встала на колеса, а пилот успел нажать на тормоз. Склон был длинный, и кто его знает, чем все могло закончиться при менее благоприятном раскладе. Вечером врач осмотрел Кирилла, отправил его в Текели на рентген и категорически запретил ему выезжать на трассу со сломанным носом. Хорошо, что спортивные комиссары «вошли в положение» и разрешили взять в экипаж нового штурмана, Петра Губарева.

Умный в гору не пойдет?

Решив принять бой, Чингис-хан с Ван-ханом построили войско и подошли к расположению противника, но так как уже наступил вечер, они условились переночевать в строю, чтобы утром вступить в бой.
«Сокровенное сказание»

Третий, последний день в горах Джунгарского Алатау прошел практически без приключений. Рейд колесил на высоте 2600–2700 метров в окрестностях шахтерского городка Текели. Теке, горных козлов, мы, к сожалению, так и не увидели, зато участники нашли у высокогорного болотца семиреченского лягушкозуба – саламандру, внесенную во все Красные книги мира. Вечером, после длинного перегона, мы приехали в урочище Писаные Скалы на берегу Или. И тут нас ждала неожиданность: Юра Овчинников ввел в программу казахского трофи-рейда соревнование по дисциплине, практически неизвестной у нас, но весьма популярной в США и Европе. Я говорю о хиллклаймбинге, или скоростном подъеме на холм...

Поначалу трасса вызвала определенные опасения участников. Причем особенно беспокоились те, кто выступал в категориях «Туризм» и ТР2. И больше всего их пугал очень узкий проход между скалами, названный «Чертовы ворота». Чтобы преодолеть его, нужно было взобраться на каменную ступеньку. Но когда машины одна за одной начали пулей взлетать вверх по песчаному склону долины, оказалось, что «чертовы ворота» особых сложностей для спортсменов не создают. В отличие от ворот рукотворных...

Тем, кто по какой-то причине пропускал расставленные вешки, приходилось возвращаться и терять много времени на дополнительные маневры.

Байга! Байга!

Казахская байга устраивалась на ровной местности по замкнутому кругу на дистанции 5–8 километров.
Е.Б. Абатаев. Народные игры казахов

Байга! Это слово заставляет сладко сжиматься сердце каждого казаха. Впрочем, почему только казаха? Для человека любой национальности, прожившего в Казахстане достаточно долго, идея скачек по пересеченной местности понятна и привлекательна. Взмах платка, и вот уже нет ничего, кроме яростной скачки по барханам. А в пыльном мареве за спиной всадника плывут тени батыров древности, и рот их искривлен в беззвучном крике: «Алга! Алга!» (Вперед, вперед!).

Стоит ли говорить, что практически для всех участников «Копчагайская карусель» стала самым запомнившимся этапом. Старт – одновременный, финиш – ходом, десять кругов по степи. Причем выбор траектории ограничивает лишь необходимость обогнуть три вешки, отстоящие друг от друга почти на километр. Красивое получилось зрелище, исключительно красивое! Ну а эффектную точку в рейде «Тянь-Шань трофи» поставила «Копакабана», гонка вдоль уреза воды, по красоте ничуть не уступавшая знаменитой ладожской пляжной гонке. Были, конечно, и накладки: например, оказалось, что вешки, которые должны были объезжать участники, стояли слишком глубоко для «мотодивизиона». А руководителям гонки стоило немалых усилий убрать с трассы… моторную яхту, пассажиры которой решили понаблюдать за действом с предельно близкой дистанции.

Домой

Написано во время пребывания Двора в урочище Долоан-оолдах Келуренского Кодее-арала, что между двумя урочищами Шильгим и Цек, в седьмой месяц Хуран-сара, года Мыши, во время происходившего там Великого Хурила.
«Сокровенное сказание»

Вот и завершился первый на территории независимого Казахстана международный рейд «Тянь-Шань трофи – 2005». Завершился в полном соответствии с «ладожским» форматом, там же, где и начался, на Старой площади Алматы. Победители получили памятные призы – бронзовые статуэтки вздыбленных в скачке жеребцов. Оригинально, и вполне в национальной традиции…

Что же до их менее удачливых товарищей, не сумевших добиться призовых мест, то и их я не могу назвать проигравшими. Вне всяких сомнений, они приобрели бесценный опыт и… желание построить новую машину для следующего рейда, который обязательно состоится через год.

Со мной и вовсе все просто – я лечу домой, увозя в багаже то, что и положено журналисту – бесценные впечатления о красоте и величии гор и степей этой замечательной страны и десятки отснятых пленок. А еще, в памяти – лица новых друзей, с которыми я обязательно увижусь снова. Ведь до Алматы всего четыре часа лета...


Мы не шли на результат
Игорь Пентинен (Россия), участник

Все новое! Пейзажи, ландшафт, пересеченная местность. Приезжающим из России не стоит переоценивать свои силы. Здесь опасно, и не стоит думать: «У меня хорошая машина, и она выдержит любой крен». Едешь фактически в формате ралли-рейда, а, по сути, все же трофи. Да, мы очень устали. Но зато получили огромное удовольствие – от природы, пейзажа и масштаба. У нас, если смотреть объективно, была самая сильная машина в категории, но у местных ребят на их почти стандартных «семидесятках» был опыт. В общем, с третьего дня мы перестали ехать на результат, и поехали по системе «посмотрите налево, посмотрите направо, какие прекрасные пейзажи». В результате мы не заняли никаких мест, но сберегли автомобиль и получили опыт участия в горных трофи, а также массу удовольствия. Очень понравилось отношение и участников, и организаторов.


Я безумно люблю горы
Виталий Йост (Казахстан), председатель огкомитета

Все мы безумно любим горы. Все сотрудники нашего клуба прошли горную подготовку, многие носят звания мастеров спорта. Идея проведения внедорожного рейда родилась у нас после того, как мы начали активно использовать полноприводную технику для доставки людей в те места, куда пешком – долго, а вертолетом – дорого. В целом все, что задумывалось, по большому счету получилось, хотя, конечно, было сделано много ошибок, и во время «разбора полетов» мы будем обсуждать, как их исправить. Что ни говори, а офф-роудное мероприятие такого уровня проводилось в Казахстане впервые.


Накладок пока много
Юрий Овчинников (Россия), руководитель гонки

Прошлым летом я совершенно неожиданно получил предложение помочь организовать в дружественном Казахстане мероприятие уровня и формата «Ладоги». В апреле прошла первая разведка потенциальных трасс, а уже в июле был сверстан костяк маршрута.

Одной из главных проблем этого рейда, на мой взгляд, является отсутствие подготовленных организаторских кадров. Но, несмотря ни на что, спортивно-туристическая составляющая по большому счету получилась. Хотя, если бы я изначально немного лучше знал местность, мы бы обязательно добавили чего-нибудь «мокрого» – например, бродов или болот. А то многие роптали, что им так и не пришлось размотать лебедку. По организации накладок было больше, но все же они не были криминальными. Что касается местных участников, то общий уровень владения джиперскими навыками здесь пока невысок. На этом фоне явно выделяется ряд экипажей. Многие проблемы участники испытывают от боязни спускать колеса. Горячие они тут, конечно. Судя по отзывам, участникам в целом понравилось. Здешние красоты в дополнительных похвалах не нуждаются. На «Ладоге» мы всегда пытались совместить спорт с элементами путешествия, и здесь этот формат подходит как нельзя лучше...


Потрясен разнообразием ландшафтом
Фред Кригсман (Нидерланы), журналист

Это мой первый визит в Казахстан, и я был буквально потрясен разнообразием ландшафтов. Здесь есть буквально все – и горы, и степи, и дюны. Пожалуй, нечто подобное в пределах одной страны можно найти разве только в Северной Африке.

Идея проводить в Казахстане международные внедорожные соревнования с моей точки зрения абсолютно верная. Но вместе с тем, организаторам предстоит еще очень много работы. Многому нужно учиться и казахстанским участникам, в частности, им еще нужно научиться правильно использовать ту серьезную технику, которой они располагают. Я например, заметил, что многие из них не снижают давление в шинах, а в результате застревают там, где могли бы ехать свободно. У «Тянь-Шань трофи» есть огромный потенциал, но сейчас это ребенок со своими детскими болезнями. Мой опыт подсказывает, что для того, чтобы соревнование набрало полную силу, нужно три-четыре года. Для участников же из Западной Европы, США или Австралии основной проблемой станет логистика, а именно сложность и стоимость доставки боевых машин. Возможно, «Тянь-Шань трофи» сможет привлечь мотоциклистов или владельцев квадроциклов, особенно если они смогут арендовать в Казахстане буксир с соответствующим прицепом.


Ладога мне нравится больше
Николай Павлов (Казахстан), 1 место в группе «Прото»

Я участвовал в «Ладоге». В сути – похоже, примерно одинаковое число дней и формат. Но грунты, конечно, совершенно разные. Пока «Ладога» мне нравится чуть больше, там по-настоящему борешься с бездорожьем, и машину нужно готовить серьезней, чем здесь. Я вот вообще зря поехал на 38-дюймовых колесах, нужно было бы ехать на 36-х. Обязательно собираюсь ехать на десятую юбилейную «Ладогу», ну а в будущем – очень хочется съездить и на Croatia Trophy, и на Outback Challenge в Австралию.


№7 ноябрь-декабрь 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты