Текст: Андрей Хорьков
Фото: Андрей Хорьков
Чем ближе к концу года, тем больше российские внедорожные гонки становятся похожи на церемонии раздачи «Оскаров» или «Грэмми» – тьма номинаций, категории и подкатегории... И этому факту, похоже, все рады. Что же касается Кубка ASG-Herzog, то он, можно сказать, осуществлял «зачистку сезона». Посудите сами – это был: этап Чемпионата России, и этап Кубка России, вышеупомянутый кубок ASG-Herzog и традиционное соревнование. Повезло и с погодой – можно было разгуливать в одной майке под градом листьев, а промокшие в броде штурманы, вылезая на берег, были в состоянии улыбаться.
Много вы видели трофи-рейдов без… грязи? Так вот, в окрестностях подмосковного города Ступино организаторы ее просто не нашли! Пришлось восполнять пробел нескучными бродами и крутыми склонами. Дошло до удивительной ситуации: зачастую было неясно, на какую обувь делать ставку – то ли на болотные сапоги, то ли на горные ботинки (желательно с «кошками»)...
История, рассказанная ночью
Организатором гонки выступил петербургский «Лэнд Ровер Клуб» при поддержке компании Herzog. Что же касается формата проведения, то он был наиболее щадящим как для гонщиков, так и для еще только набирающего опыт руководителя соревнований Роберта Санакоева. Участникам предлагалось проявить себя в марафонском GPS-ориентировании. Кстати, главный «архитектор» трассы Максим Григорьев очень волновался, что все его 60 точек спортсмены перещелкают как орехи, а затем будут сидеть в лагере этаким немым укором. В этой связи не грех вспомнить и страшные рассказы, имеющие хождение среди устроителей соревнований… Говорят, в одно сухое-сухое лето некий спецучасток с нормой времени восемь часов (чем не рабочий день?) лучший экипаж прошел за четыре минуты! Более того, рассказывают, что на следующий день той злополучной гонки лидеры грозились демонстративно выйти на старт без лебедок! Без лебедок? Да кто ж этому поверит!..
Точечный замер
На сбор 60 точек участникам Чемпионата было дано 55 часов. Григорьев откровенничал, что расстановка контрольных пунктов была своего рода подарком под конец сезона – для получения хоть мало-мальски заметного количества зачетных очков можно было ограничиться точками, находящимися в непосредственной близости от лагеря. А вот до самых дальних точек нужно было ползти не менее двух десятков километров, причем в реальности взятия одной из них, самой сложной, сомневались и сами организаторы.
И еще пара слов «по протоколу». Участники традиционно должны были сфотографироваться у каждой точки, к которой они добрались. Что ж, на мой взгляд, все очень просто и интуитивно понятно. А, кроме того, не надо рассаживать судей по разного рода КП – запустил парочку рысью, и пусть себе ловят нарушителей на бензоколонках (заправляться разрешалось только в зоне сервиса, иное расценивалось как посторонняя помощь).
Кстати, именно из-за своей легкости и элегантности этот ритуал (это я о точечном фотографировании), похоже, надолго войдет в регламент проведения такого рода гонок: одна рука на точке, другая на «неотъемлемой части автомобиля». Скажите «чи-и-из!», сейчас вылетит… шакл! Казалось бы, все очень просто и все знают, что для снимка надо прикоснуться непосредственно к самой точке. Так нет, на каждом соревновании находится несколько человек, которым не засчитывают прохождение из-за того, что рука находилась в нескольких сантиметрах от отметины! Недаром после финиша главный хронометрист гонки Алексей Иванов указывал спортсменам на их очевидные технические ошибки, допущенные в процессе фотографирования. От себя добавлю: будьте проще – самое главное свести воедино: цифровой фотоаппарат, штурмана, отметку и машину. А вот пользоваться при съемке точек «точечным замером» совсем не обязательно…
Водный мир
А теперь об организационных соблазнах. Их было много, и с самого первого дня. Вот, например, после старта в полночь гонщиков так и подмывало рвануть к точкам, подъезды к которым потом очень быстро разобьют. А с другой стороны, можно было просто лечь спать – по регламенту, в случае столь продолжительных гонок участники просто обязаны провести в лагере (то бишь, в зоне сервиса) обязательные восемь часов. А стартовать можно и поутру!
Большинство так и сделало. Уехали, и след их простыл... А нам (прессе) пришлось здорово потрудиться, чтобы найти хоть кого-то! Причина очевидна – участников Чемпионата было втрое меньше, чем точек, а претенденты на Кубок должны были стартовать позже.
Охота за «водоплавающими» трофистами начала приносить плоды только спустя сутки. Плещущихся в бродах спортсменов на берегу поджидали алчущие хищники с фотоаппаратами. Вылезая, участники жаловались, что фильм «Водный мир» с Кевином Костнером отдыхает! И с этим было трудно не согласиться. Я уж не говорю о том, что болотные сапоги в большинстве случаев не позволяли подойти к точке. Непромокаемый комбинезон «по грудь» не всех спасал! А между тем заветные отметины красовались на пеньках, опорах мостов, одиноких камнях в заводях и т.д.
Прочие добрые чувства…
Совершенно другая ситуация была на склонах холмов. Там контрольными точками были в основном «украшены» деревья, растущие по краям оврагов. Хорошо еще, что в лесу есть за что зацепиться, чтобы вытащить машину на лебедке после фотографирования. Кстати, присутствие большого количества прессы со всей очевидностью пробуждало в участниках артистизм и прочие добрые чувства. Например, Марина и Виктор Воликовы из команды ASG не только сфотографировались «на память», но и подарили друг другу горячий поцелуй прямо на точке!
А интрига между тем все усиливалась… Согласно правилам, участники не были обязаны сдавать флэш-карточки по ходу гонки. Нет, судьи, конечно, рекомендовали это делать (на случай потери или повреждения фотоаппарата), но в целом никаких промежуточных итогов не было предусмотрено, и никто не знал, как идут лидеры. Только по косвенным признакам удавалось понять, сколько точек снял тот или иной экипаж. В общем, все шло к тому, что основная борьба должна была развернуться в последний день, ближе к финишу.
Все куплено - судьи в майках!
Ну а когда нет точной информации, то появляются «версии». А о чем еще посудачить, как не о том, что «все куплено». Раз гонку устраивает Борис Гадасин, значит, победу присудят ему. В каждой точке надо сфотографироваться? Да ладно… Ведь никто не мешал Борису приехать за пару дней до гонки и снять самые сложные точки! В подтверждение подобных догадок «знающие люди» показывали пальцем на кого-нибудь из судей и говорили: «Смотрите, они все ходят в майках ASG» (тут я соглашусь – это действительно смотрелось довольно странно). Но тут впору, перефразировав каноническое, сказать: кто сам всегда соблюдает этику гонки, пусть первым бросит камень. Как, например, с корозащитными стропами – всегда ли вы их используете? Я вот, например, помню, как один из известных экипажей просил нас (прессу) закрыть глаза, пока они будут лебедиться. Так вот, знайте – один глаз у нас был приоткрыт!
Контрольный кораблик
Как бы там ни было, но совсем уж скинуть со счетов влияние Бориса Гадасина нельзя. Но, на наш взгляд, оно скорее… положительное. Уже давно подмечено, что некоторые трассы делаются в расчете на «больших», то есть для ТР3. Между тем не секрет, что как начинающим трофистам, так и «старичкам» никогда особо не нравился уход в небытие серийных машин (ТР1). А теперь еще и машины зачетной группы ТР2 начали вытеснять из серьезных гонок. Но на Кубке ASG-Herzog все было по-честному. При том, что со второго по шестое места были разобраны прототипами, на верхней строчке оказался Гадасин на своем Land Rover Defender, построенном по ТР2. Кстати, в кубковом зачете тоже победил автомобиль ТР2.
И все же самым, на мой взгляд, драматичным моментом гонки стало утопление монстра команды «Нимал». Да-да, Александр Николаев наконец поддался веяниям моды и построил себе прототип (см. материал на стр. 32). На гонке автомобиль проходит тестирование. Характерный момент: после обкатки в Твери экипажем было выявлено три десятка конструкторских недоработок. К первой гонке успели устранить только половину… И вот отсутствие такой малости, как «стационарный» планшет для документов, привело к досадным последствиям. В одном из бродов пилот попал в глубокий омут. Вода мгновенно залила автомобиль по самую крышу. Когда же Александр открыл дверь, поток воды унес контрольную карту, словно бумажный кораблик. По регламенту, это означало аннулирование результатов. Коллегия спортивных комиссаров собралась, чтобы обсудить ситуацию, и приняла решение: незачет СУ...
Одно пожелание
После финиша лагерь вымер – экипажи отсыпались, а судьи считали. Кстати, несмотря на то, что на соревнованиях такого уровня о призах принято думать в последнюю очередь, в данном случае было что «поднять над головой». В общем, все остались довольны. А единственной просьбой участников, живших в палаточном лагере, было организовать в следующий раз… душ.
Победители этапа Чемпионата России | ||
---|---|---|
1 | ГАДАСИН Борис / СТАРОВ Сергей | ТР2 |
2 | ПШЕНИЧНИКОВ Юрий / БАТАРИН Евгений | ТР3 |
3 | МАСЮТИН Владимир / ЛОБОВ Леонид | ТР3 |
Победители этапа Кубка России | ||
---|---|---|
1 | ПИКУЛЕВ Владимир / КАЛИНИН Дмитрий | ТР2 |
2 | КИРЯКОВ Леонид / БОРОДУЛИН Алексей | ТР2 |
3 | БЕРДОСЯН Юрий / ЯХНЕВ Павел | ТР2 |
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.