Такое короткое лето

Экспедиция по маршруту Владивосток – Магадан. Организатор – клуб «Шатун»

Текст: Анастасия Калиновская
Фото: Александр Холянов

Пламя костра, пробивающееся сквозь дым, рисует причудливые узоры на фоне ночного леса. Привал. Ночные звуки, запахи заставляют сжиматься что-то затаенное в самой глубине души. А затем это сжавшееся вдруг напрягается тугой пружиной, готовой в любую секунду распрямиться и разорвать сонное оцепенение. Но нет, что-то останавливает, и вновь заставляет слушать...

Мой друг уехал в Магадан.
Снимите шляпу, снимите шляпу!
Уехал сам, уехал сам,
Не по этапу, не по этапу.

Не то чтоб другу не везло,
Не чтоб кому-нибудь назло,
Не для молвы, что, мол, чудак,
А просто так, а просто так.

Владимир Высоцкий

Две тысячи человек, представляете? Прямо напротив этого места... Сполохи огня отражаются в глазах, звучит тихий голос, а ночная тьма услужливо дорисовывает картину былой трагедии. Примерно полвека назад шла по реке баржа с заключенными. И так случилось, что один из этапируемых паханов проиграл свою жизнь. И, чтобы не погибать в одиночестве, он... поджег баржу. Уголовники запретили ее тушить, и часть людей сгорела заживо. Спасшихся от огня ждала незавидная участь – дело было в октябре, и люди просто замерзли. Две тысячи человек...

Я снова слушаю дождь

Тридцать человек на 14 полноприводных автомобилях уже около двух недель ведут борьбу с превратностями Колымского тракта. Проверить себя на прочность, посмотреть край, в котором живешь, и испытать свою долю приключений. Эти дни ни один из нас не променял бы ни на песчаные пляжи, ни на кристальные брызги продезинфицированной воды мраморных бассейнов, ни на экзотическую кухню дорогих ресторанов... Все это – ничто в сравнении с настоящими приключениями на «Дороге смерти».

Дождь преследует нас всю дорогу, и даже из радиоприемника доносится: «Я снова слушаю дождь, я помню эти глаза...» Дождь поглощает все звуки. Он шлепает по стеклу, хлюпает лужами под колесами – он как старый знакомый, провожавший нас во Владивостоке и обещавший встретить в Магадане. Первого августа мы, наконец, отправились из Владивостока навстречу Колыме. За первые 10 часов прошли 760 километров до Хабаровска. Мимо проплывали знакомые и не очень города, поселки и деревни – Уссурийск, Дальнереченск, Бикин. Ровно в полночь мы буквально влетели в Хабаровск и расположились в одной из городских гостиниц.

Не кантовать

Последующие дни слились в бесконечную череду смены дня и ночи, один километр накрывал другой, сменяли друг друга населенные пункты, а езда по хорошей дороге и серые дождливые сумерки планомерно вгоняли в сон. Изредка из сомнамбулического состояния выводили мелкие и крупные поломки, автомобили то сбивались в одну группу, то, терзаемые любопытством и жаждой приключений, растягивались по трассе. Отдельно хочется сказать о машине технической помощи: с ней начались мелкие неприятности, которые, как подсказывает животный инстинкт, вскоре должны были перерасти в крупные. Например, груз, размещенный в «техничке», стал жить собственной жизнью, то есть более прочный принялся уничтожать все то, что «не кантовать». В итоге грязевые колеса Maxxis оставили нашу группу без продуктов, повредили генератор и «аннигилировали» часть общественной посуды. На следующий день «техничка», уже получившая кодовое название «Миксер», продолжила свою борьбу... В конце концов все наше имущество, включая топливные и масляные фильтры, было уничтожено. Радовало лишь то, что ломаться, плющиться, разбиваться и крошиться на куски внутри грузовичка уже нечему...

На Колыму, на Колыму

Север уже фактически начался, хотя до Якутска еще почти 500 километров. Кругом раскинулась лесотундра, и кое-где еще лежит снег. Днем при пасмурной погоде температура не выше 5–7 градусов. Что же будет дальше? Очень интересно...

Вот оно и случилось. Мы на пороге Колымского тракта. Три тысячи километров остались позади. Сейчас нас 13 экипажей: 11 автомобилей из Владивостока, Находки, Якутии, Хабаровска и Южно-Сахалинска и два якутских экипажа, едущие вне зачета. Наш лагерь располагается на берегу реки Алдан перед Хандыгой, с которой и берет начало Колымский тракт. До старта самой увлекательной части путешествия остается несколько часов. Но сперва надо дождаться парома, который переправит нас на другой берег.

Чудная планета

Первые дни пути по «Дороге смерти»... Ночуем в кабинах, не глуша моторов. Встаем затемно и, разбивая ночь огнями, лезем на перевал. К рассвету, когда из распадков поднимается туман, мы уже преодолеваем километр за километром. Неяркое солнце только к полудню выбирается из-за гор и, не в силах оторваться от зубчатого края сопок, вскоре вновь заваливается за хребет. Надо же, столько дней нас сопровождал навевающий хандру дождь, но стоило ему утихнуть, как буквально из ниоткуда появилась мельчайшая пыль. Остались позади Желтый и Черный Прижимы, Заячья Петля (эти имена даны участкам дороги, выдолбленным в скальном монолите заключенными еще в 30-е годы). На обочинах большое количество памятников погибшим водителям, а по обеим сторонам дороги то и дело виднеются искалеченные силой удара и временем кузова машин.

Первый специальный участок носит название «Колыма – Чудная Планета». Соревнования проходили на наледи реки Кюбеме. Участникам предстояло померяться силами в гонках на ледяном поле. Дистанция не слишком большая – около 500 метров. Победителем стала команда из города Якутска.

Кадыкчан – город-призрак

Следующим «пунктом программы» была встреча с городом-призраком Кадыкчаном. Картину, которая предстала перед нашими глазами, довольно сложно воссоздать на бумаге. Пустые улицы, дома, школы, детские площадки, и ни души! Вещи оставлены, как будто хозяева уехали в отпуск или просто вышли в магазин за хлебом. Но нет, оказывается, и здесь есть люди – одного человека мы встретили в тот самый момент, когда совсем уже было решили, что местных жителей забрали инопланетяне. На деле все оказалось гораздо прозаичнее: город умер после того, как было ликвидировано градообразующее предприятие – угольная шахта.

Главное –методика

11 августа в составе основной группы мы добрались к слиянию рек Стоячей и Бячела. Затемно прибыл гонец и сообщил, что «Миксер» застрял на полпути по причине раздавленного радиатора. Нам выпала честь отправиться на усиление группы, сопровождающей «Миксер» в Магадан, остальные же двинулись дальше. Точкой встречи наметили Сусуман... Весело преодолев несколько десятков луж, бродов и промоин, примерно через час после выезда недалеко от границы областей обнаружили подбитый «Миксер» и его доблестный экипаж. К нашему приезду из «Миксера» был уже извлечен пробитый радиатор. Несколько ударов кувалдой, холодная сварка, и деталь перестает течь.

Слишком сложно для грузовика

После обеда мы тронулись в обратный путь. Но разного рода промоины оказались слишком сложны для грузовика... Конечно, постройка первых несущих конструкций вызвала массу дебатов и заняла кучу времени, но после угасания энтузиазма роли незаметно распределились, методика выработалась, и прохождение «засад» стало занимать от 20 минут до часа.

А вот и первый за последнее время участок относительно легкой дороги. Смотрю навигационный компьютер: впереди место, обозначенное как «контр. п.». Какой на хрен в тайге «контрольный пункт»? Только мы успели поухмыляться, как из-за поворота показался УАЗ с мигалками и надписью «ГАИ». Бравые работники ГИБДД в форме и с бляшками смотрели на нас с не меньшим, если не с большим недоумением... Первый вопрос инспектор задал, по привычке держась за кобуру:

– У вас что, фура полноприводная?
– Нет.
– А как же она здесь тогда оказалась?

Дальше будет лучше

Стемнело, пошел моросящий дождь, лужи, броды и промоины уже порядком поистрепали наши силы. В 22.30 присмотрели место для лагеря на берегу ручья с загадочным названием Ошибка. Но от постановки на ночлег заставил отказаться убедительный рассказ о том, что местные речки имеет гадкую привычку разливаться после малейшего дождика. Короче, «ошибку решили не совершать» и, построив еще несколько гатей, к двум часам ночи доползли-таки до Ардыгалаха. Речка подниматься не спешила, а на берегу ночевала колонна из «Урала», КамАЗа и нескольких УАЗов. Утро. Дождь не прекращается. Быстренько собрались и в путь.

Адаптация

В какой-то момент замечаем, что наш неполноприводный «Миксер» самостоятельно проходит довольно сложные участки (в таких местах мы еще вчера тащили его на буксире). Такое ощущение, что у него за время пути по неизвестной причине «отрос» передний привод. Наконец вся колонна выкатывается к броду... По счастью, речка не спешила подниматься, и нам пришлось только немного подровнять рельеф на выезде. Оставшиеся несколько глубоких луж уже не смогли остановить наше продвижение, и буквально через 20 минут мы вышли на большак.

Жаль, что лето короткое

Сидя с чашкой крепкого кофе перед мягко светящимся монитором компьютера, я вспоминаю наше недавнее путешествие. Каждому, кто преодолел этот долгий путь длинною в тысячу северных верст, навсегда запомнятся унылые сопки, поросшие тайгой, остроконечные пики Сунтар-Хаета, заснеженные в любое время года, и бесконечные серпантины перевалов. Мы были вместе... Кстати, в одиночку по Колымской трассе водители не ездят даже сегодня – они собираются в небольшие колонны, чтобы можно было, если что, помочь друг другу ремонтом или крепким тросом. А вечером колонна остановится на берегу реки, усталые люди смоют холодной водой пыль с лица, вытянут из-под камня хариуса и сварят уху. Хорошо! Жаль, что лето короткое...


«Дорога смерти» – история Колымского тракта

Длина Колымского тракта 1864 км. Трасса считается «условно круглогодичной» – на время ледохода и ледостава она закрывается. Так называемые «разрывы» на дороге проходимы только зимой. Трассу, известную как Колымский тракт, начали строить в 1931 году. За год через управление лагерей проходило по 100–200 тысяч человек, большая часть из которых добывала золото, а 2–3 тысячи отправлялись «на дорогу». Тракт фактически был выстроен «на костях» заключенных. Но «Дорога смерти» и сегодня забирает жизни. Ее жертвы – водители. Главный враг сидящих за баранкой людей – холод и безлюдье. В случае поломки следующую машину можно увидеть только через несколько суток. А зимой, в 60-градусный мороз, это означает одно – смерть.


№7 ноябрь-декабрь 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты