Тысяча верст «Великой Степи»

За рулем «Газели» от Элисты до Астрахани

Лето в Москве выдалось жарким, но мне повезло и я уезжаю… в еще большую жару, пыль и песок. Я снова в команде «ГАЗ – За рулем – Спорт», и мы отправляемся на ралли-рейд «Великая Степь». Впереди 1000 км спецучастков бескрайних степей и песков на трассе, проложенной от Элисты до Астрахани.

Письмо об отмене ралли-рейда «Шелковый путь-2014» повергло в шок всех участников этого события. Однако его место в календаре быстро заменила «Великая Степь». Организаторы сумели в рекордно короткое время подготовить третий этап российского чемпионата.

Что нас ждет?

Концепция этой гонки — «скорость прежде всего». Первые полтора дня — быстрые степи Калмыкии, еще полдня — «направления» в песчаных степях Астраханской области, где выбраны тоже самые быстрые маршруты. Если за один день «Золота Кагана» участникам могло потребоваться преодолеть до 12 контрольных створов на вершинах барханов, то сейчас в первый день таковых не предусмотрено вовсе, во второй их три, а в заключительный — четыре. Так что скоростные отрезки однозначно преобладают над «песочницами».

Первый день
Торжественный старт и пролог

Итак, торжественный старт на площади Элисты.

На стартовом подиуме 33 экипажа. Среди фаворитов, как всегда, команда « КамАЗ — Мастер». Приехавшие в про- шлом году на третью позицию призового подиума в грузовом зачете белорусы привлекают внимание яркой окраской и хорошо продуманным дизайном своих грузовиков.

В легковом зачете ставки делаются на экипажи Бориса Гадасина, выступающего на прототипе собственной конструкции, и Владимира Васильева на BMWX3. С интересом зрители отнеслись и к немногочисленному табунку багги. Наиболее эффектным показался FordF-150 Raptor Алексея Беркута. Но…

Любит у нас народ отечественные машины, и никуда от этого не деться. Как только на стартовом подиуме появлялись ГАЗовские машины, то овации, смех и крики не затихали куда дольше обычного.

А посмотреть было на что: наша команда «ГАЗ — ЗА рулем — Спорт» выкатила сразу пять боевых машин. Две «ГАЗелиNEXT»и «Соболь 4Х4» вызвали просто взрыв восторга. Капитан команды, Вячеслав Субботин, настроен решительно: «Нам нужна победа! Мы всех сделаем!»

Однако у нас были в рукаве и другие козыри. Во-первых, белый «Садко» ГАЗ-3308,несмотря на свое несерьезное прозвище «Хлебовозка», уже выигрывал прошлогодний «Шелковый путь-2013» в зачете грузовиков с рабочим объемом двигателя до 10 л. А вовторых, вместе с ним на старт выехал совершенно новый, еще никем не виданный «Садко NEXT»! Эта машина построена с учетом всех наработок прошлогоднего победителя. Под капотом экспериментальной машины ярославский дизель ЯМЗ-534.

После торжественной церемонии — четырехкилометровый пролог, или как сами спортсмены называют его — «superspecial», в окрестностях Элисты.

Лидеры нашей команды «ГАЗ — За рулем — Спорт» закрепились в середине пелотона. Казалось бы, результат невпечатляющий, однако ралли-рейд не выигрывают в первый день. Многодневная гонка требует не столько мгновенной скорости, сколько выносливости и стратегии победы.

Вячеслав Субботин, капитан команды «ГАЗ — За рулем — Спорт», не скрывает своего волнения: «Финиш на четвертом километре «суперспешл» пролетел и не заметил, больше волновался, чем гнал.

Новая машина очень нравится, модернизированная подвеска упруго отрабатывает неровности. Ровная тяга двигателя позволяет «крутить» мотор с полутора тысяч оборотов до четырех с половиной тысяч!

Отдельно стоит отметить покрышки MICHELIN LatitudeCross — они прекрасно подходят к жестким каменистым участкам, которыми изобиловали трассы первого дня гонки. Мы перед стартом снизили давление и рванули, как на комфортабельной легковушке. Просто классно проехали. «Гладкий» рисунок протектора позволяет ехать плавно, а плавно, значит — быстро! Противники на зубастых шинах могут резче стартовать и разгоняться, но это более изматывающий стиль».

Второй день
Пыльная буря и «жесткая» степь

Первый по-настоящему гоночный этап — это экзамен: как покажут себя машины, выдержат ли гонщики. Температура +29 °С в тени, в кабине боевой машины +50 °С, а гонщики сидят в огнеупорных комбинезонах, шлемах и термобелье. От постоянной тряски, жары и всепроникающей пыли теряется концентрация… Но наши парни из команды «ГАЗ — За рулем — Спорт» все выдержали.

Появились первые герои и первые потери…

День выдался жестким и очень пыльным. Кажется, что пыль проникает под кожу, скрипит на зубах, глаза слезятся. И все, что остается, это концентрироваться и слушать штурмана.

Жесткая столовая степь показала свой нелегкий характер. Припорошенное пылью покрытие по мягкости напоминает бетон. Кроме всего прочего, трасса проложена по таким местам, где из земли зачастую торчат всякие сюрпризы в виде арматуры, проволоки и брошенных сельхозорудий. Естественно, что такие условия выдвигают особые требования к подвеске и шинам.

Вячеслав Субботин, капитан команды «ГАЗ — За рулем — Спорт», доволен своим боевым конем: «Машина получилась очень «мягкой», комфортной. Гораздо мягче, чем в прошлом году, и позволяет ехать очень быстро. Я проехал 278 км спецучастка за «четыре-четырнадцать» (4 часа 14 минут), а наш лидер Александр Коструков за «три-семнадцать». Мы сейчас очень быстрые!»

Экипаж Александра Кострукова вышел в лидеры зачета «R»! Вячеслав Субботин и Рамиль Замелетдинов на второй позиции. Но больше всех поразил экипаж на белом «Садко», отыгравший около десяти позиций. Он был неудержим.

Болеслав Левицкий, пилот «Садко»: «Шикарная трасса! Мне все понравилось. Тяжело судить — я такую гонку серьезную впервые еду. Гонялсято много, но на других соревнованиях — трек, кросс, кольцо. Но что такое рейды, узнал совсем недавно. Откатал первый свой рейд в Ульяновске, но здесь — совсем другой уровень, конечно. Мне очень понравилось! Тяжело, но здорово!»

Михаил Шкляев, пилот «Садко NEXT», был более осторожен в высказываниях: «Чуть-чуть поблудили, чутьчуть взяли более спокойный темп, потому что подвеска еще не доведена до той кондиции, до которой хотелось бы и нужно было бы. Трасса жесткая — для той подвески, что есть, именно что жесткая. Но в принципе — она, эта трасса, правильная, такая и должна быть. Где-то быстро, где-то помедленнее. Машину берегли — это первый ее выезд, даже тренировок не было. Где что может вылезти — непредсказуемо, так что надо аккуратнее».

Третий день
Экватор гонки, песок, лопата и регламент

Середина гонки далась нашей команде очень тяжело.

Откапываться приходилось всем. Машины увязали, и лидера этапа не мог предсказать никто.

440 километров песчаного ада вывели из строя три из пяти машин нашей команды. Неудачный прыжок с бархана вывел из строя зеленую ГАЗель NEXT.

Экипаж белой ГАЗели NEXT, под управлением капитана команды Вячеслава Субботина, попытался извлечь машину из песчаного плена и потерял много времени. Из-за этого не уложился в контрольное время и выбыл из гонки.

Но есть и поводы для радости!

Самый быстрый гонщик команды «ГАЗ — За рулем — Спорт», Александр Коструков, привел белый «Соболь 4Х4» на первое место в зачете «R» и девятое в абсолюте, показав все свои боевые качества!

Увеличение почти в два раза мощности двигателей ЯМЗ, установленных на обоих «Садко», вызвало ряд проблем в других узлах автомобилей. В результате, экспериментальный «Садко NEXT» было решено оставить на следующий день в лагере. Белый «Садко» финишировал, и хоть и набрал штрафных очков, но все же остался в гонке. С проблемами столкнулось немало экипажей, поэтому результаты и были подведены далеко за полночь. Из существенных потерь дня — серьезная авария (к счастью, без травм) наших соперников по зачету R, Александра Волкова и Людмилы Петенко: их Bowler совершил целую серию кувырков через крышу и из дальнейшей борьбы, естественно, выбыл. Один из фаворитов общего зачета, Борис Гадасин, остался уже к середине дистанции без работающих вентиляторов системы охлаждения и не смог закончить этот день результативно. Не удалось пройти весь день полностью ни одному из экипажей квадроциклов зачета Т3. Дальше всех уехала Инна Мартьянова, но это «дальше» оказалось лишь въездом в «песочницу» на границе Калмыкии и Астраханской области.

Можно поделиться и собственным опытом… Дело в том, что мы, журналисты, сопровождали гонку на абсолютно серийных машинах «Соболь 4Х4», зачастую двигаясь по «боевой» трассе. Естественно, скорость у нас была меньше, чем у спртсменов, но, несмотря на скепсис коллег на навороченных импортных внедорожниках, у нас проблем не было. Подключаешь передний мост, активируешь блокировку заднего моста ELocker, переходишь на пониженный ряд трансмиссии — и вперед, в пески и дюны. Здесь главное — выбрать правильную траекторию и не потерять инерцию, двигаться надо с минимальной пробуксовкой, а на подъем на полном газу. Когда переваливаешь через гребень, чуть подсбасываешь газ, и снова вперед…

Все неприятности начались уже в конце дня, и причиной их был неуемный азарт в сочетании с самонадеянностью и… лень! Мы полезли в пески, даже не спустив шины. Наказание не заставило себя ждать. Машина, закопанная «по бампер» и лежащая на мостах — повод задуматься о тщете всего сущего и бренности бытия. Сорок минут работы лопатой, сбрасываем давление до 1 атм, сенд-траки… И выезжаем из ловушки по той же траектории, что и все спортсмены.

«Соболь 4Х4» — это очень серьезный внедорожник! Пожалуй, чтобы выйти на боевую трассу, ему не хватает только мощности двигателя и правильной подвески. Это, кстати, косвенно доказывает жизнеспособность основного принципа инженеров команды «ГАЗ — За рулем — Спорт»: по максимуму сохранять унификацию с базовыми моделями.

Четвертый день
Финиш. Мы победили!

270 километров финишного этапа выдались сложными и быстрыми, фактически этот отрезок ралли-рейда повторял прошлогодний этап раллимарафона «Шелковый Путь-2013». Здесь было два знаковых песчаных участка — барханы «Африка» и «Большой Брат».

Пейзаж на этих участках действительно мало отличим от песков реальной Сахары. И так же, как и в прошлом году, большинство гонщиков застревали в песках.

Большинство, но не все. Да, участникам «Шелкового Пути» было, действительно, проще, но коварства песчаных ловушек это не отменяло. Большинству гонщиков приходилось откапывать машины, засевшие на барханах.

Пилоты команды «ГАЗ — За рулем — Спорт» прошли спецучастки чисто. В результате, экипаж Александра Кострукова на белом «Соболе 4Х4» отыграл еще одну позицию и финишировал седьмым в абсолютном зачете, став победителем в зачете «R»!

А экипаж Болеслава Левицкого на белом «ГАЗ Садко» не только шел по трассе в хорошем темпе, но и зачастую вытаскивал из песчаного плена соперников, заняв на финише достойную 14 позицию в итоговых протоколах.

Из 33 стартовавших экипажей до финиша добрались всего 20!

Первое место в абсолютном зачете досталось Владимиру Васильеву на BMWZ3.

Победу в классе Т2 праздновал Алексей Беркут со своим эффектным F150 Raptor.

Ну а весь подиум грузового зачета Т4 оккупировала команда « КамАЗ — Мастер».

Ралли «Великая Степь 2014» закончилось. Позади безумное выцветшее небо над степью и изнуряющая жара, пыль на всем, чем только можно, хронический недосып… Вытряхивая песок из рюкзака, я спрашиваю сам себя: «Еще поедешь?» И сам себе отвечаю: «Однозначно!»

текст: Максим СЕРГЕЕВ
фото: автора и команды «ГАЗ — За рулем — Спорт»

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№9 сентябрь 2014

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты