Ворота в Сибирь

Продолжаем изучать каменный пояс

Седой Урал.... Каменный пояс, разделивший материк на Европу и Азию. Отсюда богатство России начало прирастать Сибирью. Неисчерпаемая кладовая сокровищ и опорный край державы. Земля мастеров, умеющих извлекать красоту из дерева, металла и камня. Наше путешествие продолжается.

Еще перед тем как остановиться в Верхотурье, мы заехали по пути в несколько интереснейших мест. В первую очередь, мы не могли не посетить Алапаевск. Именно здесь, в здании Напольной школы, провели под арестом последние месяцы своей жизни великие князья императорского дома Романовых: великая княгиня Елизавета Федоровна со своей сестрой во Христе инокиней Варварой, великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Федор Ремез, великие князья Константиновичи: Иоанн, Константин, Игорь; князь Владимир Палей. Все они были убиты большевиками, а тела их сброшены в шахту. Теперь на этом месте воздвигнут поклонный крест и построена небольшая часовня, а на территории бывшей Напольной школы открыт женский монастырь в честь преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой.

Весьма любопытное место недалеко от Алапаевска — село Нижняя Синячиха. Там работает Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества. Это музей под открытым небом, в котором представлены различные типы жилых и хозяйственных построек Урала, а также уникальное собрание уральской народной росписи внутреннего убранства домов, ставен и других изделий прикладного творчества. Музей основал инженер-землеустроитель Иван Данилович Самойлов. Еще в 1947 году он начинал изучать историю Среднего Урала и на свои средства приобретать предметы древнерусского и народного искусства. С 1967 года он увлекся реставрацией памятников деревянного и каменного зодчества. В 1978 году Самойлов открывает народный музей уральской домовой живописи, а по двум берегам реки Синячихи, на свободной территории площадью 60 га, создает музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства под открытым небом. На сегодняшний день в музейный комплекс входят более 20 различных зданий и сооружений, относящихся к истории Урала. В их числе — три типичные крестьянских усадьбы 17, 18 и 19 веков. По ним можно проследить, как менялось оформление крестьянских домов — от скромных до украшенных резьбой и росписью. Впечатляюще выглядят сторожевая и пожарная башни, а также ветряная мельница. Можно найти места, откуда открывается панорамный вид на реку и все памятники архитектуры, представленные в музее. Удивительное место, которое обязательно стоит посетить.

Верхотурье было одной из важнейших точек нашего путешествия. Это город, который во все времена имел для Урала едва ли не ключевое значение. С момента своего основания в 1597 году и открытия в 1600 году таможни Верхотурье стало главными воротами в Сибирь. Через него проходил единственный легальный путь — Бабиновская дорога. Строительство других дорог в сокровищницу Московского государства было запрещено. В XIX веке пути сообщения с Сибирью смещаются далеко на юг, и Верхотурье теряет свое торговое значение. Но в это же время город начинает приобретать новый статус — духовной столицы Урала.


Жить в Тагиле

В Нижнем Тагиле мы остановились в гостинице «Тагил». Расположена она в самом центре города, напротив железнодорожного вокзала. В гостинице на удивление много иностранцев — немцы, англичане, итальянцы. Гостиница вполне современная, правда, часть номеров подешевле пока еще напоминает о советском прошлом. Цены на номера эконом-класса начинаются с 2250 рублей, а самые роскошные трехкомнатные апартаменты стоят 12 000 рублей. Беспроводной интернет доступен только в лобби отеля на первом этаже.


Сокровища Верхотурья

В настоящее время Верхотурье является самым старым и одновременно самым малочисленным городом в Свердловской области. Проживает тут всего 7,5 тысяч человек, зато плотность храмов, монастырей и церквей на тысячу жителей — самая высокая в крае. Именно они являются главным украшением и достопримечательностями города. Наиболее выдающиеся памятники архитектуры — это действующий Спасо-Николаевский мужской монастырь, который по площади равен половине Московского кремля. Есть, кстати, и свой Кремль с Троицким собором. В начале XX века в честь 300-летия дома Романовых на территории Свято-Николаевского монастыря возвели огромный Крестовоздвиженский собор. По размерам он занимает третье место в России после Храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. В Преображенском соборе на территории монастыря хранятся мощи Симеона Верхотурского, покровителя рыбаков.

Сейчас Верхотурье является дотационным городом, хотя к 2015 году планируется превратить его в крупный паломнический и туристический центр. Причем интересна не только архитектура церквей и соборов, но и жилых домов, некоторым из которых на вид не меньше 200 лет. Они являются яркими образцами уральской и сибирской традиции домостроения. Несмотря на скромность этого городка, здесь есть две гостиницы, но нашей экспедиции посчастливилось остаться на ночевку в стенах монастыря. Для паломников здесь предусмотрены комнаты. Каменные стены кельи толщиной в добрый метр сохраняют прохладу даже в самые жаркие летние дни. Поблагодарив за приют, мы покинули это удивительное место и направились к «точке возврата» — в Нижний Тагил. Именно в Тагиле закончилась первая часть нашей экспедиции. Отсюда мы направились в обратный путь.

Нижний Тагил — относительно молодой город, ему чуть больше 290 лет. Его история отсчитывается с 1722 года, когда на Выйском заводе была получена первая продукция — чугун, хотя статус города Нижний Тагил получил лишь в 1919 году. Основателем Тагила стала династия Демидовых, которым до революции принадлежали железоделательные и медеплавильные заводы. Их продукция была известна по всему миру под знаком «Старый соболь». Достаточно сказать, что тагильский металл, а именно, листовая медь Верхне-Выйского завода, использовалась при возведении Статуи Свободы в Нью-Йорке. Сейчас завод Демидовых превратили в музей-заповедник горнозаводского дела. Не менее знаменит Тагил отцом и сыном Черепановыми, которые изготовили первый в России паровоз. В центре города им установлен памятник с изображением их первого колесного транспортного средства на постаменте.

Еще одна достопримечательность города — Лисья гора, которая в народе получила название «Лысая». Растительности на ней действительно маловато, зато на самой вершине стоит сторожевая башня, построенная в 1818 году. С горы открывается прекрасная панорама на весь город, Тагильский пруд и окрестные возвышенности.


Неудержимый

В дороге нам помогали не только наши внедорожники, но и Stels ATV Leopard 600. Это модель, рассчитанная на экстремальное бездорожье. У нее крепкая рама, усиленная подвеска с коваными деталями, надежные ступицы японской марки, тайваньские редукторы и амортизаторы Forsa. Leopard 600 может преодолевать глубокие броды, топи, грязь. Благодаря агрессивному рисунку протектора шин, а также многорежимной полноприводной трансмиссии остановить этот квадроцикл практически невозможно, что он не раз демонстрировал во время экспедиции. Такая техника вполне может работать не только как вспомогательная, но и в качестве основной. На Leopard 600 можно смело отправляться в экспедицию, позаботившись только о запасе топлива.


Не хуже Пизанской

Мы покидаем гостеприимный Нижний Тагил и ложимся на обратный курс. Впереди нас ждали Екатеринбург, Пермь, Казань, Нижний Новгород и финиш в Москве. По пути на Екатеринбург мы заскочили в небольшой городок Невьянск, знаменитый своей Наклонной башней. Должны сказать, что выглядит она не менее эффектно, чем прославленная на весь мир Пизанская. Отклонение от вертикальной оси у Невьянской башни составляет чуть менее двух метров. Построена эта наклонная башня в 18 веке по приказу Акинфия Демидова. Особую ценность представляют установленные на ней куранты с музыкальным боем, изготовленные мастером Ричардом Фелпсом. Обошлись куранты в сумму, равную затраченной на строительство самой башни.

Красивейшие места Урала тесно связаны с прославленным великим сказочником Бажовым и его Данилоймастером. Мы заглянули в карьеры в Липовке, где, согласно Павлу Петровичу, мастер добывал малахит для своих шедевров и где он повстречался с Хозяйкой Медной горы. Тут нам захотелось остаться хотя бы на пару дней. Затопленные ныне бывшие карьеры сверкают бирюзовой водой, а вокруг простираются просто невероятные по красоте пейзажи. Но впереди у нас — Екатеринбург

Екатеринбург является крупнейшим городом Урала, промышленным центром мирового значения. Новые районы, небоскребы, метро и старинные соборы — здесь есть все! Здесь мы взяли провожатого и отправились в городок Березовский, где добывали и до сих пор добывают золото. Этот небольшой город считается родиной золота России. Сейчас добыча идет шахтным методом, но нам было интересно посмотреть, как моет золото на реке Пышма одна из немногих сохранившихся драг. О том, как забирают намытое золото с драги, наш провожатый тактично умолчал.

И, конечно, проезжая через Екатеринбург, мы не могли не посетить Ганину яму. Это бывшие Исетские рудники, куда после расстрела были привезены и сброшены в шахту тела членов царской семьи. В 2000 году здесь был заложен мужской монастырь с семью деревянными храмами, по количеству членов семьи. И «плохое» место дает о себе знать. Деревянные строения монастыря горели несколько раз, причем установить причину пожаров так и не смогли.

В поисках Светлояра

По пути из Перми в Казань наша экспедиция частично захватила участок бывшего Екатерининского тракта. Можно было поехать по более длинному и быстрому маршруту, но мы специально ушли с наезженной дороги, чтобы переправиться по понтонному мосту. Несмотря на то что местами дорога была не самого хорошего качества, это позволило сократить путь до Казани на 260 километров. Кстати, переправа нам стоила 300 рублей с одного автомобиля.

Поздно ночью мы въехали в Казань, столицу республики Татарстан. Конечно, такой старый город сохранил огромное количество памятников архитектуры, среди которых главным достоянием является Казанский кремль. Это место посещают целые толпы туристов, а на входе работает служба безопасности, прогоняя посетителей через металлодетектор. На территории Казанского кремля есть своя наклонная башня — Сююмбике, с отклонением от оси почти на 2 метра. В настоящее время с помощью укрепления фундамента удалось остановить ее дальнейший наклон.

Из Казани наша экспедиция направилась через Нижний Новгород в Москву. Решив остановиться в Нижнем Новгороде, мы так и не смогли забронировать там гостиницу. Пришлось искать варианты в окрестностях. Большое количество населенных пунктов с одинаковыми названиями сыграло с нами злую шутку. Мы ошиблись в навигации и выехали в деревню Владимирское, на берег Волги, хотя ориентиром у нас служило большое озеро. Объездная дорога заняла бы часов пять, но нам чудом удалось успеть на последний паром через Волгу. В нужном нам селе Владимирское и было озеро. И, как оказалось, непростое. Это то самое загадочное озеро Светлояр, на дно которого, по легенде, ушел Китеж-град. Но это удивительное и таинственное место требует отдельного рассказа.

Оставшиеся 500 километров до Москвы мы прошли под непрекращающимся дождем. И вот спустя две недели вернулись домой, уставшие, но довольные результатами экспедиции. За спиной — 6000 не самых простых километров, десятки городов и сотни памятников архитектуры. Мы прошли по трем главным сибирским дорогам, прикоснулись к тайнам и сокровищам Урала и поняли для себя одно: весь Урал держится на людях. Уральцы — удивительно добродушные, открытые и гостеприимные люди. Наверное, именно они и являются главным неиссякаемым сокровищем Урала.

текст: Павел МУРАШКО
фото: Сергей КОСЦОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№9 сентябрь 2014

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты