— Штаб слушает. КП-1, прием.
— Докладывает КП-1. Примите информацию: первые машины пелетона проходят наш контрольный пункт. На участке до нас было несколько переворотов, но кто именно перевернулся, мы пока не знаем. У Шэннона Кэмпбела серьезные проблемы, его машину буксируют
Хриплые звуки переговоров по радио доносились из расставленных в базовом лагере громкоговорителей. Они разносились над фургонами, трейлерами, палатками и навесами временных мастерских базового лагеря гонки, раскинувшегося в долине пересохшего озера Минз. В отдалении было видно, как пустынную равнину пересекает тоненькая полоска пыли, похожая на инверсионный след реактивного истребителя на угольно-черном небе. Этот пыльный след оставили лидеры гонки, Джейсон Шерер и Джейсон Бергер, успешно обходившие одного участника за другим. Они стартовали двадцать шестыми, но всего лишь через час, когда они буквально пролетели перед нашими глазами, впереди них шло лишь 22 экипажа. В течение этого часа приходящие по радио сообщения о переворотах, поломках и изменениях позиции участников держали в напряжении и маршалов, и команды механиков. Мы находились в Джонсон-Вэлли, Калифорния, на второй ежегодной гонке King of the Hammers, и по ее началу было ясно, что она станет одной из самых жестких, сложных и захватывающих однодневных внедорожных гонок на планете.
Трассы массива Хэммерс
Хотя длина трассы составляет всего лишь 82 мили, причем 70 процентов из них приходятся на «быстрые» пустынные участки, остающаяся треть представляет собой настоящий «разрушитель автомобилей». Трассы массива Хэммерс давно уже заслужили славу самых сложных и жестких скальных маршрутов в США. Как правило, когда любители рок-кроулинга выезжают на такой маршрут, его прохождение занимает полный световой день (в 1995 году, когда я впервые попробовал проехать маршрут «Следжхаммер» — «Кувалда», я от рассвета до заката сумел осилить всего одну милю). Участникам же King of the Hammers предстояло за день (всего за 9 часов, если быть точным) преодолеть восемь таких маршрутов...
Наша журналистская команда прибыла на место заблаговременно, еще в четверг, чтобы провести разведку трассы, выбрать позиции для фотографов и разработать стратегию работы на гонке. Было очень интересно смотреть на то, как абсолютно дикое и безлюдное место превращалось в настоящий город, состоящий из тысяч домов на колесах. На центральной улице этого города высились огромные палатки и трейлеры главных спонсоров — Raceline Wheels, BFGoodrich (в этом лагере расположился пресс-центр соревнования) и Maxxis Tire. Вокруг расположились навесы и палатки дюжины компаний помельче — Rancho, PCI radio, Premier Power Welder, Mastercraft, Trail Gear, Diamond Axle и Poly Performance. Вокруг царила сюрреалистическая атмосфера карнавала в пустыне, этакий Вудсток для любителей внедорожного спорта: по самым скромным нашим подсчетам, посмотреть на гонку приехали около 10 000 человек.
Правила участия
Согласно регламенту, право выйти на старт гонки получают сто экипажей, причем 86 из них удостаиваются его за свои прошлые спортивные заслуги, а вот 14 оставшихся стартовых мест разыгрываются в ходе отборочного состязания, получившего название «Квалификация последнего шанса». В общем, если вы не нашли себя в списке счастливчиков, то у вас еще есть шанс войти в число избранных через заднюю дверь. Но пройти эту дверь чертовски сложно, ведь надпись на ней гласит: «Трасса». Из 35 экипажей, вышедших на старт отборочной гонки, лишь треть получит право стартовать в основном заезде вместе с лучшими гонщиками. «Квалификация последнего шанса» представляла собой гонку на время по очень неровной и жесткой трассе протяженностью две мили. Естественно, для претендентов на участие этот заезд становился яростным броском к финишу «на все деньги».
Что касается непосредственно гонки, то правила ее проведения предельно просты. Участники стартуют попарно, через каждые 30 с, и должны, пройдя 82 мили, финишировать к 17:00. Это классическая гонка на время, так что хронометраж для каждого экипажа ведется индивидуально, в зависимости от зафиксированного времени старта. Каждой машине предстоит поставить отметку на каждом из семи КП, и им нельзя отклоняться от середины обозначенного маршрута далее чем на 100 футов. А вот никаких «быстрых техничек» ни одна из команд использовать не может, и любой ремонт на трассе может быть осуществлен исключительно силами самого экипажа или с помощью других участников. Более сложный ремонт должен проводиться исключительно в зоне питов. Организаторы сделали это для того, чтобы несколько уменьшить преимущества, которые имеют команды с большими бюджетами. Подготовить машину, которая едет, выйти на старт и довести ее до финиша — вот и все задачи, которые стоят перед пилотом с кошельком любой толщины.
А еще организаторы King of the Hammers превзошли все, что я видел до сих пор, с точки зрения профессионализма в подходе к организационным вопросам и информационному обеспечению. Фирма Rally Track, та самая, что обеспечивала слежение за участниками Baja 1000, помогла оснастить все машины транспондерами, позволяющими в любой момент определить положение каждого экипажа. Портал Pirates4x4 разместил по всей трассе веб-камеры, и пользователи интернета могли наблюдать все перипетии борьбы в режиме реального времени, а шесть съемочных групп канала Pinned TV обеспечили подробнейший видеорассказ о событии, причем над головами мы постоянно слышали «хуп-хуп-хуп» их вертолета, и в освещении соревнования участвовали корреспонденты по меньшей мере дюжины печатных изданий.
А вообще работа журналиста и фотографа на соревнованиях такого рода почти так же сложна, как и непосредственное участие в гонке, ведь нашему брату как-то нужно угнаться за пелетоном... Колесами нашей группы стал уже знакомый читателям ORD автомобиль — подготовленный для экстремальных путешествий пикап по имени «Тако-Две Недели».
82 мили адреналина
Как автомобильному журналисту мне пришлось делать репортажи о множестве соревнований по всему свету, от Австралии до Южной Африки, но должен признать, что прошедшая гонка была самой жесткой и тяжелой из всех, которые мне приходилось видеть. Да, ее трасса не отличается протяженностью, 82 мили — это не так уж и много, но зато по сложности маршрута с ней не может сравниться ни одно из соревнований. В этом году гонка King of the Hammers привлекла к себе внимание не только американских, но и европейских спортсменов. Например, Дитер Дюшаевер, с которым я познакомился на марокканской версии Outback Challenge, выступил здесь на рокбагги команды Spider Tracks. После финиша Дитер сказал: «Это была самая сложная трасса из всех, на которых мне когда-либо приходилось выступать... совершенно безумная гонка!»
Я не буду перечислять все призы, которыми были награждены участники, но общая их стоимость превысила сто тысяч долларов. Так, занявший первое место экипаж Джейсона Шерера увез домой 10 000 долларов наличными плюс еще 15 000 в натуральном виде и подарочных сертификатах (включая годовой контракт на обслуживание команды фирмой BFGoodrich). Неплохая оплата за однодневную работу! Титульными спонсорами King of the Hammers — 2009 стали Griffin Radiators, Rancho Suspension, BFGoodrich, Poly Performance, Currie, Raceline Wheels и 4Wheel Parts.
Приглашаются садисты
В общем, если вы замечены в садистских наклонностях по отношению к построенному вами гоночному автомобилю, то King of the Hammers — 2010 — это именно та гонка, в которой стоит принять участие. Пока все 100 позиций в стартовом листе вакантны, и занять одну из них можно несколькими способами. Во-первых, к участию приглашаются все призеры любого из национальных соревнований по рок-кроулингу, рокрейсингу или внедорожным пустынным гонкам в США. Во-вторых, вы можете стать приглашенным гостем (например, если живете в Европе). В-третьих, вы можете выступить от медиаспонсора (например, Фред Уильямс представлял журнал 4 Wheel Drive & Off-Road) или одного из крупных титульных спонсоров.
Ну а если вы не попадаете ни в одну из этих категорий, то можно постучаться в заднюю дверь и принять участие в «Квалификации последнего шанса». В 2009 году эта дверь была открыта для всех, кто прислал заявку, прошел техническую инспекцию и вышел на старт. Да, соревнования King of the Hammers — 2009 стали сложнейшим и самым «адреналино-заряженным» внедорожным событием года, и, если честно, я уже начал считать дни до KOH-2010.
Я выбрал схему с независимой подвеской
К этому соревнованию мы построили специальный автомобиль, для которого я выбрал схему с полностью независимой подвеской, и нашей целью была проверка этой схемы на реальных трассах. Я отлично понимал, что для победы на гонке к началу скальных участков мы должны быть впереди основного пелетона, но, увы, выход из строя трансмиссии вывел мой экипаж из борьбы за призовые места. До поломки мне удалось обогнать 12 экипажей. Но у этой машины получилась такая бешеная тяга, что в какой-то момент центральную часть корпуса коробки буквально вырвало. Если бы не приятель, выразивший готовность одолжить мне этот агрегат, я бы, наверное, сдался. Но едва у меня появился малейший шанс, я сказал: «Нет, гонка еще не окончена! Давайте поставим эту штуку и вернемся на трассу». Моим механикам на все про все понадобилось около двух с половиной часов.
По поводу дисквалификации могу сказать следующее: правила предусматривают снятие с гонки за любую помощь со стороны, так что нет никакой разницы в том, кто именно осуществлял буксировку — кто-то из зрителей или механики команды. Я, правда, не очень понял, почему автомобиль одного из зрителей мог стать причиной переворота, но при этом ему нельзя было отбуксировать мою машину на пит-лайн. В любом случае моей целью было финишировать, так что я решил продолжить гонку, а со всем остальным разбираться после финиша.
Что же касается инцидента на трассе, то поначалу я все же пытался объехать машину этого парня, но меня начало стаскивать, и я понял, что через секунду последую за ним. Будь у меня малейший шанс пройти это место по-другому, я бы это сделал.
Следующая гонка пройдет через год, а это большой срок, и что-нибудь может измениться... Но я полагаю, что обязательно выйду на старт и на значительно лучше подготовленной машине.
Мы извлекли определенные уроки
Когда мне было 20, я построил первый багги класса 1600 и принял участие в Baja 1000. Затем мне представилась возможность пересесть за руль болида категории TrophyTruck и принимать участие как в пустынных гонках, так и в кроссах серии CORR.
King of The Hammers сильно отличается от всех соревнований в этом стиле, поэтому моим вторым пилотом стал опытный Боб Уиллис из Rancho Suspension. Я вел машину первые 42 мили, на пустынных участках, а когда начинались скалы, Боб менял меня за рулем. Нам достался вполне готовый болид с хорошим потенциалом. Увы, сначала мы потеряли болт, который крепил нижний рычаг передней подвески, так что нам пришлось вернуться в зону пит-стопов. А затем наша машина совершила кульбит с десятифутового уступа. На подходе к препятствию «Афтершок » мы поехали за Николь Джонсон, объезжая поломанные машины, и попали на очень сложный склон. Несолидно отступать, когда перед тобой едет дама, и в итоге мы неудачно повернули и отправились в полет... Но все обошлось слегка побитой крышей и расколотыми фибергласовыми панелями. Затем на нашей машине развалилась вилка карданного вала. По счастью, это случилось рядом с местом, где Фред Уильямс ожидал эвакуации, и он одолжил нам деталь со своей машины.
Сейчас я уже слегка отошел от приключений, выпавших на нашу долю, и вполне определенно собираюсь выйти на старт King of the Hammers в следующем году. Мы извлекли важные уроки и постараемся подготовиться лучше.
Хронология гонки
06:00. Подъем. Наскоро пьем кофе, и вперед, за работу — нам нужно установить камеры на нескольких гоночных болидах.
07:00. Все команды в полной готовности в своих питах. Идет жеребьевка.
07:55. Легенда американского автоспорта и главный маршал гонки Уолтер Эванс произносит три заветных слова: «Джентльмены, заводите моторы!» Один за другим оживают все сто огнедышащих дьяволов, заполняя окрестности плотным ревом. Гонка готова начаться!
08:00. Первая пара болидов покидает линию старта. Мы с коллегами снимаем старт первых тринадцати экипажей.
08:12. Наша команда перемещается к отметке 2.5 мили. Чтобы выиграть в гонке, спортсмен должен обогнать как можно больше соперников до того, как начнутся скалы, и в схватках за позицию гонщики стараются на «быстрых» участках выжать из своих машин все возможное и невозможное. В 8:35 мимо нас проносится последний болид пелетона, и мы отправляемся на отметку 22 мили.
08:51. Первые машины проследовали КП-1. Получаем сообщения об одном перевороте и нескольких поломках. Один из фаворитов гонки, Шэннон Кэмпбел, возвращается к питам «на галстуке».
09:20. Большая часть экипажей преодолела отметку 22 мили. Сломался, а затем и опрокинулся автомобиль Грега Адлера и Боба Уиллиса. Наша команда перемещается восточнее, к отметке 42 мили и пункту обслуживания BFG.
10:23. На пункте обслуживания BFG все крутится в бешеном темпе... Головка пелетона уже дозаправилась и устремилась дальше, но основная часть прибывала тонкой струйкой. Механики заваривали сломанные детали и меняли колеса. Впереди был 15-мильный пустынный участок, а за ним — трассы «Резолюшн» и «Бэкдор».
10:50. Мы прыгаем в «Тако-Две Недели» и в гоночном режиме (ну... мы действительно обогнали по дороге какой-то Ford и багги) устремляемся ко входу в каньон Кло Хэммер.
11:15. Делаю несколько кадров машин, мчащихся по дну пересохшего озера. По радио сообщают, что Шэннон Кэмпбел раздобыл где-то новую коробку передач, установил ее и сумел вернуться на трассу.
11:22. Мы направляемся на маршрут Бэкдор. Первые машины прошли КП-5.
12:15. Изысканный ланч из вяленой говядины, галет и энергетического напитка.
12:31. Мчимся на финиш, чтобы запечатлеть победителей.
12:48. Мы успели! Джейсон Шерер и его штурман Джейсон Бергер пересекают линию финиша, затратив 4 ч 42 мин 59 с, и завоевывают звание «Королей массива Хэммерс».
13:07. Кейси Керри, представляющий Currie Enterprises, приходит вторым.
13:41. Финиширует участник, занявший третье место, — Рик Мунихэм.
14:04. Мы снова отправляемся на скальные маршруты, чтобы сфотографировать настоящую «мясорубку», происходящую на трассе «Следжхаммер».
15:21. Шэннон Кэмпбел попал в трафик на скальном маршруте и вынужден буквально переезжать застрявшие машины. Зрители просто неистовствуют.
17:39. Мы вновь отправляемся к финишному створу, чтобы встретить там болиды отставших гонщиков.
19:00. Процедура торжественного награждения. Гонка завершена!
текст и фото: Крис КОЛЛАРД (Chris COLLARD)
перевод: Андрей СУДЬБИН
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.