Сегодня пикапы в России только начинают обретать популярность. В отличие от Северной Америки, где подобные автомобили, пожалуй, даже преобладают над обычными внедорожниками. Впрочем, и моделей, имеющихся на нашем рынке, не так уж и много, если сравнивать с тем же заокеанским ассортиментом. А к наиболее успешным из всего предлагаемого отечественными дилерами списка полноприводных пикапов, наверное, стоит отнести Mazda BT-50
Впрочем, исключая этот маленький недостаток, остальное времяпровождение с Mazda BT-50 ничего, кроме удовольствия, не приносило. Вопервых, в кузов влезло практически все необходимое. Во-вторых, семейный экипаж в составе пяти человек обоего пола в кабине разместился с удобствами, достойными легкового седана (высоко задранные коленки не в счет).
Довольно тихий и экономичный турбодизель показал себя темпераментным пареньком, обеспечивая даже груженый пикап более чем достойной динамикой. Кстати, загрузка на поведении машины сказалась весьма положительно — норовивший подпрыгнуть вверх задний мост порожнего автомобиля обрел твердое сцепление с дорогой, а плавность хода стала сродни лимузинной (или около этого). Что, к счастью, ничуть не отразилось на управляемости. В общем, мне машина понравилась. Ну, разве что ее чуть-чуть доработать: поставить жесткий верх на грузовую платформу, а сверху — еще и багажник для перевозки длинномеров. А вот колеса менять, что в первую очередь сделал бы мой друг-охотник, я бы, пожалуй, не стал. На любимый прудик рыбку половить Mazda BT-50 и на штатной универсалке доберется.
История автомобиля, известного сегодня как Mazda BT-50, началась совсем недавно, в 2006 году. Но это не означает, что появился пикап всего лишь три года назад — его предшественник В-2500 задолго до этого момента уже снискал славу доброго труженика не только в азиатских странах, но и у жителей Старого Света. Кстати, компанию Mazda справедливо можно назвать одним из первооткрывателей на российском рынке полноприводных пикапов — модель В-2500 официально предлагалась у нас чуть ли с начала этого века. Конечно, современный ВТ-50, несмотря на заметную внешнюю схожесть со своим предшественником, конструктивно от него отличается довольно сильно. В первую очередь машина 2006-го стала длиннее на 70 мм (габаритная длина Mazda BT-50 составляет 5075 мм). Немного увеличилась и ее высота, прирост в которой в основном сказался на высоте дверных проемов (+ 30 мм) и бортов кузова (+ 60 мм). Но самое главное, что со сменой имени произошла и смена имиджа автомобиля. Если В-2500 и подавался, и воспринимался как сугубо утилитарный грузовичок, то ВТ-50 — это пикап, скорее предназначенный для активного отдыха или туризма, нежели для тяжелых работ на строительной площадке. А последние цивильные штрихи во внешность внесла прошлогодняя модернизация, добавив экстерьеру заметную толику лоска.
Если говорить о рабочих способностях пикапа, то, несмотря на немного иное маркетинговое позиционирование и интеллигентную внешность по отношению к предыдущей модели, со своим основным назначением — работой по перевозке грузов — он и в нынешнем обличье справляется на отлично. Достаточно отметить, что Mazda BT-50 обладает одной из самых больших грузовых платформ в сегменте — 1530 х 1456 мм. Да и конструкция автомобиля выполнена по традиционной для сегмента и проверенной десятилетиями схеме. В основе машины мощная лестничная рама, передняя подвеска — торсионная, задняя — рессорная, механизм рулевого управления — червячный с гидроусилителем. Правда, в последнем поколении конструкторы немного поколдовали над настройками ходовой части, наделив пикап управляемостью и плавностью хода, достойными обычных пассажирских внедорожников. Так что управление им скорее доставляет удовольствие, а не превращает процесс передвижения в тяжелую работу.
Самый большой и жирный плюс очевиден любому, кто добывал на охоте весомые (в прямом смысле) трофеи: большой и легкомоющийся багажник! Не стану объяснять, от чего его приходится отмывать, поскольку среди читателей могут оказаться люди впечатлительные — нетрудно догадаться. Добавьте к этому традиционные для любителей природы проблемы с грязными сапогами, лопатами, тросами и прочим сопутствующим инвентарем. В обычных внедорожниках даже резиновый ковер в багажнике не всегда выручает.
Самый очевидный, с моей точки зрения, недостаток — отсутствие буксировочной проушины сзади, а лучше — фаркопа. Даже если стараешься никуда особо не лезть, пару раз в год машину засадишь — а вынимать как? Правда, установка тягово-сцепного устройства ограничит и без того не самый большой угол съезда, поэтому фаркоп будет часто работать плугом. В средней полосе — не критично, на каменистых покрытиях может возникнуть серьезная проблема.
Достоинство номер два — важное, но менее принципиальное: кожаные сиденья тоже легко моются (пожалуйста, не надо по этому поводу острить). Основной сезон охоты: совсем немного ранней весной (в самые разливы), а потом — с конца лета до января. На ногах охотников — почти всегда сапоги или бахилы с длинными голенищами, измазанные выше щиколотки. Грязные голенища легко могут «уделать» нижнюю часть сидений до состояния серьезного скандала с домочадцами. А тут — протер мокрой тряпкой, и все.
Второй по счету недостаток — подножка для входа в салон. В тех местах, куда я часто езжу, она долго не проживет. Причем я не выбираюсь охотиться туда, где нет даже намека на дороги, но мои традиционные направления изобилуют серьезными перегибами местности, изредка встречающимися ямами, глубокими колеями, пересекающими дорогу ручьями. Думаю, я бы предпочел снять подножку до того, как оставлю ее там, куда поеду.
Но вернусь все-таки к достоинствам. Внедорожных способностей этой машины для моих задач достаточно — она не потребует дополнительной доработки на этот счет, кроме установки правильных покрышек (пусть даже штатного размера, но класса MT или AT) и уже упомянутого фаркопа. Самое главное, что у нее есть, — высоко расположенные агрегаты и большие колеса.
Теперь снова о недостатках. Узкие дверные проемы задней части кабины. Втискиваться на второй ряд двум или трем взрослым солидной комплекции мужчинам (на охоту детей чаще всего не берут, а женщины — большая редкость) в зимней одежде (на загонные зверовые охоты «номера» всегда тепло одеваются) да еще и с оружием… Очень неудобно. Центральные стойки будут перепачканы обувью в нижней части и расцарапаны стволами в верхней (между загонами охотники часто ездят с расчехленным оружием и норовят поцарапать стволом пластмассовые детали интерьера).
Есть и другие плюсы-минусы. Скажем, дизельный двигатель — это хорошо: зимой можно подолгу «молотить» на холостых оборотах, пока егеря объезжают угодья, «читая» звериные следы. А вот отсутствие жесткого «кунга» — плохо: осень и зима — время частых осадков, поэтому вещи должны быть надежно укрыты. Да и не только от непогоды — не оставишь же оружие в открытом кузове.
Сколько мест оплачено?
Между прочим, и водительское место при наличии механического набора лишь необходимых регулировок кресла пилота и типично японского недостатка — нет возможности изменить вылет рулевой колонки позволяет устроиться в нем с приличным уровнем комфорта. Неплохо обстоят дела и на втором ряду сидений — и в ширину, и в высоту свободного пространства более чем достаточно, и только слишком рослые пассажиры смогут пожаловаться на небольшой дефицит свободного места до передних сидений. Кстати, в России ВТ-50 предлагается только с одним вариантом кабины — двухрядной четырехдверной. А жаль, наверняка и у нас нашлись бы люди, желающие приобрести пикап с чуть большей длиной грузового отсека, пускай и за счет ущемления прав сидящих на втором ряду. А некоторым, например, дополнительные места в кабине и вовсе не нужны.
Еще Mazda BT-50 в ее современной версии можно похвалить за неплохую отделку салона. Явно напоминающие о рабочекрестьянском происхождении автомобиля жесткие пластики с простенькой фактурой канули в прошлое. Им на смену пришли хоть и тоже жесткие, но куда более качественные материалы, сдобренные вставками, имитирующими отделку алюминием, а также фирменная красная подсветка приборной панели. Кроме того, на некоторых дорогих комплектациях встречается настоящая кожа в качестве обшивки сидений.
В общем, придать салону комфорт современной легковушки создателям, похоже, удалось — чего стоит только разъем AUX внизу передней консоли, устанавливаемый уже в базовых версиях.
В качестве силового агрегата присутствует модернизированный в 2008 году 2,5литровый 143-сильный турбодизель. За передачу крутящего момента на ведущие колеса отвечает пятиступенчатая механическая КП. К сожалению, ни одна из версий Mazda BT-50 не комплектуется автоматической трансмиссией, в то время как некоторые ее конкуренты сегодня уже предлагают такие варианты. Зато японский пикап может похвастаться неплохими для автомобиля снаряженной массой около 1800 кг динамическими характеристиками. До 100 км/ч машина разгоняется менее чем за 9 с, а максимальная скорость составляет 158 км/ч. Кроме этого, турбодизель отличается хорошей эластичностью — максимум крутящего момента (330 Нм) достигается уже на 1800 об/мин, а отзывчивость на работу педалью акселератора мотор сохраняет в довольно широком для данного типа двигателей диапазоне от 1500 до 4000 об/мин. При этом автомобиль не страдает повышенным аппетитом, потребляя при движении в смешанном цикле всего 9 л дизельного топлива на 100 км.
А что? В кабине очень даже неплохо! По грузовым меркам, конечно. Симпатичный, практически «легковой» интерьер, простые и хорошо читаемые приборы, ухватистая баранка, достаточно удобные сиденья. Правда, сидеть приходится высоко от земли. Не то, чтобы у меня была акрофобия, но все же я предпочитаю низкую и, скажем так, более горизонтальную посадку. А здесь, как и в большинстве пикапов и внедорожников, приходится сидеть, словно на стульчаке.
Ба, ручник-то какой старорежимный! В наше время стояночный тормоз, активируемый рукояткой, вытягивающейся из-под торпедо, превратился в антиквариат. «Мешалка» здесь ожидаемо длинноходная, зато передачи втыкаются неплохо. Вот только, включая пятую, приходится отрываться от спинки сиденья. Кроме больших ходов рычага, на это провоцирует его положение — он смещен вправо, а на привычном месте торчит «отросток» из раздатки.
А дизелек-то резвый! Низов у него маловато, зато крутится от души. Приятный подхват появляется где-то в районе 1800 об/мин, а дальше до самой отсечки на 4500 об/мин — бодрая тяга. Присидевшись, можно даже слегка поотжигать: динамика-то по пикаповским меркам неплохая. Но приходится делать скидку на вялую управляемость — поворачивать Mazda не любит. В ответ на действия рулем сначала кренится, выбирая уводы шин и податливости в подвеске, а затем с ленцой начинает «циркуляцию». Так что перед поворотами приходится осаживать больше, чем хотелось бы. А в самих виражах наматываться на руль — от упора до упора у него почти четыре оборота. Что поделаешь — грузовик!
Другой угол зрения
Если говорить о проходимости, то здесь Mazda BT-50, пожалуй, на уровне своих основных конкурентов. Простая, но надежная схема полного привода Part-time с дополнительным понижающим рядом в раздаточной коробке, неразрезной задний мост с самоблокирующимся межколесным дифференциалом плюс неплохие показатели геометрической проходимости (дорожный просвет — 207 мм, угол въезда — 34° и угол съезда — 33°) дают некоторое превосходство над конкурентами на бездорожье. Кстати, благодаря системе R.F.W. в приводе передних колес, которая, в случае необходимости, позволяет одним нажатием на клавишу, расположенную на передней панели, принудительно разомкнуть полуоси переднего моста, оперировать рычагом, подключающим полный привод, можно и в движении.
Если вспомнить, что наша родина отличается не только особо тяжелыми дорогами, но еще и коварным климатом и отвратным качеством дизельного топлива в некоторых регионах, то стоит отметить, что и к этой напасти автомобиль подготовлен неплохо. Уже в базовой для России модификации в топливном баке предусмотрен клапан для слива воды, попавшей в солярку, и предпусковой подогрев топливного фильтра. Пожалуй, такие меры могут значительно облегчить владельцу машины ее эксплуатацию в холодное время года.
Ну и, конечно, сравнивая сильные и слабые стороны автомобиля, нелишне озвучить его стоимость. А эта сторона Mazda BT-50, несомненно, является сильной, поскольку 723 000 руб. за базовую комплектацию — далеко не самое плохое предложение на российском рынке.
Предпринял было попытку объехать засадное место под углом, но машина упорно сваливалась с траектории. Наконец передние колеса попали в поперечную траншею (точнее, траншейку), и пикап беспомощно зашлифовал четырьмя «замыленными» колесами. Еще небольшое проседание — и вскоре я надежно сидел. Спускаю колеса до 0,7 атмосферы (жалею, что не сделал это сразу), пытаюсь «раскачать», но это уже не помогает.
Ну а дальше все, как в известном телешоу — звонок другу, и на помощь приезжает «правильный» Jeep Cherokee, да еще с лебедкой. И здесь выяснилось самое интересное: сзади приладить трос к Mazda не за что… Пришлось цепляться за серьги рессор и осторожно, чтобы не повредить подвеску, вытягивать машину на сухую травку.
Очевидно, своей неудачей я обязан не машине и ее внедорожным возможностям, а тем «неправильным» шинам, что устанавливают на тестовые автомобили. Но что делать, если большую часть времени они обречены ездить по асфальту. «Гламурные» журналы вряд ли одобрят грохот от «шашек» резины класса М/Т…
Но как раз на ней машину было бы и не узнать! Тем более что потенциал у пикапа весьма неплохой. Без какого-либо дополнительного лифта или резки арок сюда входят «тридцать первые» колеса, с минимальными доработками — «тридцать вторые» (правда, на полных ходах подвески и выкрученных колесах они могут немного цеплять арки и брызговики). Ну а при хорошей подготовке машина переваривает и 33 дюйма: задняя рессорная подвеска довольно просто лифтуется, да и для передней тоже есть готовые решения. Для спорта, конечно, длиннобазный пикап не годится, но для туризма и экспедиций — в самый раз. Платформу, правда, не мешало бы закрыть крышкой. Причем даже с ней грузовой отсек сможет вместить большой запас снаряжения и провизии.
Mazda BT-50 | |
---|---|
Модификация | 2.5 |
Двигатель | турбодизель |
Рабочий объем, см3 | 2499 |
Расположение/количество цилиндров | рядный/4 |
Мощность кВт (л.с.) при об/мин | 105(143) при 3500 |
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин | 330 при 1800 |
Коробка передач | механическая 5-ступенчатая |
Передаточные числа: | |
I | 3,905 |
II | 2,248 |
III | 1,491 |
IV | 1,000 |
V | 0,800 |
Задний ход | 3,391 |
Главная передача | 3,727 |
Передаточные отношения в РК | |
I | 1,000 |
II | 2,020 |
Привод | полный |
Подвеска передняя | независимая, пружинная |
Подвеска задняя | зависимая, рессорная |
Тормозные механизмы спереди | дисковые вентилируемые |
Тормозные механизмы сзади | барабанные |
Максимальная скорость, км/ч | 158 |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 12,5 |
Расход топлива город/трасса, л/100 км | 10,9/7,8 |
Топливо/емкость топливного бака, л | ДТ/ 70 |
Тип кузова | пикап |
Количество дверей/мест | 4/5 |
Длина/ширина/высота, мм | 5075/1805/1760 |
Колесная база, мм | 3000 |
Колея спереди/сзади, мм | 1445/1440 |
Дорожный просвет, мм | 207 |
Шины спереди/сзади | 245/70 R 16 |
Снаряженная масса, кг | 1855 |
Полная масса, кг | 2992 |
Длина/ширина грузовой платформы, мм | 1530/1456 |
Цена побывавшего в редакции авто, руб. | от 1 032 000 |
Первое испытание в городе выявило одну проблемку — педаль сцепления несколько высоковата для моих туфель на каблуке. Неприятно, но привыкнуть можно. Еще одно отличие от привычной легковушки заметила при движении на довольно приличной скорости по МКАД — подруливать, чтобы автомобиль не уходил с прямолинейной траектории, приходится чаще. Всю трудовую неделю вместе с Mazda BT-50 провели на асфальте, где вполне обходились заднеприводным режимом. А вот в выходные состоялась давно намеченная поездка за город, там и пригодились все возможности этого автомобиля. Конечно, я уже в кроссовках (каблуки долой — не на вечеринку еду), педаль сцепления сразу стала удобнее. При включенном полном приводе все проселочные дороги покоряются без труда, а, главное, в грузовом отсеке — пара велосипедов (не надо откручивать колеса, чтобы уложить их в багажник, как на седане), да еще всякая мелочь для дачи (триммер, рассада, и т. д.), и, что интересно, места в кузове еще завались. Хотя отмечу, что при погрузке этой утвари требуется мужская сила. А вот прокатиться за рулем Mazda BT-50 сможет каждая, даже очень хрупкая, девушка. Автомобиль довольно хорошо ведет себя как на асфальте, так и на грунтовке, где встречаются ямы и ухабы.
Единственный, на мой взгляд, существенный минус — большие габариты автомобиля, которые затрудняют его парковку, и края заднего борта практически не видно. При парковке за городом или на большой стоянке у супермаркета — это не беда, но если нелегкая заносила меня в центр столицы, то там я испытывала серьезные трудности. Конечно, Mazda BT-50 — не самый лучший автомобиль для мегаполиса, все же его стихия — загородные просторы. В общем, как машина на каждый день «бэтешка» не для меня, а вот в выходные я c удовольствием еще раз отправлюсь на ней на дачу или в небольшое путешествие.
Никаких сюрпризов с точки зрения эргономики — даже отсутствие продольной регулировки рулевой колонки и вертикальной передних сидений не мешает удобству посадки водителя с семидесятипроцентным уровнем репрезентативности. Приборы весьма информативны и имеют умеренно-яркую подсветку. Обзорность в наружные зеркала заднего вида выше всяких похвал, а вид через салонное ограничивает лишь высокий борт кузова.
Усилия на всех органах управления не превышают допустимые. Из серьезных замечаний можно отметить лишь два — излишне длинный ход педали сцепления и нелогичное расположение селектора выбора режимов работы полноприводной трансмиссии, который находится ближе к водителю, чем рычаг КП.
Модернизированный турбодизель обладает почти легковой внешней скоростной характеристикой. Небольшой провал по тяге в нижнем диапазоне оборотов практически не сказывается на трогании, но в условиях реального офф-роуда может создать затруднения. Немного досаждают повышенный шум двигателя при интенсивных разгонах и вибрации, передаваемые от работающего на холостых оборотах мотора на органы управления. При испытаниях вне дорог понравилась возможность точно управлять тягой, а вот передаточного отношения 1,9 понижающего ряда трансмиссии в условиях бездорожья может оказаться недостаточно.
текст: Алексей ТОПУНОВ
фото: Виктор ФОМИН
Мария ГОРШКОВА
рисунки: Катя ЧУДНОВСКАЯ
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.