Игра слов

Subaru Outback: теперь и с вариатором!

На Нью-йоркском автосалоне, прошедшем в апреле, публике представили Subaru Outback 2010 модельного года. Спустя полтора месяца новинка появилась и на родине — в составе делегации семейства Legacy пятого поколения. Европейская же премьера ожидается на осенней выставке во Франкфурте. Ждать вроде бы недолго, но поклонникам Subaru в Старом Свете не терпится узнать, будут к ним завозить модификацию Outback, оснащенную вариатором Lineartronic, или нет

Придумку о «симметричном полном приводе» Subaru, без сомнения, можно признать одной из самых удачных в маркетинговом арсенале компании. Самый авторитетный эксперт по железякам, будь он семи пядей во лбу, не в силах подвести маломальски вразумительную теоретическую базу под это «симметричное» определение. То ли момент распределяется поровну, то ли детальки размещены как-то хитро, не поймешь. И спецлитература обходит это «изобретение» стороной, не освещает… Зато рядовой потребитель доволен. Один товарищ ездит на quattro (язык сломаешь!), второй — на каком-то «матике», а у Subaru рядового потребителя в приводе царит гармония: симметрии — хоть отбавляй.

Но наука не стоит на месте! Да и тяжелое кризисное время требует новых решений. Видимо, над этим самым решением (в преддверии «франкфуртской» премьеры Outback 2010 модельного года) и бьются лучшие креативные умы японской фирмы. Тем более что есть поле для маневра: впервые на «европейскую» и «американскую» Subaru будет устанавливаться коробка передач на базе вариатора современной конструкции. И название подходящее готово — Lineartronic, осталось придумать только какую-нибудь «линейную» формулировочку для народа.

Дела бесступенчатые

К слову, инженеры Subaru начали экспериментировать с бесступенчатой передачей еще 25 лет назад. Вариатор малолитражки Justy образца 1984 года уже тогда имел не классический эластичный ремень — как на DAF 600 1958 года, а толкающий, набранный из металлических звеньев. (Автор обеих конструкций — голландец ван Доорн.)

А вот ни гидротрансформатора, ни многодискового сцепления, работающего в масле, у Justy не было: двигатель с трансмиссией соединяло электромагнитное сцепление. Те из наших читателей, кому доводилось в детстве «ремонтировать» дедушкину «инвалидку», наверняка знакомы с устройством этого узла.

На Subaru Outback 2010 модельного года бесступенчатая коробка доступна только с 2,5-литровым бензиновым мотором. Этот ДВС не только единственный доставшийся новой модели в наследство от предшественницы (если не считать оппозитного дизеля, модификацию с которым обязательно будут предлагать в Европе), но и наименее «моментный»: агрегат развивает 230 Нм. Последнее обстоятельство и объясняет такое ограниченное применение Lineartronic на Outback. Для сравнения крутящие моменты остальных моторов полнопривод ного универсала: у 2,0-литрового дизеля — 350 Нм, у бензиновых атмосферного 3.6R и наддувного 2,5-литрового — 335 Нм и 326 Нм соответственно. Усилие этих агрегатов наборное звено данного типоразмера в прямом смысле «не потянет»…

  1. Зубчатый венец, в зацепление с которым входит шестеренка стартера при пуске двигателя
  2. Фланец крепления гидротрансформатора к приводной пластине
  3. Демпфер крутильных колебаний
  4. Насосное колесо гидротрансформатора
  5. Турбинное колесо гидротрансформатора
  6. Реактивное звено гидротрансформатора, отключаемое с помощью муфты свободного хода
  7. Муфта свободного хода
  8. Цепь привода насоса ATF
  9. Зубчатая пара постоянного зацепления
  10. Фрикцион, включающий нейтраль в коробке
  11. Ведущий шкив вариатора
  12. Наборное звено, передающее момент от ведущего к ведомому шкиву
  13. Возвратная пружина ведомого шкива вариатора
  14. Натяжитель наборного звена
  15. Блок фрикционов, обеспечивающих задний ход
  16. Цилиндрическая пара шестерен, передающая мощность на передний мост
  17. Многодисковая фрикционная муфта, передающая момент на задний мост
  18. Ведущая шестерня гипоидной главной пары
  19. Ведомая шестерня гипоидной главной пары

Итак, у нового Outback двигатель соединен с трансмиссией через гидродинамический трансформатор (сегодня частенько встречаются и конструкции с многодисковым сцеплением, работающим в масле). Ведущее звено коробки — вал, на шлицах которого размещено насосное колесо. Этот вал, впрочем, не сразу передает мощность от «бублика» на ведущий шкив, а через цилиндрическую зубчатую пару. Обратим внимание, что в конструкции коробки таких зубчатых пар две: одна — «перед» (нужны кавычки?) вариатором, вторая — «после» (а здесь?). Несмотря на то что официальных данных по Lineartronic до европейской премьеры не предоставляют, можно предположить, что передаточные числа этих пар шестерен постоянного зацепления либо равны единице, либо близки к этому значению. Эти пары введены в конструкцию исключительно из компоновочных соображений: шкивы вариатора нужно разнести в пространстве и при этом не раздувать размеры агрегата в других местах.

Ведомая шестерня первой зубчатой пары передает момент на ведущий шкив вариатора также не напрямую (через связующий вал) — она «сидит» на обойме фрикциона. Этот фрикцион постоянно замкнут и размыкается в случае, если водитель выбирает селектором режим нейтрали. После бесступенчатой передачи поток мощности попадает на ведущую шестерню пары, направляющей его к переднему мосту. А как быть с приводом задних колес? Упомянутая ведущая шестерня закреплена тоже на обойме фрикциона, который и выполняет роль распределяющего устройства. Интересно, что в отличие от конструкций, где многодисковые муфты работают всухую, часто перегреваются и, следовательно, на время отключаются, давление в муфтах Subaru есть всегда, то есть задние колеса все время, даже при движении по ровной сухой дороге с постоянной скоростью, получают крутящий момент от двигателя. Это благоприятно сказывается на управляемости машины и, кроме того, при необходимости позволяет обеспечить более быстрое перераспределение тяги в пользу задних колес.

В общем, в конструкции Lineartronic белых пятен нет, чего нельзя сказать о вопросе поставок CVT-модификаций нового Outback в РФ и остальную Европу: уполномоченные лица комментариев пока не дают — воздерживаются. Ну да ладно, не вариатором единым жива нынче Subaru, поговорить есть о чем…

И еще кое-что

В отличие от всех конкурентов Outback предлагает потребителю аж три схемы полного привода. Зачем же городить огород, спрашивается? Не в пример истории с замысловатой «симметричной загогулиной», здесь все объясняется и просто и логично.

Если наличествует механическая коробка передач (на новом Outback инженеры наконец-то добавили в «механику» шестую ступень), то между мостами момент распределяет самый обычный симметричный конический дифференциал. В случае чего он блокируется вязкостной муфтой, работа которой не требует ни управляющей электроники, ни насосов, обеспечивающих давление для сжатия дисков фрикциона. Кстати, опционально вискомуфту можно установить в пару и к дифференциалу заднего моста, по крайней мере так было на прошлом поколении модели.

Вместе с автоматической коробкой и «слабым» мотором используется многодисковая фрикционная муфта, работающая в масле. Она же и отвечает за распределение момента между мостами. Логика проста: ATF в «автомате» уже есть, и насос, обеспечивающий ее циркуляцию, — тоже, наличествует и электронный «мозг», отвечающий за соблюдение алгоритмов работы коробки. Значит, и установка фрикциона не повлечет за собой сильное удорожание конструкции.

На автоматах с мощными, а точнее, с «моментными» моторами многодисковая муфта тоже присутствует, но используется только для блокировки межосевого дифференциала, на сей раз — планетарного.

Кстати, дорожный просвет Outback увеличен до 220 мм. Из среднеразмерных кроссоверов, официально представленных в России, такой клиренс только у Dodge Nitro, из полноразмерных — у BMW X5 и Volvo XC90. Думается, что этот, безусловно, сильный козырь нового полноприводного универсала Subaru вполне может стать достойным объектом креативных изысканий на ниве изящной словесности.


текст: Сергей АРБУЗОВ
фото: фирма-производитель

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№7 июль 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты