Вязка узлов – наука, основами которой должен владеть и заядлый джипер, и любитель нечастых вылазок на бездорожье. Умение выбрать нужный, соответствующий ситуации узел, правильно и быстро завязать его позволит не только с легкостью выйти из затруднительного положения самому, но и помочь товарищу
В арсенале современных любителей «помесить грязь» обязательно наличествует трос — один или даже несколько. Без этого аксессуара приличный джипер не выйдет из дома, а точнее, не выкатит из гаража свой « вездеход». В последнее время широкое распространение получили кевларовые тросы — именно на них мы и «вязали узлы» в рамках подготовки настоящей статьи. Кстати, способ вязки одного и того же узла практически не зависит от материала троса (исключительные случаи будут оговорены отдельно).
Для начала — несколько базовых положений. Любой узел, говоря языком сопромата, является концентратором напряжений, то есть снижает нагрузочную способность троса. Стало быть, применять нужно такие узлы, которые меньше остальных влияют на прочность сцепки. Важно соблюдать правильную последовательность операций. Зачастую «одно неверное движение» приводит к тому, что «на свет появляется» не тот узел, который задумывал джипер, а значит, с другими свойствами, а значит, менее подходящий (или вовсе не подходящий) для данной ситуации. Например, при изготовлении «прямого» узла легко ошибиться и получить конструкции «бабьего», «тещиного» или «воровского» соединения. Последние три под нагрузкой «разъезжаются» и не позволят выудить из глубокой лужи засевший намертво автомобиль.
Нелишне также помнить, что некоторые узлы условно относятся к «неразвязываемым». То есть после снятия нагрузки на разъединение канатов потребуется много времени, специальные приспособления и т.п. Если уж решили применить такую связку, попрощайтесь с тросом. Поэтому проще и, самое главное, дешевле обойтись «разъемными» соединениями.
Дело — петля...
Частенько возникает необходимость сделать петлю на конце троса. Одна из самых простых и распространенных конструкций — т.н. «фламандская» петля или «восьмерка» (см. фото). Материал и форма веревки значения не имеют — соорудить ее можно и на «синтетике», и на стальном канате, и на ленте, и на плоском буксировочном стропе.
А если под рукой кевларовый трос, то методика создания «уха» несколько другая — она как раз и основывается на способности кевлара «стягиваться» под нагрузкой. Эффект усиливается трением, которое создается поверхностями 12 нитей, составляющих канат. Не забываем для начала во избежание «разлохмачивания» обмотать конец каната изолентой или скотчем. Затем, отмерив от «хвоста» сантиметров сорок, разводим нити в разные стороны, образуя две группы по шесть штук в каждой. Произвести эту операцию можно с помощью отвертки или даже карандаша. В получившееся «отверствие» заводим конец (причем не навылет, а непосредственно в тело троса), протягиваем его на 10 см вглубь и вытаскиваем наружу так, чтобы длина петли оказалась 10–15 см. Затем для увеличения прочности соединения повторяем эту операцию несколько раз с той лишь разницей, что «хвост» уже протягиваем не внутрь каната, а сразу навылет. Проделываем эту итерацию до тех пор, пока длина конца не сократится до 5 см — этот отрезок снова заправляем внутрь каната.
Интересно, что неопытный «узлотворец» способен сделать петлю за 12–15 мин. Эксперимент был поставлен на нашем ответственном секретаре (милая молодая девушка).
На любой случай
Иногда приходится соединять две «нитки» в одну. Никакого фокуса тут нет — используем тот же способ, что и при изготовлении проушины. Разница заключается в том, что внутрь одного троса протаскивается «хвост» другого. Полученное соединение по прочности немногим уступает цельному тросу, и, кроме того, участок «удвоения» можно легко намотать на барабан лебедки. Технология «спаривания» подробно проиллюстрирована в настоящей статье. Время, требуемое для соединения, зависит от толщины образцов — чем больше канат в диаметре, тем больше нужно времени. Например, для сплетения двух 12-миллиметровых тросов начинающему «узловеду» понадобится около 25 мин.
В условиях соревнования такие временные траты непозволительны, поэтому можно воспользоваться и «обычными» узлами и не «вплетать» один трос в тело другого. Взять на заметку мы рекомендуем «встречную восьмерку» — ее с успехом применяют на синтетических и стальных тросах, лентах и стропах — или «грейпвайн», который намертво — в буквальном смысле — соединяет два троса. Развязать «грейпвайн» практически невозможно — только разрубить.
Если надо зацепиться за дерево без крюка или петли, применяем классический морской узел — «удавку». Чтобы укоротить буксировочный трос на несколько метров, используем «мартышкин узел» — он не затянется и позволит в один метр вязки «впихнуть» четыре метра каната. Правда, для фиксации узла понадобится шакл.
Узлы, конечно, годятся не только для выдергивания машин из грязевой ванны. Представим, что в перерыве между спецучастками кто-то из экипажа пошел «в кустики» и ненароком провалился в ущелье или глубокую яму, и, чтобы спасти бедолагу, придется поднимать его по отвесному склону, да так, чтобы не повредить грудную клетку и внутренние органы. Тут поможет незатягивающаяся петля — ее можно изготовить, завязав «беседочный» узел, еще называемый «булинь». А если уже вечером после приема пищи и снятия стресса тот же «пострадавший» начнет проявлять к окружающим агрессию, так его быстренько можно обездвижить — с незапамятных времен именно для этой цели и был изобретен «кандальный узел». Фото прилагаем.
Тросы для подготовки материала предоставлены интернет-магазином OFF-ROAD-SHOP.RU и компанией PROXODIMEC
текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: Мария ГОРШКОВА
Обсудить на форуме