Поход на Восток

Впервые гонка Dakar Series проходит в России и странах СНГ

За два месяца до старта одного из самых значимых ралли-рейдов года — «Шелкового пути», который пройдет по территории России, Казахстана и Туркмении, мы решили поведать о некоторых нюансах его проведения и маршруте, а также о подготовке к нему команды « КАМАЗ-МАСТЕР»

Название гонки произошло от одного из древнейших торговых путей, связывавшего Европу и Азию. Если быть корректным, то только туркменский этап нынешнего ралли проходит по историческому маршруту того самого Великого шелкового пути, а северная часть в древности имела название «Золотой путь».

Соревнование проводится в рамках Dakar Series и организуется с французской стороны спортивной дирекцией A.S.O., а с российской в качестве руководителя проекта выступает Семен Якубов, возглавляющий команду « КАМАЗ-Мастер». У многих возникает вопрос: как могут сочетаться организация гонки и руководство одной из участвующих команд? Ответ прост: на период подготовки «Шелкового пути» Семен Семенович временно сложил с себя полномочия руководителя команды и, кроме того, полностью отошел от участия в прокладке маршрута — как раз эта информация может быть полезна гонщикам. Трассу гонки разрабатывает российско-французская группа разведки, в состав которой входят ЖанПьер Фонтенэ, Стефан ле Бай, Сергей Гиря и Жан-Марк Боннэ. В результате на данный момент составлена легенда казахской и туркменской частей гонки, а российский этап ралли будет «прописываться» в конце лета.

От Казани до Ашхабада

Столица Татарстана готовится к торжественному старту гонки. Ожидается, что размах церемонии открытия не уступит старту «Дакара». По территории России трасса соревнования местами пройдет по строящемуся полотну будущей автострады Москва — Пекин, в данный момент отсыпанной в грунте, а также по степям Татарстана, Самарской и Оренбургской областей. На территории Казахстана спортсмены несколько дней проведут на степных и полупустынных спецучастках, а также проедут по фантастическим ландшафтам плато Устюрт, которые, как говорят, напомнят участникам Марокко и Южную Америку. Часть дистанции гонщики поедут по трассе проходившего несколько лет назад в этих местах «Мастер-ралли» — по краю высокого каньона, когда-то бывшего берегом древнего моря, а затем по гребню горного хребта с последующим головокружительным спуском.

В экзотической Туркмении, до недавнего времени практически закрытой для иностранцев, планируются одни из самых интересных спецучастков. Залив КараБогаз-Гол — пересыхающий водоем, где добываются значительные объемы поваренной соли, — станет площадкой для скоростного этапа. А крупнейшая пустыня бывшего Советского Союза — Каракумы, пейзажи которой похожи на Мавританию, — порадует участников огромным количеством дюн и барханов. А в степях и пустынях можно будет увидеть кочевников со стадами коней и верблюдов.

Дакаровские принципы

Ралли-рейд такой протяженности и сложности невозможно представить без четкой организации. При проведении «Шелкового пути» задействуется весь лучший мировой опыт создания бивуаков. Работа всего механизма гонки основывается на тех же принципах, по которым проводится « Дакар». На ночлег гонщики, механики, судьи и представители прессы будут размещаться на взлетно-посадочных полосах аэродромов. Для перемещения оборудования и людей задействуются пять транспортных самолетов и восемь вертолетов.

Прием заявок на гонку уже начат, но о списке участников пока говорить рано — окончательное решение о поездке на соревнование, как правило, принимается в последний день. Но предварительно уже изъявили желание быть в числе соревнующихся многие команды, как в легковом (например, Volkswagen, BMW X-Raid, американская команда Робби Гордона, испанская Epsilon), так и в грузовом зачете (MAN, Tatra, Ginaf, Mercedes). Впервые в истории ралли-рейдов в соревновании примет участие сборная команда Туркменистана, выступающая на грузовиках КАМАЗ предыдущего поколения.

Организаторы пошли на беспрецедентные меры по привлечению гонщиков из Европы — расходы, связанные с транспортировкой автомобилей из Европы на гонку и обратно, берут на себя спонсоры мероприятия, для этого будут организованы охраняемый конвой и специальный паром через Каспийское море.

На «Шелковом пути» для болельщиков созданы особые условия — в зачете «рейд» по трассе сопровождения сможет проехать любой желающий. Кроме «легенды», такие энтузиасты получат возможность жить на территории бивуаков, питаться, а также одежду гонки.

текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: Алексей МЕНЬШЕНИН,
оргкомитет гонки

« КАМАЗ» готовится к гонке

Как и многие мальчишки, в детстве я мечтал быть летчиком. А вот профессия водителя КАМАЗа как-то совсем не рассматривалась в жизненных перспективах. Наверное, потому, что в начале 70-х годов спортивных КАМАЗов еще просто не было в природе. Впервые я проехал на гоночном грузовике в 2003 году, и тогда меня поразило то, что во время всей поездки в голове вертелась мысль: «Когда же это кончится?» Вибрация и тряска выворачивали внутренности, ощущение такое, будто мясо стремилось отделиться от костей. «Как же они здесь ездят по много часов?» — подумал я, спускаясь с верхотурыВ начале июня этого года мне снова представилась возможность проехать по учебной трассе команды « КАМАЗ-Мастер» в тренировочном режиме на грузовике последней модели. Занимаю место механика, пристегиваюсь, грузовик срывается с места, и тело вжимается в кресло с почти самолетной перегрузкой. Уже через сотню метров на трассе первый трамплин — автомобиль легко отрывается от земли и через десяток метров мягко приземляется на дорогу. Именно отсутствие жесткого удара о землю поражает больше всего. «Это же совсем другая машина», — думаю я. Грузовик едет со скоростью около 100 км/ч, трасса сочетает разгонные прямики и повороты, но страха нет, ведь за рулем Фирдаус Кабиров — прославленный пилот команды «КАМАЗМастер», знающий этот маршрут назубок. Если бы в детстве всем мальчишкам доводилось покататься на таком грузовике, то, возможно, профессия водителя КАМАЗа резко взлетела бы в системе подростковых приоритетов. кабины.

Основной «звездный» состав команды выступит на отлично зарекомендовавшем себя на последнем «Дакаре» грузовике. Однако слабое место в машине по-прежнему остается — это перегрев тормозов в мостах Sisu. При длительном торможении на большой скорости — а это во время гонки происходит достаточно часто — тормозные барабаны нагреваются до температуры почти в 1000 градусов. И снижение эффективности торможения из-за нагрева — еще полбеды, нагрев передается через колесные диски на резину, и начинаются расслоение покрышек, отрыв шашек от корда и прочие неприятности. Так как замерить температуру на самих барабанах проблематично, ее оценивают по косвенным показателям, например по температуре ступиц. И чтобы не разрушались шипы (а на замену только одного тратится пять драгоценных минут), водитель развивает не максимально возможную на данном участке скорость, а едет, так сказать, «по нагреву», то есть снижает скорость при перегреве тормозов.

На «Шелковом пути» команда обкатывает еще одну новинку — новый двигатель Cummins. Мотор ЯМЗ, до сих пор верно служивший КАМАЗам, не имеет электронных регулировок, потребляет слишком много топлива, и с ним невозможно «связать» круиз-контроль. При прохождении населенных пунктов устанавливается лимит скорости. Грузовики конкурентов, например MAN, способны автоматически поддерживать «потолок» скорости, а нашим водителям приходится делать это педалью газа, «на ощупь», с погрешностью в 2–3 км/ч. Оттого драгоценные секунды, выигранные на скоростных участках, теряются, когда машины соперников потихоньку догоняют КАМАЗы в зонах скоростного лимита. Если Cummins будет признан удачным, то « Дакар-2011» команда встретит с более современным двигателем.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№8 август 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты