Спасти от ликвидации легендарный бренд Hummer может компания Tengzhong (КНР). Процесс продажи отделения GM должен завершиться в конце третьего квартала нынешнего года, однако не факт, что сделка состоится. В бизнесе бывает всякое, и теоретически китайские товарищи могут «включить реверс». Тогда с вероятностью, близкой к единице, Hummer канет в Лету. Поэтому мы решили еще раз протестировать одного из «Хаммеров», а то, не ровен час...
В 1981 году военное ведомство Соединенных Штатов Америки разработало требования к перспективному «высокомобильному многоцелевому колесному транспортному средству» — HMMWV (High Mobility Mulipurpose Wheeled Vehicle). Среди откликнувшихся на потребности Пентагона была компания AM General. В 1983-м она получила контракт на поставку в течение пяти лет 55 тыс. автомобилей, получивших индекс HMMWV M998.
Этот армейский транспортер стал широко известен во время войны в Персидском заливе, когда весь мир смотрел репортажи о боевых действиях по телевизору. В ответ на интерес к машине AM General представила ее гражданскую модификацию, которая получила собственное имя HUMMER — по созвучию с humvee (именно так произносится неудобоваримое HMMWV) и hammer — молот. Гражданское название предложили толковать как High Utility, Maximum Mobility, Easy Raiding (что-то вроде высокая универсальность, максимальная мобильность, легкое управление).
Блеск и нищета
В 1999 году права на торговую марку HUMMER отошли к концерну General Motors, который решил развивать бренд. В результате в 2002-м дебютировал уже абсолютно штатский Hummer H2, построенный на агрегатах других внедорожников GM, а бывшего вояку продолжили выпускать под новым именем Hummer H1. Наконец в 2005 году появился самый маленький член семейства — Hummer H3, получивший прозвище «бэби-Хаммер» за «компактные» размеры.
Выпуск новых моделей принес плоды: ежегодный объем продаж автомобилей Hummer вырос с 1 тыс. в 2000-м до 82 тыс. в 2006-м. Но затем спрос на громадные прожорливые внедорожники стал снижаться, а концерн GM оказался на грани банкротства, и сейчас речь идет о продаже марки Hummer китайцам. Впрочем, пока Hummer H3 остается настоящим «американцем» и находит своих покупателей, в том числе и в нашей стране.
Помнится, на рассвете всесоюзного дачного движения приобрести по великому блату списанный из парка воинской части «уазик» было самой большой удачей для тогдашних городских оккупантов подмосковных сельхозугодий. Впрочем, по большому счету, шесть соток, выделяемых в те времена государством жителю мегаполиса, желающему самостоятельно обеспечить себя свежей зеленью на все лето, стоит называть как раз неугодьями. Нормальный подъезд к участку существовал только в сухое время года, а попытки вписать щитовой сарайчик в предложенный рельеф местности приводил иногда к весьма комичным, с архитектурной точки зрения, результатам. В общем, почему УАЗ — понятно. Сегодня, конечно, и выбор транспортных средств побогаче, и дача приобрела несколько другое значение, а главное — иной внешний вид. Но первое, что я вспомнил, приближаясь к врученному мне Hummer H3, именно ту отечественную, практически боевую машину. Ассоциации навеял, разумеется, дизайн авто. Нарочитая угловатость, если не сказать квадратность, американского внедорожника невольно выводит течение мыслей в милитаристское русло. Второе визуальное впечатление — он большой. А для меня это хорошо.
Правда, второе как оказалось, обман зрения. Попадая внутрь, понимаешь, что не такой уж он и громадный, даже скорее наоборот — компактный. Усиливают чувство стесненности в салоне и широченный тоннель между передними креслами, и узкие бойницы боковых окон. Да и ветровое стекло с короткими поводками стеклоочистителей никак не назовешь панорамным. Ни дать ни взять армейский БТР. Правда, за рулем ощущаешь себя очень даже неплохо, а внешний и внутренний антураж добавляют уверенности на дороге. Осталось только семью рассадить, и — на любимые сотки. А вот с этой задачей у Hummer возникают некоторые проблемы. Сначала с посадкой в машину. Если бы ее создатели слышали, что по этому поводу высказала теща… Ну ладно, если на заднем диване худо-бедно два ребенка и вышеупомянутая мать моей жены умещаются, то все барахло, которое они приготовили взять с собой, еле-еле влезло в багажник. Да, явно маловат здесь грузовой отсек — разве что на небольшой запас патронов и сухпайка для боевого экипажа этого «танка» и рассчитан. В какой-то степени по части перевозки груза может спасти верхний багажник. По крайней мере солидного размера релинги на крыше внушают доверие. Зато на дороге H3 совсем не похож на бравого десантника. Если только своим видом, благодаря которому подрезать его желающих практически нет. А так, спокойный автомобиль, с неплохой плавностью хода и приемлемой динамикой. Да и с проходимостью все на должном уровне. Вот только не мой это типаж. Не нравятся мне автомобили, где львиная доля практичности принесена в жертву антуражу.
Верной дорогой
Со спроектированным по заказу американских военных HMMWV у Hummer H3 нет вообще ничего общего. При разработке «бэби-Хаммера» инженеры пошли путем, проторенным его старшим братом H2, — использовали узлы существующих автомобилей. В частности, донором шасси для H3 стали пикапы GMC Canyon/Сhevrolet Colorado.
Рама грузовичков была доработана — появилась дополнительная поперечина, изменились точки крепления кузова и подвески. Однако сама ходовая часть осталась пикаповской — независимая торсионная подвеска спереди и зависимая рессорная сзади. Зато мощные бамперы с огромными буксировочными проушинами на Hummer H3 крепятся непосредственно к раме: для серьезного внедорожника это то, что доктор прописал.
Первоначально H3 оснащался пятицилиндровым мотором Vortec 3500 объемом 3,5 л и мощностью 220 л.с. В 2007 году его сменил более мощный 244-сильный агрегат объемом 3,7 л, а в 2008-м модельную линейку пополнил восьмицилиндровый двигатель объемом 5,3 л и мощностью 305 л.с.
Пятицилиндровая модель предлагается как с автоматической коробкой передач, так и с механической, тогда как восьмицилиндровый Hummer H3 оснащают только автоматом. Кстати, существует еще и пикап H3T, созданный на основе «бэби-Хаммера». (Все вернулось на круги своя.) Однако на российском рынке он не продается — у нас доступен лишь обычный внедорожник Hummer по цене от 1 310 742 руб. за базовую версию с механикой до 1 715 814 руб. за версию с V-образной «восьмеркой».
На чем акцентирует внимание инженер, когда спрашивают его мнение об автомобиле? Конечно же, на сборочном чертеже и на результатах испытаний. Но дело в том, что китайские товарищи, еще не успев стать полноправными хозяевами Hummer, перекрыли доступ к технической документации.
Более того, ходят слухи, что Hummer вернется на армейскую службу, правда, уже под другим флагом — не звездно-полосатым, а звездно-кумачовым. Ходовую часть внедорожника инженеры КНР планируют использовать в качестве базового элемента для военного лунного трактора, задуманного еще самим Мао.
Что ж, это логично. На Луне ведь главное что? Надежность. А для внедорожника это означает в первую очередь простоту и в некотором смысле даже примитивизм конструкции. Hummer прост, спору нет. Однако я пошел бы дальше и выкинул кое-какие узлы. Машина станет дешевле, и вероятность поломки — меньше. Например, амортизаторы задней подвески явно лишние. Комфорта они не добавляют, зато съедают дорожный просвет в «околоколесной» зоне. Тем более что классическая рессора и сама прекрасно может гасить колебания — за счет трения между листами.
А стабилизаторы поперечной устойчивости, оправдывают ли они себя? С одной стороны, поперечные крены меньше. Но управляемость Hummer лишь немногим лучше, чем у самосвала-пятитонника, и быстрые виражи на сухом асфальте машина проходит примерно как карт, только на мокром. Так что и стабилизаторы можно изъять.
А вот механизм блокировки дифференциала переднего моста нужно добавить. Говорят, грунт на Луне коварный, и, если случится так, что выбираться из затруднительного положения придется на одном переднем колесе, Н3 скорее всего спасует.
В целях повышения «неубиваемости» аппарата китайцам, думается, неплохо бы заменить не первой свежести бензиновый мотор на дизель. Причем не на новомодный агрегат с давлением впрыска 2000 бар и навороченным наддувом, а на атмосферный, ТНВД которого будет иметь шестеренчатый привод от коленвала. Другое дело, что эксплуатация в условиях вакуума не предусматривает использование ДВС. Но может ли это помешать великому делу коммунистического строительства в Солнечной системе?
Все для победы
Агрегаты трансмиссии также достались Hummer H3 от автомобилей-доноров. Единственным исключением стала раздаточная коробка с межосевым дифференциалом. Причем существует два варианта раздатки — обычная с передаточным отношением демультипликатора 2,64 и Adventure с невероятным «понижающим коэффициентом» 4,03! Дополняют внедорожный арсенал жесткие механические блокировки межосевого и межколесного дифференциалов заднего моста, а на некоторых версиях опционально — и межколесного передней оси.
Высокая проходимость Hummer H3 в немалой степени обусловлена его великолепной геометрией: угол въезда равен 40°, а угол съезда — 37°. Благодаря этому H3 способен забраться на вертикальную преграду высотой 406 мм. Дорожный просвет в 231 мм и угол рампы, равный 25°, также позволяют уверенно чувствовать себя на сильно пересеченной местности, а максимальная глубина преодолеваемого брода составляет 610 мм.
На этом автомобиле надо ездить непременно под Heavy Metal Rock. Он, в общем-то, и сам весь из себя тяжелометаллический — две с лишним тонны чермета (с вкраплениями цветмета и пластмассы) — и на дороге ведет себя соответственно. Так что недостаток настоящего драйва приходится компенсировать драйвом музыкальным. Благо аудиосистема по-американски громкая. Динамичная музыка привносит подобие гармонии в общение с автомобилем, и тогда «Хаммеру» можно простить большинство из его многочисленных недостатков. Так что диск вокально-инструментального ансамбля Napalm Death или еще какого коллектива, «отливающего» забористый металлический продукт, я бы на месте американцев включил в стандартную комплектацию Hummer H3.
В плотном городском потоке он чувствует себя относительно неплохо, возможно, потому, что окружающие стараются держаться от него подальше. Вокруг машины словно образуется невидимая зона поражения. Что тут сказать... Тактика выжженной земли — излюбленная тактика американских «джиаев» — успешно взята на вооружение тамошним автопромом.
Если же говорить серьезно, то с точки зрения удовольствия от быстрой езды Hummer H3 выглядит более чем сомнительно. Какое уж тут удовольствие, если даже удобно устроиться за рулем невозможно — у сиденья далеко не оптимальный профиль и короткая подушка. К тому же кожа на нем скользкая. Второстепенные органы управления (заведующие стеклоочистителями, например) расположены крайне бестолково и заставляют отвлекаться от дороги.
Обзорность тоже не очень. В салонное зеркало в лучшем случае видна крыша сзади идущего автомобиля. А у боковых зеркал, несмотря на их приличные размеры, наличествуют большие мертвые зоны. При перестроениях не всегда помогает даже взгляд через плечо: высокие борта и широкая средняя стойка запросто скрывают соседние машины. Пару раз в таких ситуациях я замечал легковушку в левом ряду буквально в последний момент. После этого маневрировать лишний раз не хочется. Тем паче сами маневры даются «Хаммеру» с видимым напряжением. При перестроениях и в поворотах H3 сначала переваливает свою псевдобронированную тушку на бок, выбирая уводы высокопрофильных шин и податливость подвески, и лишь затем встает на намеченную траекторию. А если не рассчитать и войти в поворот слишком быстро, тут же последует снос передней оси. В общем, не порезвишься.
Впрочем, если многие из перечисленных недостатков легко было предположить заранее, то весьма умеренная динамика разгона стала для меня откровением. Мощность силового агрегата Hummer H3 — двести сорок с гаком «лошадей». Однако, похоже, их силы расходуются в основном на генерацию ненужного шума, а не на ускорение автомобиля. Да и какое там ускорение... Правильнее сказать, набор скорости. Вина, повидимому, лежит на коробке передач, которая к тому же обладает довольно «нервным» характером и дергает автомобиль при переключениях.
Подвеска неплохо ведет себя на проселке, но жестким асфальтовым неровностям ей противопоставить нечего — она пропускает в салон любую мелочь, а препятствия покрупнее отмечает вибрациями неподрессоренных масс.
Компенсируются же все эти неудобства, на мой взгляд, лишь дизайном и своеобразной харизмой автомобиля. И то при условии, что они вам по душе.
Военная форма
Родство с настоящим воякой — HMMWV — призван подчеркнуть «фамильный дизайн». Впрочем, о прямой последовательности речь не идет: внешность Hummer H3 — это лишь удачная стилизация под боевую машину. Необходимый образ создают плоские кузовные панели, почти вертикальное ветровое стекло и узкие боковые окошки. Кстати, с H2 у «бэби-Хаммера» гораздо больше общего. Это и обилие хромового декора, и практически неотличимая фальшрадиаторная решетка, и гражданские подножки, и дизайн колесных дисков... Общими же у всех трех «Хаммеров» являются разве что три габаритных (как у автопоезда) огонька на крыше.
Оформление салона также вполне укладывается в концепцию «гражданского автомобиля в стиле милитари». С одной стороны, дизайн интерьера призван подчеркнуть свойственную армейскому транспорту аскетичность, с другой — органично совместить с военным стилем привычные, более того, необходимые обычной машине удобства. Оно и понятно: иначе штатский покупатель отвернется от импровизированного «броневичка», каким бы привлекательным внешне он ему ни казался. Это тем более актуально, что бренд Hummer претендует на некую премиумность, а в этом сегменте без богатого оснащения никуда.
А вот с комплектацией дела как раз обстоят не так радужно. К примеру, кондиционер с ручным управлением в сегменте премиум — моветон. Там уже давно в ходу многозонный климат-контроль. Ну, хоть музыку неплохую поставили — и на том спасибо. Хотя кожа — качественной выделки, да и исполнение всех рукояток и тумблеров, предназначенных для управления второстепенными функциями, — на уровне.
Когда-то ездить на Hummer было прерогативой военных, но все меняется, и сегодня это уже целое семейство, которое доступно и гражданским лицам (разумеется, если финансы позволяют). Я всегда воспринимала его как явно мужской автомобиль, но при этом мне очень хотелось на нем прокатиться. И вот наконец во дворе редакции появился ярко-желтый Hummer H3, на котором мне предстояло поездить несколько дней. Да, это, конечно, не тот полумилитаристский H1 и даже не сильно «огражданившийся», но не потерявший ни миллиметра в размерах H2, но гены узнаются безошибочно. Сначала меня испугали большие размеры авто, но, как выяснилось, его габариты сродни обычному, не очень большому внедорожнику. Впрочем, чего удивляться, это самый маленький из всего семейства Hummer.
А что же салон? Сажусь и понимаю, что если внешне H3 напоминает танк, то внутри это все же легковой автомобиль. Хотя по сравнению с ярким внешним и узнаваемым дизайном в салоне все гораздо скромнее, без особых изысков, но, надо сказать, достаточно функционально.
Теперь два слова про обзорность. Сижу высоко, гляжу далеко — но это только первое впечатление, а поездив немного, замечаешь, что небольшие проемы окон (особенно заднего) вкупе с широкими стойками сильно ограничивают обзорность. Спасают разве что огромные боковые зеркала.
На дороге Hummer H3 (пусть он и младший брат из всего семейства) очень уважают — только включишь поворотник, чтобы перестроиться, тебя сразу пропустят, да и подрезать такой автомобиль не спешат, поэтому при езде на загруженных трассах чувствуешь себя очень уверенно. Та же уверенность сохраняется и на грунтовках, только, конечно, по другой причине. Не стоит забывать, что Hummer — это все-таки внедорожник. Конечно, я не залезала в болотистые места и слишком тяжелое бездорожье (это все мужские штучки), но с легким оффроудом автомобиль справляется без проблем. Замечу, что у крошки H3 совсем недетский аппетит, поэтому на заправке я была частым гостем. И еще: все дни, когда у меня в распоряжении был Hummer, я предпочитала кроссовки или мокасины. Каблуки и вечерние платья, на мой взгляд, здесь неуместны, ведь это все же не представительский седан. Впрочем, благодаря плейбойскому имиджу Hummer H3 не будет выглядеть инородным телом как на парковке перед дорогим яхт-клубом, так и на пандусе у входа в пятизвездный отель. В целом же это довольно яркий автомобиль, однако и цена у него немалая — в данном случае за имидж приходится платить.
Жертвы стилю
Несмотря на приличные габариты автомобиля, салон «Хаммера» не может похвастать особым простором. Сзади вообще с удобством могут устроиться только двое — на что и намекает форма диванчика. Очутись здесь третий, он явно почувствует себя лишним.
Багажник тоже не поражает воображение своей вместимостью, особенно на фоне впечатления, производимого массивной внешностью автомобиля. Единственный его плюс — форма, близкая к параллелепипеду, благодаря чему объем грузового отсека можно использовать по максимуму. Но вот погрузочная высота великовата.
Зато открываемая вбок (да еще в правильную сторону, а не как на «японцах» и «уазике») дверь багажника — большое удобство. Не надо ничего поднимать, откидывать, а потом с силой захлопывать: подошел, степенно открыл, положил барахлишко и так же степенно затворил «калитку». Да и запаска на двери уж точно уместнее, чем в подполе багажника или под днищем.
То, чем меня так привлекал второй Hummer (привлекал не значит бесповоротно нравился), напрочь улетучилось в третьей гражданской реинкарнации боевой машины. Теперь это просто один из многочисленных больших автомобилей. Однако никак не самый-самый, ведь как минимум у него есть старший брат. Но что поделаешь — «танк» требовалось адаптировать к городской жизни. А город, как известно, страдает от нехватки парковочных мест и пробок, в которых так замечательно расходуется бензин. Короче, хотели как лучше, а получилось как всегда.
Желтый цвет H3 вызывает не меньше вопросов. Нет, если относиться к машине как к тестовой, то размер... тьфу, окрас не имеет значения. Но если поставить себя на место потенциального владельца, то сложно, наверное, отыскать водителя-мужчину (а именно им в первую очередь адресовано это авто), который был бы в восторге от подобного «цыпленка-переростка». Девушке же, даже самой независимой и эмансипированной, все равно будет некомфортно управлять такой громадиной. Впрочем, фотографировать «пациента» мне понравилось. Размеры хоть и уменьшились, но в объективе камеры узнается все тот же внушительный силуэт. Зато все неоднозначно в салоне. Автомобиль стал вроде бы изящнее, но значительно теснее. Дизайнеры словно сложили интерьер из коробок, покрыли их слоем отделочных материалов и на этом успокоились. Мол, так даже интереснее — ничем не прикрытая брутальность.
Ездовые качества автомобиля у меня серьезных нареканий не вызвали. Каких-либо чудес по части маневренности на трассе ожидать не приходилось, но заданную траекторию Hummer H3 держит хорошо. Немало удовольствия доставила вылазка на бездорожье. Высокая посадка, относительно мягкая подвеска, уверенность в преодолении самых разнообразных преград и подтверждение внедорожных качеств на деле. Не припомню, чтобы мы где-либо засаживали машину капитально.
В сухом остатке третий Hummer неплох. Он, как и предшественники, цепляет взгляд и дарит только ему свойственные ощущения. Ну а что, как не это, часто играет решающую роль при выборе машины.
Hummer H3 | |
---|---|
Модификация | 3.7 |
Двигатель | Бензиновый |
Рабочий объем, см3 | 3653 |
Расположение/количество цилиндров | Рядный/5 |
Мощность, кВт (л.с.) при об/мин | 180 (244) при 5600 |
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин | 328 при 4600 |
Коробка передач | Автоматическая 4-ступенчатая |
Передаточные числа: | |
I | 3,060 |
II | 1,630 |
III | 1,000 |
IV | 0,700 |
Задний ход | 2,290 |
Главная передача | 4,560 |
Передаточные отношения в РК | |
I | 1,000 |
II | 2,640 |
Привод | Постоянный полный |
Подвеска передняя | Независимая, торсионная |
Подвеска задняя | Зависимая, рессорная |
Тормозные механизмы спереди | Дисковые вентилируемые |
Тормозные механизмы сзади | Дисковые |
Максимальная скорость, км/ч | 180 |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 10,0 |
Расход топлива город/трасса, л/100 км | 18,7/14,5 |
Топливо/емкость топливного бака, л | Аи-92/ 87 |
Тип кузова | Универсал |
Количество дверей/мест | 4/5 |
Длина/ширина/высота, мм | 4781/1989/1872 |
Колесная база, мм | 2842 |
Колея спереди/сзади, мм | 1651/1664 |
Дорожный просвет, мм | 216 |
Шины спереди/сзади | 265/75 R16 |
Снаряженная масса, кг | 2131 |
Полная масса, кг | 2772 |
Объем багажника, л | 709–1780 |
Цена побывавшего в редакции авто, руб. | от 1 310 742 |
текст: Александр СТОЛЯРОВ
фото: Сергей АРБУЗОВ, Мария ГОРШКОВА
рисунки: Катя ЧУДНОВСКАЯ
Ожидать многого от автомобиля, созданного на платформе полноприводного пикапа, не стоит. В штатных режимах рулевое управление неожиданно тяжелое для «американца». Зато при экстренном маневрировании сохраняет неплохую информативность. Это, в свою очередь, позволяет очень точно отслеживать траекторию маневра. При этом в случае срыва машины в занос водитель даже с небольшими навыками сможет вернуть Н3 на заданную траекторию. Запаздывание в реакциях на действия рулем в этом случае, как ни странно, помогает избежать ошибок. При прямолинейном движении и в пологих поворотах коррекция курса требуется минимальная. Вертикальные ускорения при проезде препятствий можно оценить как присутствующие, но некритичные. Примерно такой же оценки заслуживают и крены автомобиля при прохождении крутых поворотов. В целом плавность хода на уровне «хорошо» — весьма энергоемкая подвеска неприятно воспринимает только мелкие неровности дорожного покрытия.
Эргономика — не самая сильная сторона Hummer H3. Усилия на всех органах управления несколько выше желаемых. Единственный подрулевой переключатель со сконцентрированным на нем обилием функций неудобен и сильно отвлекает от дороги. Взаимное расположение педального узла, рулевого колеса и сиденья водителя не обеспечивает человеку с семидесятым перцентилем правильную посадку. Причем не исправляет ситуацию и достаточно обширный набор электрорегулировок кресла водителя. Селектор АКП не имеет четкой фиксации — выбор режимов работы трансмиссии приходится постоянно контролировать в окошке приборной панели. Комбинация приборов вполне информативна. Обзорность ниже среднего уровня — ветровое стекло больше напоминает бойницу, вид назад заметно ограничен массивными стойками кузова. В результате при любом маневре приходится пользоваться только наружными зеркалами заднего вида.
Управление динамикой в целом неплохое — исключение составляют лишь невнятные реакции силового агрегата на открытие дроссельной заслонки при движении на малых скоростях. Это, в свою очередь, может создать определенные трудности при преодолении участков серьезного бездорожья. Правда, в данных условиях добавляет уверенности наличие понижающего ряда в трансмиссии с передаточным числом 2,64. А не слишком оперативный отклик силового агрегата при включении режима кик-даун — типичный недостаток старых четырехступенчатых американских автоматов.
По защите салона от шума Hummer H3 не смог превзойти уровень своего прародителя — полноприводного пикапа. Из его источников самый неприятный — двигатель, особенно при работе на высоких оборотах. Второй по значимости — шум качения шин, передаваемый через колесные арки. Плюс к этому на высоких скоростях сюда подключается аэродинамическая составляющая.
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.