Итак, соревнование для настоящих любителей бездорожья, впервые увиденное мной в прошлом году на Суматре, вернулось! В этом году его главный организатор Юстинус Сьяхлим, команда из клуба Cheetah off-road и Индонезийская внедорожная федерация IOF взялись за проведение нового приключения. Главному старту предшествовали три разведывательные экспедиции в страну даяков, позволившие не только собрать треки и точки GPS, но и написать лучшую дорожную книгу из всех, которые я видел, по маршруту протяженностью 1100 километров.
Судя по всему, это должен быть предельно экстремальный рейд. Но есть одна вещь, которую мы постоянно должны были иметь в виду – длинный список самых разных… запретов. Кстати, этот список я получил только тогда, когда прибыл в Бенджармасин, Южный Калимантан. Вот краткие выдержки… Никаких вареных яиц, слипшегося риса и соленой рыбы. Также не вздумайте разбивать лагерь на холме Иблиса (Иблисом местное население именует дьявола)… Аналогичные инструкции были розданы и остальным участникам. Еще даяки предупредили: если кто-нибудь нарушит запреты, то тем самым он навлечет несчастья и беды на весь конвой. И, хотите верьте, хотите нет, но на первом 180-километровом перегоне к базовому лагерю в окрестностях города Палангкарайя лишь один экипаж вынужден был заниматься серьезным ремонтом, и проблема случилась именно с машиной, в которой обнаружилась не выброшенная коробка вареных яиц!..
В джунгли без каркаса нельзя!
Еще до начала соревнования организаторам предстояло осуществить доставку автомобилей участников из Джакарты на Борнео по морю. Для этого всем машинам, включая автомобили зарубежных гостей, нужно было собраться в доках Джакарты. Затем все внедорожники были погруже-ны на паром и отправились на Борнео. Плавание заняло три дня, так что экипажам, прибывшим в Бенджармасин самолетами, пришлось дожидаться своих «железных коней» в доках.
Несмотря на то, что большая часть машин прошла предварительный техосмотр еще в Джакарте, финальная инспекция состоялась на площадке перед отелем в Бенджамарсине, где расположился штаб соревнований. Проверке подлежали абсолютно все отправляющиеся в джунгли машины, включая автомобили прессы и организаторов! Участвующие в мероприятии машины должны были быть снабжены лебедкой и каркасом безопасности. Конечно, это потребовало от оргкомитета больших усилий, но в результате ни одна машина, будь то автомобиль участников, журналистов или маршалов, не могла уйти в джунгли без каркаса безопасности! В течение следующих двух дней прошли брифинги, в ходе которых экипажи получили треки и точки GPS, информацию о дорожных условиях и уровне воды в реках.
Вы из какой группы?
Надо сказать, что в программу мероприятия входила не только соревновательная часть. Организаторы старались сделать так, чтобы участники получили удовольствие от вождения в живописной гористой местности, ознакомились с индонезийской культурой, а вернувшись домой, дали дополнительный импульс развитию туризма в этих местах. Итак, следующие девять дней мы будем путешествовать по Борнео, пересекая Южный, а затем Центральный и Восточный Калимантан.
Официальная церемония открытия соревнования состоялась в городе Палангкарайя, после чего конвой отправился на его окраины, где, к радости местного населения, были размечены трассы двух этапов пролога. Вечером того же дня весь конвой (96 машин) направился в джунгли. Все экипажи были разделены на пять групп, в каждую из которых был включен один из лидеров (по результатам пролога), машины прессы и команды технической поддержки. В каждой группе было порядка 17 машин, и последующие пять дней их состав должен был оставаться неизменным вплоть до достижения места регруппинга в городке Муара Теве. Там группы должны были быть переформированы в соответствии с заработанными очками.
Паромная переправа
После пролога все группы направились в базовый лагерь под номером 1 (он находился примерно в 30 км от Палангкарайя). Добрались до него команды довольно поздно, поскольку пролог занял несколько больше времени, чем планировалось, но настроение у всех было великолепное. А ранним утром руководитель нашей группы Сьямсир (ранее принимавший участие во всех разведывательных выездах и составлении дорожной книги) провел короткий брифинг, и машины группы одна за одной устремились через джунгли в направлении лагеря под номером 2. На первых же километрах трассы нам пришлось пересечь множество деревянных и металлических мостов. К реке Ханью, первому серьезному препятствию на нашем пути, мы добрались поздно. Владельцы местного деревянного парома тут же решили взвинтить цену за переправу, но после часа оживленного торга договаривающиеся стороны ударили по рукам, и операция началась. На паром одновременно помещались лишь две машины, а когда неспешное плавсредство причаливало к достаточно крутому противоположному берегу, единственным вариантом разгрузки было использование лебедки. Результат не заставил себя ждать – когда на джунгли опустилась ночь и паромщики объявили, что вынуждены прервать работу, на противоположном берегу был лишь десяток машин. На рассвете переправа продолжилась, и как только все машины группы оказались на противоположном берегу, мы продолжили свой путь через джунгли к следующему базовому лагерю.
Нож охотника за головами
С остояние трассы менялось очень быстро: ночью прошел сильный дождь, превративший несложные грунтовые дороги в труднопроходимые маршруты. Глина налипала на колеса, но шины Super Swamper и Simex Jungle Trekker пока что неплохо справлялись со своей работой. По ходу маршрута мы должны были пересечь несколько небольших рек, деревянные мосты на которых оказались разрушенными или унесенными паводком. Единственным решением было форсировать реки вброд. В целом конвой успешно двигался по маршруту, а по рации и по спутниковому телефону мы получали доклады, что остальные группы, следующие за нами, также успешно продвигаются к цели.
До третьего лагеря в Джакатан Пари мы добрались уже в темноте. Мы раскинули свои навесы прямо посередине городской площади, так что центр городка начал выглядеть как деревенская ярмарка. Даяки действительно оказались очень гостеприимными людьми. Мы тут же завязали новые знакомства и получили приглашения в гости. Утром мне повезло: я купил у даякской женщины «мандау» – традиционный местный охотничий нож. Говорят, что в стародавние времена такие же ножи использовали охотники за человеческими черепами. Доставшийся мне экземпляр был старый, и видимо им немало... пользовались.
Полный бак, пожалуйста…
Далее наша жизнь потекла по весьма жесткому графику. В шесть утра подъем (такой же режим был на Diplomat Challenge of Indonesia и в прошлом году), а в семь утра – брифинги и старт на спецучастки. Так что максимум к восьми весь конвой был уже в пути. Но вот количество СУ в этом году было уменьшено с 22 до 12, поскольку главной задачей организаторы посчитали преодоление всего маршрута протяженностью 1100 км. В результате большую часть самых сложных препятствий участники преодолевали, не соревнуясь друг с другом, а работая вместе. Им пришлось построить и отремонтировать множество деревянных мостов, а штурманам и водителям – мобилизовать все свое умение, чтобы провести по ним машины в целости и сохранности. Перед переправой через реку Баканов нас ждал пункт дозаправки. Повторялась ситуация прошлого года, когда одной из основных проблем участников стал дефицит горючего. Процедура заправки выглядела следующим образом: сначала топливо перекачивалось из больших бочек
в 20-литровые канистры при помощи ручного насоса, а потом из этих канистр оно переливалось в баки автомобилей. Может показаться, что при такой технологии наполнение баков 90 автомобилей должно было бы занять долгие часы. Но, похоже, местные жители отработали систему до совершенства, и уже через два часа все машины были залиты топливом под завязку.
Последний островок цивилизации
Переправа через реку Баканов осуществлялась на большом металлическом понтоне, перевозившем за один раз 6–7 машин. Для подъема на крутой берег опять пришлось разматывать лебедки. Закончив это «упражнение», мы отправились через джунгли в следующий лагерь. Но не успели мы разбить палатки, как матушка-природа обрушила на нас обильный тропический ливень.
Наутро всех ждали тяжелые трассы и два сложнейших спецучастка. Одним из них была грязевая яма глубиной по пояс, выбраться из которой можно было только с помощью лебедки.
Пока участники воевали с коварными СУ, дороги в джунглях несколько просохли, и мы отправились в сторону Муара Теве – точки, где и должен был произойти регруппинг. До этого последнего островка цивилизации перед несколькими днями сплошных джунглей мы доехали по асфальту. Здесь, в базовом лагере, нам предстояло оставаться в течение двух дней. Арьергард (горстка машин, прибывшая в город с последними рейсами парома) был изрядно потрепан – сломанные дифференциалы, полуоси и рулевые тяги. Но участники были сильны духом и полны решимости привести израненные машины на финиш в Баликпапан.
Завалы на дорогах
И вот конвой снова тронулся в путь. Состав групп поменялся в соответствии с результатами первых семи СУ. В течение двух дней мы ехали по лесовозной дороге, проложенной в джунглях, а постоянные дожди не делали ее проще. Мы направлялись в Лампеонг, где нас ждал следующий базовый лагерь. Конвой приближался к концу тысячекилометрового пути. Но дорога через дождевой лес Борнео никому не давалась легко. В одном месте наш путь перегородили несколько упавших гигантских деревьев. Для того чтобы освободить проезд, пришлось пустить в дело цепные пилы, лебедки и просто мускульную силу…
В двух часах езды
Так получилось, что первые две группы двигались с некоторым опережением графика, так что нам не было смысла останавливаться на ночь в предпоследнем базовом лагере, и сразу после дозаправки мы направились в лагерь номер девять. Он был последним лагерем всего приключения, и от него до цивилизованных мест на восточном побережье Калимантана оставался только один перегон. Собственно, от финиша в Баликпапане лагерь отделяли лишь два часа езды. В течение дня оставшиеся три группы добрались до последнего лагеря, где их ждали теплый прием и, самое важное, вожделенный душ. Здесь же были размечены три последних спецучастка, преодолев которые, экипажи могли отправляться в Баликпапан, где их уже ждали номера в роскошном отеле Benakutai. Именно в этом отеле и прошла церемония закрытия.
Последняя цель
На следующий день все команды были уже на пути в Джакарту, что для большинства из них значило – на пути домой. А вот зарубежным участникам еще предстоял долгий перелет. Но в любом случае Diplomat Challenge 2005, Большое Приключение 4х4 в джунглях Индонезии, завершилось вполне успешно и благополучно. Обошлось без серьезных ранений, и все машины пришли на финиш пусть потрепанные, но своим ходом. Кроме того, соревнование показало, что настоящая страсть к внедорожным приключениям живет в сердцах людей. Она будет жить и в следующем году, когда Diplomat Challenge вернется в джунгли Калимантана для того, чтобы пройти этот путь в обратном направлении. У мероприятия уже есть название: 2006 Kalmantan, The Final Destination («Калимантан – Последняя Цель»). Организаторы планируют сделать маршрут еще сложнее, чтобы рейд напоминал по духу ранние Camel Trophy, когда группе участников на нескольких машинах нужно пробиться из точки А в точку Б, преодолев при этом все встреченные препятствия, в полном соответствии со своимпрограммным заявлением: «Если мы едем на маршрут в джунглях, значит, мы едем по маршруту в джунглях. Мы не знаем слов «поехали назад», мы просто идем вперед и работаем вместе для того, чтобы достичь цели». Естественно, на маршруте будут спецучастки, чтобы можно было определить лучшие экипажи и наградить их на финише.
P.S. В этом году на участников из Европы выделена квота на 10 экипажей, из Азии – 6, и из Австралии – 4. И если вы хотите стать одним из 20 европейцев, которым выпадет счастье покорить джунгли Калимантана – не опоздайте с заявкой!
Южный Калимантан.
Горы Мератус делят Южный Калимантан на два ясно различающихся региона. Восточная часть провинции покрыта горами, заросшими дождевым тропическим лесом. Южная часть провинции имеет более равнинный рельеф, с крупными реками, несущими свои воды через низменности к мангровым болотам побережья и превращающими Южный Калимантан в исключительно плодородную страну. Вдоль рек, в частности, вдоль реки Барито, располага-ется множество деревень и поселений преобладающей народности банджар. Столица провинции, Банджармасин, расположена неподалеку от устья реки Барито и места ее слияния с рекой Мартапура. Эти реки являются основой жизни города. Их берега плотно застроены домами на сваях.
Центральный Калимантан
Центральный Калимантан – самая большая провинция острова, занимающая площадь 153 800 км2. Большая ее часть покрыта джунглями. Северную часть провинции составляет гористая труднодоступная местность, центральную – густой тропический лес. Южная часть болотистая, с множеством рек и речушек. Климат жаркий и влажный. Основные племена, населяющие провинцию, называются Нгайю, От Данум и Маайян От Сианг. Нгайю ведут кочевой образ жизни и следуют вере Кахаринган, которая является смесью веры в души предков и древнего анимизма. Племя От Данум – самое многочисленное, примерно 6000 человек. От Данум живут в длинных общинных домах, в которых иногда насчитывается до 50 комнат. Женщины этого племени известны своим искусством плетения из ротанга и пальмовых листьев. Мужчины племени – как искусные охотники, использующие самое простое оружие. Искусство Центрального Калимантана носит отпечаток религии Кахаринган, традиционной веры даяков.
Восточный Калимантан
Восточный Калимантан – вторая по площади провинция острова и наиболее развитый в промышленном отношении регион. Главная продукция – нефть и лесоматериалы. Коренное население представлено племенами Оранг Гуннунг, или Горным Народом. К ним также применяют общее название «даяки», хотя сами люди предпочитают, чтобы их относили к конкретным племенам, таким как Ибан, Пунан или Пунак. Большинство местных племен традиционно живет в длинных общинных домах, носящих имя «ламин» или «умак дару». Чтобы защититься от наводнений и диких животных, дома строят на сваях, высота которых может достигать трех метров. Племя Пунан до сих пор ведет кочевой образ жизни, постоянно перемещаясь по джунглям и занимаясь охотой и собирательством. В свои «длинные дома» они возвращаются только для того, чтобы провести в них сезон дождей. «Длинный дом» традиционно делится на секции, в которых живут семьи, и общинную зону, где проходят деревенские собрания и религиозные церемонии. Перед входом в «длинный дом» по традиции ставится статуя-охранник, которая должна защитить жителей дома от злых духов, несущих болезни и несчастья. И все же таких домов становится все меньше, и многие из них превращаются в общественные здания, предназначенные для танцев и концертов. В наиболее отдаленных районах все население носит тяжелые серьги в виде колец из золота или меди, отчего мочки ушей сильно вытягиваются, и украшает себя затейливыми татуировками. Здешние жители – искусные ювелиры, и сделанные ими украшения передаются из поколения в поколение.
текст и фото: Фред КРИГСМАН (Fred M. Krijgsman)
перевод: Андрей СУДЬБИН
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.