Ужас ледникового периода

Потоп при минус 30 градусах по Цельсию

Обычно паводок означает начало весны. Сразу представляются бурлящие потоки, лодка деда Мазая, одетого в форму МЧС, и набухшие в ожидании тепла почки на деревьях… А вот в поселок Чемал, что в 100 километрах от Горно-Алтайска, весна пришла неожиданно рано – еще в конце декабря, и ее приход жители поселка иначе как ночным кошмаром не называют...

20 декабря шуга от начавшегося ледостава создала затор в устье реки Чемал перед плотиной Чемальской ГЭС. Уровень воды поднялся метра на два, затопив дорогу и отрезав от остального мира небольшой поселок Чемал. После полуночи начался полный беспредел – в дома хлынула вода. Люди выскакивали из «тонущих» построек, успев прихватить с собой лишь самое необходимое. Наутро, когда рассвело, взору предстала картина зимнего наводнения.

В первую же ночь мороз покрыл разлив тонким льдом, а поступающая вода тем временем наращивала толщину ледяного панциря. Затоплены оказались все поселковые дома вместе с хозяйством и имуществом. К счастью, никто не пострадал, и даже собаки успели перебраться на сушу. Спустя некоторое время прибыли спасатели, но что они могли сделать? Оставшихся без крова жителей спасли, и на том спасибо. Что же до восстановительных работ, то их было решено отложить до весны. И остались себе жить чемальцы в своем ледяном царстве. Правда, им иногда забывают подвезти питьевую воду, но особой беды в том нет, поскольку льда кругом просто навалом. Изредка сюда заезжают областные и московские чиновники посмотреть на вдруг ставшие низкими заборы и торчащие изо льда крыши автомобилей. Заезжают посмотреть, а заодно пообещать лучшей жизни жителям… Кстати, последние присутствия духа отнюдь не теряют…

Вот например, коренной чемалец Валерий Скорин. Ведя по скованному льдом поселку очередную «экскурсию», он в какой-то момент останавливается и сообщает, что они (экскурсия) стоят прямо на крыше его «Жигулей» (сразу после потопа он пробил во льду небольшую лунку, и теперь через прозрачный лед просматривается кусочек красной крыши). Неподалеку застыла похожая на низкую скамейку ульяновская « буханка». Кстати, к дому Валерия проложен коридор во льдах. А между тем, вода подо льдом продолжает сочиться, и во вмерзшей хате влажность будто в парилке. Вот только пар холодный…

Тем временем пострадавшие пытаются адаптироваться к новым условиям жизни. Например, сосед Валерия начал было вырубать изо льда своих «железных коней», но очень скоро бросил это бесперспективное занятие, и теперь его старенькие авто-мобили («Москвич» и Volkswagen Golf) стоят, похожие на неоконченные скульптурные композиции. Они стоят и ждут настоящей весны. Ждут, как и все другие обитатели поселка. Ничего не поделаешь – суровые реалии учат терпению и философскому взгляду на жизнь. А между тем, причина этих бедствий достаточно банальна – с тех пор как в середине 30-х жена всесоюзного старосты Калинина открыла здесь первую на Алтае гидроэлектростанцию, зимние наводнения на небольшой горной речке происходят практически постоянно. Жители уже привыкли, но в этом сезоне вода побила все рекорды. А ведь уже не раз чемальцы предлагали на зиму сбрасывать воду из водохранилища. Для ГЭС это все равно «мертвый сезон»…

P.S. После очередного наводнения в Европе или Америке нас обычно пугают появлением на вторичном авторынке так называемых «утопленников». Интересно, станут ли именовать «отмороженными» машины, вытаявшие из чемальского льда?

текст и фото: Владимир ГЕРДО

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 апрель 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты