Три года назад, еще после первой своей поездки на снегоходах по Карелии, я написал следующие строки: «Жаль, что мне опять не удалось побывать в Кижах. Но, может, оно и к лучшему – тем сильней будет желание вернуться и все-таки увидеть, как над сверкающей мириадами алмазных крошек снежной равниной, на фоне расцвеченных заходящим солнцем облаков, потаенным градом Китежем встанут купола Преображенской церкви…» С тех пор я побывал в Карелии много раз, но вот в Кижи так и не попал.
Часть I СПОРТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
Ежегодные карельские гонки на снегоходах в этом году, наконец, обрели имя собственное: OpenKarelia. Организуют эти международные соревнования наши давнишние друзья - «Северозападное Бюро Путешествий»... На этот раз Тимофей Рогожин был краток и, я бы даже сказал, категоричен: «Ты же у нас так и не добрался до Кижей? Ну вот, у тебя есть шанс. Один этап гонки будет именно в Кижах. А потом махнем на Валаам. Ты ведь там тоже не был?» И кто бы мог в такой ситуации устоять? Ну уж точно не я...
Немного недоработали
Площадь Кирова в Петрозаводске, место официального старта почти всех карельских приключений, встретила нас не по-зимнему теплым солнцем и шеренгой ярко окрашенных снегоходов. Честно говоря, я ожидал, что на третий год проведения соревнований участников будет больше. «Ну да... Недоработали...» - признался Тимофей и умчался по каким-то организаторским делам. Тем не менее состав участников получился достаточно представительным. Международный характер соревнованиям придавали четыре финских гонщика, среди которых был и многократный чемпион Финляндии по кроссу Вели-Пекка Халонен. Поволжье представляла делегация Ассоциации снегоходного спорта Самары во главе с ее президентом Олегом Докторовым. От Санкт-Петербурга заявился только один спортсмен, зато это был не кто-нибудь, а Сергей Кубанов («Куба»), организатор и победитель многих снегоходных соревнований в северной столице, а по совместительству - главный редактор журнала «Иномарка». Пять спортсменов представляли собственно Петрозаводск.
Трехдневная программа Open Karelia состояла из трех этапов. Первый день - спринт-кросс на специально построенной кольцевой трассе около аэродрома «Пески», второй - кольцевая гонка по льду Онежского озера в Кижах, и, наконец, третий день -кантри-кросс в Спасской Губе. Ну что, поехали?..
Финское доминирование
Трассу спринт-кросса вполне можно было назвать искусственной. Основным материалом при ее постройке послужило «вещество», в изобилии покрывающее территорию зимней Карелии. Я говорю о снеге, из которого и были отформованы валы, ограничивающие крутые профилированные повороты, и расположенные прямо перед зрителями трамплины. В этой дисциплине безоговорочно доминировали финские гонщики, из которых в основном и состояла стартовая ведомость зачета «Спорт». Побороться с именитыми финнами решился лишь Михаил Грецков из Самары: его снегоход не уступал по мощности спортивным аппаратам гостей. Но опыта молодому гонщику явно не хватило, и в самом ответственном заезде он «поймал» лыжей притаившийся под снегом камень и совершил раздельный (со снегоходом) полет. Но, похоже, случившееся огорчило его не слишком сильно. Оно и правильно - во-первых, проиграть таким сильным соперникам совсем не зазорно, а во-вторых, впереди были еще два этапа, а гости из Суоми, получив свои кубки (кстати, Вели-Пекка Халонен занял лишь третье место), засобирались домой. Что же касается поврежденной подвески снегохода, то мастера из «Северо-западного бюро» обещали к утру все починить.
В заездах «Свободного» класса правил бал питерец Сергей Кубанов. Его черно-желтый Ski-Doo с надписью «KUBA» на боковой панели совершал самые эффектные прыжки и писал самые точные виражи. Впрочем, результаты, показанные представлявшими Петрозаводск Андреем Сливой и Андреем Цмугуновым, оказались не намного хуже, и в результате они заняли вторую и третью ступени пьедестала почета.
Утерянный приют
Тем временем караван OpenKarelia начал готовиться к броску на Кижи. Добраться до них мне предстояло, сидя за рулем снегохода... Получив шлем и бахилы, я тут же развил бурную деятельность и выклянчил-таки у одного из инструкторов «Северо-западного бюро» запасные очки-маску, поскольку очень хорошо помнил, какая это гадость - вечно запотевающее забрало «казенного» шлема. Теперь я был полностью экипирован и готов занять место в седле новенького Polaris Widetrax, но Тимофей не был бы Тимофеем, если бы не «повесил» на меня общественную нагрузку в виде саней, забитых вещами.
Выехали уже в сумерках. К вечеру похолодало, поднялся ветер, но в целом дорога до Кижей особых сложностей не вызвала. Пару раз снегоход нырял в снежно-водяные ямы (полосы снега, напитанного выступившей из трещины во льду водой), но и только. Приключения начались, когда караван снегоходов прожужжал мимо чернеющей на фоне звездного неба громады Преображенской церкви, и настало время размещаться на ночлег. Дело в том, что больших гостиниц в Кижах нет. Туристы размещаются в частных домах-пансионах, расположенных на соседних островах. Оставив в одном таком доме гостей из Питера и Самары, я вместе с колонной организаторов гонки двинулся к месту запланированной ночевки. Через полчаса я понял, что что-то идет не по плану: на черных берегах островов, вдоль которых мы ехали, не мелькало ни единого огонька, а приемник GPS у меня на руке показывал, что мы уже выписали пару замысловатых петель. Несколько раз наши проводники из «Северо-западного бюро» останавливались и долго рассматривали экранчик навигатора, после чего колонна... разворачивалась в обратном направлении. Наконец, свернув со льда озера на какую-то узкую дорожку, мимо которой мы, похоже, уже проезжали раза три, наш небольшой караван подъехал к темным, без единого огонька, домам. И тут выяснилось, что нас никто не ждал, а избы стоят нетопленные. В общем, принять нас на ночлег они не могут. Пришлось возвращаться и искать пристанища в другом месте. Но в итоге все закончилось хорошо - нашелся и пансион, готовый нас принять, и банька, чтобы выхлестать из себя веником дневную усталость...
Остров игрищ
Наутро мы выдвинулись к месту проведения следующего этапа, то есть кольцевой гонки. Трасса была размечена на льду Онеги и располагалась прямо напротив главной жемчужины Кижей, двадца-тидвухглавой Преображенской церкви. Я остановил снегоход и пару минут стоял в безмолвии, буквально впитывая в себя красоту этого рукотворного чуда. Говорят, что построивший эту церковь мастер, закончив работу, бросил топор в воды озера и сказал: «Не было, нет и не будет такой!» Стрельчатые «бочки», похожие на кокошники русских красавиц из сказок, стройные барабаны и покрытые чешуей лемеха, отсвечивающего темным благородным серебром, луковицы куполов. На льду озера тем временем уже готовился стартовать второй акт молодецких забав под названием OpenKarelia. Кстати, само название «Кижи» в переводе с языка древних карелов означает не что иное, как «Остров игрищ».
Отъезд гостей из Финляндии заставил организаторов перетасовать колоду стартовых протоколов: наиболее опытные гонщики, в первую очередь Сергей Кубанов и Андрей Слива, перешли в спортивный класс, чтобы посостязаться с Михаилом Грец-ковым из Самары. В результате борьба получилась исключительно острой! Особенно эффектным стал парный заезд Кубано-ва и Грецкова. Более легкий и маневренный Ski-Doo Кубанова имел преимущество на виражах, зато на прямиках самарский спортсмен использовал всю мощь мотора Polaris. Как бы то ни было, опыт взял верх, и Сергей Кубанов завоевал уже второй на этих соревнованиях кубок. В состязаниях свободного класса очень успешно выступал Олег Докторов из Самары. Он и занял первое место
Обратный путь тоже не обошелся без приключений. Когда на горизонте уже были видны силуэты зданий Петрозаводска, сани, которые тащил снегоход Тимофея Рогожина, налетели лыжей на торос и опрокинулись, вывалив в снег и груз, и сидевшего на нем главного судью соревнований Константина Кушнира, известного трофиста и организатора «Лапландии-Трофи». Пришлось заниматься полевым ремонтом и выправлять погнутую лыжу.
С Ассоциацией все очень просто. В 2002 году мы решили так назвать группу снегоходчиков, 30-40 человек, которая увлекается этим видом то ли спорта, то ли туризма. Люди, конечно, приходили и уходили, но основной костяк остался неизменным. Придуманное четыре года назад название сейчас начинает нам помогать. Например, в ближайшее время должна состояться поездка на снегоходах на Северный полюс. Горючее, машины и экипажи будут сброшены с парашютами на определенном расстоянии от полюса, и остаток дистанции мы пройдем своим ходом. Естественно, такое мероприятие невозможно без серьезных спонсоров, а найти их и помогает Ассоциация. Что касается поездки на OpenKarelia, то прежде всего ставилась задача просто отдохнуть, насыщенно и интересно. Я уже бывал в Карелии и видел, как здесь встречают гостей, как организуют такого рода мероприятия Тимофей Рогожин и его люди. Мы серьезно обсуждали программу, и в итоге родился необычный маршрут: сначала три дня гонок, затем - трехсоткилометровый бросок на Валаам. Пробег получился серьезный, часть пути мы проделали ночью. Что касается планов на победу -конечно же, никто не приезжает на соревнования,чтобы проигрывать. В целом мы очень довольны результатами. У Михаила, например, это был первый старт в спортивном классе, и второе место для него - очень хороший результат. Жаль, что участников в этом классе было маловато. В любом случае, мы получили бесценный опыт.
Деревенский кросс
Последний этап OpenKarelia, кантри-кросс, проходил в окрестностях поселка Спасская Губа, что в 60 километрах от Петрозаводска. Протяженность трассы -40 километров. Часть дистанции, естественно, прошла по льду Му-нозера, но главной изюминой в этот раз был не озерный лед, позволяющий спортсменам выжимать из своих коней максимальную скорость, а участки, идущие по лесным просекам и каменистым грядам, с крутыми спусками и подъемами. На этот этап ждали еще одну команду гонщиков из Финляндии, но она так и не приехала, так что стартовая ведомость получилась достаточно короткой. Проследить за тем, как гонщики проходят всю трассу, было невозможно, и я попросил забросить меня в какое-нибудь интересное место. Такое место нашлось на окраине безвестной деревушки. Здесь гонщики, вырвавшись из леса (где им, естественно, приходилось серьезно снижать скорость), выскакивали на лед озера, а затем пересекали небольшой мыс, где их поджидали пара эффектных трамплинов и я с фотоаппаратом. Лучшим в спортивном классе снова оказался Сергей Кубанов. Впрочем, Михаил Грец-ков уступил ему лишь одну секунду. И это на дистанции в 40 километров! В свободном классе удача наконец-то улыбнулась райдерам из Петрозаводска: здесь первым стал Андрей Цмугунов на Yamaha VK Professional. Итак, последний этап OpenKarelia был завершен.
Да, парни из Питера, вас реально не хватало... Просто покатушки или погонялки дома не идут в сравнение с этим мероприятием. Природа - раз, люди - два, тусовка - три, организация - четыре и, наконец, еще раз природа... Самарцы - «перцы» еще те! Суперпарни! У меня с Мишкой разница в «кантри» на 40 км - 1 секунда. Чисто повезло... Надеюсь, в следующем году питерцы поедут хорошим составом. И как мы там без вас? Давай, Москва! И огромное спасибо организаторам OpenKarelia-Тимофею и всей его команде, особенно прекрасной ее половине.
Часть II ЗЕМЛЯ СВЕТА
Направление главного удара
Как оказалось, гости из Самары гнали фуру со снегоходами за две тысячи километров не только для того, чтобы попрыгать на трамплинах и пошвыряться снежной пылью на онежском льду. В их планы входило посещение одного из самых удивительных мест Карелии - острова Валаам. Если оседлать снегоход в окрестностях Петрозаводска и рвануть на северо-запад (350 километров по бездорожью), то уже ставший традиционным туристический маршрут превращается в Настоящее Приключение! Но, увы, эта часть путешествия прошла без моего участия, и в Сортавалу я приехал на «буханке», то есть УАЗе сопровождения.
Должен сказать, что я вполне сознательно не обращался к Рогожину с просьбой «возьмите нас с собой, туристы». Каким бы интересным ни обещал быть этот маршрут, я отчетливо понимал, что для группы опытных спорт-сменов-снегоходчиков такой «че-чако», как я, может быть только обузой. Так что мне оставалось одно - смиренно расположившись в салоне ульяновского «автобуса» вместе с запасом горючего и личными вещами путешественников, ждать прибытия в Сортавалу.
На турбазу «Дача Винтера» под Сортавалой мы приехали уже в кромешной темноте. По дороге «заправщик» дважды встречался в условленных местах с основной группой и под завязку заливал баки истомившихся от жажды лыжно-гусеничных коней высокооктановым бензином. На турбазе мы перегрузили сумки в сани, завели два снегохода и тронулись в путь. Честь тащить сани вновь выпала мне. Поездка получилась короткая, но запоминающаяся. Поднявшийся ветер гнал по ладожскому льду облака снежной пыли, которые мешались со шлейфом выхлопных газов от идущего впереди снегохода. Свет фар пробивал в этом мареве желтый конус, а за его пределами абсолютно ничего не было видно. Единственным ориентиром для меня служило красное пятнышко габаритного огня лидирующей машины. Мир как будто исчез, растворившись в этом белом киселе... Но прошло минут сорок, и впереди забрезжили огни Валаамского монастыря. Мы уже успели разместиться в кельях Игуменской гостиницы и попить чаю, когда под сводами главной арки внешнего каре загудели моторы основной группы. Времени было четыре часа утра, и в монастырский двор как раз вышел монах, колотушкой возвестивший, что братии пора вставать и приступать к утренним молитвам.
Самою дикостию своею
Весь следующий день я провел «в седле». Валаам -действительно потрясающее место! Вот как описывал его святитель Игнатий Брянчанинов в 1846 году: «Подъезжаете к нему - вас встречает совершенно новая природа, какой не случилось видеть путешествовавшему лишь по России: природа дикая, угрюмая, привлекающая взоры самою дикостию своею, из которой проглядывают вдохновенные, строгие красоты. Вы видите отвесные, высокие, нагие скалы, гордо выходящие из бездны: они стоят, как исполины, на передовой страже. Вы видите крутизны, покрытые лесом, дружелюбно склоняющиеся к озеру... Вы входите с северной стороны в губу, далеко вдавшуюся во внутренность острова; плывете по этой губе: с правой стороны - дремучий лес на каменных, громадных уступах, выходящих отвесно и навесно из темных вод. Этот лес и эти камни отражаются густою тенью в водах губы, отчего тут воды особенно мрачны и ландшафт принимает самый грозный вид. Губа постепенно расширяется и, наконец, образует овал значительного размера. Вы отторгаете взоры от этой картины необыкновенной, наводящей на душу невольный ужас, но ужас приятный, с которым не хочется расстаться; обращаетесь к противоположной стороне: пред вами - обширный монастырь на высокой, длинной, гранитной скале, как легкое бремя на плечах гиганта».
Благочестивая сказка
«Темных вод» мы, конечно, не видели, но вот потрясающей красоты скалы, покрытые причудливыми ледяными наростами, венчающие их сосны и идеально вписавшиеся в пейзаж здания скитов - все это произвело огромное впечатление. Древняя история Валаама полна загадок и легенд. Этот остров в северо-западной части моря Нево (так когда-то называлась Ладога) был гигантским языческим жертвенником. Первый из учеников Христовых, Святой Апостол Андрей Первозванный, просвещая скифские и славянские земли, еще в I веке нашей эры прошел водным путем из Новгорода на Валаам, разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест. Впрочем, уже в XVIII столетии историки считали это «благочестивой сказкой». Дело Андрея Первозванного продолжили в X веке преподобные Сергий и Герман Валаамские, пришедшие «из восточных стран» (видимо, из Греции) и основавшие на острове обитель во имя Преображения Господня. Но сведения о них легендарны, жития не сохранились, да и перенеслись они на остров, согласно преданию, волшебным образом, на отколовшейся от берега каменной плите. С древнейшей историей Валаама связано множество слухов: упоминаются мегалитические стены, капище Белеса, рунический камень, кельтские кресты на скалах и много всего прочего. Одна из версий возникновения названия острова как раз и связывает его с языческим богом Ваалом (Белесом, Волосом). Но жившие здесь древние карелы веровали совсем в других богов, так что более вероятно, что название можно перевести с финского как «высокая земля», «земля клятвы» или «земля света»...
Пушки острова Валаам
Валаам слывет и «местом силы», поэтому привлекает к себе не только туристов и паломников, но и оккультистов самого разного пошиба. Мифологизация истории острова связана с тем, что он всегда был заставой на границе славян-ско-православного и скандинавско-лютеранского миров; и судьба его была переменчива. Валаам отходил то к шведам, то к русским, то к финнам, и на каждом таком крутом повороте истории горели и терялись монастырские архивы. Во время Второй мировой войны финны поставили на Валааме батарею морских орудий, державших под обстрелом все подходы к острову. Орудийные казематы, бронеколпаки, пулеметные гнезда и массивная наблюдательная вышка из монолитного бетона, поставленная на острове Оборонном, поражают своей основательностью до сих пор. Слава Богу, что остров не пришлось брать штурмом...
«Угрюмый край, туманный край»
Архитектурный комплекс Валаамского ставропигиального монастыря, включающий в себя Спа-со-Преображенский собор, внутреннее и внешнее каре монастырских служб, надврат-ную церковь Петра и Павла, Никольскую, Всехсвятскую, Воскресенскую скитские церкви и множество других церквей и часовен, вне всякого сомнения, является одним из величайших культурных памятников России. И все-таки главное на Валааме - это сам Валаам. О нем писали Н.С. Лесков, Б.К. Зайцев, И.С. Шмелев, Н.А. Клюев, его запечатлели на своих полотнах И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, Н.К. Рерих. Образ Валаама нашел свое отражение в Первой симфонии (клавир симфонии называется «Угрюмый край, туманный край») Петра Ильича Чайковского, посетившего остров вместе со своим другом, поэтом Алексеем Апухтиным. Остров стал источником вдохновения для А.К. Глазунова, М.А. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова, здесь бывали Д.И. Менделеев, И.И. Левитан, А.Н. Толстой, И.И. Бродский, М. Шагинян, Ф.И.Тютчев, А. Дюма. Валаам на многие годы сформировал мировоззрение многих поколений русской творческой интеллигенции,и не будь его, мир не увидел бы изумительных картин, не услышал бы прекрасных мелодий, не прочитал бы потрясающих, вдохновенных стихотворных строк и великолепной чеканной прозы.
Гнев на милость...
О чем я не очень хочу говорить, так это о роли, которую на Валааме играет Русская православная церковь. С одной стороны, это очень хорошо, что восстанавливаются порушенные и разоренные скиты и церкви. А с другой... Достаточно взглянуть на упитанных батюшек, деловито забирающихся за руль свеженьких Nissan Terrano и УАЗ «Симбир» с надписью «Русской православной церкви от корпорации "Северсталь"»... А чего стоит отпечатанное на принтере объявление «Пожертвования менее 100 рублей не принимаются»?! Как-то слабо все это сочетается с образом «Нового Афона» и главного средоточия русской духовности.
Несмотря ни на что, Валаам «зацепил» и меня. Он не хотел меня отпускать: швырялся в лицо снежными зарядами, прятал колею в белой мгле, а под занавес расколол лед на Ладоге. Только когда я мысленно пообещал, что обязательно вернусь в этот край обледеневших скал, засыпанных снегом сосен и горящих на солнце куполов, Валаам сменил гнев на милость. А, как известно, обещания надо выполнять.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала «Северо-Западное Бюро Путешествий» (г. Петрозаводск), тел. (8142) 76-47-18
текст: Андрей СУДЬБИН
фото: Игорь ГЕОРГИЕВСКИЙ
Андрей СУДЬБИН
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.