В мае стартует Чемпионат России по трофи-рейдам. Чемпионатные гонки, вне всяких сомнений, являются центральными событиями в российском трофийном календаре. Однако, когда начинаешь задавать вопросы участникам внедорожного движения, можно услышать совершенно разные мнения. Одни считают Чемпионат наиболее качественно организованной серией соревнований с предельно разумной сложностью трасс и справедливым судейством, а участие в нем – возможностью сразиться с офф-роуд элитой. Вторые воротят от Чемпионата нос и обзывают «закрытым клубом миллионеров». Третьи и вовсе мечтательно рассказывают, как бы они «всех там порвали», если у них была бы возможность построить подходящую машину... Так что же получается? Возможно, Чемпионат настолько велик, что с разных точек зрения он выглядит совершенно по-разному (как в притче о трех слепцах, которым дали пощупать слона, а затем попросили его описать). С другой стороны, в Чемпионате не могут участвовать все сразу, и он является очень серьезным испытанием для спортсменов, механиков и… спонсоров. Высокие требования диктует суровая реальность, и если какое-то из звеньев им не отвечает, то экипаж выпадает из гонки. Кстати, если у какого-то организатора что-то не получается – его этап уходит из календаря Чемпионата.
И вот еще характерный момент – одно из традиционных претензий в адрес ЧР звучит следующим образом: «В его рамках нет зачета серийных автомобилей ТР1», причем в качестве примера для подражания приводятся ралли-рейды, где класс Production пользуется неизменной популярностью. Но это сравнение «от лукавого». Если в ралли-рейде на старенькой «Ниве» можно пройти любой участок (пусть и на значительно меньшей скорости, чем лидеры), то в трофи-рейде высшего уровня сложности отдельные участки трассы абсолютно (!) непроходимы для слабо подготовленной машины.
Но вернемся к Чемпионату России 2006 года. Об особенностях грядущего сезона мы побеседовали с многократным чемпионом России по трофи-рейдам и одновременно устроителем первого этапа ЧР – «Кировские болота» – Борисом ГАДАСИНЫМ.
ORD: Что ждать от Чемпионата этого года и чем он будет отличаться от предыдущего?
Б.Г.: Я думаю, что, как и в предыдущие годы, Чемпионат России подарит нам напряженную спортивную борьбу как в личном, так и в командном зачете. Надеюсь, что интрига этого года будет столь же яркой. Напомню, что в 2005 году перед последним этапом на первое место в абсолютном зачете претендовали пять экипажей! Редкая автоспортивная дисциплина может похвастаться такой упорной борьбой. Мне кажется, что это свидетельствует о высоком спортивном профессионализме участников и сбалансированных правилах. Если говорить о правилах, то они остались без изменений, а изменения в технических требованиях, по моему мнению, позволяют корректнее определить, кто же в России сильнейший трофист (даже ярые оппоненты согласны, что в ЧР участвуют сильнейшие экипажи на совершенной технике).
ORD: Что представляют собой основные этапы Чемпионата в этом году? Как, например, будут выглядеть «Кировские болота»?
Б.Г.: В 2006 году Чемпионат России по трофи-рейдам состоит из пяти этапов. Будут представлены как соревнования, проходящие в ранге Чемпионата уже не первый год, так и новые этапы. Появились этапы в Липецке и Нижнем Новгороде. Эти два региона уже сформировались как «очаги» развития трофи. Конечно, традиционные регионы, такие как Санкт-Петербург, Москва и Тверь, тоже сохранили за собой этапы. Таким образом, Чемпионат этого года более рационально распределен по территории страны. Думаю, что после возвращения уральского этапа (в этом году организаторы взяли тайм-аут) география ЧР станет наиболее корректна по отношению к «распределению трофистов». Что же касается «Кировских болот», то на моем этапе традиционно будут и линейные СУ, и ориентирование. Из новинок: в этом году одновременно с этапом Чемпионата пройдет Кубок России, Трофей и этап серии «Пехотинец».
ORD: Что дает участие в Чемпионате России и чем оно отличается от участия в любых других внедорожных соревнованиях?
Б.Г.: Что дает участие в Чемпионате? А что дает участие в Чемпионате мира или страны в любой другой автоспортивной дисциплине? Это абсолютно идентичные вопросы. Можно просто кататься на стандартной машине по асфальтовому кольцу с друзьями, но «кольцевики», между тем, мечтают о «Формуле-1»… Думаю, дело тут прежде всего в возможности сразиться с сильнейшими экипажами страны на наиболее совершенной технике и сверхсложных спортивных трассах. Ведь каждый спортсмен (а речь у нас идет именно о спорте) хочет понять, может ли он стать ПЕРВЫМ, причем все понимают, что ЧР – это наиболее дорогая, физически тяжелая и сопряженная с большими затратами времени серия.
В итоге сюда приходят максимально мотивированные экипажи.
ORD: Появляются ли новые участники в Чемпионате? Что необходимо для этого?
Б.Г.: Конечно! В этом году приходят две новые команды и минимум восемь новых участников.
Я говорю именно о людях, которые никогда не участвовали в Чемпионате, но имеют возможности и мотивацию подготовить сильные машины и создать команды, способные конкурировать на равных со «старожилами». Людям, которые задумываются об участии в ЧР, хочется пожелать спокойно и взвешенно подойти к осуществлению своей мечты, так как многие участники покинули соревнования, не рассчитав свои силы – кто-то финансовые, кто-то временные, а кому-то этот спорт показался слишком жестким. Если же решение попробовать себя в сильнейшей серии страны непоколебимо, тогда смело идите к цели.
ORD: Какова будет эволюция трасс и автомобилей на будущем сезоне Чемпионате России?
Б.Г.: В этом вопросе все предсказуемо и закономерно. Спорт развивается, и с каждым годом машины в Чемпионате становятся совершеннее и приспособленнее к преодолению любого бездорожья. Растет и мастерство экипажей. Соответственно, организаторы этапов готовят все более сложные трассы. Хрестоматийный пример: на «Тосненских болотах» в 2003 году часть одного СУ проходила по болоту. На преодоление двухсот метров сильнейшие гонщики страны тратили тогда 4–8 часов, а в 2005-м по этому же болоту спортсмены прошли восемь километров за 3 часа!
ORD: Ездят ли наши спортсмены за рубеж, и насколько полезен этот опыт?
Б.Г.: К сожалению, российские спортсмены – пока что не слишком частые гости на зарубежных внедорожных мероприятиях. Хотя справедливости ради нужно отметить, что и настоящих трофийных спортивных гонок за рубежом проводится крайне мало. Как вид спорта трофи наиболее развито именно в России. Но, тем не менее, я считаю, что выезд наших сильнейших спортсменов за рубеж дает толчок развитию спорта в других странах. Кстати, в данный момент наша дисциплина регистрируется в FIA и скоро пойдет речь о Кубке Европы, поэтому, чем больше стран будет участвовать в движении, тем интереснее будут грядущие серии.
Беседовал Андрей ХОРЬКОВ
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.