Школа ледовых танцев

Наш корреспондент побывал на выездных (карельских) занятиях школы Audi Quattro

Разъяренным шершнем гудит мотор, но его звук заглушает шум вгрызающихся в обледеневшую дорогу покрышек. Стволы елей, летящие навстречу в свете ксеноновых фар, кажутся пугающе близкими. Скольжение, еще скольжение, трамплин – прыжок. И тут я вижу, что дорога уходит круто влево. Все, приехали! Но автомобиль магическим образом поворачивается прямо в воздухе и, вцепившись в дорогу всеми четырьмя колесами, продолжает свой стремительный полет. Краем глаза я вижу сосредоточенное, но абсолютно спокойное лицо пилота – заслуженного мастера спорта Евгения Васина. Да, похоже, мне уже не суждено научиться так управлять автомобилем. Впрочем, после этого эпизода мое желание пройти курс в какой-нибудь школе водительского мастерства стало только сильнее...

До туристического комплекса «Дача Винтера», расположенного в нескольких километрах от городка Сортавала (когда-то это был исконно русский город Сердоболь), мы добрались к обеду. Я знал, что обучающаяся группа приехала, а вернее, при-летела (группы доставляются вертолетом) на турбазу еще вчера. Первый день курсантов развлекают и дают проникнуться местным колоритом: днем – сафари на квадроциклах, а вечером – песни, пляски и народные игры в исполнении фольклорного ансамбля.

Эфирные игры на свежем воздухе…

Когда я спустился на берег озера, там уже вовсю кипел учебный процесс. Сама учебная площадка представляла собой расчищенную от снега полосу озерного льда, метров 500 в длину и метров 70 в ширину. Эти размеры вполне позволяют при помощи конусов смоделировать практически любую конфигурацию дорожного полотна. Вот и сейчас семь ярко-красных Audi A4 Quattro 2.0 Turbo FSI исполняли в этом ледовом зале танец с неизвестным мне названием. Что же они сейчас отрабатывают? «Змейку»? Похоже. Влево, вправо, влево, вправо… Разворот, и по параллельной дорожке на исходную. Даже не верится, что под колесами лед, настолько ловко лавируют машины между оранжевыми конусами. В каждой машине – один ученик. А где же инструктора? Вот они, стоят с рациями вдоль края площадки. В эфире слышны голоса нескольких инструкторов, но чаще всего можно слышать комментарии шефинструктора школы Евгения Васина. Никогда бы не подумал, что можно по радио корректировать действия водителя, управляющего скользящей по льду машиной…

От простого – к сложному

Методика обучения продумана очень точно. Ведь для большинства водителей занос – это чрезвычайная ситуация, означающая потерю контроля над машиной. И даже если человек знает теорию (повернуть руль в сторону заноса, аккуратно работать газом и т.д.), он все равно сделает все неправильно – или руль крутанет слишком резко и на слишком большой угол, или необоснованно сильно сбросит газ. Здесь можно привести такую аналогию: в программу подготовки пилотов обязательно входит «штопор», хотя фигуры с таким названием вы не найдете ни в одном спортивном пилотажном комплексе. Штопор – это чрезвычайная ситуация, но для того чтобы в него не попадать (а если попал, то успешно выходить), нужно уметь эту ситуацию сознательно создавать. С заносом та же история. А еще скольжение и управляемый занос – один из эффективных способов прохождения поворотов в условиях недостаточного сцепления колес с дорогой. Но чтобы овладеть этой наукой, нужно последовательно идти от простого к сложному.

Как в музыке все начинается с «постановки рук», так и в шко-ле водительского мастерства все начинается с правильной посадки, хвата руля и отработки скоростного руления. Но группе, за занятиями которой я наблюдал, не пришлось тратить время на эти азы (для шести ее слушателей это уже не первый цикл занятий в школе Audi).

Дальше перевод машины в скольжение и движение в этом режиме по большой дуге, затем по кругу. Затем два круга соединяются в восьмерку. Затем – чередование правых и левых поворотов, соединенных дугами разной длины. И во всех этих упражнениях основополагающим понятием является «встреча заноса». Смысл его заключается в том, что в момент, когда скользящий автомобиль оказывается направлен на траекторию выхода, его передние колеса уже должны смотреть не в сторону поворота, а прямо или в противоположную от поворота сторону! И только освоив всю эту премудрость, курсанты переходят с «условной» дороги (вылет с которой грозит лишь сбитыми конусами) на реальную ледовую трассу.

Двойной тулуп

Но перед этим курсантам пред-стоит научиться выполнять еще один эффектный элемент – вращение на 360 градусов. Выполняется он следующим образом: водитель должен «раскачать» машину двумя короткими контрзаносами, а во время очередного заноса колеса доворачиваются в его сторону и резко добавляется газ. При этом автомобиль начинает вращаться, вздымая тучу снежно-ледовой крошки. Но это еще полдела: во-первых, во время вращения нужно остаться в пределах ограниченной конусами полосы, а во-вторых, требуется вовремя выкрутить колеса в противоположную сторону, газом остановить вращение, вернуть колеса в «ноль» и продолжить движение в исходном направлении! Получалось это не у всех и не сразу, но за полчаса тренировок каждый из шести курсантов сумел влететь на скорости в коридор, сорвать машину во вращение и вырваться из снежной тучи с противоположной стороны коридора. Не скрою, что у меня буквально чесались руки – а смогу ли я повторить что-то подобное? Конечно, я не предполагал, что мне позволят занять место в машине во время занятий. Во-первых, каждая их драйв-минута оплачена клиентами, а во-вторых, не стоит пробовать решать дифференциальные уравнения, не разобравшись с началами алгебры. Но ведь есть обеденный перерыв… И что вы думаете – вскоре и машина, и площадка оказались в полном моем распоряжении!


Дмитрий ЦЫБИН
Директор школы Qattro

ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЗАДУМКИ ЕСТЬ

Школа существует с февраля 2001 года и является подразделением «Audi – Россия». Основной нашей функцией является демонстрация возможностей автомобилей Audi и обучение искусству вождения, то есть умению скользить, бороться с заносами, выходить из критических ситуаций. Сюда мы впервые приехали осенью 2004 года. Карелия – это природа, красота, и, что немаловажно, развитая инфраструктура и огромные возможности для катания. Здесь у нас есть площадки на озере и на аэродроме, которые по уровню превосходят все известные площадки в Москве и ее окрестностях. Зимой 2005 года мы провели здесь весь февраль, а в этом году расширили сезон до трех месяцев. Программа 2006 года – это уже серьезный продукт. В этом году обучение здесь пройдут 250 человек. Что касается перспектив развития, то на следующий год сезон будет увеличен: спрос явно будет превосходить предложение. Другие перспективы связаны с появлением в гамме Audi модели Q7. Это совсем другая машина, и она потребует совершенно новых программ и подходов. Определенные задумки у нас уже есть.


Практическая работа с воображением

Сажусь в красный «универсал» и привычно подгоняю под себя сиденье. Полукилометровая по-лоса девственно чиста, и мне приходится просто вообразить некие трассообразующие конуса. Ну что, попробовать«змейку»? Срыв в занос, руль, газ, руль, газ, руль вправо… Оопс, четвертый воображаемый конус воображаемо задавлен. Но какая машина – скрипка, а не машина! Чувствительный газ, чувствительный тормоз, острый руль… Если ты все сделал точно – A4 Quattro отвечает тебе полным взаимопониманием. Не попробовать ли вращение на 360 градусов? Разгон, сброс газа, занос, контрзанос, доворот руля, газу! Лобовое стекло заволакивает белая пелена. Три четверти круга, пора выводить! Сброс газа, как могу быстро кручу рулем, газ! Получилось! Получилось! Теперь можно посмотреть, как выглядит трасса, на которую группа выйдет после обеда. Поворот, еще один… Так, лучше я сниму ногу с педали газа, потому что одно дело – резвиться на пустой площадке, и совсем другое – улететь в совершенно реальный снежный бруствер. Хорошая трасса, практически ни одного «прямика». А эта 180-градусная шпилька – и вовсе «генератор адреналина»...


Евгений ВАСИН
Шеф-инструктор школы водительского мастерства Qattro, заслуженный мастер спорта, обладатель Кубка Европы, победитель Ралли Монте-Карло и серебряный призер Чемпионата Мира по ралли

МЫ БУДЕМ ДВИГАТЬСЯ В РЕГИОНЫ

Так получилось, что два года назад директор школы Дмитрий Цыбин пригласил меня возглавить учебный процесс в качестве шеф-инструктора. Я закончил кафедру автомотоспорта Эрнеста Сергеевича Цыганкова, и многие его методики стали тем фундаментом, на котором была построена система обучения. Вот эти спортивные методики и были перенесены на прикладное обучение: приемы, которые вы видели на площадке, широко используются при подготовке спортсменов. Был набран новый состав инструкторов. 70% из них имеют педагогическое образование, многие из них – бывшие спортсмены или настоящие спортсмены-раллисты. Были разработаны и опробованы обучающие программы, и они каждый год претерпевают много изменений, позволяя постоянно двигаться вперед. У нас есть три основные программы. Во-первых, программа «Начальные навыки»: в течение 10 дней мы учим парковаться, делать «змейки» задним и передним ходом; затем учащиеся приобретают навыки перестроений, обгонов – словом, адаптируются к реальному вождению. В ходе программы «Постановка техники» человек учится правильно сидеть, правильно рулить, правильно выбирать траекторию. Наконец, третья – программа контраварийной подготовки. Здесь мы вносим в программу такие элементы, как разворот на 360 градусов, управляемый занос, скольжение, смена скольжения. Человек должен понимать анатомию возникновения заноса, чтобы он не боялся и не бросал руль, а старался выходить победителем из этой ситуации. Конечно, Шумахера мы за это время не сделаем, но уверяю, что клиент действительно получит навыки, которые сможет потом использовать, а планка индивидуального водительского мастерства, которая есть у каждого человека, серьезно поднимается уже после первого часа занятий. Наша программа построена по принципу «от простого – к сложному». Каждое последующее упражнение – это еще одна струйка воды на ту же мельницу. Много упражнений подводящих, развивающих те или иные определенные качества, а в конце – одно ключевое упражнение, в котором в виде целостного блока соединены 4–5 подводящих упражнений. Сейчас мы будем двигаться в регионы. В Москве, к сожалению, все пригодные для обучения площадки застраиваются с огромной скоростью, я думаю, что через год и Ходынка умрет.


Правильный импульс

Вечером состоялись демонстрационные заезды. На единствен-ный автомобиль, оснащенный «ковшами» с пятиточечными ремнями, перекинули комплект спортивной шипованной резины, и все было готово. Инструктора перекрыли въезды, ведущие на дорожку, соединяющую Сортавальскую трассу с турбазой. Должен сказать, что свое внимание на нее я уже обратил: сплошные крутые повороты и горки, как и должна выглядеть зимняя карельская дорога. Курсантов одного за другим облачают в шлемы с переговорным устройством, место за рулем занимает одетый по полной форме Евгений Васин, и Audi отправляется на исходную позицию. Через минуту мимо нас в снежном вихре проносится красный болид. При такой скорости ты ждешь яростного рева двигателя. Если бы это была боевая раллийная машина с прямоточной системой выпуска, наверное, так бы оно все и было. Но перед нами – абсолютно стандартный автомобиль, поэтому шум вгрызающихся в лед шипов оказывается громче, чем звук мотора.

Наконец настала и моя очередь «кататься». Вам никогда не доводилось находиться внутри едущей в «боевом» режиме машины, которую пилотирует один из лучших раллистов Европы? Уверяю, ощущения относятся к разряду «острых». Особенно меня поразил момент, когда взлетевшая на трамплине машина уже в воздухе (!) довернула в направлении поворота. На вопрос, как делается такой фокус, Евгений ответил, что в последний момент перед отрывом нужно придать задней оси боковой импульс, который и заправит автомобиль в поворот уже в воздухе. Нет, вы поняли: просто придать импульс!

Завершает курс настоящая гонка по кольцевой трассе: сначала квалификационные заезды на время, потом – парная гонка преследования (две машины стартуют одновременно с разницей в полкруга). Ну а после финиша – пьедестал, ритуальная бутылка шампанского и гул турбин вертолета, прилетевшего в Сортавалу с очередной группой…

Оно у меня есть!

Так стоит или нет записываться на курсы водительского мастерства Qattro? Удовольствие это, прямо скажем, не дешевое. Четыре дня танцев на ладожском льду обойдутся вам в… 2500 евро! Но если подобные траты для вас не представляются чем-то чрезвычайным – поезжайте, не пожалеете! Я, например, в лепешку разобьюсь, но обязательно пройду такое обучение, если не в этой школе, так в какой-нибудь другой. Причина такого энтузиазма понятна – посмотрев, чему научились курсанты школы всего за три дня, я понял, что… ничего не умею. Но могу научиться, было бы желание. А оно у меня есть...


Глеб САВЕЛЬЕВ
Директор «Ауди-Центра Челябинск» (компания ТТМ)

ПОЧУВСТВОВАТЬ НОВЫЕ ГРАНИ

Я прохожу курс по управлению Audi уже в третий раз. Водительский стаж у меня большой, но мне это просто интересно: почувствовать новые грани автомобиля, почувствовать все другие его возможности. Оказывается, можно ездить совсем по-другому и, что бы ты о себе ни думал как о водителе, всегда есть чему учиться. Появляется ощущение, что твоя личная водительская планка поднялась на новый уровень. Перерыв в занятиях у меня был год, и мне понадобилось около часа, чтобы вспомнить то, чему научился в прошлый раз. А дальше было проще, и за час занятий мне удавалось добиться того, что в прошлый раз заняло все три дня. Кстати, после этих занятий появляется проблема с подбором водителя на служебную машину – его умения начинаешь оценивать совсем по-другому. Что касается Карелии, то здесь я чувствую себя как дома. Природные условия у нас на Южном Урале практически такие же, и пейзажи похожи. Оценивая то, как нас тут принимали, могу сказать, что ребята отработали на 110 процентов, сделали все, что можно.


текст: Андрей СУДЬБИН
фото: Игорь ГЕОРГИЕВСКИЙ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 апрель 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты