Что такое «Солены Уши»? Те из вас, кто помнит наш прошлогодний рассказ об этой гонке, наверняка ждут множество головоломных заданий с культурной навигацией, посещением исторических памятников и увлекательной легендой, то и дело уводящей от наезженных дорог. Сами же участники выдвигают два взаимоисключающих требования: гонка должна быть по-спортивному сложной, а бездорожье – достаточно легким, чтобы пройти везде можно было на не особо подготовленной машине…
Открывал «Солены Уши» торжественный старт с площади перед Театром оперы и балета им. П.И. Чайковского в самом центре Перми. После традиционной «засолки ушей» капитанов экипажей (на этот раз их было тринадцать) участники выстроились в колонну и отправились прочь из города, к основному району проведения соревнований. За три дня им предстояло пройти три спецучастка в форме ориентирования в Ильинском районе Пермского края. И хотя машин набралось не слишком много, народу участвовало прилично. Дело в том, что по регламенту в экипаже может быть столько человек, сколько в автомобиле посадочных мест. А поскольку лишь самые фанатичные любители офф-роуда рискнули отправиться в путь на трофийных прототипах, большинство экипажей насчитывало три-четыре участника.
На этом описание формата спортивной составляющей ежегодного трофи-приключения можно и закончить. Осталось добавить, что проходило оно с 12 по 14 декабря 2008 года и охватило множество городков, поселков и деревушек. Тысяч километров, летящих из-под колес, как в прошлые годы, не получилось: район проведения для «Соленых Ушей» оказался весьма компактным. Но старина и бездорожье даже сотни километров превращали в дороги длинные…
«Ровно четыре с половиной века назад Иоанн Грозный пожаловал Григорию Строганову земли Перми Великой. С той поры и началось освоение Новых Земель: поначалу северных, усольских, а потом и земель в междуречье Камы и Обвы, – так начиналась «легенда» гонки. – Все годы Строгановы набирали к себе в дружину людей смелых, крепких и выносливых. И вот снова дружина стоит рядом, и кони роют землю копытами. Но только сильнейших любит состязание, только сильнейшим пожалуют щедрую награду из строгановской казны. Только не убоявшийся тягот дороги и самый выносливый будет первым и сравнится в смелости с главным покорителем Новых Земель – Ермаком».
Традиционно сбежавшая точка
Между тем участники один за другим сворачивали с широкой дороги и брали первые точки. Путь их пролегал через леса, пашни и реки, через деревни большие и малые, куда приводили их разбитые кислые дороги. Заехали по пути и в архитектурно-этнографический музей под открытым небом «Хохловка». И где бы ни оказались «дружинники», нетнет да и попадется какое-нибудь задание. То на дерево лезть, чтобы узнать «далеко ли другие охотники за строгановской казной», то на стол в лесу накрывать к обеду надо. Были, конечно, и точки, куда добраться не просто оказывалось. Не обошлось и без курьеза. Уже давно так сложилось, что «Солены Уши» невозможно себе представить без точки, в координаты которой закралась опечатка. Уже и участники не сильно переживают: если точка оказалась в каком-нибудь совсем уж невероятном месте – звони организаторам!.. Зато вечером, когда участники финишировали и теперь оживленно делились первыми впечатлениями, рассказ получался веселым.
Непроезжими дорогами
Второй день гонки начался с еще одного торжественного старта: для жителей гостеприимного Ильинского, ставшего на время соревнований базой и штабом. Хоть утро и выдалось холодным да мглистым, посмотреть на гонщиков и их причудливые машины собрались от мала до велика чуть ли не все жители районного центра, и настроение участников было приподнятым. Несмотря на вчерашние поломки, изза которых дальнейшее участие экипажа Андрея Аликина, Алексея Наугольных и Александра Потаногова было под вопросом, все тринадцать штурманов «легенды» получили.
«Сегодня состязание наше продолжится. Строгановская награда ждет сильнейшего и острейшего взглядом. От продуваемой всеми ветрами пристани и свинцовых вод Обвы покорителям Новых Земель предстоит отправиться в те края, где леса мрачны и суровы. Там и челн с золотом Ермака, и пушки колчаковские; там бурелом с колеями, а дикий зверь безбоязненно выходит на дорогу. И сильнейший пройдет напрямик, а расчетливый постарается найти объезд».
Найти здесь надо было гораздо меньше точек, нежели на первом спецучастке, но сложность их возросла многократно. Чего стоил один только куст семии восьмичасовых КП! Поначалу колея, что начиналась за мостом через реку Чермоз, где, по преданию, отступавшее войско Колчака затопило свои пушки, казалась довольно безобидной. Но не успели еще закончиться дома по бокам деревенской улочки, как дорога перешла в состояние взрытого замороженного (на второй день заметно похолодало, и температура продолжала стремительно падать) месива. С тяготами бездорожья участники справлялись по-разному. Одни прорывались по замерзшей колее напрямую, другие искали объезд, третьи, объективно оценив уровень сложности и подготовки собственного автомобиля, предпочитали и вовсе повернуть назад. Тем более что позже выяснилось: заехать туда с другого конца так же непросто. Поэтому имело смысл уделить основное внимание заданиям «культурной навигации» и, возможно, отыграть хоть сколько-то времени за счет скорости. Правда, если оставшимся в лесу соперникам бездорожье покорится, то скорость не поможет... Но раз уж нас в этой гонке гораздо больше интересует именно культурно-историческая составляющая, то отправимся-ка мы искать здешние храмы, церквушки и прочие памятные места.
Просвещение – в массы!
А в этот день их попадалось «дружинникам» немало, правда, заглядывать требовалось далеко не во все. Оно и понятно: это уже после финиша остаются истории, яркие эпизоды и фотографии достопримечательностей, а во время гонки не до того. Добрались, нашли, сделали контрольное фото экипажа у объекта – и умчались дальше, искать следующий. Потому в этот раз организаторы больше внимания уделили офф-роуду. Но, знаете, лично мое мнение: гонка-экспедиция от этого все же не выиграла, подрастеряли «Солены Уши» свою атмосферу. Впрочем, хватит о грустном – дух приключения неистребим!
Пожалуй, одна из самых красивых церквей находилась в самой дальней точке сегодняшнего маршрута – городе Чермозе. Ее главная особенность – часы у входа: одни показывают время, а другие – месяц и день. Сегодня, несмотря на реставрационные работы, церковь Рождества Богородицы открыта для прихожан, а в советские годы ее приспособили под местный дворец культуры – тогда и появились колонны, причем сбоку. Само же здание, хоть и переделанное, сохранилось на удивление хорошо. И вот что характерно: когда реставраторы сняли слой штукатурки, под ним оказались фрески… Тем временем путешествие наше продолжалось. Участникам то и дело приходилось мчаться в удаленные уголки, чтобы запечатлеть очередные живописные развалины. Какие-то из них еще можно было спасти, другие медленно рассыпались от времени. Но вот когда до финиша оставалось уже совсем немного, произошла история, которую просто невозможно не рассказать.
Дело было примерно так. Экипаж Ильи Жужгова, Константина Румянцева и Дениса Наводного после тщетных попыток подобраться к самым «дорогим» КП, собирал (уже последние) точки культурной навигации. Путь лежал в Рождественск – к Свято-Троицкой церкви. Чтобы не тратить время на поиски, экипаж расспрашивал местных жителей. И в Рождественске встретились ни много ни мало… краеведы!
– Не подскажете, это СвятоТроицкая церковь?
– Честно говоря, мы не знаем!
– Но она одна здесь?
– Одна. Но откуда вы узнали название? Мы все архивы подняли, и ничего!
– Дык… В «легенде» написано…
В общем, телефон составителя «легенды» им оставили. А экипаж весь вечер рассказывал эту историю как анекдот.
Между солнцем и луной
На старт третьего дня вышли десять экипажей. Рассвет застал их в странном месте, и традиционный предстартовый брифинг проходил меж двух светил: на востоке из-за горизонта лениво всходило солнце, а на западе по небу катилась полная луна. Решили, что это знак…
«Последний день состязания наступает. Сегодня решится судьба награды из строгановской казны. Состязание последнего дня пройдет на полуострове, из порта которого уходили по Каме еще строгановские челны. Там берег крут, а дороги плетут хитрый узор. Сегодня можно дать волю своему коню, но слишком не ускоряй его, дабы не пропустить тайники и клады Новых Земель. Солнце светит тускло, и день короток. Торопись, возница, торопись, если хочешь быстрее остальных покорить Новые Земли».
Вброд никто не пошел
Точки третьего спецучастка уводили «дружинников» по широкой петле с несколькими съездами с асфальтированных дорог вглубь полей и лесов. Большинство участников держалось вместе, наблюдая за действиями друг друга, иногда помогая, но чаще – дожидаясь очереди. Но случалось, светлые головы сразу двух экипажей верное решение находили быстрее голов лишь одного. Дело в том, что организаторы приготовили сюрприз. Точку на берегу лесного ручья (заросшего и еще не до конца замерзшего, из-за чего вода в нем поднялась) организаторы окрестили «брод». Они полагали, что, съездив за дальними КП, участники вполне логично окажутся на поляне, отделенной от заветной точки лишь метровой ширины речушкой. За ней, на вершине холма, был еще один контрольный пункт, и ехать туда определенно стоило.
Поначалу казалось, что все к тому и идет: вот уже первые прибывшие с сомнением осматривали местность. Но тут к ним присоединился второй, а вскоре и третий экипаж, штурманы которых были отправлены в разведку. И тогда выяснилось: до следующего КП совсем недалеко, а рубиться к нему все равно по другому берегу через лес, и ничто не мешает оттуда же подобраться и к ручью… Но главным аргументом в пользу такого решения была асфальтированная автомобильная дорога с мостом через преграду всего в какой-то паре сотен метров.
«Неспортивно, – вздыхали организаторы, которые специально приехали посмотреть на то, как «штурмуют» брод. – Вот приедет Трегубов с Поспеловым, тогда…» Но экипаж этот прибыл последним. Более того, приехал он с противоположной стороны. Они собирали точки в обратном порядке, двигаясь навстречу основной массе участников (так как шли «на результат» и старались избежать толпы с очередями), и даже не подозревали о том, что здесь предполагался брод.
В этом году машину я даже не помял!
Мы заняли первое место, потому что экипаж уже достаточно слаженный и техника готовилась заранее. В первый день мы берегли машину и передвигались небыстро. На второй чуть добавили скорости, и соперники этот темп не выдержали. Наверно, самой интересной здесь была точка под ЛЭП. Ехали мы первыми, поэтому траектории видно не было. И все это время, наверное, километров пять, – в сильном напряжении. А третий день оказался доездным. Гонка для нас сложилась очень просто, я машину даже не помял! Меня привлекает формат «Соленых…». У меня редко возникает возможность участвовать в гонке, которая длилась бы три дня. Поэтому, наверное, это самое главное ощущение от «Соленых Ушей». Моя машина предназначена для поездок на природу, в кузове я обычно везу квадроцикл. Ездим далеко, километров семьсот по асфальту, а дальше – на какую-нибудь гору. На квадроцикле разведчик, а я за ним. Поэтому для серьезного трофи-рейда автомобиль не годится. На «Телекоме», например, на нем делать нечего: я попадаю в класс ТР3, а с такой конфигурацией неконкурентоспособен. Поэтому в официальных трофирейдах не участвую, а в любительских – интересно. И в этом году было интересней, чем в прошлом: больше бездорожья, меньше скоростных участков по дорогам общего пользования. Это понравилось!
Сделать красивую гонку – как книгу написать
В этом году был сделан перекос в сторону спорта, но я был не особо «за». Ведь что такое «Солены Уши»? Километраж – две с половиной тысячи. Когда ты едешь долго-долго, меняется пейзаж, меняется ландшафт. Это лично мое чувство, и как стопроцентному гуманитарию мне всегда хочется срежиссировать нечто красивое. Для меня ощущение гонки – это ощущение зимних облаков над дорогой и елок высотой в тридцать метров. Может быть, там будет не так много трофийных точек, но там будут токи экспедиционные. Дорога к памятнику, к стоящему в Верещагине паровозу «Феликс Дзержинский», к месту высадки Леонова и Беляева. Это же круто! Историкопознавательная (может, не совсем удачные слова, но…) гонка должна быть такой.
А вспомните, поначалу сколько открытий было! На будущий год состоится уже пятая гонка. Чего хочется? Хочется какой-то интересной штуки, длинной гонки хочется. Я знаю, что многие не видели водопад Плакун. На Крещение там вырубают лед в форме креста, и люди туда встают, словно в купель, в иордань. Легенд ведь много интересных! Мне хочется затащить сюда людей, которым не нужен спорт в чистом виде. Ведь там нет ощущения «ах!»: когда ты едешь тысячу километров, и ощущаешь, что движешься к чемуто. Ведь форма гонки на внедорожниках пришла не сразу. И к маршруту новой гонки относишься, как к написанию книги.
Колесо – на крышу
Шоу же происходило на соседнем холме. Дело в том, что для зачета просто доехать сюда было совершенно не достаточно. В «легенде» имелось задание, и оно гласило, что необходимо снять переднее левое колесо, поднять его выше номера КП и так сфотографироваться. Транспортное средство на расстоянии вытянутых рук и все члены экипажа (за исключением фотографа) у точки, естественно, тоже должны присутствовать. Вот тут каждый раз развивалась бурная деятельность. Нередко вокруг дерева с табличкой суетились сразу по два экипажа. Большинство действовали вполне стандартно: подъехать как можно ближе (здесь сложности скорее возникали с тем, как между вековыми елками удачней развернуться), поднять машину хай-джеком, снять нужное колесо, затащить его на крышу (как раз получалось выше отметки КП) и сфотографироваться. А потом все в обратной последовательности возвращалось на место.
Но были и оригинальные решения. Прибывшие сюда последними лидеры гонки (экипаж Григория Трегубова брал точки, начав с конца) вместо хай-джека использовали… лебедку. Подвешенная на дереве машина опасно раскачивалась от манипуляций с затаскиваемым на крышу колесом, зато времени была сэкономлена масса. Но вот последние участники скрылись за очередным поворотом, и неразгаданные до конца «Новые Земли» остались позади. А впереди – бескрайние просторы и дорога домой. И, в десять вечера, – поздравления и награждение лучших на площади у Оперного театра.
текст и фото: Елена ОЛЬХОВСКАЯ
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.