В январе на зимнем полигоне в Ивало фирма Nokian Tyres провела первую ездовую презентацию своих новых шипованных зимних шин Hakkapeliitta 7. При разработке шины следующего поколения Hakkapeliitta 7 специалисты концерна главное внимание уделили такому показателю, как комфорт во время езды. Маркетологи Nokian Tyres, получив существенное улучшение показателей новых шин, решили присвоить им имя Nokian Hakkapeliitta 7 вместо следующего порядкового номера Hakkapeliitta 6.
Предыдущее поколение зимних шин Nokian Tyres, Hakkapeliitta 5, при сравнительных тестах с конкурентами показывало хорошие результаты по основным параметрам, определяющим безопасность, но часто уступало по комфорту. В принципе это естественное противоречие, ведь для того, чтобы получить хороший коэффициент сцепления со льдом и снегом, требуются конструктивные решения, которые естественным образом ухудшают комфорт, и прежде всего на твердом покрытии. Например, высокая мягкая шашка протектора, к тому же рассеченная множеством ламелей, благодаря большой деформации и, как следствие, появлению большого количества рабочих кромок хорошо «цепляется» за лед и снег. Но из-за той же большой деформации протектор обладает малой поперечной, да и продольной жесткостью, в результате чего снижается коэффициент сопротивления уводу. Машина на таких шинах больше «плавает» по дороге, хотя до потери сцепления с покрытием может быть еще очень далеко. Особенно психологически неприятно это явление для водителя на сухом асфальте.
В шинах Hakkapeliitta 7 для снижения этого эффекта применена уже известная по фрикционным шинам концерна трехмерная структура всего протектора, носящая название 3D-ламелирования. И действительно, при дорожном тесте, являвшемся частью презентации, я имел возможность убедиться в эффективности этого решения. Машины, «обутые» в новую резину, заметно меньше «плавали» по дороге. Хотя эффект остался, его уровень уже не раздражает.
Следующим неприятным эффектом, присущим всем шипованным шинам, является шум от удара шипа о полотно дороги – то самое характерное клацанье, сопровождающее езду на шипованных шинах. Мероприятия по его уменьшению, в общем-то, не новы (это снижение массы шипа и жесткости его установки в протектор) и известны по таким предыдущим моделям шин концерна, как система Eco Stud. Под основанием шипа находится специальная смягчающая подушка, которая пружинит и смягчает шум от шипов, увеличивает их износостойкость. Но это же снижает эффективность ошиповки с точки зрения сцепления со льдом. Здесь, как и везде в технике, главное – это искусство компромисса. Или поиск нового решения. И оно появилось еще в Nokian Hakkapeliitta 5 – так называемый «медвежий коготь».
Воздушный коготь
Принцип его действия в том, что особенности установки шипа обеспечивают ему разную подвижность при просто вхождении в зацепление с дорогой и при торможении, когда более жесткая зона выступа протектора не дает шипу отклоняться назад, теряя эффективность.
В Hakkapeliitta 7 разработчики пошли дальше, применив новинку, носящую название Air Claw Technology, и суть ее в том, что теперь с другой стороны шипа в протекторе появились воздушные полости, не только еще более увеличивающие разницу в жесткости при прямом и обратном продольном нагружении шипа, но и дополнительно создающие упруго демпфирующую систему, позволяющую эффективно гасить вибрации шипа, что существенно снижает шум. Но это, казалось бы, очевидное решение потребовало создания новой конструкции шипа, получившего название якорного из-за того, что размеры его основания больше, чем у его восьмигранного тела, а форма такова, что обеспечивает разные проекции в продольном и поперечном направлении. Такое решение потребовало новой технологии установки шипов, ведь теперь их надо точно сориентировать при запрессовке. Параллельно появилась новая восьмирядная схема ошиповки.
Большая, чем у классического шипа, ширина основания в поперечном направлении позволила увеличить устойчивость шипа и соответственно не только сохранить, но и даже несколько улучшить поперечное сцепление шины.
Дитя компромисса
В результате всех этих нововведений шум от шипов, как удалось убедиться в результате тестов, существенно снизился, а на льду практически пропал. Но у меня создалось впечатление, что Hakkapeliitta 7 стала еще более компромиссной шиной, чем ее предшественница. С точки зрения комфорта и безопасности это хорошо: и тихо, и в режимах торможения и объезда препятствия машина ведет себя вполне предсказуемо, подчеркивая достоинства шипованных шин, не так резко срываясь в скольжение, как на фрикционных. Но при разгоне с пробуксовкой на довольно твердом льду (температура при тестах была около 10 градусов мороза, а за несколько дней до него было за минус тридцать) при выключенных системах стабилизации она стала больше похожа по поведению на фрикционные шины, то есть после срыва в пробуксовку сцепление с дорогой заметно падало. При применении новых шин на современных машинах, оснащенных «электронными помощниками», этот недостаток вряд ли имеет принципиальное значение, а вот при псевдоспортивной езде с большой пробуксовкой может быть заметен, хотя, подчеркиваю, сами коэффициенты сцепления (и продольный, и поперечный), по утверждению представителей фирмы, по сравнению с предшественниками даже выросли.
Больше типоразмеров!
Появление новой химической добавки в резиновую смесь – криосилана – разрешило еще одно противоречие, характерное для зимних шин, позволив одновременно снизить сопротивление качению и улучшить термостабильность.
Поведение на сухой дороге улучшено за счет усиления средней части протектора: центральные шашки объединили с центральным ребром. Такое строение протектора должно улучшить стабильность поведения и точность управления, но может ухудшить свойства сопротивления слешплэнингу (скольжению по слякоти и снежной каше, сходному с аквапланированием). Не допустить этого удалось, скосив с обеих сторон плечевые зоны покрышки. Благодаря этому шина эффективно разрезает шугу, а снежная каша лучше вытесняется из пятна контакта шины с дорогой.
Остается добавить, что шины Nokian Hakkapeliitta 7 к сезону 2009/2010 будут выпускаться в 48 типоразмерах – от 13 до 20 дюймов, и среди них будут шины Run-Flat. Кстати, впервые в мире появятся шипованные шины индекса скорости Н (210 км/ч).
текст: Алексей ИСАЕВ
фото: фирма-производитель
Алексей ИСАЕВ
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.