Не стреляйте в пианиста

Знакомство с UAZ Pickup: первый полноценный отечественный пикап пошел в серию

Год 2009. Пожар мирового финансового кризиса вовсю бушует на планете. Наша страна не осталась в стороне от этого катаклизма. Невзирая на это кривые диаграмм «пикапного бума», охватившего Россию несколько лет назад, все еще потихоньку ползут вверх. Наши дороги наводнены дешевыми «китайцами», монстроподобными «американцами» и неубиваемыми «японцами». Но в тесной нише легких грузовиков все еще царит звенящее напряжение. Кто-то должен был ответить засилью импорта, и это наконец-то произошло. Прорвав пелену нудного ожидания, в салонах дилеров UAZ появился автомобиль. Новый. Недорогой. Симпатичный. Отечественный. Пикап, опять же… Вы уже заинтригованы? А мне-то и вовсе не терпится сесть за руль!

Мои пять копеек

Вот он я, простой незамысловатый автор простых незамысловатых текстов. Мои доходы далеки от запредельных цифр, а мои жизненные интересы по большей части укладываются в единственное слово «бездорожье». То есть, как говорится, «мы с тобой одной крови», дорогой читатель. Вот вам и самое главное объяснение того, почему я так ждал появления пикапа на базе UAZ Patriot. И со мной ждало великое множество таких же, как я. Ведь эта машина, еще с «лицом от Симбира» (я про УАЗ23632, -2362, -2360 и -2760), давно уже мелькала на фотографиях и изредка на выставках, возбуждая непраздное любопытство. Рынок научил нас, любителей помесить грязь, одной простой истине: пикап – это тот же самый внедорожник, только вдвое дешевле, да еще и с удобным для перевозки всякого грязного скарба кузовом. В общем, портрет UAZ Pickup рисовался мне с потрясающей четкостью и ясным видением меня же, сидящего за рулем этого автомобиля. Причем явно не в условиях полигонного теста, а в виде полноценного владения. Поэтому интерес к машине рос с каждым днем, а слухи о грядущем производстве, долетавшие до меня, будили в вашем покорном слуге совершенно оформившегося потенциального покупателя. Поэтому давайте уж говорить на чистоту: весь этот тест – не что иное, как исповедь. Исповедь несостоявшегося владельца.

Хорош!

Стоянка дилерского центра. Хожу вокруг машины и радуюсь. Какой интересный автомобиль! Немного неказист, что поделать. Не красавец, но смотрится явно лучше прародителя. Увеличение колесной базы, да и габаритной длины машины, явно пошло внешнему виду на пользу. Очень высокий и непропорциональный Patriot словно привели в соответствие с «золотым сечением», наконец-то подарив машине такую необходимую для восприятия вещь, как гармонию соотношения высоты и длины. Он уже не смотрится этаким «узколобым толстяком». Да, если брать в расчет красоту как элемент личного восприятия, то получаемые величины настолько относительны и спорны, что обязательно найдется кто-то, кто плюнет на асфальт, отвернется и скривит гримасу. Ну и пусть плюется. А мне вот нравится, и все тут. И диски колесные аккуратные, и бампер передний приятный, и оптика красивая (и очень эффективная!). В общем, достоинства налицо, их видно, и осознавать это приятно. Правда, «водопроводный» задний бампер как-то выпадает из общей стилистики, да и задний борт из-за него нельзя открыть полностью, скинув фиксаторы.

Кстати, а почему бы нам не перейти к самому потенциально приятному и ожидаемому: осмотру грузового отсека? Сразу бросается в глаза отличие от всех пикапов, которые мне доводилось тестировать: борта очень высокие. Вместимость грузового отсека просто поразительная. Но есть и кое-какой минус. Я, ведомый тягой к экспериментам, закинул в кузов пачку сигарет, а потом потянулся за ней. И не мечтайте. Ничего не получится – надо откидывать борт и забираться в кузов «с ногами». Борта такие высокие, что даже ваш «длиннорукий автор» не смог достать вожделенный предмет. За удовольствие иметь самый вместительный в классе кузов надо чемто расплачиваться. В данном случае удобством… Но все же назвать машину неудачной, да что там, просто не располагающей к себе, невозможно. Синдром «хочу» срабатывает сразу. И ведь я действительно ловлю себя на мысли, что очень хочу сказать об этой машине много хорошего, даже не садясь внутрь. Но не попасть за руль было бы ошибкой, и я все-таки забрался на водительское место.

Корея нам поможет

В салоне отличий от Patriot я обнаружил не много. Все те же сиденья от SsangYong, все те же пять несоответствующих друг другу оттенков зеленого в подсветке, все тот же «заваленный на бок» рычаг КПП. В общем, без откровений. Да, должен отметить приятный момент: подстаканник в этой машине не пролетел мимо меня на заднее сиденье при попытке им воспользоваться, а выключатель света не остался в руках после попытки включить фары, что свидетельствует о безусловном росте качества сборки. Это порадовало, и я начал устраиваться. Признаюсь, регулировка сидений по длине показалась мне недостаточной. Но я не показатель, а скорее исключение. Сиденье-то корейское, а в этой стране таких здоровяков, как я, с фонарем не сыскать.

А вот регулировку угла установки рулевого колеса можно было и вовсе не делать по причине единственно возможного удобного положения, при котором обод все равно перекрывает все приборы. Получается странный выбор: либо не видно стрелок, либо извольте пользовать «троллейбусный» вариант управления с сильно заваленным в горизонталь рулем. Здесь уже на Корею списать не удастся: донор рулевого колеса – ВАЗ «Калина», а рулевая колонка «своя». Так же, традиционно, «порадовали» два перчаточных ящика, своим размером намекающие на хранение перчаток по одной в каждом из них, и управление зеркалами, установленное на подлокотнике центральной консоли, как результат имеющее «перевернутый» алгоритм работы.

Выковыривание (по-другому и не скажешь) усилиями двух здоровых мужиков подушки заднего сиденья из фиксаторов, дабы сфотографировать багажный отсек под ней, и вовсе расстроило. Не надо крутить пальцем у виска: мы все делали по инструкции, понятной как божий день, нарисованной на той самой подушке. Но это все привычно и покупателей Patriot почему-то не останавливает. Наверно, одно уже наличие кондиционера (отлично работает, очень понравился) и второй печки (супер! жарит так, что плавит собственные пластиковые дефлекторы!) перекрывает все недостатки.

Итак, общее резюме по салону: он просторен, он достаточно удобен для невысокого человека, он аккуратен и он не склонен издавать сильные скрипы (они есть, просто их мало). Это определенно сильные плюсы. Я могу сказать, что внутри автомобиля нет таких мест, которые внушали бы откровенное уныние. Все довольно неплохо, честное слово. Прогресс виден везде, и прогресс серьезный. Дорога выбрана правильная. Хотя об отоплении и вентиляции стоит сказать особо.

То в жар, то в холод

Давайте договоримся сразу: я не имею точной информации от производителя о причинах того, что опишу чуть ниже. Поэтому пусть факты останутся фактами, а их интерпретацию расцените, пожалуйста, с долей сомнения. Итак, мне стало жарко. Я ехал по холодной Москве, рассекая снежную кашу, и щелкал регулятором скорости работы отопителя, постоянно снижая ее. Ничего не помогало. Духота усиливалась, вышибая из меня пот и начинающуюся головную боль даже при полностью выключенной «печке». Я жутко вспотел, не выдержал и открыл окно… Потом провалялся неделю с температурой, сопровождавшей сильнейшую простуду. Это факты. Теперь снова факты, но уже технологического характера. На кузове UAZ Pickup прямо за задними дверными проемами есть две огромные вентиляционные решетки. Снаружи видно, как воздуховоды идут в салон. Они правильной формы и сделаны явно человеком, знакомым с предметом не понаслышке. Теперь заглянем в салон. Здесь вместо входа вентиляционных каналов мы видим наглухо приделанную пластиковую накладку стойки. Причем все посажено настолько удивительно плотно (браво, зазоров почти нет: вот она, борьба за качество сборки!), что надежды на отток воздуха из салона тают, как таблетка от кашля у меня во рту.

Выглядываем наружу – решетка. Заглядываем внутрь – глухо. Не правда ли, странное техническое решение? Мозговой штурм дал два предположения. Первое заключается в том, что проектировщики кузова и салона, возможно, сидят на разных этажах и друг с другом по какой-то неизвестной причине не общаются. Может, просто не любят друг друга. А может, и вовсе враждуют кланами. Второе же предположение чуть более псевдонаучно. Дело в том, что место на задней стойке у кузова типа « пикап» является очень сложным в плане аэродинамических потоков. И если при проработке расположения вентиляционных решеток не использовалась аэродинамическая труба, вместо вытяжки конструкторы легко могли получить, образно говоря, «свисток», то есть сильный источник шума. А может, и того хуже: эффективный воздухозаборник, нагнетающий воздух в салон, опять же вместо вытяжки. Может быть, была и еще какая-то причина, но пусть это останется тайной. Слово «машина» ведь женского рода. Должна же быть в женщине какая-нибудь загадка.

И что же у нас внутри?

А внутри у нас в принципе ничего нового. То есть ничего нового по отношению к UAZ Patriot. На самом деле новинок хватает у всей линейки автомобилей. Начать с того же двигателя. Один из самых современных заволжских моторов, ЗМЗ 409.10 рабочим объемом 2,7 л, удовлетворяющий нормам токсичности «Евро-3», основательно доработан. Он снабжен новой системой управления Bosch, предполагающей наличие дроссельной заслонки с электроприводом. Или, говоря более привычным языком, «электронной педалью газа». Также в силовом агрегате, составляющем пару с 5-ступенчатой КПП Dymos и мелкомодульной РК, можно найти гидрокомпенсаторы Ina, поршни Almet, поршневые кольца Goetze, сцепление Luk и сальники Rubena. Правда, все это настоящее великолепие легко разбивается об отсутствующую виброгасящую втулку в кулисе КПП, легко решившую бы проблему с неприятными скрежетами, передающимися в салон по рычагу (стоимость втулки вряд ли превышает 10 рублей, а внедрение ее в производственный процесс стоит одной конвейерной операции). Но про это, похоже, просто опять забыли.

В остальном же удлинение базы повлекло за собой небольшое изменение конструкции заднего карданного вала и странное (иначе и не назвать) решение с тягой регулятора тормозных усилий длиной чуть меньше метра, расположенной так, что правильная работа регулятора вызывает здоровые сомнения. Уникальным для данной модели устройством является лебедка запасного колеса, расположенного в заднем свесе рамы. Проверять функционирование ее мы не стали по причине исключительно мокрой погоды (лазить под машиной, доставая грязную запаску из лужи, мы как-то не решились), но в комплекте инструмента нашли все необходимые для данной операции вещи. Немного странные конструктивно, но вполне внушающие доверие. За этим занятием нас и застало время начала полигонных испытаний.

Полные баки, и вперед!

Первое, что должен сделать обозреватель перед выездом на полигон, – это заправка полных баков топлива. И вот что я вам сразу скажу: тот человек, который утверждает, что два бака с раздельными горловинами – это хорошо, обманывает вас. Зачем он это делает, никто не знает. Я такие «танцы» на заправке исполнял, что немногочисленные утренние покупатели горюче-смазочных материалов с интересом наблюдали за нашими с УАЗом перемещениями, не пытаясь уехать даже по окончании вливания топлива. «Шоу» я им, видите ли, бесплатное устроил. Ведь вот какая штука получается: если у Patriot обе горловины расположены хоть и на разных бортах, но все-таки в задней части автомобиля, и для удачной заправки достаточно лишь немного довернуть машину, чтобы достать пистолетом до обеих горловин, то на Pickup лючки расположены прямо по центру автомобиля. Замечательно. В общем, разворачиваться, пытаясь не пропустить к колонке следующего желающего, при этом исполнять этот «номер» на ограниченном пространстве, это, скажу я вам, посильнее Фауста Гете. Если на короткобазном Hunter такой вариант еще хоть как-то реализуем, то пять с лишним метров нашего подопытного делают его маневренность в узком пространстве величиной эфемерной.

Нет, что вы, я не противник консерватизма. Пусть каждый для себя решит сам, что ему важнее: традиции, связанные с активным нежеланием завода искоренить эту «двухбаковую глупость», или удобство и душевное спокойствие. Я, например, испытав чувство позора и приняв дозу насмешек, уверился в том, что меня как потенциального владельца конструкторы UAZ Pickup просто не уважают. Ну да ладно, привыкнуть можно ко всему. Можно, например, просто заправляться часа в четыре утра на безлюдных АЗС в темных очках с наклеенной бородой. Только клеем для бороды запастись придется основательно, ведь лепить ее на подбородок придется часто: расход топлива у машины просто какой-то запредельный. У меня, например, получилось что-то в районе 20–22 л на 100 км при совершенно не активном педалировании в смешанном (примерно 60% – по городу, 40% – по трассе) режиме. Для справки: мой бывший старый Mercury Grand Marquis 1990 года с V-образной «восьмеркой» Ford 302 объемом 5 л и «вялой» гидромеханической АКПП AOD себе такого не позволял, ограничиваясь 17–18 л «на сотню» в городе и 10 л – на трассе.

Я люблю кататься

Не хочу больше негатива. Не могу я так. Машина-то сама по себе неплохо задумана. Тем более что главное ее предназначение, как мне кажется, – это далеко не «каменные» джунгли. Нужно же найти такое место, в котором забудутся все мелкие обиды и придет чувство восхищения Настоящим Российским Внедорожником. И вот мы, под звуки «мотологической музыки», издаваемой «фирменной» магнитолой УАЗ, умеющей читать MP3, но совершенно не умеющей нормально звучать, выезжаем на спецдороги… которые, увы, представляют собой совершенно негодные для скоростных испытаний и тестов на управляемость участки. Снег, лед, ничего не расчищено… Эх… Повиляв немного между конусами и убедившись, что отличия от UAZ Patriot минимальны, а включение полного привода, как и ожидалось, приводит к сильной недостаточной поворачиваемости, мы решили немного поскользить. Скольжения давались, честно говоря, не слишком хорошо. Покрышки К214 Rapid River с универсальным протектором отказались нормально работать на снегу и льду, поэтому решение переместиться на внедорожные препятствия пришло как-то само собой.

Но сначала нужно было «поработать на камеру», позволив фотографу реализовать все возможные желания, связанные с искусством отображения реальности на бумаге. И мы направились на спецдорогу «тяжелый грунт». Там красиво. На «тяжелом грунте» мы еще раз убедились в откровенно слабых внедорожных характеристиках резины.

Всплыл и еще один неприятный фактор. «Электронная педаль» так рьяно защищала экологию планеты, что при работе на высоких нагрузках (движение внатяг) или при активном применении буксования создавала совершенно неадекватную реакцию двигателя на действия пилота. Запаздывания порой доходили до таких нелепых величин, что ситуации «уже пора тормозить, а мы еще не разогнались» стали складываться неприлично часто. При этом «желание» мотора работать в низком диапазоне оборотов тоже не проявилось. Отсюда, после долгих мытарств, мы вывели формулу движения по бездорожью на автомобиле UAZ Pickup: «Газ в пол, и только успевай рулить между сосен». Ведь любой другой способ внедорожной езды моментально заканчивался заглохшим двигателем.

Доказали мы эту теорему и на следующий день, кода направились в «пампасы» ближнего Подмосковья. Здесь, правда, не было снега, зато глина была самая настоящая, скользкая. Мы уже было решили, что все понятно и испытано, включая такие тонкости, как постоянный контакт с поверхностью задним бампером, с трудом закрывающиеся двери при диагональном вывешивании и т.д., но тут настал черед удивляться по-настоящему. При штурме небольшого холмика с довольно пологим склоном со мной (точнее, с UAZ) произошел крайне неприятный казус. Машина заехала довольно высоко, но вдруг на панели приборов замигала красная лампа уровня масла, раздался пронзительный писк, и двигатель заглох! Вот теперь представьте себе мое состояние: вакуумный усилитель тормоза не работает, гидроусилитель руля не работает, двигатель не работает, а я качусь со склона задним ходом, распугивая всю живность в округе, со словами благодарности тому гению, который придумал эту замечательную функцию.

Интересно, а он знал о том, что на внедорожниках иногда ездят в подъемы? Честно говоря, спуск с холма при работающем двигателе – тоже не из разряда сильных черт UAZ Pickup. Торможение двигателем – единственный путь выполнить этот маневр более или менее спокойно. Главное – не трогать педаль тормоза. ABS на машине работает по легковой схеме, замедляя колеса прямо пропорциональным коэффициенту скольжения усилием. Итог: спуск «на тормозах» – это постоянный разгон. На педаль давить бесполезно. Да, кстати, на льду эффект абсолютно идентичен – машина просто не тормозит.

Ну и напоследок хочется сказать, что несмотря на всю жуть, отобравшую у меня приличное количество нервных клеток, автомобиль остался способен на некоторые внедорожные подвиги. Но «крен» в сторону дороги стал виден невооруженным глазом. Два неразрезных моста – это, конечно, достоинство, но…

Поддержим?

Ладно, у машины все еще впереди. Доработки грядут, я верю. Недостатки уйдут в прошлое, я надеюсь. Эх, ей бы дизельный двигатель (есть такая наработка), и тогда… цена пикапа может превысить цену внедорожника, на базе которого он построен. Для сравнения: Patriot стоит от 440 000 до 543 400 рублей (590 000 – дизельный вариант), а Pickup – от 430 000 до 541 000 рублей (цены взяты с официального сайта UAZ по состоянию на 6 февраля 2009 года). Это что же тогда получается? Пикап же по определению – машина более утилитарная, предназначенная для работы, а не для семейных выездов. Цена-то должна быть ниже. И не на 2%, а на 20–30% как минимум!

Официальная позиция Sollers в ценообразовании такова: импортные пикапы таможатся дешевле, и поэтому разница с внедорожниками в кузове универсал так велика. Но, честное слово, я своими глазами видел документы на свежекупленный пикап Mazda BT-50, и в графе «тип транспортного средства» не было и намека на фразу «грузовой бортовой», означающую подобную разницу в таможенных платежах. Может, я и ошибаюсь, возводя напраслину, но идея покупки пикапа прежде всего зиждется на его цене. Правда, с учетом сегодняшней «стимуляции» отечественных производителей пошлинами и курсом рубля вряд ли в скором будущем появятся на российском рынке близкие по цене конкуренты. Поэтому давайте вернемся к заголовку этой статьи. Я вас прошу: не стреляйте в пианиста, он играет как умеет, он у нас последний. Ноты хороши, инструмент великолепен, а вот сыграть произведение никак не удается. А вскинувшиеся в порыве гнева руки с револьверами прошу опустить: UAZ у нас один, он собирает как умеет… А я пока поезжу на том, что есть. Подожду, пока совершенствование умения превратит этот автомобиль в полноценный продукт на рынке здоровой конкуренции.

Технические характеристики UAZ Pickup
Тип кузоваГрузопассажирский, пикап
Количество посадочных мест5
Двигатель – модель, типЗМЗ 409.10, «Евро-3», бензиновый L4 DOHC
Двигатель – объем, л2,7
Максимальная мощность, л.с.@об/мин128@4400
Крутящий момент, Нм@об/мин217@2500
Трансмиссия5-ступенчатая Dymos
Раздаточная коробкаМелкомодульная Part Time
Подвеска передняяЗависимая пружинная
Подвеска задняяЗависимая рессорная
Максимальная скорость, км/ч140
Заявленный расход топлива, л на 100 км (при 90 км/ч / при 120 км/ч)10,8/14,9
Заявленная грузоподъемность, кг800


текст: Дмитрий ЛЯХОВЕНКО
фото: Александр ДАВИДЮК

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 март 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты