Автомобили с повышенным уровнем противоминной защиты (на Западе их обычно обозначают аббревиатурой MRAP) для армий, втянутых в «мятежевойну», – это, как говорится, не роскошь, а единственное более-менее безопасное средство передвижения. Наиболее ярко об этом свидетельствует опыт боевых действий западных коалиций в Ираке и Афганистане, хотя впервые этот класс военных автомобилей появился в Южной Африке в конце 70-х годов прошлого века.
То, что родиной MRAP стала ЮАР, – в целом симптоматично. Этой небольшой стране с господствовавшей в то время в ней системой апартеида приходилось беречь жизни солдат с белым цветом кожи (ввиду ограниченности их популяции). В то же время в армиях, противостоящих друг другу по разные стороны «железного занавеса», все еще готовились к большим войнам, фронтовым наступательным операциям в условиях применения ядерного оружия. Под эти условия создавалась и боевая техника. Однако воевать ей приходилось в локальных конфликтах, для которых важны несколько иные характеристики защищенности. Вьетнам для США и Афганистан для СССР, кажется, отчетливо продемонстрировали, что армии нужны принципиально новые боевые бронированные машины. Однако поступать на вооружение США они стали лишь в начале XXI века. А у нас в войсках машин с повышенным уровнем противоминной защиты пока и вовсе нет…
Для внутреннего употребления
Хотя прогресс в этом направлении все-таки налицо. На состоявшейся в конце октября выставке «Интерполитех-2008» «Военно-промышленная компания» впервые представила специальную бронированную полицейскую машину СПМ-3, созданную по стандартам западных программ MRAP. Специалисты кафедры «Колесные машины» МГТУ им. Баумана и конструкторы «Военно-инженерного центра» (так называется КБ в структуре «Военно-промышленной компании») разрабатывали машину по заказу МВД в рамках ОКР «БТРВВ». Вполне естественно, что автомобиль такого класса необходим и Российской армии. В начале ноября на одной из московских автобаз Министерства обороны министру обороны Анатолию Сердюкову была продемонстрирована техника, которую производит и поставляет силовым структурам страны «Военно-промышленная компания», в том числе и СПМ-3. Руководитель военного ведомства высказал пожелание о быстрейшем завершении испытаний этой уникальной машины, чтобы в последующем рассмотреть возможность ее производства для нужд военных.
А пока СПМ-3 предназначена для использования в качестве защищенного транспортного средства и оперативно-служебной машины МВД России при проведении контртеррористических операций, операций по пресечению массовых беспорядков, выполнения задач территориальной обороны, оказания содействия пограничным органам ФСБ России.
С миру по нитке
Когда впервые видишь фотографию СПМ-3, на языке невольно вертится вопрос: «А это что, модификация ” Тигра”?» На самом деле «Тигр» и СПМ-3 – совершенно разные машины. Полная масса нового изделия «Военно-промышленной компании» – 12 тонн, в то время как у «Тигра» модификации ГАЗ-233036 – 7 тонн. Поэтому СПМ-3 построена с применением иных агрегатов: в соответствии с законами жанра в ее конструкции почти нет уникальных комплектующих.
Машина оснащена двигателем ЯМЗ-7601. Это V-образный шестицилиндровый дизель с турбонаддувом мощностью 300 л.с., устанавливающийся на ряд грузовиков марки «Урал». КПП и раздаточная коробка – также от «Урала». Такой подход к выбору силового агрегата позволяет добиться высокой надежности, большого ресурса (до 250 тыс. км), простоты и дешевизны эксплуатации и ремонта. Независимая подвеска машины – рычаги, торсионы, колесные редукторы – позаимствована у БТР-90. Выбор силового агрегата и ходовой части обеспечивает машине высокую скорость движения, проходимость и плавность хода на бездорожье. Максимальная скорость СПМ-3 на шоссе составляет 90 км/ч, на бездорожье – до 40 км/ч, запас хода по шоссе – 800 км, удельная мощность – 25 л.с./т.
Все дело в форме днища
Самый важный и совершенно оригинальный элемент конструкции СПМ-3 – это несущий корпус. V-образное днище, довольно большая высота размещения обитаемого отсека и капотная компоновка обеспечивают уровень противоминной защиты 2а по западному стандарту STANAG 4569. То есть жизни и здоровью десанта и экипажа ничего не угрожает при подрыве под одним из колес взрывного устройства мощностью 6 кг в тротиловом эквиваленте. В перспективе предполагается сделать не связанную с днищем подвеску сидений экипажа и десанта. В этом случае безопасность людей будет обеспечиваться при подрыве под колесом до 10 кг тротила.
В конструкции корпуса СПМ-3 применена разнесенная система бронирования, обеспечивающая баллистическую защиту, соответствующую 6-му классу по отечественному ГОСТ 50963-96. Другими словами, корпус и бронестекла машины «держат» попадание 7,62-мм бронебойной пули Б-32, выпущенной с расстояния 100 м из винтовки СВД.
И дистанционный пулемет
Внутри СПМ-3 могут свободно разместиться девять полностью экипированных бойцов, не считая водителя и командира машины. Широкие распашные двери в корме обеспечивают удобство посадки и десантирования личного состава группой под прикрытием машины. По требованию заказчика СПМ-3 может оборудоваться различными комплектами специального оборудования в зависимости от решаемых задач. Это могут быть блокиратор радиоуправляемых взрывных устройств БРВУ, прибор радиационной и химической разведки, комплект модулей постановки дымовых завес, фильтровентиляционная система ФВУ100 и другие системы. К показу министру обороны СПМ-3 была оснащена пока уникальным для российской боевой техники дистанционным пулеметом. Он разработан специалистами нижегородского ЦНИИ «Буревестник» специально для СПМ-3. В своем составе установка имеет стабилизированный 12,7-мм пулемет НСВТ или «Корд». Прицеливание осуществляется по телевизионному и тепловизионному каналам. Наводчик-оператор размещается внутри корпуса, в его распоряжении цветной монитор, на который выводится изображение, получаемое тепловизором и телевизионной камерой, а также джойстик, предназначенный для управления.
текст: Илья КЕДРОВ
фото: Сергей СУВОРОВ
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.