Кто не мечтал попасть на Байкал? Казалось бы, всего каких-то 5000 километров, на самолете меньше шести часов лету, ан-нет, каждый раз что-то мешает: то заболеет штурман, то машина не готова, то банально не хватает средств. Поэтому отказаться от предложения организатора экспедиции вокруг Байкала Андрея Леонтьева было просто невозможно. Тем более что автомобили есть, да еще какие. Две оранжевые городские легенды – Discovery III G4. Путешествие вокруг Байкала нередко называют кругосветкой: такой тяжелый, но красивый этот маршрут
После почти шестичасового перелета из Москвы в УланУдэ, где нас встретили очаровательные представительницы автомобильного клуба «Байкальские амазонки», мы выяснили, что наши автомобили, отправленные железнодорожным транспортом, не доехали до станции назначения буквально несколько километров и покоятся в отстойнике.
К счастью, начальник станции вошел в положение, и очень скоро мы увидели автомобили в целости и сохранности доставленными в Улан-Удэ. Но возникла новая проблема: за долгий путь по просторам Сибири в обоих автомобилях замерзла московская «зимняя» солярка. Автомобили отбуксировали в теплый бокс и спустя 12 часов с помощью тепловых пушек, чистки топливных фильтров и прочих танцев с бубнами смогли их завести. Помнится, старый добрый двигатель «300», который ставился еще на Discovery I, отогревали значительно быстрее. Впрочем, это был совсем другой автомобиль, и, как показала практика, он, хоть и легче отогревался, но и замерзал быстрее.
Очередная неприятность сюрприз ждал нас на следующий день, когда во время старта под одним из Discovery выявилась лужа масла. Прямо как в том анекдоте: это означало, что масло в агрегате пока есть. На местной СТО Ford машине вынесли приговор: потек сальник коробки. Конечно, в наличии его нет, а ждать из Москвы уже поздно.
Принимаем волевое решение максимально сократить снаряжение и выдвигаться на одном автомобиле.
Загадки Бурятии
Когда мы впервые услышали об идее обогнуть Байкал на стандартном автомобиле, первое, что пришло на ум, – это авантюра. Когда же стали известны детали (то есть что в поддержку нам с севера дорогу пробьет КамАЗ и мы двинемся уже по его колее и с его поддержкой), то идея показалась более реалистичной и даже, может быть, слишком простой. Главная трудность предстоящего маршрута: «110-й километр». Но вездеходный КамАЗ, вышедший три дня назад, изрядно нас успокоил.
Что такое «Поправка на Бурятию»? Имеет смысл рассказать об этом магическом заклинании. Это словосочетание красной нитью прошло через все наше путешествие. Если что-то идет вразрез с запланированными договоренностями, срывается, или просто происходит недопонимание, то используется это универсальное словосочетание. Стоит произнести волшебное «поправка на Бурятию», и все вопросы сразу отпадают, люди понимаючи кивают и улыбаются. Наше знакомство с «поправкой» произошло по пути на курорт Умхей. Место славится радоновыми источниками и крайне популярно у туристов: говорят, люди записываются сюда за несколько месяцев. Проводники, вместо того чтобы ждать опаздывающих на шесть часов путешественников на автомобиле перед въездом в тайгу, предпочли расслабляться в уюте теплого домика на курорте. Сложно их за это винить, но нам пришлось несколько часов искать дорогу до Умхея, расспрашивать местных жителей и надеяться на лучшее.
О морозе
Стоит отметить, что температура «за бортом» неуклонно снижалась и остановилась на отметке -36 OС. Попутно начались приключения с электроникой нашего железного коня: то ошибка АКП выскочит, то двигателя, то машина требует закрыть закрытый капот. В конечном итоге «взбрыкнула» пневмоподвеска, и автомобиль опустился в нижнее положение… Случилось что-то еще, но мы были в настолько сонном состоянии, что всего не запомнили. Ах да, еще, наехав на маленький камень, разбортировали колесо. Заодно выяснилось, что во всех колесах давление меньше атмосферы. Вероятно, из-за мороза, а может, по недосмотру специалистов сервисного центра. Накачав колеса, снова двинулись в путь, но тут стало ясно, что мы находимся практически у цели. Вокруг красота – горы, свежий воздух, река… Но все красоты нам довелось оценить лишь через день, когда основательно выспались в Умхее.
КамАЗа нет
Проспав весь день (приехали-то на рассвете), под вечер познакомились с егерями, приютившими нас. От них узнали последние новости: оказывается, КамАЗа до сих пор нет. И связь с ним тоже отсутствует. Ехать одной машиной невозможно по двум причинам: во-первых, нам никак не уместить семь человек в один автомобиль, а во-вторых, если не смог пробиться КамАЗ, то вряд ли это сможем сделать мы. Решаем ждать утра. Тем более, еще несколько часов сна никому не повредят.
Пока большинство участников спали, Алексей Мочалов испробовал радоновые ванны, по незнанию схватив «передоз». Наутро ему рассказали, чем это грозит, и он почти собрался писать завещание, но, как ни странно, в последующие дни выглядел вполне бодро.
КамАЗ не приехал и утром. Решаем выступать в одиночку, благо, егеря, видя, что мы не шутим, сжалились и предложили свое сопровождение и два места для «лишних» членов экспедиции.
Вокруг тайга...
Впереди нас ждут три сотни километров без населенных пунктов и тайга вокруг. Почти сразу первые потери: снова колесо! Заменили на свежесбортированное и поехали дальше. Хотя очередная разбортировка нас озадачивает: давление было 3 атмосферы, скорости почти никакой…
После обеда продолжаем путь. Дорога довольно легкая, недавно здесь проехал ГАЗ-66 и пробил колею. Сначала нам попадались лишь следы зверей, но потом стали встречаться и сами обитатели тайги: лось, изюбрь, росомаха.
Точка невозврата
Брод через неширокую реку с обледенелыми берегами преодолели на удивление легко, почти не пришлось работать пешней. Зато очередной сюрприз преподносит автомобиль. На этот раз он начинает глохнуть на подъемах, и именно тогда, когда до верха остается совсем немного. Приходится заводиться, откатываться назад и повторять попытку. Это нервирует, но ехать можно. Как известно, с опущенной подвеской далеко в «пампасах» не уедешь, тем не менее она время от времени напоминает о себе, опуская кузов груженого автомобиля в крайнее нижнее положение и отказываясь поднимать его обратно. Приходится перезагружать компьютеры и пробовать снова. Минут через десять компрессор, натужно гудя, все-таки поднимает автомобиль в первоначально заданное положение, и внедорожник способен двигаться дальше. Кстати, подъем происходит в несколько этапов, так как постоянно ждем, пока остынет вышеупомянутый компрессор, нагнетающий воздух в пневмобаллоны, – он перегревается от интенсивной длительной работы. Похоже, современные пневмоподвески для очень тяжелых условий пока еще не слишком приспособлены.
В ход идут лопаты и грубая рабочая сила, естественным образом уменьшающие требования к клиренсу нашего Land Rover. А мы надеемся, что колея от «66-го» не закончится, потому что понимаем: по целинному снегу нам не пробиться. Пустить первым УАЗ «Фермер» мы не можем, так как того подводят штатные летние шины, но за нами он передвигается весьма бодро.
К ночи доехали до 81-го километра – это «точка невозврата» для егерей. Дело в том, что впереди 11-километровый подъем, который они не смогут осилить в одиночку на УАЗе на обратном пути. Снова решаем заночевать и подождать КамАЗ. Дальше мы не можем ехать одним автомобилем хотя бы по причине отсутствия сидячих мест!
На перевал
Утро. Мороз далеко за тридцать, вокруг тайга, оператор и фотограф спят в спальниках в снегу, четверо «счастливчиков» мерзнут в салоне Discovery (штатная Webasto отказалась работать при морозе в 35 OC – обычное дело, кстати), рядом два наших автомобиля, а КамАЗА нет и, как мы понимаем, уже не будет. Ждем еще день, спим на этот раз впятером в автомобиле, а наутро отправляемся за пару километров искать сигнал для спутникового телефона. Это нам удается, и мы узнаем, что водитель КамАЗА запорол двигатель, поэтому и не смог пробиться к нам. То есть помощи ждать неоткуда, но снова нам помогают егеря. Они отправляются обратно, берут там ГАЗ66 и двумя машинами возвращаются к нам, а мы тем временем двигаемся вперед, пытаясь пробиться, насколько сможем.
Что было потом, запомнилось плохо, потому как большую часть подъема мы толкали автомобиль. Дорога была действительно тяжелая, Discovery хоть и продолжал преподносить электронные сюрпризы, но все равно двигался вперед. И, надо сказать, когда он не «глючил», то ехал очень достойно. С лебедками, лопатами и толканиями за семь часов мы втащили автомобиль на вершину и помчали вниз. Но радость наша была недолгой, буквально через 500 метров снова разбортировали колесо. Ставим запаску, проезжаем еще полтора километра (я специально засекал!), и... очередное колесо разбортировалось, а из-за того, что мы вовремя это не почувствовали, на нем появилась пара десятков грыж. Запасных колес больше нет, нужно бортировать то, что есть. Разводим костер – в колесах много снега, пока его не растопишь, не сбортируешь. Оттаиваем оба колеса, сажаем их на диски и… ломаем баллонный ключ! Андрей Леонтьев выбрасывает его в обрыв с непечатной репликой, а когда доходит дело до домкрата, то вспоминаем, что он вращается тем самым ключом. Ничего, справились и без него, затем вешаем запаску и… ломается механическая лебедка, поднимающая колесо к кузову. Хорошо, что есть огромный багажник, который нас ни разу за всю поездку не подвел и неоднократно выручал, принимая в свое чрево практически все, что мы предполагали в него впихнуть! Средняя скорость – не более 7 км/ч по GPS. Впрочем, эта же скорость по сути и максимальная, иначе 19-дюймовые бескамерные шины могут мгновенно разбортироваться.
Постепенно дорога «обросла» лесом, след от «шишиги» свернул в сторону, и нам пришлось пробивать снежную целину. К утру мы проехали 27 километров, дорога уперлась в зимовье, обнаружить ее дальнейшее направление оказалось невозможным, и мы легли спать и ждать «66-й» и УАЗ. Все попытки выйти на связь с «66-м» заканчиваются безрезультатно. Заняться нечем, поэтому Андрей Леонтьев, дабы подать пример соратникам, начал вырезать ложку из лиственницы. Время все идет, через два дня нам нужно быть в Улан-Удэ, самолет ждать не будет. Назад ехать не можем – нет топлива (его должен подвезти «66-й») и запаски.
Но на закате мы услышали рокот бензиновой «восьмерки» ГАЗ66, а скоро увидели и его, везущего на буксире УАЗ. Радости встречи не было предела. Оказывается, до знаменитого 110го километра мы не дотянули буквально пару тысяч метров. Решаем отметить встречу ужином в зимовье. К концу ужина к зимовью подъехал «Урал» на цепях – зрелище то еще! Его водитель поведал нам историю о том, как «наш» КамАЗ с перебранным на морозе двигателем не смог одолеть самый крутой подъем и вернулся, попросив водителя «Урала», везущего геологов, встретить нас и передать топливо, попутно протоптав дорогу. Более того, водитель согласился сопровождать нас на самом сложном участке. К счастью, помощь «Урала» понадобилась лишь пару раз, да и то в основном УАЗу, а мы несколько раз цеплялись за ГАЗ-66.
Еще рывок
Осилив перевал, наш кортеж простился с «Уралом», и дальше мы двинулись тремя автомобилями, предварительно договорившись, что «Урал» затащит на обратном пути и наш «66-й», и УАЗ – им без его помощи не обойтись.
Сначала дорога была вполне достойная, и лишь досадная мелочь с замком двери багажника портила настроение. Дело в том, что ее электропривод заклинило, и вся аппаратура оказалась запертой в багажном отсеке, отделенном от салона железной сеткой. Помогли очередная перезагрузка и несколько пинков по двери. Постепенно дорога сильно ухудшилась, из-под снега то и дело выступали острые камни и валуны. Размеры последних все увеличивались, вот уже и «шишига» не все из них берет с первого раза. К чести Discovery, он перестал нам преподносить проблемы и продирался через огромные валуны, которые скрежетали по днищу и рычагам без каких-либо последствий. Правда, ехали мы крайне осторожно, последними в колонне, а ГАЗ и УАЗ ускакали далеко вперед. Внезапно упираемся в стоящий УАЗ. Алексей Мочалов с самыми худшими предположениями подходит к водителю и вдруг понимает, что тот просто-напросто заснул за рулем. Вид у него такой (люди не спали уже три ночи), что сложно понять, который из трех егерей за рулем – лица у всех одинаково серые и мятые. Снова двигаемся вперед, но тут вновь разбортировалось колесо – пропорота боковина. Менять его не на что, продолжаем ехать на ободе. Одновременно УАЗ пробивает картер двигателя очередным камнем. Его берет на буксир «шишига». Таким образом двигаемся оставшиеся пятнадцать километров до поселка Куморы.
Там нас приютил и накормил директор местной школы. Первый раз за много дней мы спали в помещении: в кабинете (между прочим, литературы), на постелях, в тепле и сытые.
Пока все спали, Андрей Леонтьев занимался ремонтом колес. Наиболее «живое» отвезли местным кулибиным в Новый Уоян – это в восьмидесяти километрах от Кумор, где его залатали с помощью «грибка». Но, когда колесо поставили на Land Rover, стало ясно, что оно по-прежнему спускает, причем очень активно, ехать на таком нельзя. А нам всего-то и нужно, что добраться до Северобайкальска, куда должны прислать запаску с первого Discovery, оставленного в Улан-Удэ.
Снова снимаем колесо и везем его в гараж одного из аборигенов, где в родное 19-дюймовое колесо вставляем старую 16-дюймовую камеру от «Нивы»! Ничего другого в поселке нет. Грузовые камеры слишком велики, а из легковых максимальный диаметр имеет «нивская». Местные ребята из гаража очень ловко разобрали, а потом собрали колесо, имея под рукой только кувалду.
Этот гибрид английской инженерной мысли и русской смекалки честно проехал целых восемьдесят километров до Нового Уояна – небольшого, но вполне благополучного бамовского поселка. А на заправке этого славного населенного пункта колесо засвистело и окончательно сдулось. Едем в уже известный нам шиномонтаж, по пути звоним мастеру, время-то – час ночи! Через полчаса к нам приезжает ученик 7-го класса Валера, помогающий мастеру бортировать колеса. Мальчик оказался искусней мастера и за полчаса разобрал-собрал нам новое колесо на самопальном станке. Где не хватало физической силы, он использовал все килограммы своего отнюдь не большого веса, прыгая на колесе. Удивительно, но его точно такая же, как и та, что привезла нас в Уоян, камера от «Нивы» доехала до самого Северобайкальска и спустила уже на стоянке гостиницы, едва мы остановились!
Утро началось с визита в аэропорт, где мы встречали нашу запаску, снятую с первого автомобиля, оставшегося в Улан-Удэ. Теперь мы можем с уверенностью заявлять, что покрышка Good Year MT/R вместе с родным диском весит тридцать три килограмма. Старую, покрытую грыжами, играючи забрасываем на багажник. Смешно, но, когда ставили новое колесо, то у нас сломался домкрат, и машина грохнулась на асфальт. Следующая цель – Улан-Удэ, финиш экспедиции!
А все кончается
Discovery бодро везет нас по асфальтовой дороге Иркутск – Улан-Удэ, мы третий раз за всю поездку видим Байкал, вокруг которого едем вторую неделю, и внезапно у нас прямо на серпантине глохнет машина. Мы ругаемся, просто-таки страшно ругаемся (естественно, с использованием ненормативной лексики), чтобы местные духи оставили нас наконец-то в покое, и внезапно понимаем, что последний раз заправлялись в Жигалове, и было это больше суток назад. При этом датчик показывает 2/3 бака. Все очень просто: датчик завис, топливо кончилось, система завоздушилась. Как назло, с собой нет ни одной канистры: мы их подарили егерям. За топливом пришлось ездить на попутке два раза. Выяснилось, что требуется минимум 15 литров топлива для запуска «обсохшего» мотора. В конце концов Discovery завелся и остальные пару сотен километров не доставлял нам никаких хлопот. Так мы и финишировали в УланУдэ – уставшие, невыспавшиеся, но все-таки очень довольные, что сделали это.
фото и текст: Александр ДАВИДЮК
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.