Патронов не считать!

60 лет спустя. Высадка десанта в глубокий тыл финских войск

Трендом последних лет стали поездки по городам и весям родной страны. Подросло и встало на ноги поколение людей, родители которых во времена СССР увлекались турпоходами. Тогда они посмеивались над чудачествами «предков», но, когда выросли, оценили мудрость своих родителей. Кроме красот природы в поездках по нашей стране есть ряд несомненных плюсов: отсутствует языковой барьер да и менталитет местных жителей более понятен

Поддались «зову крови» и мы. Однако хотелось не банального растительного отдыха на берегу водоема, а чего-то экзотического, с элементом авантюры. Очень кстати пришлось предложение приятеля, который увлекается военной историей, – он предложил махнуть на Карельский перешеек, в места былых боевых действий. Поковыряться в земле, своими руками пощупать «эхо войны», почувствовать на своей шкуре работу поисковиков, о которых то и дело рассказывают по телевидению. Задачи найти какой-нибудь «железный крест с мечами» не ставилось, но если попадется чтонибудь интересное из предметов быта тех времен, то подобным трофеем, добытым собственными руками, можно с гордостью украсить книжную полку.

На чем едем?

Приятель, втравивший нас в эту авантюру, вместе с женой должен был ехать на собственном пикапе Nissan Navara с дизельным мотором, ну а мы с напарником в качестве экспедиционного транспорта выбрали Volkswagen Touareg также с дизельным 3-литровым двигателем, который нам любезно одолжили в московском представительстве компании. Выбор Volkswagen Touareg был не случаен: осознавая, что мы едем в места, где вместо дорог одни направления, можно было бы выбрать какой-нибудь классический внедорожник рамной конструкции с неразрезными мостами и зависимой подвеской.

Однако до места назначения полторы тысячи километров, которые хотелось пройти быстро и не вытрясти при этом душу, как на внедорожнике с неубиваемой подвеской. Как раз Volkswagen Touareg с пневмоподвеской прекрасно сочетает в себе качества автомобиля для дальних марш-бросков и машины с серьезным внедорожным потенциалом, ведь при помощи пневмоэлементов в подвеске в случае необходимости дорожный просвет можно увеличить до 30 сантиметров! Ну а наличие дизельного двигателя под капотом хоть и не позволяло сэкономить на стоимости горючего (ведь дизтопливо практически сравнялось в цене с «95-м» бензином), зато вселяло надежду на меньшую прожорливость мотора. Забегая вперед, скажем, что надежды наши оправдались, и средний расход при движении по трассе со скоростью около 120 км/ч составлял порядка 8,8 л на 100 км.

Первый сюрприз нас ожидал, когда мы начали собирать вещи. Сразу стало ясно, что цивилизованный отдых в гостиницах на всем готовеньком нас избаловал. Вроде бы старались брать только самое необходимое, однако ухитрились не только под завязку набить багажник, но и завалить большую часть заднего сиденья всяким скарбом. Как наши родители ухитрялись уходить на неделю в лес с одним рюкзачком, уму непостижимо! Правда, изрядную часть нашего багажа составляли запасы провизии, и тут мы, похоже, пожадничали – большую часть продуктов съесть мы так и не успели. Зато, как потом выяснилось, питьевой воды надо было брать гораздо больше – ведь посреди леса мы ей и умывались, и готовили на ней. Промашку пришлось исправлять по дороге.

Но вот все вещи уложены, и пришло время отправляться в дорогу. Ехать решили в ночь, и, встретившись на заправочной станции (где пришлось докупить забытый в спешке атлас автодорог), мы двинулись в путь. Пристроившись в кильватере Nissan Navara, мы поехали по трассе М10 Москва – Питер. Честно сказать, этот выбор маршрута нам не очень понравился.

Как в кино

Неприятно поразила загруженность трассы даже посреди ночи большегрузными фурами, которые шли сплошным потоком в обе стороны. Кроме того, складывалось ощущение, что все водители-дальнобойщики только что пересмотрели фильм «Конвой» и считают себя королями дороги. Кроме себе подобных, других участников движения они просто игнорируют. Совершенно в порядке вещей, когда водитель тягача с фурой отъезжает от обочины, не включив поворотник и не глядя в зеркала, отчего все более мелкие автомобили вынуждены бросаться врассыпную – хоть на встречную полосу. Или когда у тебя, идущего по левому ряду со скоростью 120 км/ч, на хвосте повисает фура и начинает сгонять дальним светом.

Под утро, когда мы уже свернули с трассы в сторону Петрозаводска, было принято решение сделать крюк в сторону Ладожского озера, чтобы передохнуть после этой нервной ночи. Разбив лагерь посреди песчаных дюн, мы заодно хотели попрактиковаться в работе с металлоискателем, так как во время войны бои велись и на побережье Ладоги. Побродив часок по окрестностям, мы вдоволь накормили местных комаров и выкопали пригоршню стреляных гильз. Ковыряться лопатой в песчаных дюнах нам понравилось – это было легко и просто, и казалось, что и дальше будет также. Как мы ошибались! Впрочем, обо всем по порядку.

Встречи в пути

Отоспались на свежем воздухе всласть, и оттого на следующий день выбрались на мурманскую трассу М18 лишь во второй половине дня. Дальше все было просто: двигаться надо было строго на север. Сама трасса производила странное впечатление. Роскошные ее участки, которые сделали бы честь любому немецкому автобану, периодически сменялись кусками откровенно разбитой дороги, имевшей лишь по ряду в каждую сторону. Мы в «Туареге» чувствовали себя вполне комфортно и о разбитости дороги могли судить, лишь наблюдая за отчаянной артикуляцией заднего моста Nissan Navara, который шел перед нами. Так что о своем выборе автомобиля мы ничуть не пожалели.

Зато пару раз пожалели заезжих иностранцев, которые, трогаясь в путь, явно не до конца понимали, что их ждет по эту сторону границы. Так, со стороны Питера двигалась колонна автокемперов с финскими номерами, большая, машин двадцать. Причем самых разнообразных – от последних моделей, сверкающих лаком и хромом, до заслуженных ветеранов выпуска годов семидесятых. Можно себе представить какофонию внутри подобного дома на колесах, когда он движется по такой разбитой дороге: кузов машины поскрипывает, в шкафчиках бренчит посуда, где-то что-то дребезжит… В общем, жаль и саму машину, и ее пассажиров.

На закат

Хотя еще больше нам стало жаль встретившихся заезжих финнов на двух мотоциклах BMW. Каково им было трястись по этим рытвинам, судорожно вцепившись в руль? Спору нет, трассу М18 делают, свидетельством чему встречающиеся отрезки по-западному хороших автобанов, причем делают с размахом и запасом, об этом можно судить по отсыпанным будущим развязкам. Но работы здесь – непочатый край, так что терпеть придется еще не один год.

Солнце стало клониться к закату, но, так и не дойдя до горизонта, зависло низко над землей, причем прямо по нашему курсу. Так последние несколько сотен километров были сущей пыткой; не помогали ни опущенный противосолнечный козырек, ни темные очки. Вроде откинешь голову так, чтобы видеть дорогу под краем козырька, однако стоит машину тряхнуть на очередной неровности, как получаешь по глазам порцию ослепительного красно-оранжевого света. Но вот уже развилка на Лоухи, и мы сворачиваем влево, в сторону пункта нашего назначения – городка Кестеньга. Солнце перестало нас мучить, и тут мы с ужасом осознали, что уже почти утро – в условиях белых ночей организм совершенно путается во времени. Решив хоть пару часиков вздремнуть прямо в машине, сворачиваем с дороги в сторону мелькающего за деревьями озера.

Здесь кто-то был

Остановившись через сотню метров на берегу и выйдя из машин, мы понимаем, насколько близки к цели нашей поездки. Прибрежная полянка завалена отходами промысла копателей – там и тут валяются какие-то железки и предметы, которыми пренебрегли профессиональные охотники за трофеями. О том, что работали профессионалы, можно было судить по основательности подхода к задаче: окрестности лужайки были изрыты шурфами метра по полтора глубиной. Копали здесь не день, не два и даже не один год, судя по возвышающейся пирамиде из проржавевших консервных банок времен войны. Мы тогда еще не знали, что очень скоро подобные банки станут нашим проклятием.

А вот и власть

Проснувшись, решили двигаться дальше. Вырулив из кустов на дорогу, мы ухитрились сделать это буквально перед носом милицейского бобика, который куда-то мирно катил по своим делам. Кто из нас удивился больше, сказать трудно. Милиция остановилась, мы тоже, слегка поодаль. Ну, думали, сейчас пойдут расспросы, кто мы, куда путь держим и чем в этих краях собираемся заниматься. Однако местные представители власти не решились терзать вопросами столичных гостей на дорогих машинах. Постояв вдалеке минут десять, милицейская машина отъехала.

Мы тоже тронулись. Пришло время сворачивать с дороги и углубляться в лес. У нас на руках была современная карта и план боев в этих краях, однако одно с другим плохо стыковалось. Несколько раз мы сунулись на уходящие в сторону дороги, но приходилось возвращаться, так как через пару десятков метров по этим дорогам можно было проехать лишь на гусеничном тракторе. Проезжим оказался лишь путь, пролегавший сквозь примету близкой цивилизации – огромную местную свалку. Уткнувшись через какоето время в железнодорожные пути, мы поняли, что этой дорогой периодически пользуются. Рядышком лежало хитроумное приспособление для переезда через рельсы: две деревянные шпалы, в которых были вырублены дырки под рельсы. Главное, не забыть их убрать с путей после пересечения железной дороги.

Углубляясь все дальше в лес, мы наслаждались красотами природы и полной оторванностью от цивилизации. Вокруг ни души, даже сотовые телефоны не работают. МТС перестал ловиться, стоило лишь свернуть с мурманской трассы, а «Билайн» так еще раньше: последний раз телефон находил сеть километров 500 назад.

Volkswagen Touareg показал себя универсальным автомобилем, который одинаково хорошо ведет себя в городе, на трассе и бездорожье. Если бы у нас с собой был комплект колес с более «зубастой» резиной, мы бы продвинулись еще дальше в нашей авантюре. Из мелочей, необходимых в подобных поездках, мы ощутили потребность в сдвоенных солнцезащитных козырьках и розетке на 220 вольт – все это есть в списке опций для данной модели, но не было на нашей машине.

Nissan Navara, обладая достаточным комфортом, грузоподъемностью и приемлемой проходимостью, также вполне подходит на роль экспедиционного транспорта. Пространства в салоне хватит для организации двух спальных мест, а грузовой отсек без проблем примет необходимый в путешествии багаж.

Дальше хода нет

Наше продвижение в глубь леса остановила череда луж, последнюю из которых, самую большую, украшало несколько гранитных валунов, разбросанных прямо по центру водной преграды. Можно было рискнуть и попытаться форсировать ее ходом, но дно глинистое, а дорожная резина, в которую был «обут» Touareg, на глине чувствовала себя неуверенно, в чем уже пришлось убедиться. Напороться брюхом машины на эти валуны нам совсем не хотелось: только до ближайшей асфальтированной дороги несколько десятков километров, а сколько до ближайшего сервиса Volkswagen – лучше уж вообще не думать.

Так что вернулись чуть назад и, отыскав уходящую вбок дорожку, встали на ней лагерем. Между нами и основной лесной дорогой оказался небольшой перелом, и, так как мы дорогу не видели, то полагали, что и нас никто не видит. О степени нашей наивности мы узнали буквально через день. Стоило нам отправиться исследовать окрестности на одной из машин, оставив в лагере единственную женщину, как к ней на огонек заглянули проезжавшие мимо аборигены. Первое, что они спросили: «А где вторая машина?» Впрочем, местные жители были вполне дружелюбны. Презрительно взглянув на наши разложенные скромные трофеи, они похвастались парой свежевыкопанных эсэсовских петлиц и рассказали, что местные скупщики дадут за них тысячи три, поэтому будет на что осенью детей в школу собрать. Главным сюрпризом в рассказе местных оказалось то, что мы находимся совсем не там, где рассчитывали.

Где это мы?

Накануне мы долго водили пальцами по картам, разбираясь в хитросплетении лесных дорог, которые на каждой из карт выглядели по-разному, и большинством голосов вычислили наше примерное местонахождение. Увы, более точного способа определения координат не нашлось, тут сказался любительский уровень подготовки. Местные же спустили нас с небес на землю. Оказалось, что мы не так далеко забрались, как полагали, и погрешность в определении нашего местоположения – несколько десятков километров.

Впрочем, это было не принципиально. На многие километры вокруг все являлось ареной боевых действий на протяжении нескольких лет. Судя по косвенным признакам, мы оказались в глубоком тылу позиций финской армии. Это имело ряд несомненных преимуществ. С одной стороны, сводился к минимуму риск выкопать чьи-то кости или неразорвавшийся снаряд. С другой, там, где люди обитали несколько лет, должны были сохраниться и какие-то материальные следы их пребывания. Следов оказалось достаточно, правда, довольно специфичных.

Банки, банки

Такое ощущение, что в тылу солдаты только и делали, что ели. Причем не здоровую пищу из полевой кухни, а сплошные консервы. Самая распространенная наша находка – ржавая консервная банка. Буквально за день мы стали разбираться во всех их разновидностях: от больших банок из-под чего-то вроде повидла до продолговатых алюминиевых баночек от селедки. По самым скромным подсчетам было выкопано около трехсот консервных банок. В какой-то момент мы пожалели, что не находимся на месте лагеря войск Наполеона – в те времена хоть консервов не было. Это изрядно расхолаживало: начав копать на очередной писк металлоискателя, ты уже внутренне настраиваешься, что это всего лишь очередная консервная банка. Как правило так оно и оказывалось.

Иногда, разнообразия ради, нам попадались крышки от кастрюль и сплющенные ведра. Второй по популярности находкой были патроны – пистолетные и винтовочные, россыпью и нераспечатанными пачками. Разбросано их вокруг было столько, что очень скоро их перестали не только считать, но и просто обращать на них внимание. Из сколь-либо нестандартных находок можно вспомнить лишь монету в 10 финских марок, непонятную пластину с выдавленным на ней профилем головы финского солдата да пустую пулеметную ленту, которой после консервных банок так обрадовались, что набили ее пустыми гильзами и начали с ней фотографироваться.

Сказать по правде, заниматься поисками надоело нам довольно быстро, тем более что копать в лесу совсем не так легко и просто, как в ладожском песочке. Здесь почву укрывал сплошной переплетенный слой мха и корней, так что землю приходилось не столько копать, сколько рубить.

Дни донора

К тому же нас поедом ели кровососущие насекомые. Днем, на солнышке, это были слепни, ближе к вечеру – комары, ну а мошка питалась нами круглосуточно. Неприкрытые части тела мазались всевозможными кремами, одежда периодически орошалась аэрозольными репеллентами, голову прикрывала противомоскитная сетка, тем не менее эти крылатые твари ухитрялись найти незащищенное место, в которое радостно и впивались. Насекомых можно понять – в ближайших окрестностях, кроме нас, кусать им было некого, вот только последние следы от их укусов зажили месяца через два после возвращения. Когда мы поняли, что норму по сдаче донорской крови уже выполнили, решили возвращаться обратно в Москву. Приятель с женой захотели еще немного задержаться, и мы, оставив им коробку так и не тронутой провизии, налегке отправились в путь.

Так как отпала необходимость двигаться колонной, подстраиваясь под более медленный Nissan Navara, было решено проделать весь обратный путь одним рывком, без остановки на ночлег. Выбрали мы альтернативный маршрут, о котором подумывали еще дома. Согласно расчетам системы «АвтоТрансИнфо» это самый короткий путь в Карелию и обратно, правда, бывалые люди предупреждали, что состояние дорожного полотна там хуже, чем на питерской трассе, но неприятные воспоминания о ней были еще свежи, так что решено было рискнуть.

Мы свернули с мурманской трассы на Медвежьегорск и двинулись по северу Онежского озера курсом на Вологду по дороге с номером Р5. Действительно, дорога здесь не идеальная, хотя много лучше, чем отдельные участки мурманской трассы, да и само шоссе узкое, по одному ряду в каждую сторону. Но все недостатки компенсируются очень слабым движением. Причем настолько, что пару раз приходилось объезжать разлегшихся прямо посреди дороги собак и кошек, которые вечером вышли погреться на теплом асфальте, совершено не опасаясь попасть под колеса. Ну а где-то часов после трех ночи мы оказались едва ли не единственной машиной на дороге, все остальные встали на ночлег по обочинам.

В пути мы старались заправляться лишь на АЗС известных брендов. Однако от одной приличной заправки до другой может быть пара сотен километров. Кроме того, не все АЗС, которые обозначены на дорожных картах, уже введены в эксплуатацию. Дизтопливо в Карелии где-то на рубль дороже, чем в Москве, а самая дешевая солярка в Вологодской и Ярославской областях дешевле Москвы все на тот же рубль. Видимо, сказывается близость Ярославского НПЗ.

Дорога домой

Это позволило нарастить темп, но приходилось быть внимательным: то несколько десятков километров несешься по свежеасфальтированой дороге, а потом она сменяется участком, больше похожим на минное поле. Попался даже кусок трассы, начисто лишенный покрытия вообще, там как раз шли дорожные работы. Судя по количеству шедших нам навстречу машин с номерами 51-го региона (Мурманская область), местные жители также предпочитают ездить именно этой дорогой. Одно плохо – скучно. Радиоприемник лишь иногда пытается зацепиться за единственную станцию во всех диапазонах волн, песни, залитые в iPhone, уже давно надоели, так что остается развлекать себя леденцами, купленными на заправке, да сигаретами – до горечи во рту.

Потихоньку начиналось утро, народ проснулся и выехал на дорогу. И тут обнаружился один просчет. Предвидеть его мы не могли, но впредь постараемся такой ошибки не повторять. После Ростова трасса М8 проложена по холмам, где крутые спуски сменяются затяжными подъемами, на которых начинают «зависать» грузовики. Дорога узкая, со сплошной разделительной, а на вершине ближайшего холма, как водится, бдят гаишники, зарабатывающие в складках местности себе на завтрак. Этот вялотекущий ужас длится несколько десятков километров, так что если решите ехать этой дорогой, постарайтесь проскочить данный отрезок затемно, часов до шести утра. Если бы не эта часть пути, наш личный рекорд – из Карелии до Москвы за 20 часов – можно было бы еще улучшить.

Благодарим российское представительство компании Volkswagen за предоставленный автомобиль


текст: Алексей ХРЕСИН
фото: Андрей СОРОКИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 апрель 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты