Это сладкое слово «колеса»

Начальным этапом подготовки любого автомобиля к ралли-рейду является выбор колес

Альфой и омегой проходимости автомобиля, начальным этапом его усовершенствования является не грозный «обвес», не мощная и быстрая лебедка, не предмет с ругательным названием «хай-джек» и другие хитрые офф-роудные аксессуары, а просто разумный выбор колес и умение реализовать их конструктивные возможности. Об особенностях выбора колес, их экспслуатации и применении приспособлений для повышения проходимости стандартного автомобиля мы и поговорим в этом материале

Для начала необходимо выяснить, зачем люди озадачиваются реобретением внедорожника.

Ну, во-первых, для профессионального использования в областях, где в полной мере должны реализоваться его «вездеходные» возможности. Ярким примером такого использования является эксплуатация внедорожников военными, лесниками, геологоразведчиками и нефтяниками…

Во-вторых, автомобиль повышеной проходимости необходим тем, чье хобби связано с преодолением бездорожья: охотникам, рыбакам и просто любителям активного отдыха в удалении от населенных пунктов и дорог общего пользования.

И в-третьих, конечно, чисто семейные проблемы – строительство дачи, необходимость частенько перевозить габаритные грузы или просто домашних любимцев – рано или поздно ставят человека перед выбором между минивэном и крупным «джипом».

Известно, что современное дорожное строительство в России сильно отстает от, например, европейского. Зачастую усилия наших дорожных служб в сложных климатических условиях суровой российской зимы и любого другого времени года делают наличие полного привода обязательным условием для уверенного движения на дачный участок, по загородным дорогам и просто к своему парковочному месту во дворе.

Ну и, наконец, нельзя сбрасывать со счетов и социальную сторону жизни… В России статус человека в немалой степени определяется тем, насколько солидный у него автомобиль. Внедорожник по определению более крупный по размерам, более солидный при взгляде со стороны и более дорогой, чем седан таких же размеров. Поэтому часто большая машина покупается для придания ее владельцу большего общественного статуса.

Существуют и другие причины покупки полноприводной машины, но независимо от них часто владелец внедорожника осознает, что возможностей его абсолютно стандартного автомобиля недостаточно для уверенного проезда к заманчивой опушке леса на пикник после дождичка, в отдаленную деревню, к удаленному участку трубопровода, лосиной кормушке или к любимому месту рыбалки в весеннюю распутицу. И тогда он задумывается, как сделать так, чтобы его любимец стал лучше ездить.

Разберемся в сути вопроса

Прежде чем приобрести колеса, попробуйте определить, как часто понадобится съезжать с дороги с твердым покрытием и насколько тяжелое бездорожье вам придется преодолевать, съезжая с асфальта.

Вариантов может быть несколько: постоянная эксплуатация авто на тяжелом бездорожье, путешествия вдали от цивилизации в глухих безлюдных лесах российской глубинки, поездки на дачу с проблемой «последней мили» или же выезды по выходным на природу для употребления шашлыка и игры в бадминтон на свежем воздухе.

В этих случаях выбор колес окажется разным. Не секрет, что резина выпускается различного назначения. Весьма грубо мы разделим ее на несколько видов. Шоссейная, универсальная, внедорожная и экстремально внедорожная. Особняком в этой условной классификации стоят зимние шины.

С шоссейной все ясно. Она должна хорошо ехать по асфальту. И только. Никаких особых возможностей на бездорожье от нее никто не требует. Она их и не имеет.

Универсальная вбирает в себя качества каждого типа, но проигрывает любой специальной в ее среде. Поэтому, если съезды с хороших дорог редки и непродолжительны и преодоления тяжелого бездорожья и посещения мест, куда не «ступало» колесо, не планируется, то не имеет смысла обувать специальную грязевую резину, которая кроме более высокой цены отличается повышенной шумностью, худшей управляемостью и высокой степенью износа протектора на твердых покрытиях.

Экстремально внедорожная как правило вообще не рассчитана на хоть сколько-нибудь нормальную эксплуатацию на дорогах с твердым покрытием. Но она готова везти вас в любое бездорожье.

Теперь в двух словах о несложных и очень действенных способах увеличить проходимость авто на тех колесах, которые у вас уже есть. Первый и очень действенный – стравить воздух. Подспущенное колесо едет значительно увереннее. По любым грунтам. Нередко таким способом вы можете просто начать движение на казалось бы безнадежно застрявшем автомобиле. И второй способ, еще более действенный, но требующий спецоборудования и некоторых навыков – это цепи. Они имеют много достоинств: при движении по дорогам общего пользования автомобиль передвигается на наиболее подходящих для этого шинах, а в ситуации, когда возникнет необходимость преодолеть бездорожье, после монтажа цепей ваши штатные колеса получают возможность легко цепляться за грунт и становятся по-настоящему внедорожными. В том смысле, что ехать на цепях по твердому покрытию не рекомендуется вообще, а вот в условиях бездорожья можно творить чудеса. Видов цепей много, и если вы в первый раз оказываетесь перед проблемой выбора, то обращать внимание надо в первую очередь на размеры колеса автомобиля с тем, чтобы приобрести цепи соответствующего размера. Традиционные металлические цепи и их современные пластиковые аналоги несильно отличаются по проходимости. Единственное важное различие: металлические цепи существенно долговечнее и крепче.

Несколько слов о резине

Резину шоссейную мы рассматривать в этой статье не будем. Это тема для отдельного разговора.

Универсальная резина (так называемый класс АТ– Аll Terrain) выпускается практически всеми известными производителями шин. Их основное отличие – хорошие дорожные качества на твердом покрытии и неплохое поведение там, где дорога заканчивается. У этих шин развиты грунтозацепы и канавки для отвода воды из пятна контакта, они меньше «замыливаются» на глинистых почвах. («Замыливание» – свойство грунтозацепов колеса забиваться фрагментами грунта, превращаясь в «гоночные слики», совершенно бесполезные на бездорожье.)

Для неискушенного потребителя разница в марке шины определяется, как правило, нюансами, которые не могут существенно повлиять на свойства и возможности автомобиля в обычных условиях, но при правильном выборе могут быть приятным подспорьем в трудную минуту.

Если же вам предстоит провести отпуск в труднодоступном районе или на многодневной рыбалке, куда проехать можно только по лесовозным или тракторным колеям, то стоит купить себе еще один комплект колес специально для подобных выездов, причем сразу вместе с дисками. Специальные шины для бездорожья и офф-роуда обычно маркируются индексом MT (Mud Тerrain). Сейчас в продаже много колес МТ, в том числе небольших размеров.

Ну а про экстремально внедорожные колеса мы упомянем совсем коротко. Они есть. Мы еще не раз вернемся к их обсуждению в будущем, а пока только напомним, что это колеса, созданные для бездорожья и только для бездорожья. В отличие от описаных выше, они почти не умеют передвигаться по дорогам общего пользования с твердым покрытием, а иногда твердое покрытие им просто противопоказано.

Размер имеет значение

Нам доподлинно известно, что. чем колеса больше, тем они проходимее. Дело не только в увеличении дорожного просвета, хотя и это очень важно, а еще и в существенном увеличении площади пятна контакта с грунтом. Большое сдутое колесо – это почти гусеница. А гусеница – это то, о чем мечтают тысячи застрявших «джиперов», хаотично раскиданных по бескрайним просторам нашей внедорожной Родины. Однако экспериментировать с колесами большего, нежели штатный, размера человеку, не желающему делать из автомобиля внедорожного монстра, надо очень осторожно. Такая резина может цепляться за детали кузова и подвески, срывая при этом брызговики и подкрылки, заметно влиять на динамику автомобиля, а также негативно отражаться на надежности ходовой части и трансмиссии.


текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
Алексей ПЕДЯШ
фото: Алексей МЕНЬШЕНИН
Мария ГОРШКОВА
архив редакции

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 апрель 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты