В линейке продукции Audi модель Q5 не первая, на которой автоматическая коробка типа DCT (в ингольштадтской терминологии S tronic) вытеснила АКП классической конструкции. Однако именно на Q5 разработчики впервые установили S tronic продольно
Поперечное расположение силового агрегата уменьшает габаритную длину коробки. Необходимо это для последовательной компоновки двигателя и КП: расположению их в подкапотном пространстве в один ряд. Решение данной задачи отработано давно: вместо одного выходного вала предусматривают два, это применимо ко всем типам КП, за исключением агрегатов с «планетаркой» или вариатором.
В случае с Q5, силовой агрегат которого размещен продольно, задача была поставлена обратная: не укоротить, а удлинить коробку. Разработчики просто-напросто «выкинули» один из выходных валов, а все ведомые шестерни разместили на оставшемся. «Длинная» коробка дешевле в производстве и не сильно «портит» развесовку.
Считаем до двух
К слову, ведущих валов в «длинной» коробке DCT столько же, сколько и в «короткой», – два. Что же касается такого термина, как «вальность КП», – по-обывательски он обычно выводится простым подсчетом физически наличествующих валов в КП, – как «короткий» S tronic, так и «длинный» представляют собой двухвальные конструкции. Правильная арифметика такова: к количеству пар шестерен, трансформирующих момент на отдельно взятой передаче переднего хода, прибавляем единицу.
Помимо автоматического режима управления S tronic, предусмотрен и автоматизированный – водитель выбирает ступени подрулевыми переключателями или селектором, а электроника дает команду исполнительному механизму. В этом случае при прочих равных разгон будет быстрее, чем на «механике». Передач переднего хода в S tronic семь, а доступна коробка в паре с тремя из четырех двигателей: 3.2 FSI, 3.0 TDI и 2.0 FSI.
Легкий случай
Ревизии подверглась не только схема редуктора коробки передач с двумя сцеплениями. Под горячую руку попал и привод переднего моста. На Audi Q7 за передачу мощности отвечала – среди прочих элементов – зубчатая цепь. Проектируя трансмиссию Q5, от этого элемента решили избавиться. Но каким образом обеспечить соосность ведомой шестерни узла привода и ведущей шестерни главной передачи переднего моста? Поразмыслив, решили обойтись и вовсе без соосности. В этом случае доставить мощность к переднему мосту можно двумя путями: ввести в конструкцию привода карданный шарнир (один или два) или вместо шестерен с параллельными осями применять пару с перекрещивающимися осями. Остановились на втором варианте. То есть при изготовлении шестерен привода нарезают зубья не на цилиндрических «болванках», а на заготовках в форме гиперболоида вращения. Стало быть, в трансмиссии Audi Q5 наличествуют три гипоидные передачи: две главные пары – в каждом из мостов, и еще одна – элемент привода переднего моста. Оси шестерен привода перекрещиваются под углом 7,2 градуса. На современных автомобилях такое решение – редкость.
В отличие от истории с «удлинением» коробки конструкторское исполнение шестерен привода переднего моста не выглядит оправданным на «все сто». Можно, конечно, рассуждать о выигрыше в габаритах, об уменьшении количества элементов конструкции, о затратах на изготовление и сборку, об уменьшении потерь на трение и как следствие – о повышении КПД… однако есть большие подозрения, что ветер дует из отдела маркетинга. Слишком уж часто нестандартные технические решения внедряют с целью повышения «высокотехнологичности» автомобиля. Если и на сей раз дело обстоит именно так, то менеджерам, работающим в шоу-румах, придется попыхтеть над изобретением доступной массам экспликации про загадочный гиперболоид.
Автоматическая 7-ступенчатая коробка передач с двумя сцеплениями – S tronic – автомобиля Audi Q5
(«легенда» относится и к верхнему, и к нижнему рисункам)
текст: Сергей АРБУЗОВ
иллюстрации: фирмы-производители
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.