От Москвы до самых до Дакаров

Автопробег из столицы России в столицу Сенегала. Часть вторая

В предыдущей части повествования российские путешественники, участники экспедиции Saharachallenge, пересекли Атласские горы, вышли к берегу Атлантического океана, затем двинулись на восток, в Сахару, а после этого им предстояло углубиться в саванну Западной Африки.

Ниоро-дю-Сахель — первый город Черной Африки, который путешественники встречают по пути из Сахары на юг. Термин «Черная Африка» отражает этнический состав населения: если в Мавритании, где основной ландшафт — пустыня, живут преимущественно народы так называемого Магриба — берберы, туареги и другие, то южнее, в Мали и Сенегале, в зоне саванн, обитают негроидные расы: малинке, бамбара, волоф, фульве, сараколле и другие.

Африканские города

Побывав в Ниоро, можно получить представление о том, как выглядит большинство городов Западной Африки: асфальт покрывает только центральные улицы, на которых расположены офисы банков, государственные учреждения и воинские части. Крупных магазинов практически нет. Вся торговля проходит в мелких лавочках и с лотков, а то и вовсе товар разложен прямо на земле.

Дома в основном одноэтажные, построены из самана или бетона. Отопления нет, как, впрочем, и вентиляции, которая здесь, кстати, не помешала бы.

Несмотря на то что зимой температура воздуха здесь около 250 С, местные жители кутаются в теплые одеяния. Разговаривая с полицейским, одетым в долгополое драповое пальто, я спросил, не жарко ли ему. «Холодно!» — ответил он.

В путеводителях отмечено, что за Ниородю-Сахель в сторону Бамако около 500 км отвратительной дороги. Однако всего через 70 км после выезда из города мы попали на отличную новенькую магистраль, построенную на деньги Евросоюза, которая соединяет столицы Мавритании и Мали. Шоссе платное, но сумма смехотворно мала: за 450 км надо отдать чуть больше одного евро.

Когда на саванну начали спускаться сумерки, мы свернули с шоссе, чтобы провести ночь на природе среди величественных исполинов-баобабов, возвышающихся над кустарниками и прочими деревьями.

Ночи здесь теплые, как в южной степи Евразии летом. А утром с небольших возвышенностей можно полюбоваться на бесконечные травяные просторы с пасущимися стадами, и над всем этим висит купол необычайно синего неба.

По мере того, как мы продвигались на юг, ландшафты становились все более насыщены зеленью. Вдоль дорог растут тюльпанные деревья, усыпанные ярко-алыми цветами. Пастбища сменяются бахчами с арбузами, огородами с грядками лука и других овощей. Эти пейзажи свидетельствуют, что меняется образ жизни местных жителей: от кочевого к оседлому. Постепенно мы приближаемся к долине одной из величайших рек Африки — Нигеру (что в переводе с берберского означает «река»). Это третья по длине и площади бассейна река Черного континента после Нила и Конго. Для сравнения надо сказать, что она длиннее и Волги, и Оби. Вдоль Нигера проживают и ведут хозяйство более 150 миллионов человек, и для большинства из них она — единственная кормилица.

Опасно ли в Африке? Этот вопрос мне постоянно задают люди, узнающие, где я уже третий год провожу свой отпуск. Так вот, опасности на этом континенте, естественно, есть. В первую очередь это непривычный для русского человека климат, тропические болезни, ядовитые насекомые и «районы вооруженных столкновений». Но, зная и соблюдая некоторые правила, риск можно свести к минимуму.

Например, оптимальным временем для посещения Западной Африки является зима. Температура воздуха почти такая, как летом в России, и практически нет дождей. К тому же в зимний сезон активность ядовитых насекомых и пресмыкающихся очень низкая — за три путешествия мы не сталкивались с ними во время полевых ночевок, но тем не менее регулярно проверяли одежду и обувь по утрам и вечерам. Районы, неспокойные для туристов, желательно объезжать за 500 километров и предпочитать те места, где ситуация полностью контролируется правительственными войсками и полицией. Ну а от тропических болезней спасают прививки, соблюдение гигиены и традиционные русские «сто грамм» после еды. В профилактических целях мы принимали лекарства и знаменитое средство, изобретенное английскими солдатами для борьбы с малярией, — джин-тоник.

Бамако — город крокодилов

История небольшого рыбацкого поселения Бамако, расположенного на берегу Нигера, прослеживается с начала XVII века. В то время река изобиловала крокодилами, и поселок получил название «Бама ко» — «река крокодилов». Ныне это — большой по африканским меркам, но практически одноэтажный город. Да, здесь есть район престижных особняков, окруженный высоким забором и воротами, есть район посольств, несколько фешенебельных отелей и даже один небоскреб — футуристическое здание Сельскохозяйственного банка в центре, на берегу реки, но в основном город состоит из лачуг, построенных из «банко», — смеси глины, навоза и соломы, крытых тростниковыми циновками.

Еще в Бамако много монументов и памятников. На центральном проспекте установлен допотопный самолет. В местном зоопарке можно увидеть скульптуры динозавров, некогда обитавших здесь. На площадях повсюду памятники охотникам, рыбакам, пастухам, а возле стадиона — африканским «Рабочему и Колхознице», но с олимпийским факелом в руках. Кстати, главный стадион Бамако построен нашими соотечественниками в знак советско-малийской дружбы. Об этих временах напоминает также то, что российское посольство расположено на Ашхабадской улице. С тех самых пор, видимо, когда Ашхабад и Бамако стали городами-побратимами.

От французского колониального прошлого здесь осталось многое, начиная с официального языка и названия денежной единицы и заканчивая преобладанием на улицах продукции автопрома бывшей метрополии. Здесь, как и везде в Африке, на машине ездят еще 30–40 лет после того, как рачительный французский «мсье» продал ее уже тогда видавшей виды.

В центре города, возле небоскреба, Нигер разбивается на рукава. И здесь нам вдруг открылась милая сердцу картина: островок с зеленеющими белоствольными деревцами над голубой водой. Издали было полное ощущение, что мы перенеслись обратно в Россию. Если не смотреть на африканцев, стирающих белье неподалеку, то создается иллюзия березовой рощи на острове посреди Волги.

Африканские духи

В Бамако много базаров. Рынки здесь не только место торговли, но и место общения, обмена новостями и сплетнями. На торгу можно бесплатно прочитать газету: листы раскладывают прямо на песке и прижимают сверху камнями, чтобы не унесло ветром. Кажется, что все население города собирается, чтобы потолкаться на базарах, что, впрочем, не далеко от истины. Группа участников нашего пробега забрела туда, где продавались принадлежности для отправления культа вуду. Тут можно купить тушки птиц, пучки сухих травок, коренья, соломенных куколок, хвосты и лапы животных. Попытка все это сфотографировать чуть было не закончилась рукопашной схваткой с разъяренными последователями этого магического культа. И духи вуду, повидимому, отомстили членам нашей экспедиции: на финише пробега только тем экипажам, кто посещал этот уголок рынка и фотографировал колдовские амулеты, не удалось продать машины: Pajero и «Ниву» пришлось просто бросить.

В Черной Африке наряду с господствующим исламом сильны и местные верования. Здесь много приверженцев одной из старейших африканских религий — йоруба, поклонники которой верят, что в каждом человеке живет его персональный дух. Некоторые этнические группы исповедуют собственные языческие культы, порой весьма экзотические. Например, дагоны, в стране которых мы планировали побывать (но у нас на это не хватило времени), считают, что их предки пришли с Сириуса.

Неинтересно было бы побывать в Африке и не попробовать местной кухни. Однако стоит отметить, что культура приема пищи в общепите здесь такова, что обед для группы из семнадцати человек может затянуться на два-три часа светового времени, так необходимого для перемещения в пространстве. Во-первых, как правило, в кафе и ресторанчиках (кроме расположенных в центре больших городов) нет достаточного запаса продуктов, чтобы накормить такую большую компанию, как наша, и «гонец» бежит за мясом и овощами на ближайший рынок. Во-вторых, сам ритм жизни Африки располагает к неспешности. Здесь считается, что человек, зашедший пообедать, никуда не торопится так же, как и сами местные жители. Технология фаст-фуда не прижилась, и быстро перекусить можно только фруктами или едой, разносимой торговками по улицам. Поэтому днем мы питались в основном «всухомятку»: лепешки, чай, овощи, тушенка. На ужин и завтрак во время ночевок на природе мы готовили обычные русские блюда: супы, каши, макароны по-флотски, а также салаты из местных овощей и фруктов. Но по мере возможности, конечно же, мы старались отведать блюда местной кухни: тажин и кус-кус — в Марокко, рыбукапитана по-бамакански (рыба запекается с мякотью банана) — в Мали, домаду (тушеное с приправами мясо) и жареные бананы — в Сенегале.

Столица Мали стала самой южной точкой нашего маршрута. Отсюда до экватора всего 1300 км. После Бамако колонна экспедиции повернула на запад, к океану. Часто мы останавливались в небольших малийских городках, даже, скорее, больших деревнях. Здесь не то, что в Мавритании, остановившаяся машина с туристами не вызывает ажиотажа среди местных жителей — люди продолжают заниматься своими делами. Тут мало туристов, ведь у страны нет выхода к океану, и, видимо, поэтому местные жители не назойливы в предложении своих услуг.

Практические советы

Марокко
Виза. Попасть в Марокко очень просто. Россияне имеют право на безвизовый въезд в страну. Штамп в паспорте проставляется на границе. Консульский сбор. Нет.

Ввоз автомобиля. Автомобили на границе оформляются таможенниками как транзит — заполняется самокопирующийся трехстраничный бланк с данными на автомобиль — одну часть забирают на въезде в страну, вторую на выезде, а третья остается у вас на память. Если вы не хозяин автомобиля, то запаситесь нотариально заверенной копией доверенности (на французском языке).

Страховка. В Марокко действует «грин-кард», поэтому позаботьтесь, чтобы пребывание в стране входило в срок действия страховки.

Мавритания
Виза. На границе можно получить только трехдневную транзитную визу, которую надо продлевать в Нуакшоте. Имеет смысл получить визу в мавританском посольстве в Москве. Консульский сбор. 40 долларов.

Ввоз автомобиля. На границе вы заполняете обязательство не продавать ввозимую машину и вывезти ее из страны в течение 1 месяца. Кроме оформления этого документа хозяину автомобиля в паспорт ставят штамп с данными машины и не выпустят из страны, если вы будете выезжать без автомобиля.

Страховка. В Мавритании стоимость «автогражданки» на 2 недели — около 30 евро за большой джип, 15 — за «Ниву». Однако можно купить сразу мавританскую страховку и страховку, действительную в странах Западной Африки, которая обойдется в 45 евро.

Таможенный сбор. 10 евро за автомобиль. Обязательно требуйте квитанцию и сохраняйте ее до выезда из страны.

Мали
Виза. Краткосрочную визу можно получить на границе (но требуется ее продление в Бамако), а можно — в посольстве в Москве. Долгосрочные и неоднократные визы россиянам надо получать только в Москве. Также можно получить визу Мали в столицах соседних государств (Мавритания, Сенегал, Буркина– Фасо, Нигер).

Консульский сбор. 40 евро.

Ввоз автомобиля. На машину оформляется декларация о ввозе транспортного средства, в которой делается отметка ближайшего полицейского управления, и этот же документ является свидетельством о регистрации транспортного средства при перемещении внутри страны.

Страховка. Комплексная страховка на все страны Западной Африки стоит от 15 до 45 евро (в зависимости от мощности легкового автомобиля) на 20 дней.

Таможенный сбор. Около 10 евро за машину.

Сенегал
Виза. Получение визы Сенегала сопряжено с некоторыми трудностями. Во-первых, желающий ее получить должен обосновать цели пребывания в стране, иметь туристический ваучер или приглашение от какого-либо лица или организации. Кроме того, желательно бронирование гостиницы, правда, не на весь срок пребывания. После получения от визитера необходимых документов посольство отправляет запрос в Дакар и дожидается ответа. Официальный срок выдачи визы — 3 недели. Получение визы Сенегала в посольствах соседних с ним государств проходит примерно в те же сроки. На границе визу получить нельзя.

Консульский сбор. Около 40 евро.

Ввоз автомобиля. В Сенегал запрещен ввоз для продажи автомобилей старше 5 лет. Страна входит в систему «Карнет дю пассаж», предусматривающую внесение денежного залога за ввоз автомобиля старше 5 лет. На практике для одиночных транзитных путешественников возможно оформление документа на границе (стоимость 50–90 евро за автомобиль). Группы туристов сопровождаются специальным полицейским чиновником.

Страховка. Единая западноафриканская

Гамбия
Виза. У России нет прямых дипломатических отношений с Гамбией; интересы России представляет посольство в Дакаре (Сенегал и Гамбия образуют конфедерацию Сенегамбия), а в России гамбийские интересы представляет Великобритания (Гамбия входит в состав Британского Содружества). Так что в Москве получить визу Гамбии можно в английском посольстве, в соответствии с порядком выдачи британской визы. Месячная туристическая виза получается на пограничных постах (это указано и на сайте МИД РФ).

Консульский сбор. 10 евро. Виза на 24 часа бесплатная.

Ввоз автомобиля. Машину можно ввезти для транзита сроком на 7 дней, о чем оформляется декларация. За последний год Гамбия ужесточила таможенные правила в отношении ввоза машин на продажу: теперь нельзя продать автомобиль гражданину Гамбии без предварительного оформления на таможне и уплаты пошлины, а вот подарить — пожалуйста.

Страховка. Единая западноафриканская.

По саваннам

С территории Мали в Сенегал попасть проще: проволочек при проверке документов тут меньше, чем на границе Мавритании и Сенегала (так пробег Saharachallenge въезжал в страну в прошлом году). Полицейские и таможенники не загружены большим потоком автотуристов, поэтому процедура оформления документов и паспортов здесь прошла на удивление быстро (в экспедициях прошлых лет таможенные формальности на переходе из Мавритании в Сенегал растягивались на девять часов). Сразу после границы находится участок отремонтированного шоссе длиной около ста километров, но в городе Тамбакунда асфальт заканчивается. Такое ощущение, что дорога здесь не ремонтировалась лет двадцать, а то и больше: яма на яме, выбоина на выбоине. Относительно комфортно можно ехать только по обочине, что и делает большинство водителей.

Ландшафты продолжали меняться: вместо саванн с акациями и баобабами потянулись бесконечные леса. И тут участникам экспедиции открылся животный мир Африки: вдоль дорог стоят огромные, в два человеческих роста, термитники, попугаи порхают с ветки на ветку, грифы и цапли встречаются практически на каждом километре, а на шоссе выскакивают стаи обезьян.

Наградой за долгий и трудный путь для нас стало посещение дельты реки Касамансы, которая находится под защитой ЮНЕСКО. Это потрясающе красивое место, где по берегам растут пальмы, а заливы пестрят разукрашенными рыбацкими лодками, выдолбленными из цельного ствола дерева.

Окрестности Зигиншора, у впадения Касамансы в океан, — одна из крупнейших курортных зон Сенегала — Кейпскирринг, где есть международный аэропорт и множество комфортабельных отелей с пляжами на берегу Атлантического океана. Это место облюбовано многочисленными европейскими туристами, отдыхающими в основном зимой, ведь декабрь, январь и февраль — «высокий сезон» на здешних курортах.

Пенсионер-путешественник

Ростовчанин Леонид Михайлович Суховенко стал старейшим участником экспедиции Saharachallenge — ему исполнилось 75 лет. Последние годы Леонид Михайлович много путешествует: на «Ниве» ездил в пустыню Гоби, посещал Алтай и Урал. В африканской экспедиции «Михалыч» ни разу не жаловался на трудности пути и всегда был в числе первых при постановке и сборе лагеря, приготовлении еды, помощи в ремонте автомобилей. Многие участники отмечали, что они были счастливы познакомиться с этим достойным человеком.

Ложка дегтя

Некоторые машины экспедиции находились в плохом состоянии: на разбитых дорогах постоянно выходят из строя амортизаторы и пружины у Mitsubishi Pajero, течет масло из двигателя Nissan. Особенно досталось вазовской «четверке». После приключений в Сахаре и на дороге вдоль океана в Мавритании, описанных в первой части нашего рассказа, у нее начались проблемы с зарядкой аккумулятора. В придорожном автосервисе пришлось заварить крепления тяг, но тут потек шланг привода сцепления и сгорел стартер. Ее экипажу, семейной паре Солдатовых из Зеленограда, приходилось героически ремонтировать машину. В столицу Гамбии — Банжул (конечную точку путешествия для экипажей, возвращающихся в Россию самолетом) она въехала хоть и своим ходом, но трогаться с места ей помогал экипаж из Ростова.

Проблемами с машинами неприятности не исчерпывались. На одной из остановок в пути рыночный воришка стащил у одного из путешественников сумку с документами. Тут мы и познакомились с алгоритмом возвращения на Родину без паспорта. В полицейском управлении Зигиншора нам оперативно (по российским меркам) выдали справку о краже и заверили ксерокопию паспорта. А потом помогли сесть на ближайший самолет в Дакар. Вообще, сенегальская полиция произвела на нас благоприятное впечатление: в провинциальном городе нашлись полицейские, говорящие по-английски, все полисмены оказались доброжелательны, и за три часа были выданы все документы.

На следующий день нам предстояло в Дакаре оформлять «временный документ» в российском посольстве, чтобы успеть на самолет, на который у нас были куплены билеты. Наконец-то все формальности улажены, и мы прощаемся с экипажами Воронина и Кондакова, а те на своих Toyota Land Cruiser начали путь домой своим ходом, который завершился еще через три недели.

Притягательная Африка

Удивительное место — эта Черная Африка. Кажется, что ее жители живут на другой планете, настолько и представления о жизни, и ее уклад отличаются от европейских. Никто никуда не торопится. Люди не слишком обеспокоены завтрашним днем, ибо на все «воля аллаха», и он не оставит в беде. Несмотря на бедность, они умеют украшать свою жизнь яркими одеждами, песнями и танцами, умеют радоваться каждому новому дню.

Экспедиции в такие экзотические уголки всегда тяжелы. Здесь необходимо приспосабливаться к суровым климатическим условиям, терпеть недостаток воды и непривычную, весьма острую пищу. Надо уметь отвлечься от грязи, дорожной пыли и бытовых неудобств и заметить то прекрасное, ради чего мы и отправились в путь: огромный диск солнца над саванной на закате, пение птиц на рассвете, равнины и горы, медленные реки, впадающие в океан бесчисленными рукавами. И каждый год нас снова тянет в Африку, к неспешной жизни африканцев, к бескрайним просторам и красотам природы.


текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: Елена ГОРБАЧЕВА
Светлана ЧУКИНА
Николай ТЕЛЕГИН
Сергей БЕЛОСТОЦКИЙ
Наталья и Виктор СОЛДАТОВЫ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№6 июнь 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты