Первый полный кризисный год завершился прогнозируемым обвалом российского авторынка. В 2009-м дилеры реализовали 1,465 млн машин, что почти наполовину меньше, чем в 2008-м. Впрочем, три бренда сумели очутиться в «зеленой» зоне: Citroеn закрылся с символическим плюсом в один процент, Hummer увеличил продажи на 64%, а легковушки Geely и вовсе разошлись вдвое большим тиражом
Словосочетание «кризисный год» в 2009-м стало одним из наиболее часто используемых в профессиональном лексиконе всех, кто имеет отношение к промышленности и не в последнюю очередь к автопрому. Банкротства, массовые увольнения, закрытие предприятий, катастрофическая нехватка оборотных средств — вот темы, которые были фоном большинства публикаций в мировой и оте чественной автомобильной прессе в прошлом году.
В 2009-м индустрия недосчиталась с десяток тюнингателье, причем не самого последнего ряда, ушел в небытие Pontiac. Saab продолжает балансировать на грани краха, топ-менеджеры Volvo и Hummer учат китайский язык с усердием, которому позавидовали бы жители самой Поднебесной. На российском рынке также одной маркой стало меньше: в прошлом году прекращены продажи Iran Khodro: Samand, бывший когда-то Peugeot, так и не стал народным автомобилем, хотя предпосылки для этого были. Видимо, народ у нас не тот…
Из темного прошлого
К слову, одним из последствий, а точнее, побочных положительных явлений тяжелейшего года, вне всякого сомнения, должно стать повышение уровня культуры потребления (и не только в автомобильной сфере). Ведь это мы с легкостью влезали в очередной кредит, чтобы купить второй, а то и третий автомобиль в семью. Именно мы выбирали машину, руководствуясь формулировками типа «ах, как красиво она выглядит!». Как раз в нашей стране процент проданных автомобилей, находящихся на гарантийном сроке, был высок, как нигде в мире: многие покупатели даже не удосуживались заказать тест-драйв, чтобы понять, близки ли им эргономические решения, реализованные в интерьере. А уж о том, что не каждый потенциальный владелец считал нужным уточнять базовую стоимость и периодичность технического обслуживания, и говорить не приходится.
По логике вещей переоценка ценностей произойдет и по другую сторону баррикад — обслуживание в дилерских центрах должно улучшиться многократно. И этот процесс уже сейчас идет полным ходом. А ведь еще полтора года назад самый захудалый менеджер по продажам снисходительно встречал посетителя шоу-рума с кислой миной — мол, я один, а вас много! Это он, «работник торгового зала», безошибочно прикидывал, сколько готов выложить доверчивый покупатель за бесплатное оформление документов в ГИБДД. Он же «впаривал» нам ненужные опции и аксессуары, доверительно сообщая, что на складе якобы нет авто в другой комплектации, и когда будет, неизвестно. Именно с его молчаливого согласия ремонтники из сервисной части снимали с новой машины запасные (по пять долларов за штуку) предохранители. Впрочем, стоит ли вспоминать плохое? «Манагерам» сейчас туго приходится — сидят, бамбук курят. А кому-то уже и бамбук не по карману.
Однако перейдем к результатам продаж.
Хорошо или плохо?
Три бренда по итогам 2009-го оказались в плюсе: Geely увеличил продажи вдвое, Hummer — на 64%, Citroеn — на 1%. Результат Geely вряд ли стоит расценивать как очевидный успех, ведь дешевые, доступные даже потенциальному покупателю «Жигулей» малолитражки должны по идее расходиться куда большими тиражами. А 7681 проданный автомобиль в прошедшем году вряд ли стоит рассматривать как заявку на резкий рывок в будущем. Хотя Geely относительно недавно на российском рынке, и вполне может быть, что по итогам следующего года компания сумеет подняться в рейтинге на несколько строчек выше.
Внушительная прибавка Hummer на «площади» в 1123 реализованных внедорожника (против 679 штук в 2008-м), наоборот, говорит о верно выбранной стратегии: уже в начале года «гламурные» джипы стали продвигать на рынок с таким напором, что только ленивый не приобрел себе H2 или H3. Про запас, на случай войны, чтоб было. А вот проделать аналогичный трюк с Cadillac (у этих марок в России единое руководство) не получилось, хотя потери в 4% все равно можно расценивать как успех. Правда, некоторые специалисты полагают, что именно в кризис Cadillac мог выстрелить и хотя бы немного приблизиться к немецкой премиум-тройке. Ведь американцы могли взять покупателя только низкими ценами, «подарочными» акциями, длительными скидками на ТО. Но, увы, не сложилось, хотя в первом квартале 2009-го Cadillac чувствовал себя хорошо.
Результат Citroеn кроме как феноменальным не назовешь. Если не брать германские премиум-марки и Volkswagen с Kia (-22% и -20% соответственно), остальные далеко позади. Основную долю продаж французского бренда обеспечила модель C4, пережившая очередной всплеск популярности. Правда, по абсолютному показателю — 12 388 машин. Citroеn значительно уступает Peugeot (29 748 штук), Mitsubishi (41 354 штуки) и некоторым другим прямым конкурентам, не имеющим на территории России сборочных производств, так что в этом смысле Citroеn есть куда расти.
Что касается Volkswagen и Kia, их «проценты» также можно назвать удачными. Помнится, в пору потребительского бума Volkswagen постоянно недобирал даже до среднеарифметической дельты, зато в кризисном году он не только пострадал меньше многих других марок, но и умудрился увеличить свою долю рынка в секторе легковых автомобилей в полтора раза. Успех корейского бренда объясняется не столько запуском в РФ новых моделей (полностью переработанный Sorento и заокеанский Mohave не дали существенной прибавки к продажам), сколько грамотной ценовой политикой. Например, на Sportage, доживающий последние деньки на конвейере, в 2009 году нашлось вдвое больше покупателей, чем в 2008-м.
Тугие кошельки
Результаты немецкой премиум-тройки выглядят в некотором роде вызывающе, причем и по относительным, и по абсолютным показателям. BMW и Audi потеряли по 11 и 12% соответственно, Mercedes-Benz, правда, малость подкачал: -28%. Совершенно очевидно, что целевую аудиторию этих брендов кризисные явления затронули меньше всего, чего не сказать о прочих марках, также причисляющих себя к премиум-сегменту. Исключение в этом ряду — упомянутый выше Cadillac, продающийся, впрочем, в очень ограниченных количествах.
Из других «фешенебельных» более или менее сносно (если такая формулировка вообще уместна) обстоят дела у Land Rover (-55%), Infiniti (-41%) и Jaguar (-45%). Причем LR по количеству проданных машин несильно проигрывает Mercedes-Benz: 9275 штук против 12 050. Его результат, пусть и с большой натяжкой, можно даже назвать успешным, ведь в модельном ряду Land Rover всего пять позиций.
Volvo и Lexus потеряли 67 и 57% соответственно, причем в 2009 году на машины обеих марок в России нашлось примерно одинаковое количество покупателей. Что касается глобальных перспектив, то у Lexus положение куда более твердое: марка находится за широкой спиной Toyota и, несмотря на трудности, все же имеет устойчивый спрос на некоторых рынках. У шведов все значительно сложнее: сделка по переходу Volvo от Ford к Geely должна быть закрыта к началу лета, и что будет дальше, можно только гадать. Ходят разговоры о том, что Volvo начнут производить в Китае и в 2011 году объем тамошнего выпуска составит чуть ли не 300 тыс. автомобилей. В этой связи возникает вопрос: а что же будет с европейскими заводами Volvo, ведь в 2009-м компания реализовала всего 334 808 машин?
Еще о двух представителях премиум-сегмента говорить тяжело: и Saab и Alfa Romeo — марки с большой историей. Будет жаль, если они канут в Лету. Показатели и в мире, и в РФ аховые: россияне приобрели 368 автомобилей Saab и 104 Alfa Romeo. Saab, по последним данным, все же переходит к Spyker, но вот хватит ли у крохотного производителя спорткаров ресурсов на реанимацию бренда? Уже много лет эта фирма выпускает фактически две модели, и надежд на ее выживание по большому счету немного. Что касается Alfa Romeo, речь о закрытии пока не идет, но может случиться куда худшее: «альфы» рискуют стать продукцией бедж-инжиниринга, что для высокотехнологичной в прошлом марки значит больше, чем смерть. А ведь в этом году ей исполняется 100 лет!
Взойдет ли солнце?
Неважные относительные показатели в России по итогам 2009-го продемонстрировали японские компании. Среди них, однако, выделяется Suzuki, потерявшая всего 34%, у остальных дела похуже. Toyota, хотя и остается самым продаваемым в РФ брендом Страны восходящего солнца, просела на 64%. Несколько лучше дела идут у Nissan — только 56%. Mazda в основном из-за зверских цен на новую «трешку» в минусе на 58%, а вот Honda — на 74%.
Правда, японцы могут утешиться старой истиной: все познается в сравнении. Так, на марки, принадлежащие Chrysler Group LLC, покупатели находятся с колоссальным трудом, да и потери в относительном исчислении чрезвычайно велики: и Dodge, и Jeep, и Chrysler — на дне «турнирной таблицы». Впрочем, упаднических настроений в российском отделении компании не наблюдается. Сложившуюся ситуацию объясняют совокупностью факторов: в частности, нежеланием путем демпинга снижать остаточную стоимость машин, проданных клиентам. По этой причине, к слову, большая часть складских запасов РФ была реализована на других рынках.
По оценкам экспертов, результаты нынешнего года вряд ли будут кардинально отличаться от результатов 2009-го. Пожалуй, за исключением того, что у немецкой премиум-тройки и еще у некоторых компаний есть реальные шансы закончить отчетный период в твердом «процентном» плюсе. А вот перспективы АвтоВАЗа представляются весьма туманными.
Вполне может статься, что в нынешнем году еще несколько брендов покинут российский рынок.
Самые продаваемые кроссоверы и внедорожники в 2008–2009 годах | ||||
---|---|---|---|---|
№ п/п | Марка | 2009, шт. | 2008, шт. | Дельта, % |
1 | UAZ* | 34 660 | 53 773 | -36 |
2 | Lada 4x4 | 26 726 | 24 394 | 10 |
3 | Chevrolet Niva | 24 520 | 47 486 | -48 |
4 | Hyundai Tucson | 14 299 | 21 213 | -33 |
5 | Kia Sportage | 13 717 | 6 643 | 106 |
6 | Nissan Qashqai | 13 640 | 31 945 | -57 |
7 | Suzuki Grand Vitara | 12 679 | 19 897 | -36 |
8 | Nissan X-Trail | 11 505 | 24 521 | -53 |
9 | Toyota RAV4 | 9 167 | 22 918 | -60 |
10 | Toyota Land Cruiser 200 | 7 606 | 12 402 | -39 |
Продажи новых автомобилей* в России в 2008–2009 годах | ||||
---|---|---|---|---|
№ п/п | Марка | 2009, шт. | 2008, шт. | Дельта, % |
1 | Lada | 349 490 | 622 182 | -44 |
2 | Chevrolet | 104 398 | 235 466 | -56 |
3 | Ford | 82 083 | 186 828 | -56 |
4 | Hyundai** | 74 607 | 192 719 | -61 |
5 | Renault | 72 284 | 108 070 | -33 |
6 | Kia | 70 088 | 88 152 | -20 |
7 | Toyota | 68 731 | 189 966 | -64 |
8 | Nissan | 64 221 | 146 548 | -56 |
9 | ГАЗ | 58 205 | 131 003 | -56 |
10 | Daewoo | 54 414 | 95 510 | -46 |
11 | Mitsubishi | 41 354 | 111 567 | -63 |
12 | Volkswagen | 39 488 | 50 525 | -22 |
13 | UAZ | 34 660 | 53 773 | -36 |
14 | Opel | 34 277 | 98 800 | -65 |
15 | Skoda | 33 002 | 50 733 | -35 |
16 | Mazda | 30 643 | 73 271 | -58 |
17 | Peugeot | 29 748 | 48 085 | -38 |
18 | Suzuki | 25 335 | 38 314 | -34 |
19 | Honda | 23 222 | 89 152 | -74 |
20 | Fiat | 18 100 | 26 058 | -31 |
21 | BMW | 16 350 | 18 383 | -11 |
22 | Audi | 15 009 | 17 076 | -12 |
23 | Citroen | 12 388 | 12 245 | 1 |
24 | Mercedes-Benz | 12 050 | 16 764 | -28 |
25 | Subaru | 9 598 | 21 780 | -56 |
26 | Land Rover | 9 275 | 20 433 | -55 |
27 | SsangYong | 9 020 | 14 406 | -37 |
28 | Geely | 7 681 | 3 780 | 103 |
29 | Volvo | 6 894 | 21 041 | -67 |
30 | Lexus | 6 400 | 14 796 | -57 |
31 | Chery | 4 914 | 15 728 | -69 |
32 | Infiniti | 4 630 | 7 793 | -41 |
33 | Lifan | 2 673 | 4 755 | -44 |
34 | Great Wall | 2 490 | 8 324 | -70 |
35 | Cadillac | 1 529 | 1 596 | -4 |
36 | Porsche | 1 266 | 1 941 | -35 |
37 | Hummer | 1 123 | 679 | 65 |
38 | Jaguar | 933 | 1 689 | -45 |
39 | Seat | 869 | 2 182 | -60 |
40 | Mini | 686 | 853 | -20 |
41 | Dodge | 441 | 4 473 | -90 |
42 | Jeep | 416 | 2 901 | -86 |
43 | Saab | 368 | 1 269 | -71 |
44 | Chrysler | 346 | 1 425 | -76 |
45 | Alfa Romeo | 104 | >321 | -68 |
текст: Сергей АРБУЗОВ
фото: фирмы-производители
рисунок: GM
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.