Кома

Все бренды, представленные в России, в 2009 году потеряли покупателей. Исключения: Citroen, Hummer и Geely

Первый полный кризисный год завершился прогнозируемым обвалом российского авторынка. В 2009-м дилеры реализовали 1,465 млн машин, что почти наполовину меньше, чем в 2008-м. Впрочем, три бренда сумели очутиться в «зеленой» зоне: Citroеn закрылся с символическим плюсом в один процент, Hummer увеличил продажи на 64%, а легковушки Geely и вовсе разошлись вдвое большим тиражом

Словосочетание «кризисный год» в 2009-м стало одним из наиболее часто используемых в профессиональном лексиконе всех, кто имеет отношение к промышленности и не в последнюю очередь к автопрому. Банкротства, массовые увольнения, закрытие предприятий, катастрофическая нехватка оборотных средств — вот темы, которые были фоном большинства публикаций в мировой и оте чественной автомобильной прессе в прошлом году.

В 2009-м индустрия недосчиталась с десяток тюнингателье, причем не самого последнего ряда, ушел в небытие Pontiac. Saab продолжает балансировать на грани краха, топ-менеджеры Volvo и Hummer учат китайский язык с усердием, которому позавидовали бы жители самой Поднебесной. На российском рынке также одной маркой стало меньше: в прошлом году прекращены продажи Iran Khodro: Samand, бывший когда-то Peugeot, так и не стал народным автомобилем, хотя предпосылки для этого были. Видимо, народ у нас не тот…

Из темного прошлого

К слову, одним из последствий, а точнее, побочных положительных явлений тяжелейшего года, вне всякого сомнения, должно стать повышение уровня культуры потребления (и не только в автомобильной сфере). Ведь это мы с легкостью влезали в очередной кредит, чтобы купить второй, а то и третий автомобиль в семью. Именно мы выбирали машину, руководствуясь формулировками типа «ах, как красиво она выглядит!». Как раз в нашей стране процент проданных автомобилей, находящихся на гарантийном сроке, был высок, как нигде в мире: многие покупатели даже не удосуживались заказать тест-драйв, чтобы понять, близки ли им эргономические решения, реализованные в интерьере. А уж о том, что не каждый потенциальный владелец считал нужным уточнять базовую стоимость и периодичность технического обслуживания, и говорить не приходится.

По логике вещей переоценка ценностей произойдет и по другую сторону баррикад — обслуживание в дилерских центрах должно улучшиться многократно. И этот процесс уже сейчас идет полным ходом. А ведь еще полтора года назад самый захудалый менеджер по продажам снисходительно встречал посетителя шоу-рума с кислой миной — мол, я один, а вас много! Это он, «работник торгового зала», безошибочно прикидывал, сколько готов выложить доверчивый покупатель за бесплатное оформление документов в ГИБДД. Он же «впаривал» нам ненужные опции и аксессуары, доверительно сообщая, что на складе якобы нет авто в другой комплектации, и когда будет, неизвестно. Именно с его молчаливого согласия ремонтники из сервисной части снимали с новой машины запасные (по пять долларов за штуку) предохранители. Впрочем, стоит ли вспоминать плохое? «Манагерам» сейчас туго приходится — сидят, бамбук курят. А кому-то уже и бамбук не по карману.

Однако перейдем к результатам продаж.

Хорошо или плохо?

Три бренда по итогам 2009-го оказались в плюсе: Geely увеличил продажи вдвое, Hummer — на 64%, Citroеn — на 1%. Результат Geely вряд ли стоит расценивать как очевидный успех, ведь дешевые, доступные даже потенциальному покупателю «Жигулей» малолитражки должны по идее расходиться куда большими тиражами. А 7681 проданный автомобиль в прошедшем году вряд ли стоит рассматривать как заявку на резкий рывок в будущем. Хотя Geely относительно недавно на российском рынке, и вполне может быть, что по итогам следующего года компания сумеет подняться в рейтинге на несколько строчек выше.

Внушительная прибавка Hummer на «площади» в 1123 реализованных внедорожника (против 679 штук в 2008-м), наоборот, говорит о верно выбранной стратегии: уже в начале года «гламурные» джипы стали продвигать на рынок с таким напором, что только ленивый не приобрел себе H2 или H3. Про запас, на случай войны, чтоб было. А вот проделать аналогичный трюк с Cadillac (у этих марок в России единое руководство) не получилось, хотя потери в 4% все равно можно расценивать как успех. Правда, некоторые специалисты полагают, что именно в кризис Cadillac мог выстрелить и хотя бы немного приблизиться к немецкой премиум-тройке. Ведь американцы могли взять покупателя только низкими ценами, «подарочными» акциями, длительными скидками на ТО. Но, увы, не сложилось, хотя в первом квартале 2009-го Cadillac чувствовал себя хорошо.

Результат Citroеn кроме как феноменальным не назовешь. Если не брать германские премиум-марки и Volkswagen с Kia (-22% и -20% соответственно), остальные далеко позади. Основную долю продаж французского бренда обеспечила модель C4, пережившая очередной всплеск популярности. Правда, по абсолютному показателю — 12 388 машин. Citroеn значительно уступает Peugeot (29 748 штук), Mitsubishi (41 354 штуки) и некоторым другим прямым конкурентам, не имеющим на территории России сборочных производств, так что в этом смысле Citroеn есть куда расти.

Что касается Volkswagen и Kia, их «проценты» также можно назвать удачными. Помнится, в пору потребительского бума Volkswagen постоянно недобирал даже до среднеарифметической дельты, зато в кризисном году он не только пострадал меньше многих других марок, но и умудрился увеличить свою долю рынка в секторе легковых автомобилей в полтора раза. Успех корейского бренда объясняется не столько запуском в РФ новых моделей (полностью переработанный Sorento и заокеанский Mohave не дали существенной прибавки к продажам), сколько грамотной ценовой политикой. Например, на Sportage, доживающий последние деньки на конвейере, в 2009 году нашлось вдвое больше покупателей, чем в 2008-м.

Тугие кошельки

Результаты немецкой премиум-тройки выглядят в некотором роде вызывающе, причем и по относительным, и по абсолютным показателям. BMW и Audi потеряли по 11 и 12% соответственно, Mercedes-Benz, правда, малость подкачал: -28%. Совершенно очевидно, что целевую аудиторию этих брендов кризисные явления затронули меньше всего, чего не сказать о прочих марках, также причисляющих себя к премиум-сегменту. Исключение в этом ряду — упомянутый выше Cadillac, продающийся, впрочем, в очень ограниченных количествах.

Из других «фешенебельных» более или менее сносно (если такая формулировка вообще уместна) обстоят дела у Land Rover (-55%), Infiniti (-41%) и Jaguar (-45%). Причем LR по количеству проданных машин несильно проигрывает Mercedes-Benz: 9275 штук против 12 050. Его результат, пусть и с большой натяжкой, можно даже назвать успешным, ведь в модельном ряду Land Rover всего пять позиций.

Volvo и Lexus потеряли 67 и 57% соответственно, причем в 2009 году на машины обеих марок в России нашлось примерно одинаковое количество покупателей. Что касается глобальных перспектив, то у Lexus положение куда более твердое: марка находится за широкой спиной Toyota и, несмотря на трудности, все же имеет устойчивый спрос на некоторых рынках. У шведов все значительно сложнее: сделка по переходу Volvo от Ford к Geely должна быть закрыта к началу лета, и что будет дальше, можно только гадать. Ходят разговоры о том, что Volvo начнут производить в Китае и в 2011 году объем тамошнего выпуска составит чуть ли не 300 тыс. автомобилей. В этой связи возникает вопрос: а что же будет с европейскими заводами Volvo, ведь в 2009-м компания реализовала всего 334 808 машин?

Еще о двух представителях премиум-сегмента говорить тяжело: и Saab и Alfa Romeo — марки с большой историей. Будет жаль, если они канут в Лету. Показатели и в мире, и в РФ аховые: россияне приобрели 368 автомобилей Saab и 104 Alfa Romeo. Saab, по последним данным, все же переходит к Spyker, но вот хватит ли у крохотного производителя спорткаров ресурсов на реанимацию бренда? Уже много лет эта фирма выпускает фактически две модели, и надежд на ее выживание по большому счету немного. Что касается Alfa Romeo, речь о закрытии пока не идет, но может случиться куда худшее: «альфы» рискуют стать продукцией бедж-инжиниринга, что для высокотехнологичной в прошлом марки значит больше, чем смерть. А ведь в этом году ей исполняется 100 лет!

Взойдет ли солнце?

Неважные относительные показатели в России по итогам 2009-го продемонстрировали японские компании. Среди них, однако, выделяется Suzuki, потерявшая всего 34%, у остальных дела похуже. Toyota, хотя и остается самым продаваемым в РФ брендом Страны восходящего солнца, просела на 64%. Несколько лучше дела идут у Nissan — только 56%. Mazda в основном из-за зверских цен на новую «трешку» в минусе на 58%, а вот Honda — на 74%.

Правда, японцы могут утешиться старой истиной: все познается в сравнении. Так, на марки, принадлежащие Chrysler Group LLC, покупатели находятся с колоссальным трудом, да и потери в относительном исчислении чрезвычайно велики: и Dodge, и Jeep, и Chrysler — на дне «турнирной таблицы». Впрочем, упаднических настроений в российском отделении компании не наблюдается. Сложившуюся ситуацию объясняют совокупностью факторов: в частности, нежеланием путем демпинга снижать остаточную стоимость машин, проданных клиентам. По этой причине, к слову, большая часть складских запасов РФ была реализована на других рынках.

По оценкам экспертов, результаты нынешнего года вряд ли будут кардинально отличаться от результатов 2009-го. Пожалуй, за исключением того, что у немецкой премиум-тройки и еще у некоторых компаний есть реальные шансы закончить отчетный период в твердом «процентном» плюсе. А вот перспективы АвтоВАЗа представляются весьма туманными.

Вполне может статься, что в нынешнем году еще несколько брендов покинут российский рынок.

Самые продаваемые кроссоверы и внедорожники в 2008–2009 годах
№ п/пМарка2009, шт.2008, шт.Дельта, %
1UAZ*34 66053 773-36 
2Lada 4x426 72624 39410 
3Chevrolet Niva24 52047 486-48 
4Hyundai Tucson14 29921 213-33 
5Kia Sportage13 7176 643106 
6 Nissan Qashqai13 64031 945-57 
7Suzuki Grand Vitara12 67919 897-36 
8 Nissan X-Trail11 50524 521 -53 
9 Toyota RAV49 16722 918-60 
10 Toyota Land Cruiser 2007 60612 402-39 
* Все модели и модификации

Продажи новых автомобилей* в России в 2008–2009 годах
№ п/пМарка2009, шт.2008, шт.Дельта, %
1Lada349 490622 182-44 
2Chevrolet104 398235 466-56 
3 Ford82 083186 828-56 
4Hyundai**74 607192 719-61 
5Renault72 284108 070-33 
6Kia70 08888 152-20 
7 Toyota68 731189 966-64 
8 Nissan64 221146 548-56 
9ГАЗ58 205131 003-56 
10Daewoo54 41495 510-46 
11 Mitsubishi41 354111 567-63 
12Volkswagen39 48850 525-22 
13UAZ34 66053 773-36 
14Opel34 27798 800-65 
15Skoda33 00250 733-35 
16Mazda30 64373 271-58 
17Peugeot29 748 48 085-38 
18Suzuki25 33538 314-34 
19Honda23 22289 152-74 
20Fiat18 10026 058-31 
21BMW16 35018 383-11 
22Audi15 00917 076-12 
23Citroen12 388 12 245
24 Mercedes-Benz12 05016 764-28 
25Subaru9 59821 780-56 
26 Land Rover9 27520 433-55 
27SsangYong9 02014 406-37 
28Geely7 6813 780103 
29Volvo6 89421 041-67 
30Lexus6 40014 796-57 
31Chery4 91415 728-69 
32Infiniti4 630 7 793-41 
33Lifan2 6734 755-44 
34Great Wall2 4908 324-70 
35Cadillac1 5291 596-4 
36Porsche1 2661 941-35 
37 Hummer1 12367965 
38Jaguar9331 689-45 
39Seat8692 182-60 
40Mini686853-20 
41Dodge4414 473-90 
42 Jeep4162 901-86 
43Saab3681 269-71 
44Chrysler3461 425-76 
45Alfa Romeo104 >321-68 
  * По данным представительств автомобильных компаний и Ассоциации европейского бизнеса в России
** Без учета автомобилей марки Hyundai, произведенных на Таганрогском автомобильном заводе


текст: Сергей АРБУЗОВ
фото: фирмы-производители
рисунок: GM

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 март 2010

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты