По пампасам через Анды

Репортаж с «Дакара-2010»

«Побеждает не тот, кто едет быстрее,а тот, кто не ломается и не застревает». Эти слова С.С.Якубова, руководителя команды «КАМАЗМастер», — хорошее наставление всем, кто попадает в «большую песочницу». Победа команды в ралли-марафоне — результат огромного опыта и высочайшей надежности техники и коллектива

Ралли-марафон « Дакар» всегда был гонкой романтиков. Его слоган: «Вызов для тех, кто решился. Мечта для тех, кто остался», придуманный основателем ралли-марафона Тьерри Сабином, не потерял актуальности и сейчас. Если взглянуть на стартовую ведомость, то по-прежнему самыми многочисленными участниками гонки были и остаются мотоциклисты. И тяжелых испытаний им достается больше, чем кому-либо. Сам себе штурман, сам себе механик. Если зарылся в песок, рассчитывать можно только на себя, из за этого возрастает и психологическая нагрузка.

Однако и на долю участников автомобильных зачетов приходится немало испытаний — причем не только гонщиков заводских команд, но и любителей. Интересные события происходят у тех, кто мчится не на лидирующих позициях и даже просто доезжает до финиша. Для любого непрофессионального пилота финиш в «Дакаре» — это победа, так как сам факт преодоления себя — высшая награда, не сравнимая ни с какими призами.

Второй « Дакар» в Америке

Гонка в Южной Америке собрала не рекордное количество участников: европейцам ехать на другой континент далеко и дорого, да еще мировой экономический кризис сделал свое дело. Однако, если сравнивать с конкурирующим марафоном «Африка рейс», собравшим 24 экипажа во всех классах, можно решить, что все не так уж плохо. С французской А.S.O. сложно соревноваться — это знаменитый бренд. Несмотря на наличие десятка близких по духу мероприятий, повесить дома если не литой Touareg (приз для победителей «Дакара»), то хотя бы фирменную табличку с номером, под которым ты стартовал в легендарной гонке, дорогого стоит.

В отличие от прошлогоднего «Дакара», преимущественно проходившего по территории Аргентины, маршрут нынешнего был проложен в равных долях по Чили и Аргентине, чтобы никому не было обидно. Всего гонщикам предстояло преодолеть 9000 км за 14 дней. Главной особенностью обновленной трассы стали пять песчаных этапов в пустыне Атакама, практически без лиазонов (доездов от спецучастка до лагеря). Из них самыми тяжелыми оказались этапы в Копьяпо и Икике.

Организаторы основательно поработали над ошибками, допущенными при прокладке трассы 2009 года. Тогда маршрут порой превращался в «рельсовую» гонку из-за невозможности обгона на огороженных полях и сильной запыленности. В 2010-м была прописана новая трасса. На сложных для совместного движения участках мотоциклисты двигались по своему собственному маршруту, не мешая автомобилям, но халявы у них не было.

Интрига

Спортивная интрига, предшествующая любой гонке, менее всего присутствовала в автомобильных классах. Сомневающихся в победе команд Volkswagen и « КАМАЗ-Мастер» практически не было, и только чудо могло остановить безудержный напор международной сборной Red Bull. Любителям автоспорта оставалось только выбирать среди лидеров команд: Карлос Сайнс или Нассер аль-Аттиях, Владимир Чагин или Фирдаус Кабиров. Безусловно, дуэль испанца и катарца, рвущихся к победе под одним флагом, была весьма зрелищна. Поразительно, когда в ралли-марафоне с дистанцией 9000 км исход победы решают секунды. Попытки опытнейшего гонщика американца Робби Гордона на своем багги Hummer вмешаться в дуэль в абсолюте были красивы, но тщетны.

Не менее жесткая борьба развернулась среди незаводских команд за возможность попасть на нижнюю ступеньку подиума, однако удалось это только в классе грузовиков и мотоциклов. Так, в первом это сделал пилот из Нидерландов Мартин Ван Влиет на Ginaf, а во втором — чилиец Франсиско Лопес Контардо на двухцилиндровой Aprilia.

Самая большая интрига гонки сложилась в мотоциклетном зачете. Разразившийся перед началом соревнования настоящий скандал, связанный с ограничением объема двигателя до 450 см3, закончился демонстративным хлопанием дверью заводской командой KTM, не имеющей в своем арсенале спортивной «четырехсотпятидесятки». Тут прослеживается интересная тенденция: после двух побед Фабрицио Меони на двухцилиндровом 950-кубовом KTM этот объем был запрещен из соображений безопасности — теперь вне закона оказался и 690-й Rally. Однако руководство A.S.O. и KTM пришло к компромиссному решению, разрешив использовать 690-ю модель с установленным рестриктором (ограничителем потока воздуха во впускном тракте). Это не помешало Сирилу Депре одержать убедительную победу и на «задушенной» версии мотоцикла, а норвежцу Андерсу Уллевальсеттеру на таком же KTM завоевать второе место. В следующем году рестрикторов не будет, соответственно должен быть новый мотор или новый компромисс.

Бокс-райдеры

Есть такая категория мотоциклистов, которых сами организаторы называют бокс-райдерами. Именно эти люди составляют основной костяк мотоциклетного пелетона, который не попадает в объективы кинокамер, так как все следят за успехами лидеров. Известно, что участие в гонке — удовольствие дорогое. Заплатив стартовый взнос в €19 000, мотоциклист получает немногое, а точнее, возможность стартовать с минимальными страховками, есть, пить и заправляться на бивуаках и быть эвакуированным в случае схода. Еще организаторы перевозят его бокс — ящик размером примерно 100х50 см, в который можно положить самое необходимое. Если имеется механик, машина технической поддержки и прочие блага сервиса, то сумма участия легко может возрасти до €120 000. А еще нужны сам мотоцикл, экипировка, навигационное оборудование. Таким образом, шансы бокс-райдера, чье оснащение на гонке составляет только этот пресловутый бокс, победить равны нулю, вероятность финишировать — пожалуй, 50 на 50. Наличие технички и механика значительно повышает данное соотношение.

Испытывая массу трудностей, «мотопарии», двигаясь гораздо медленнее лидеров и автомобилей, попадают в бесконечные облака пыли и с каждым днем финишируют позже и позже, оставляя себе все меньше времени на отдых и ремонтные работы. Порой они балансируют на грани — поспать лишний час или сойти с дистанции. Это небогатые люди разных профессий, совершенно сознательно подвергающие себя тяжелейшим физическим и душевным испытаниям.

Самая высокая награда для них — финиш. Именно эти «решившиеся» олицетворяют дух ралли-марафона, и без них гонка великих команд и брендов никогда бы не состоялась и не приобрела такой популярности во всем мире.

Славяне

Количество российских пилотов, принимающих участие в соревновании, год от года увеличивается. Однако в 2010-м по ряду причин удалось стартовать не всем, кто планировал это сделать: отказались от поездки экипаж Варнецов/ Елагин, а также единственный учредитель и пилот первой частной команды, выступающей на грузовиках в классе Production, Яков Мехтиев. Было представлено четыре автомобильных экипажа, два из которых успешно финишировали. В их числе на 11-м месте оказался Леонид Новицкий на BMW X3CC c опытнейшим штурманом Анди Шульцем (прошедшим 19 «Дакаров»). Экипаж Соловьев/Жильцов финишировал на багги SMG на 22-м месте, несмотря на сломавшуюся боевую техничку. Третий российский экипаж, входящий в команду Nissan Overdrive, Мироненко/Лебедев сошел с дистанции по техническим причинам, как и его звездные партнеры по команде Альфи Кокс и Кшиштоф Холовчик, автомобиль технической поддержки которых сломался в начале дистанции.

Российские экипажи Савенко/Мальцев на багги Honda и Логинов/Русов на Nissan впервые принимали участие в «Дакаре», при этом они вовсе отказались от поддержки грузовыми техничками, за что и поплатились. Сход в начале марафона был также связан с поломкой машин. Вообще техническая поддержка на трассе в современных ралли является фундаментом успеха для всех спортсменов, претендующих как на высокий результат, так и на финиш. « Дакар» давно стал коммерческой гонкой, исход которой предопределяется масштабностью финансирования проекта. Участь романтиков в ней — глотать пыль славы миллионных бюджетов. Неудивительно, что многие мировые лидеры автомобильной индустрии выходят из участия в подобных проектах. История марафона показывает, что интерес «монстров» пропадает после серии триумфальных побед, и на смену им приходит очередной лидер, заинтересованный в продвижении собственного бренда.

В этой гонке технической поддержке не везло в принципе. Так, экипажу Ильгизара Мардеева, прикрывающего тылы боевых КАМАЗов, пришлось ремонтировать двигатель на трассе. Поломка отбросила его боевую техничку на пятое место в итоговом протоколе и позволила Ginaf Мартина Ван Влиета из Нидерландов взойти на почетную третью ступень подиума. С учетом скоростей, которые показывал КАМАЗ поддержки, голландец обладал возможностью занять это место. Высокая температура и пыль были безжалостны к двигателям многотонных грузовиков. На пресс-конференции, посвященной победе команды « КАМАЗ-Мастер», руководитель спортивного коллектива Семен Семенович Якубов сказал: «В «Дакаре» побеждает не тот, кто быстрее всех едет, а тот, кто не ломается и не застревает». И это неудивительно: в условиях все возрастающего темпа марафона любая поломка способна отбросить самый быстрый экипаж далеко назад.

Квадроциклы

Их было традиционно немного в сравнении с мотособратьями: стартовали двадцать пять, а финишировали всего четырнадцать — « Дакар» не столь популярен у любителей квадроциклов.

Победителями в этом зачете стали братья Маркос и Алехандро Патронелли, разделив первое и второе места. В целом весь подиум достался квадроциклистам на Yamaha.

Среди брутальных любителей бешеных скоростей в этом классе неожиданно оказалась хрупкая девушка — Камелия Лапиротти. Она установила своеобразный рекорд, став первой дамой, финишировавшей в этой гонке на квадроцикле KTM, да еще и на тринадцатом месте. В обычной жизни она работает спортивным фотографом и ведет свою колонку в журнале QUAD Technique.

Вызов смерти

Начиная с 1979 года, когда была зафиксирована первая смерть на ралли-рейде «Париж– Дакар», ни одна гонка не обходилась без трагических случаев. Нынешний марафон первую жизнь забрал буквально на старте: один человек погиб и пятеро ранены в результате аварии на первом этапе между городами Колон и Кордоба. Трагедия произошла на 75-м километре скоростного спецучастка, когда под колеса внедорожника с громким названием «Воин пустыни» попали зрители. За рулем Desert Warrior находился немецкий гонщик Марко Шультис, который на крутом повороте не смог справиться с управлением. Он совершил наезд на группу зрителей, стоявших в опасном месте. После столкновения погибла уроженка Кордобы Наталья Соня Гальярдо, а еще пять человек с ранениями различной тяжести госпитализированы. После этого случая Марко Шультис сообщил о своем желании прекратить гонку и больше не испытывать судьбу.

Смерть девушки стала уже 55-й на легендарном ралли-рейде. Половина погибших — это гонщики, которые знают, на что идут, и из года в год бросают вызов судьбе. Вторая половина — зрители, которые о трагедии не задумываются. Были среди погибших и жертвы террористических актов. Сам отец-основатель гонки Тьерри Сабин погиб именно на «Дакаре». В 1986 году во время очередного марафона вертолет, в котором он находился, попал в песчаную бурю и потерпел крушение. В свое время даже Ватикан обратил внимание на « Дакар», назвав самый известный ралли-рейд планеты циничным и безнравственным, а его организаторов — безответственными. Пожалуй, доля истины в этом есть: обеспечить безопасность на столь огромных пространствах невозможно, как бы организаторы ни старались это сделать. Но захватывающие приключения увлекают все больше и больше людей, забирая все новые жизни.

Перспективы

О месте проведения следующей гонки было много мнений, но официального заявления организаторы еще не сделали. Контракт, заключенный A.S.O. с Аргентиной и Чили на два года, закончился, и соревнование собирались вновь переносить в Африку. Однако этим проектом всерьез заинтересовалось правительство Чили. Гоночный бивуак в Антафагасте посетила президент Чили Мишель Бачелет. В сопровождении руководителя ралли-марафона Этьена Лавиня и чилийского мотоциклиста Франсиско Лопеса для нее была проведена экскурсия по бивуаку. Неподдельный интерес высшего руководства страны может повлиять на решение о месте проведения «Дакара-2011». Очевидно, что представители крупного бизнеса стран Южной Америки намерены оказать ему спонсорскую поддержку. В любом случае остается только ждать принятия решения.

Россияне и украинцы в «Дакаре»

МестоЭкипажМарка
Россия
1-еЛеонид Новицкий/Анди ШульцBMW X3CC (T1)
2-еЯрослав Соловьев/Константин Жильцов Багги SMG (Т1)
Сход на 8-м этапеАлександр Мироненко/Сергей Лебедев Nissan Navara (T1)
Сход на 3-м этапеПавел Логинов/Андрей Русов Nissan Pickup (T1)
Сход на 3-м этапеСергей Савенко/Дмитрий МальцевБагги Honda (T1)
1-е ГрузовикиВладимир Чагин/Сергей Савостин/Эдуард Николаев КАМАЗ
2-е ГрузовикиФирдаус Кабиров/Айдар Беляев/Андрей Мокеев КАМАЗ
5-е ГрузовикиИльгизар Мардеев/Вячеслав Мизюкаев/Андрей Каргинов КАМАЗ
Украина
Сход на 8-м этапеВадим Нестерчук/Евгений Павлов Mitsubishi (T1)

Результаты гонки

МестоПилотСтрана/МаркаВремя
Грузовики
1Владимир Чагин/Сергей Савостин/Эдуард НиколаевРоссия, КАМАЗ55:04:47
2Фирдаус Кабиров/Айдар Беляев/Андрей МокеевРоссия, КАМАЗ+01:13:08
3Ван Влиет/Ван Хольт/Ван ВинедальНидерланды, Ginaf+10:43:20
4Масик Мартин/Калина /БервикЧехия, LIAZ+12:21:21
5Ильгизар Мардеев/Вячеслав Мизюкаев/Андрей КаргиновРоссия, КАМАЗ+14:59:29
Мотоциклы
1Сирил ДепреФранция, КТМ51:10:37
2Пал АндерсУллевальсеттер Норвегия, КТМ+01:02:52
3Франсиско Лопес КонтардоЧили, Аprilia+01:09:48
4Элдер РодригесПортугалия, Yamaha+01:19:33
5Давид ФретиньеФранция, Yamaha+01:55:56
Квадроциклы
1Маркос ПатронеллиАргентина, Yamaha 64:17:44
2Алехандро Патронелли Аргентина, Yamaha+02:22:59
3Хуан Мануэль Гонсалес КороминасИспания, Yamaha +05:07:31
4Кристоф ДеклеркФранция, Polaris+05:46:56
5Рафаль СоникПольша, Yamaha+05:50:24
Автомобили
1Карлос Сайнс/Круз ЛукасИспания, Volkswagen47:10.00
2Нассер аль-Аттиях/Тимо ГотшалькКатар, Volkswagen+02:12
3Марк Миллер/Ральф ПитфордСША, Volkswagen+32:51
4Стефан Петрансель/Жан Поль КотреФранция, BMW+02:17:21
5Герлен Шишери/Кристина ТорнерФранция, BMW+04:02:49

текст: Владимир БЕЗРУКОВ
фото: Николай БОГОМОЛОВ, КАМАЗ, Volkswagen

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 март 2010

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты