Легенда об утиле

Старое авто можно поменять на хорошие деньги?

Восьмое марта близко-близко… Почему-то именно на женский праздник, так обожаемый нашим народом, лидер нации и спаситель трудящихся назначил старт аттракциона не то чтобы неслыханной, но все же щедрости: тот, кто сдаст старую «тачку» на металлолом, получит сертификат на 50 000 руб. А этот бонус сможет использовать при покупке любой новой «нашемарки», даже под иностранным именем

Идея хороша, но не нова. В самых богатых западных странах — Германии и США — уже действуют подобные программы, и они приносят ощутимые плоды — заметный рост продаж налицо. Правда, эквивалент сертификата там существенно выше ( 2500 и $2500–4500 соответственно), тогда как цена нового авто несколько меньше, чем в России. А уж какую грусть испытал бы не избалованный роскошью автовладелец из российской глубинки, глядя на замечательные машинки, выстроившиеся в очередь под пресс, — полресурса не выкатали!

Так какие же «подарки» ждут нас теперь, в 2010-м? Первая засада — владеть (документально) автомобилем, который вы готовы отдать под списание, надо не менее года. Так что молодцы те, кто вовремя подсуетился и добыл в 2009-м «Запорожец», догнивающий в углу двора, или «москвичонок», приспособленный соседями по даче под курятник. Цена вопроса — около 5000 руб. Может, и стартовать непоздно — автохлама пока хватает на всех. Но вот только хватит ли на всех 10 000 000 000 руб. (сумма — дух захватывает!)? Это именно те средства, которые отпущены на программу. А будет ли «добавка», никому неведомо — эксперимент-с! 10 000 000 000 делим на 50 000 руб. каждому и получаем цифру 200 000 «счастливчиков». Причем, если у вас или у родственников завалялась ржавая «копейка», которую выбросить жалко, а чинить нерентабельно, можете считать себя таковым и без кавычек, с большой буквы «С». Хотя бы потому, что, даже в случае, когда вы не тянете на покупку новой машины, найти в кругу знакомых того, кто планирует обновить автопарк, задача реальная. Думаю, «полюбовная» стоимость сертификата станет колебаться в районе половины цены от номинала, то есть 20 000 — 30 000 руб.: и хозяину потенциального вторсырья «неплохая прибавка к пенсии», и покупателю недорогого авто заметная скидка. Только следует учесть, что первичную регистрацию машины придется производить на владельца утилизируемого металлолома, и он может внезапно заартачиться и заявить: «Аз есьм царь и еще буду царствовать, то бишь владеть и новым автомобилем». Так что выбирайте адекватных партнеров по выдаиванию у государства 50 000 руб.

Условия игры

Важными условиями программы являются возраст сдаваемой на переработку техники — старше 10 лет (а кто новее повезет выбрасывать?) и ее полная комплектность, но речь не идет об исправности или «хорошем ходе». Хотя, если комплектность будут проверять приемщики автоперерабатывающих предприятий, то коррупционная составляющая наверняка возникнет: «Так, почему разбит подфарник? А где один болт колесного диска, а?» Кстати, за утилизацию платит сам владелец — около 3000 руб. Несмотря на доходы от переработки металла, резины, пластмассы и стекла, стоимость их демонтажа и сортировки выше цены лома. По крайней мере так говорят сами разборщики. Лично мне верится с трудом. Еще одна тонкость в том, что еще до приезда на пункт утилизации вам необходимо снять автомобиль с учета для выбраковки. А вдруг приемщики заартачатся и дадут «от ворот поворот»? ГИБДД обратно эту машину уже не зарегистрирует! Да и, кстати, снять с регистрации ее могут не глядя (сгнила!). И тогда можно идти «договариваться» с приемщиком о приносе «только документов»...

Конечно, принципиальным условием стало то, что вас не заставляют использовать сертификат исключительно для покупки «тазиков». Хотя чем дешевле новая машина, тем большую долю цены составит скидка. 50 000 руб. — это одна шестая доля от 300 000, от миллиона же — только одна двадцатая. Ну и, разумеется, в зачет нового автомобиля разрешается сдать лишь один сертификат.

Сколько проработает данная программа, и будет ли вокруг сдачи ажиотаж, покажут уже ближайшие месяцы. Причем пока речь идет о Москве, Питере, Самаре и Нижнем. Но вроде бы скоро круг участников расширится. А срок «эксперимента» осторожно ограничен ноябрем текущего года. Ну что ж, 8 Марта уж настало?


В мутной водице

Владимир СМИРНОВ, журналист

Вспоминаю перестроечное время: до окончания существования Советского Союза остается пара лет, до исчезновения дефицита на потребительские товары, включая автомобили, — всего три-четыре года. Но мы об этом еще не знаем, а опыт предыдущих десятилетий показывает: завтра будет жестче, чем вчера!

И тут проходит тихий такой слушок, будто «получить» (естественно, за «госцену»!) новую машину можно не только после выстаивания десятилетней очереди на родном предприятии, но и сдав старую в утиль — сразу! Фауст отдыхает вместе с Гете! Как узнать? Где? Добрые люди шепнули адресок: «Кропоткинская улица, дом 23, тс-с!» По-быстрому — волка ноги кормят — ломлюсь туда, забегаю — охранников в нынешнем понимании еще столько не понаехало. Где тут у вас кабинет начальника? Мне по делу, срочно! За дверью с ничего не говорящей мне казенной табличкой «ЛОГОВАЗ Березовский Б.А.» сидит вежливый лысоватый мужчина и с характерным выговором сообщает: «А кто вам сказал, что это здесь? Ах, все вы знаете, юноша! Нет, вам не сюда, идите прямо, а потом по лестнице на второй этаж! Спросите Абрамовича». Друзья, признаюсь, Березовский был настоящий, а Абрамович — однофамилец, Феликс Самиулович, начальник «Автовазтехобслуживания». «Да, есть квота на следующий 1990 год — 50 автомобилей ВАЗ, старье сдаем — вот адрес в Дмитрове, новые получаем в «жигулевском» центре в Яхроме, все под Москвой. Мне импортный холодильник и видеомагнитофон. Два места для вас я резервирую». Скажу честно, последнее условие было самым непростым! Ах, если бы он попросил деньгами! Но мы добыли-таки искомое!

Достать две «убитые» «копейки» тоже было непросто — по 2000 руб., но с бонусом в виде скрученной с них целой горы приличных деталей, включая почти нетреснутые тормозные диски и шаровые с совсем малым люфтом. Потом быстрая сдача в утиль непонятно кому и зачем — по-моему, сборщики металлолома не обрадовались этой затее. А дальше событие, которое по важности было соизмеримо лишь с рождением или свадьбой, — вызов в магазин для получения НОВОГО АВТОМОБИЛЯ! Вам полагается ВАЗ-21063, «шаха» с одиннадцатым мотором 1300! Неплохо, но вариант довольно лоховской даже по тем сумасшедшим временам. «А можно хоть что-нибудь еще?» И тут с небес прогремело: выделите ему «Ниву»! Конечно, согласился. Сейчас, наверное, сложно представить, чему это было равно в нынешнем эквиваленте — как минимум дорогому внедорожнику премиум-класса. Да еще полученному «на халяву». Ведь ту «Ниву», купленную за 9000 деревянных, можно было сдать на черном (!) рынке за 25 000 руб.!

Программа прожила еще год, а дальше свободный, дикий и необузданный рынок смел все советские наработки, и хорошие, и неумные, и абсурдные, и социально направленные, а мы скакнули на два десятилетия вперед, «к победе…» теперь уже непонятно чего.


текст: Владимир СМИРНОВ
рисунок: Катя ЧУДНОВСКАЯ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 март 2010

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты