…не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку… Пушкинские строчки из «Сказки о царе Салтане» вспоминались мне не раз во время «Экспедиции-трофи». А еще гонка вызвала ассоциацию с морской свинкой. Это милое пушистое животное слабо связано с поросятами и к морю имеет весьма отдаленное отношение. Также и «Экспедиция-трофи» с экспедициями в классическом понимании имеет мало общего, и трофи в ней практически нет. А есть гонка по дорогам через половину России, короткие участки бездорожья и плавание под парусами по зимнему Черному морю
Гонка «Экспедиция-трофи» очень не похожа на все оффроудные соревнования, проводимые в нашей стране. Не похожа — это очень мягко сказано: другой такой в России просто нет! В 2005-м она ворвалась в календарь внедорожных соревнований шумной кампанией в средствах массовой информации, и сразу же случился аншлаг по количеству участников — на старт вышли семь десятков экипажей из нескольких стран. Однако еще до пафосного начала мероприятия некоторые известные спортсмены из числа трофистов и ралли-рейдистов высказывали опасения по поводу его безопасности. Проехать 16 000 км за 12 дней по зимним дорогам практически без ночлегов в комфортабельных условиях — очень тяжелое испытание даже для профессионалов. Большую же часть участников составляют совершенно не подготовленные люди. И зловещие прогнозы стали сбываться — в гонках 2005 и 2006 годов произошло несколько тяжелых ДТП с участием гонщиков и местных жителей. Лишь чудом никто не погиб. В нашем журнале (№4/2006) появилась статья Леонида Минделя об «Экспедиции-трофи», вызвавшая широкий резонанс среди любителей офф-роуда. Думая, что в четвертой «Экспедиции» произошли изменения к лучшему, я отправился туда, чтобы проехать весь маршрут и на себе испытать, что же это за соревнование.
От Белого до Черного
В силу никому не ведомых причин в 2010 году организаторы мероприятия не стали повторять свой традиционный и очень красивый маршрут от Мурманска до Владивостока. Гонка стартовала из Архангельска и завершилась в Туапсе.
Количество ее участников с каждым годом неуклонно падает — на старт в Архангельске вышло рекордно малое количество экипажей — шестнадцать. Причина кроется не только в огромных стартовых взносах: участие «корпоративной» команды обойдется более чем в миллион рублей, а обычной — «всего» в четверть миллиона. Это только те средства, которые необходимо заплатить организаторам. Нужно помнить, что немаловажной статьей расходов станут затраты на топливо, еду и гостиницы, которые легко переваливают еще за 100 000 руб. Кроме того, необходимо специальным образом, исключительно для гонки, подготовить автомобиль, который к тому же может сломаться или попасть в аварию в жестких условиях гонки.
Пролог с «Ермаком»
Всю трассу я проехал в составе экипажей-участников — по регламенту каждая команда должна иметь место для представителя прессы. Первый этап мне выпало двигаться с командой «Ермак». При знакомстве ее члены отнеслись ко мне настороженно. Однако скоро выяснилась причина такого отношения — четыре года назад журналистка, ехавшая с ними по Амуру, сбежала в теплый поезд, никого не предупредив, и команду продержали на старте два часа, лишив шансов на победу. В дальнейшем я узнал, что многие мои «попутчики» участвовали в проекте «Русский прорыв» в Африке, причем хорошо знают моего компаньона по трем африканским путешествиям, питерского видеооператора и режиссера Сергея Белостоцкого. В общем, контакт был налажен.
Задание на «Прологе» оказалось несложным — для зачета надо было проехать две точки «культурной навигации», найти по GPS-координатам два родника, дважды догнать поезд Архангельск — Котлас на определенных станциях и отметиться в вагоне организаторов.
Первые же посещенные точки показались мне весьма странными. В описаниях имелись координаты и фотография объекта, и требовалось сделать снимок пяти членов экипажа под тем же ракурсом. Однако координаты и изображения не совпадали — как выяснилось, фото были «надерганы» из интернета. Апофеозом же «мастерства» прокладчиков трасс стала точка, стоящая много баллов, но расположенная на расстоянии нескольких сотен километров от заданных GPS-координат, в другом федеральном округе. Потерянное время приходилось наверстывать на перегонах. Пару раз машины улетали с трассы в кювет, но серьезных последствий, к счастью, не было. Многие ехали по обледенелым зимним дорогам общего пользования на резине типа МТ со скоростью, доходящей до 160 км/ч, игнорируя правила обгона и требования знаков, ограничивающих скорость. В мире автоспорта известно, что если какой-то запрет не контролируется и за него нет наказания, то его можно не выполнять.
Кроме того, организаторы «Экспедиции» весьма вольно толкуют регламент. Несмотря на то что это автомобильное состязание, команда Казахстана для достижения одной из контрольных точек остановила маневровый тепловоз и доехала до места на нем. Точка ей была засчитана. Я стал свидетелем еще одного недоразумения. Согласно правилам компоновки кадра для зачета «точки» на фотографии должны быть пять членов команды с бейджами и сам культурный объект. Команда «Ермак» не пошла по пути конкурентов, нанявших в ближайшей деревне трактор, чтобы преодолеть три километра до объекта, а пробилась на машине на расстояние прямой видимости до родника, где и сделала нужный кадр с соблюдением всех требований. Однако эту точку не засчитали, а тем, кто пользовался посторонней помощью, наоборот, засчитали. Возможно, если гонка еще раз повторится, то кто-то из команд задействует для сбора точек вертолет, и это будет в рамках регламента.
«Нимал» на Севере
Команда «Нимал», много лет выступающая в Чемпионате России по трофирейдам, заработала бесплатное участие в «Экспедиции», победив в «Арктиктрофи». В ее составе, кроме чемпиона России Дмитрия Калинина, оказалась еще одна «звезда» — член российской команды на знаменитом приключении G4, наследнике «Кэмел-трофи», Дмитрий Тимохин. С этой командой я ехал следующую часть пути.
Особенность многодневной гонки «нон-стоп» заключается в том, что экипаж меняется и спит на ходу. Для этого в автомобилях оборудуется «спальник» — продольная полка наподобие железнодорожной, на которой человек может лежать, вытянувшись в пространстве от задней двери до спинки переднего сиденья. Естественно, никаких требований по безопасности «спальника» регламент «Экспедиции» не выдвигает. Когда я лег спать на эту полку, и машина рванула по ледовому ухабистому грейдеру со скоростью около 100 км/ч, стало ясно, что ситуация опасная. В случае ДТП при фронтальном столкновении, если подголовник сиденья, ограничивающий мое смещение вперед, выдержит, я мог сломать себе шейные позвонки, а если не выдержит, улетел бы головой вперед через ветровое стекло. Во время такого «сна» не покидало ощущение, что ты на поезде мчишься по аттракциону «американские горки»: то подлетая на буграх и кочках, то ударяясь о потолок, то при кренах в поворотах вываливаясь с полки. В конце концов забываешься неспокойным сном, но, проснувшись через пару часов, чувствуешь, что все бока избиты о стенки машины и перегородки. Полноценного отдыха такой «сон» не дает. Через двое суток пилоты стали походить на сомнамбул. Люди двигались и говорили с задержкой, на вопросы часто отвечали невпопад. Гонщики из других команд находились в таком же состоянии. Периодические выходы на мороз для фотосессий возле контрольных точек немного взбадривали организм, но при этом перебивали сон «отдыхающей смены». Ради интереса я стал вести хронометраж сна экипажа. Получилось, что за пятеро суток водители отдыхали лежа или сидя максимум двенадцать часов. Спать в машине сразу двое не могли — штурман, помимо того, что работал с навигацией, непрерывно развлекал пилота разговорами, следя, чтобы тот не заснул.
В автомобильном спорте, в частности в трофи и ралли-рейдах, давно разработаны методики контроля как скорости перемещения спортсменов, так и времени их отдыха. Кровью были выработаны нормативы обязательного отдыха и максимальной продолжительности движения без остановки. В «Экспедиции» никто ничего не контролирует, и экипажи едут «на все деньги», поставленные организаторами в условия типа мчись или проиграешь.
В Ханты-Мансийский округ
В середине гонки обнаружилось, что участникам необходимо посетить несколько контрольных зон в ХантыМансийском округе и точку в поселке Стрежевой в районе Нижневартовска. Анонс мероприятия не предусматривал поездки на Север — карты для Ozi Explorer (популярная навигационная программа) имелись лишь в масштабе 5 км, и состояние местности на них соответствовало концу 60-х годов прошлого века. Естественно, машины не готовились к эксплуатации в условиях экстремальных северных температур — двойных стекол, подогрева баков, теплоизоляции салона не было. Опыт многочисленных северных экспедиций показывает, что пренебрежение подготовкой автомобиля к сверхнизким температурам может повлечь печальные и даже трагические последствия. Но организаторам опять повезло — за два дня до начала этапа мороз в регионе с 45 градусов спал до 32, поэтому обошлось без серьезных поломок техники и обморожений.
Контрольные зоны в ХМАО располагались вплоть до границы с ЯмалоНенецким округом, и некоторые участники в погоне за дополнительными баллами отправились туда. «Нимал» трезво оценил состояние дорог и скорость передвижения по ним, предпочел двигаться по наименьшему янию, не уходя далеко на Север. При этом по расчетам средняя скорость за двое суток должна была составить почти 70 км/ч. Те, кто собирал более удаленные зоны, ехали значительно быстрее. Напомню, что до этого экипажи уже трое суток не имели полноценного отдыха.
На контрольном пункте в поселке Стрежевой из задания следовало, что в точке с известными GPS-координатами должна находиться табличка, на которой присутствует название поселка. Здесь и надо сфотографироваться, чтобы подтвердить факт своего присутствия. Пробившись к точке на машинах, искомого ориентира мы не обнаружили...
Последняя тысяча километров прошла в тяжелом полубреду-полусне. Жена капитана и участница команды Ирина Калинина не спала двое суток — она все время разговаривала с пилотами, чтобы те не уснули за рулем, — жить-то хочется. Идущие по зимнику грузовики поднимали вихри снежной пыли, и разглядеть в этой кутерьме задний борт попутного транспорта с залепленными габаритными огнями было очень трудно.
Неожиданный отдых дала поломка тормозов на нашей Toyota LC 80. Для ее устранения пришлось заехать на вис Новосибирского джип-клуба, где в тепле почти вся команда провалилась в сон, а я встретился с одним из авторов нашего журнала Олегом Булгаковым — тем самым, который перегонял два Unimog из Магадана в Новосибирск. В Томске в течение трех часов по центру носились 16 раскрашенных автомобилей, чтобы сфотографироваться возле сорока достопримечательностей города — памятников, фонтанов, зданий. Надо ли говорить, что почти никто из участников не пренебрегал ездой по тротуарам и разворотами через сплошную линию…
А затем командам было дано новое задание — проехать максимально возможное количество городов, и чем многочисленнее было их население, тем больше очков они набирали. В Казахстане количество очков увеличивалось десятикратно. Соответственно практически все рванули в сопредельное государство, где власти слыхом не слыхивали ни о какой гонке на их территории. Но «экспедиционеры» намотали по дорогам этой страны тысячи километров, кое-кто успел побывать даже в АлмаАте (ее самом большом городе).
Финалом «Экспедиции» стало пересечение Главного Кавказского хребта по лесовозной дороге. Подъехав к хребту, большинство гонщиков поняли, что зимой эта трасса не проходима на машинах (организаторы приезжали сюда летом). Напомню, что среди участников были весьма опытные в трофи люди. Опыт и здравый смысл подсказывали, что надо разворачиваться и ехать назад, в объезд, к финишу в Туапсе. Но одна из команд решила все-таки преодолеть эту «тропу лесорубов», заручившись поддержкой двух тракторов. Почти сутки последние на цепях затаскивали Jeep Rubicon и Toyota Land Cruiser 100 на перевал, а вот на спуске Toyota утонула в глубоком броде через разлившуюся горную реку. Выбравшись на берег из залитой машины, участники подали сигнал SOS с помощью спутникового треккера. Через несколько часов они поняли, что помощь не придет, так как все заняты — организаторы «Экспедиции» в это время в пионерлагере «Орленок» готовили торжественный финиш, награждение и заключительный банкет. Пострадавшие выбрались сами — Rubicon сначала вытянул «сотку» из воды, а затем все на одной машине доехали до базы строителей, расположенной в нескольких километрах ниже по долине. Обогрелись и обсохли, а затем сердобольные строители выделили «шишигу» для эвакуации.
Подведем итоги
Теперь о главном — призах. Килограмма золота, который выдавался победителю в 2005 и 2006 годах, больше нет. Теперь главный приз — это надувной катамаран, на котором выигравшие без стартового взноса поплывут по Северному морскому пути (за одну навигацию) в новом проекте «Экспедиции». Кстати, получает его все равно не тот, кто лучше всех проехал, а тот, за кого проголосует больше участников. Дада, тройку победителей определяет не показанный за две недели спортивный результат, а количество участников, проголосовавших за тебя. Вот такая получилась «Экспедиция»…
Алексей МОЧАЛОВ
Команда «Нимал»
Гонка понравилась безбашенностью и неформатностью. Здесь можно и нужно делать то, что по жизни делать нельзя. Мы люди русские, и нам по природе своей хочется перешагнуть через запрет, это такой антисоциальный позыв. Была возможность потренировать себя на длинных дистанциях — я понял, что можно ехать по 2000 км в день. То, что такие перегоны идут в разрез с ПДД, — вопрос личной ответственности. Понравились креативные и необычные задания. Не понравилось то, что это хулиганская акция, доставляющая удовольствие участникам, но по сути своей она антисоциальна. От нее страдали жители городов, участники дорожного движения России и Казахстана, хотя мы должны были быть неким примером для общества. Не понравился уровень конечной организации, у многих участников сложилось мнение, что устроителям гонки на них наплевать. Постоянные «косяки» с регламентом, непонятные задания. Мы почти не видели организаторов и других команд и находились в постоянном движении. Но конкуренция была вполне здоровая.
Алексей ВОЛКОВ
Команда «Ермак»
Результат не так важен — мы проехали всю трассу, ради чего и собирались сюда. Опыт участия в двух «Экспедициях» позволил выработать оптимальный график движения без сверхвысоких скоростей. Хотелось бы пожелать организаторам, чтобы победитель все-таки определялся не голосованием, а по результатам, показанным на гонке, потому как в нынешнем виде это больше похоже на интересное времяпровождение, а не спортивную борьбу.
Вадим УСКОВ
Главный судья
Имелись точки культурной навигации, на которых организаторы побывали и в координатах которых мы были уверены, и были точки, в которых мы не были и у них нет GPS-координат. Мы посчитали, что точки «Родники», у которых нет четко проверенных координат, взять будет сложнее, и поэтому по ним сделали отдельный зачет. Проверить достоверно все эти точки было невозможно. Сейчас, имея треки всех участников, мы знаем их координаты, но осознанно хотим оставить на следующую гонку такие точки, координат которых нет.
текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: автор
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.