Российские автогонщики в последнее десятилетие довольно часто выезжают на зарубежные соревнования, и трофисты — не исключение. Второй год наша команда PRO-X занимает 1-е место в одной из самых тяжелых и представительных европейских гонок — Croatia-trophy, проходящей в мае в Хорватии
В этом году на старт вышли 67 экипажей из 18 стран — Австрии, Бельгии, Боснии, Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Латвии, Мальты, Нидерландов, России, Польши, Словакии, Словении, Хорватии, Франции, Швейцарии и даже из Австралии. Большинство команд составляют сильные спортсмены, десятки лет участвующие в различных соревнованиях по трофи. Многие из них приехали сюда не первый раз.
Главный организатор Croatia-trophy Игорь Божикович (в обычной жизни топ-менеджер одной из крупных европейских компаний) выкраивает свободные дни, чтобы устраивать одну из самых трудных и известных в Старом Свете гонок. Всегда дружелюбный к участникам, он готов по многу раз разъяснять разноязыким спортсменам непонятные моменты организации в любое время суток. Характерно, что начиналась гонка на территории Украины, в Карпатах. Пятнадцать лет назад Игорь приехал на нее штурманом. Через три года, когда встал вопрос о проведении соревнования в другой стране, Божикович организовал самое первое соревнование, два года носившее название Super Transilvaniya. Лишь десять лет назад хорватская гонка получила свое настоящее название. Никакой предварительной рекламы не дается — популярность мероприятия приобретается за счет передачи информации в среде джиперов.
На гонках в Восточной Европе меня радует то, что среди участников огромное количество не экстремалов по сути, а просто людей, увлекающихся экстремальным видом спорта. Это простые труженики, собирающие в своих гаражах подготовленные внедорожники и несколько раз в год выплескивающие адреналин на спортивных трассах. Много молодежи, но есть и настоящие ветераны офф-роуда. Я получаю большое удовольствие от атмосферы, царящей на этом соревновании.
Трассы
Всего в полусотне километров от столичного Загреба начинается холмистая местность. Собственно, большая часть бывшей Югославии расположена в горах, и простора для трофи у местных жителей предостаточно. Но в районе проведения соревнования не просто горы — эти места сильно пострадали от гражданской войны начала 90-х годов, и здесь немного жителей. Поэтому спортсмены практически не мешают местному населению — все трассы проходят в удалении от деревень и обжитых территорий.
В окрестностях городка Топуско, где расположен базовый лагерь, имеется очень развитая сеть горных лесовозных дорог, много крутых каньонов, долин ручьев, низовых болот в поймах бесчисленных речушек. Во время движения по трассе нужны мощный мотор, чтобы подниматься на склоны, и умение ориентироваться, чтобы разобраться в Дорожной книге. Использование GPS на Croatia-trophy запрещено, что прибавляет трудностей при выборе пути. Однако Дорожная книга составлена очень хорошо, и большинство спортсменов выбирают правильное направление. Во время гонки внедорожникам приходится пересекать множество ручьев и речушек, однако глубоких и широких бродов нет — законодательство Хорватии запрещает переезжать реки не по мостам. По пути спортсмены часто видят брошенные дома со следами от автоматных очередей на стенах — до границы с Боснией от лагеря всего 5 км, и бои между югославской армией и боровшейся за независимость Хорватией здесь были особенно ожесточенными. Некоторые из организаторов Croatiatrophy также сражались с оружием в руках, и историю войны я услышал из первых уст, правда, это была точка зрения одной из сторон.
Протяженность ежедневных спецучастков — от 15 до 70 км. Самые быстрые автомобили проезжают спецучасток за пять-шесть часов, основная масса участников — примерно за девять. Кроме линейных СУ, есть трофидень (командные упражнения) и кольцевая гонка.
Автомобили
На степень подготовки автомобиля нет ограничений ни в одной из двух категорий. Обязательно лишь наличие каркаса безопасности и защитных шлемов для экипажа. Остальное — личное дело самих участников. Особенности местности и характер гонки предъявляют свои требования к автомобилям — внедорожники на очень больших колесах и тракторной резине, как правило, ломаются, не доходя до финиша. Лебедок обычно две-три, на электрических лебедках в основном по два мотора. Встречаются четырехмоторные лебедки, но их используют редко — слишком быстро «высаживаются» аккумуляторы. Не редкость и расположение «губок» на крыше, чтобы в случае необходимости можно было винчеваться за деревья над собой при траверсах крутых склонов. Большинство автомобилей с точки зрения российского «болотного» трофи перетяжелены, их вес — более 2 т. Однако на этой гонке борьба за вес — не главное. Основное — слаженная работа экипажа и надежная машина. Больше всего прототипов, построенных на базе Land Rover Defender, Jeep Wrangler и Mercedes-Benz G-Klasse. Но встречаются самые разные автомобили — от багги свободной конструкции до машины, построенной на агрегатах УАЗ-469.
Российская команда
Первым из россиян дорожку на Croatiatrophy проторил Юрий Селифонов. Приехав сюда два года назад, он занял всего лишь 19-е место в категории Hard, зато на следующий победил в категории Adventure и повторил свой успех в этом году, став первым человеком за 12-летнюю историю гонки, дважды подряд поднявшимся на высшую ступень подиума. На MercedesBenz G-Klasse команды PRO-X были самые маленькие колеса в категории — всего 32 дюйма, а большинство его соперников выступали на шинах диаметром 35–36 дюймов. Юрий и его штурман Дмитрий Соколов были первыми всего лишь на двух спецучастках, однако к концу гонки от ближайшего соперника их отделяло почти четыре часа. Всего на трассе за недельный марафон наши спортсмены находились тридцать часов. Россияне выиграли, потому что ехали стабильно, мало ломались и не тратили драгоценное время на ремонт. Штурман почти не делал ошибок в ориентировании, на чем другие команды теряли минуты и даже часы (например, единственный польский экипаж почти каждый день умудрялся заблудиться, и к середине гонки спортсмены поняли, что их дальнейшее участие не имеет смысла). Конечно, без технических проблем не обошлось — в первый же день вышла из строя передняя блокировка, на крутых подъемах перегревался мотор. На Mercedes-Benz российской команды PRO-X (одной из немногих в классе) не был перенесен за кабину радиатор. Юрию и Дмитрию приходилось ехать осторожно и беречь переднюю часть автомобиля от ударов о деревья.
В основном зачете также стартовали россияне — петербуржцы Михаил Клюйко и Игорь Пентинен — один из старейших отечественных экипажей, часто выступающий на различных зарубежных соревнованиях. В последние годы в Европе их можно встретить чаще, чем у нас в стране, например, они были первыми россиянами, принявшими участие в «Трансильваниятрофи». К сожалению, на кольцевой гонке их автомобиль попал в поперечную канаву, из-за чего оторвался левый поворотный кулак и сломалась стойка. Исправить повреждения в полевых условиях оказалось невозможно, и экипаж уехал домой. Однако Михаил и Игорь собираются приехать на Croatia trophy еще раз.
Среди участников оказался хорошо знакомый российским спортсменам экипаж из Латвии. Эдвинс Вансович — чемпион Латвии и Кубка Балтии, неоднократный победитель сложнейшей гонки «Вепсский лес» — на Croatiatrophy занял 12-е место, перевернувшись буквально в 50 м от финиша прямо в горной речке.
Через год небольшая, но гостеприимная Хорватия снова будет встречать спортсменов со всех концов Европы, желающих преодолеть трассу тяжелого многодневного трофи-марафона. Надеюсь, среди них снова окажутся россияне, стремящиеся участвовать в таком не похожем на отечественные, но не менее сложном и увлекательном рейде Croatia-trophy.
Я третий год подряд езжу на хорватскую гонку и, надеюсь, приеду еще. Здесь отличная атмосфера, очень приветливые и доброжелательные организаторы, сильные участники. Характер трасс кардинально отличается от тех, что встречаются на соревнованиях в России, – здесь нет обширных болот, зато есть горы и настоящая грязь. Иногда страшно спускаться с крутого склона, но приходится преодолевать себя. Думаю, нашим спортсменам стоит приехать сюда и попробовать свои силы в этом сложном соревновании
Победители соревнования | |||
---|---|---|---|
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль |
Hard | |||
1 | Джеймс МАРСДЕЛ/Вайн СМИТ | Великобритания/Австралия | Land Rover |
2 | Хендрик де НИЙС/Андриес де НИЙС | Бельгия | Jeep CJ |
3 | Саймон БАК/Мэтью КУК | Великобритания | Land Rover |
Adventure | |||
1 | Юрий СЕЛИФОНОВ/Дмитрий СОКОЛОВ | Россия | MB G 300 |
2 | Георг ЛАХ/Кристоф МОСТЛЕР | Австрия | Jeep YJ |
3 | Марк ВИНК/Паскаль САНДЕРС | Бельгия | Range Rover |
текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: Ольга АГАПОВА и автор
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.