Текст: Сергей Бутов
Фото: Сергей Бутов
Аналитики высчитали, что только 2–3% владельцев внедорожников занимаются офф-роудом. Остальные знай себе полируют всеми четырьмя ведущими колесами различные виды асфальтобетонного покрытия. Вывод? Полный привод, как и набор других качеств машин такого типа, становится не более чем очередным автомобильным «жанром», как, например, хэтчбек или седан. Что ж, крупнейшая европейская автомобильная выставка Mondial de l’Automobile 2004 года не разочаровала любителей внедорожников.
Внедорожники или кроссоверы? А может, просто полноприводники? Что, например, представляет собой VW Touareg W12 Sport (машина, в буквальном смысле положенная брюхом на асфальт)? Кстати, в свое время главный дизайнер Porsche Хаарм Лаагей сокрушался, что у Volkswagen гораздо больше свобода маневра при разработке люкс-внедорожника: мол, им на Porsche можно делать только спортивные автомобили. Что ж, верно – мы так и не увидели дизельный Cayenne; и его не будет никогда (это твердая позиция руководства). А вот партнеру из VW запросто сделать и дизельную модификацию, и такую вот машину со «спортпакетом». В последний входят литые диски «Касабланка» с дорожными шинами 275/45R20, затемненные на 65% боковые и заднее стекла и настроенная счетверенная выхлопушка (450 «лошадей» разгонят машину до сотни за 5,9 с). Такие Touareg строит по предварительным заказам отделение Volkswagen Individual (по сути, заводская тюнинговая мастерская).
А в какие дебри зовет нас концептуальный квадроцикл Peugeot Quark? Прежде квадроциклам не рекомендовалось выбираться на шоссе. Эти транспортные средства из-за шин с особым рисунком и очень короткой базы не отличались устойчивостью на асфальте. Quark же – суть шоссейная машина. Michelin даже разработал для нее шины с особым протектором, канавки которого эффективно отводят воду и препятствуют аквапланингу. Шоссейный квадроцикл работает на топливных элементах (fuel cells), то есть возит с собой в особом протектированном баке девять литров водорода под давлением почти в 700 атмосфер. В электрохимическом генераторе, который, собственно, и представляют собой «соты» fuel cells, водород смешивается с забираемым из воздуха кислородом (без взрыва, на молекулярном уровне). Снизу, как из кондиционера, льется водичка-конденсат, а в никель-метал-гидридный накопитель поступает электроэнергия, которой достаточно, чтобы вращать четыре электромотора, посаженных на ступицы квадроцикла. Моторами, а каждый из них способен развить крутящий момент 100 Нм (!), компанию Peugeot обеспечила канадская фирма ТМ4. Секрет, которым владеют канадцы, кроется не столько в самих моторах, сколько в алгоритме их взаимодействия, доверенном электронному модулю управления. Скажем, в повороте один из моторов может развить большую тягу, чтобы либо заправить Quark в вираж, либо, напротив, распрямить траекторию.
ДАЛЕКОЕ РОДНОЕ
Кстати, «топливоэлементщики» постепенно подбираются и к настоящим внедорожникам. Например, разработку на эту тему представила корейская Kia. В этой связи характерно, что вазовцам так и не хватило ума привезти на салон «Ниву-Антел», оснащенную водородной силовой установкой. Зато на «Мондиале» они, что называется, «дали жару»: центральное место «жигулевского» стенда занимал некий аттракцион из окрашенной «хамелеоном» ВАЗ-2121 «Нивы»... Под звуки далеко не самой
удачной музыки вездеход… распадался на части! Из-под двигателя вырывались клубы дыма, и открывался вид на внутренности (на мой взгляд, очень сомнительная реклама). А называлась эта чудо-машина Niva-Scarabee, на что, видимо, намекал и переливчатый, как у жука-навозника, цвет «чешуи». Что же до идеи всей «внедорожной» части экспозиции российского автогиганта, то она, казалось, лежала на поверхности – с 1977 года выпущено свыше двух миллионов «Нив». Это, безусловно, достижение. О нем напомнили. Но развивать тему не стали. Любят у нас балаган. И при этом в лучших традициях – пустой стенд и тусующиеся друг с другом «генералы» автопрома. А зачем на стенде « Нива» Джеки Иккса – объяснить некому... А между тем эта знаменитая машина, победитель «Ралли Фараонов» 1982 года. Такие же, подготовленные французским дилером Lada Жан-Жак Поком брали призовые места и в Париж-Дакаре (когда никто о КамАЗах там и не слышал). Ценный автомобиль теперь принадлежит Lada France. Ну а сам месье Пок? Он старый, отошел от дел, на стенде его нет, – по всему было видно, что вопрос смутил французских партнеров вазовцев. Поздравляю, еще один прокол! На «АвтоВАЗе» хранится машина Lada-Samara T3, которую отец и сын Поки построили на собственные средства для участия в ралли-рейдах. О тогдашней козырной карте «Автоэкспорта» – ВАЗ-2108 Samara – напоминала лишь стеклопластиковая оболочка кузова, внутри же было все оригинальное – использовались мотор и трансмиссия Porsche. Этой машине в руках Джеки Иккса, Дидье Ориоля и других видных гонщиков в 1990–1991 годах удалось взять призовые места в нескольких соревнованиях. А потом наша сторона отказала французским энтузиастам в финансовой поддержке.
ПАРИЖСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ
В общем, бегом от «вазовского» стенда.. И вот мы упираемся в экспозицию Isuzu, где получаем… все то же самое, но во франко-итальянском стиле. Пресс-релизов нет, компакт-дисков с картинками – тоже. «Позвоните мне в офис после салона, я вам тотчас все отправлю!» – отвлекается от хорошенькой стендистки импортер Isuzu. А мог бы проявить больше внимания, как-никак, эта японская марка возвращается на европейский рынок после долгого перерыва. На самом стенде доминирует пикап Isuzu D-Max с турбодизелем (очень удачным, исудзовские «коммон-рейлы» покупает Renault, да и General Motors в рамках внутрикорпоративной унификации их охотно берет). D-Max, судя по конструкции (рама, неразрезной рессорный мост сзади), – настоящая рабочая лошадка. Разработана в Японии, собирается в Таиланде.
Внедорожной экзотики на Парижском автосалоне всегда было предостаточно. Взять хотя бы местную фирму FAM, которая всего лишь устанавливает дифференциалы La Motricite Reinforcee (повышенного трения со степенью блокировки 25%) на обычные переднеприводные Peugeot и Citroen. При доминирующих во Франции, Испании и Португалии каменистых грунтах этого оказывается вполне достаточно. Мало? Тогда верхом на Dangel – эта фирма устанавливает полноприводную трансмиссию на фургоны тех же марок. Но, на парижских улицах эти машины не увидишь.
Экзотика чистой воды – индийская Mahindra (следует по стопам Tata, машины которой уже не редкость на европейских дорогах). В неказистых и, что немаловажно, недорогих «махиндрах» все еще доминирует внедорожный ген. Конструкции, конечно, древние – никакими нарядными колпаками не прикрыть архаичные ступичные муфты подключения переднего моста. В экспозиции Mahindra с особой силой понимаешь, насколько велик и могуч Mercedes-Benz Gelandewagen – корма одной из индийских моделей точь-в-точь как у «немца».
Внедорожную галерку пополняет румынский Aro – давний и некогда тщетный соперник нашей «Нивы» во Франции. Ну и испанский Santana ( Land Rover 110 в прошлой жизни) сегодня вполне уважаемая марка. Он столь же практичен, как и Defender, но стоит существенно дешевле.
Те, кто привез в Париж вышеперечисленную экзотику, рассчитывают на целевого покупателя, который далек от пагубного влияния моды и не кинется приобретать внедорожник только потому, что он может быть оснащен (как любой Land Rover с этого года) цифровой дистанционно управляемой камерой VentureCam, в реальном времени выводящей на информационный дисплей цветную картинку местности в радиусе 20 м от автомобиля. Вездеход Santana скорее купят, сосчитав, сколько овец или бочек с вином поместятся в его нескладный пикапистый кузовок, и прикинув, удастся ли заварить в сельской кузнице лопнувшую проушину рессорного моста.
БОЛЬШИЕ БРАТЬЯ
На этом фоне практичность таких дебютантов выставки, как Land Rover Discovery и Nissan Pathfinder, кажется наигранной не без помощи заводских пиарщиков. Задняя видеокамера, облегчающая парковку «Землепроходца» (так переводится Pathfinder с английского), – сугубо городская бирюлька. Самое интересное, что Pathfinder третьего поколения будет выпускаться в Испании. Известное с 1986 года название прежде предназначалось машинам, нацеленным прежде всего на североамериканский рынок, и в Штатах же и выпускавшимся. Но раз уж компания привозит из Америки в Европу паркетник Murano, не гнать же назад корабли порожняком? Кстати, Pathfinder стал девятым внедорожником в производственной программе Nissan.
Pathfinder оснащен трансмиссией All Mode 4x4 с кнопочно-электронным управлением, как у X-Trail, несмотря на раму и суровый вид. А еще покупатели оценят трехрядный салон, допускающий 64 конфигурации кресел. Сложив два ряда, можно получить ровную грузовую площадку длиной 2,8 м – очень прилично.
Удивила всех фирма Volvo, оснастив XC90 мотором V8 (4,4 л 315 л.с.) Это первый случай в истории легковых моделей фирмы. Мотор разработан Yamaha, установлен… поперечно и агрегатирован с 6-ступенчатой автоматической коробкой передач!
Но – повторимся – чем сложнее и дороже становятся вездеходы, тем больше теряется их практическая ценность. Ремонт поврежденной на бездорожье трансмиссии или восстановление пропоротой о сук боковины сведет на нет выгоду от доставки людей и грузов в труднопроходимую местность.
Представляю, как будет проходить представление журналистам кроссовера Mercedes-Benz R-class или Grand Sport Tourer! Думается, ни о какой внедорожной трассе и речи не возникнет. А меж тем этот автомобиль создается на замену Gelandewagen – во всяком случае, по ценовому диапазону. Дизайн прототипа Vision R создавался под руководством Стива Маттина, имевшего отношение еще к малолитражному Mercedes-Benz A-сlass первого поколения. Публику приучают к довольно необычному для Mercedes-Benz облику Vision R вот уже четвертый автомобильный салон кряду. Нынешняя версия – европейская, укороченная. Ее база 2980 мм, что на 235 мм меньше, чем у американской версии. Автомобиль создается с прицелом в первую очередь на американский рынок. При этом он оснащен V6-турбодизелем мощностью 218 л.с. в сочетании с автоматической трансмиссией 7G-Tronic. (это, в общем, спортивная коробка передач). Подвеска Vision R – пневматическая. Многие из своих узлов и агрегатов автомобиль разделит с будущим M-class. Вероятнее всего, оба автомобиля будут выпускаться на заводе в штате Алабама. Попутно мерседесовцы решили проверить реакцию парижан на новые красители, дающие полное впечатление неокрашенного полированного металла. Цвет кузова Vision R называется «стерлинг», то есть «серебро высшей пробы». Эффект достигается особой формой чешуек наполнителя эмали: они круглые и очень плоские, поэтому ложатся на поверхность параллельно друг другу и отражают падающий свет иначе, чем обычный пигмент-«металлик».
Америка начинает покупать автомобили с дизелями. Конечно, между тем, что стоит на фермерском тракторе, и высокооборотистым common rail, огромная разница. И все же. Концептуальный автомобиль S3X на стенде Daewoo рекламировался как первый Chevrolet с дизелем в Европе. Этот среднеразмерный (длина 4639 мм) SUV с несущим кузовом и независимыми подвесками разработан и будет производиться в Южной Корее, но нам предлагают забыть про марку Daewoo и величать его Chevrolet. Как и Mercedes-Benz Vision R, Chevrolet S3X весьма условно концептуален (заканчиваются испытания серийных образцов машины на заводских полигонах).
Наконец, не обойдем в нашем репортаже о Mondial de l’Automobile несостоявшиеся премьеры. А ждали в Париже новинки Детройтского мотор-шоу Saab 9–7 и Jeep Grand Cherokee. Но Saab вовсю рекламировал Alcokey (устройство, которое не заведет мотор, если уловит пары алкоголя в дыхании водителя), а DaimlerChrysler решил продлить общение парижан со старым «грандом». Что до Chevy-Niva… Похоже, русские журналисты уже свыклись с тем, что машину не показывают на международных выставках. Теперь же, в свете скорректированной маркетинговой политики General Motors, вовсе не ясно, будет ли она носить эмблему Daewoo или примерит «бабочку» Chevrolet...
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.