Сицилианская защита

Обновленный Nissan Patrol

Текст: Андрей Судьбин
Фото: Андрей Судьбин и компания Nissan

Слово «защита» в русском языке имеет много значений. Например, словарь Даля говорит, что «Защита – это всякая вещь или предмет, скрывающий, охраняющий, ограждающий кого-либо или что-либо». Но защитой называют и процедуру представления проекта придирчивой комиссии. В данном случае мы летим на защиту проекта под названием «Обновленный Nissan Patrol», а местом для ее проведения руководство Nissan Europe выбрало тот самый треугольный «мяч», который «пинает» италийский сапог, а именно – остров Сицилию.

Аэропорт города Катанья, второго по величине и значению города Сицилии, встретил нас влажной тропической жарой, от которой любой не успевший акклиматизироваться северянин мгновенно начинает обтекать обильным потом. Скорее, скорее в кондиционированную прохладу салонов Nissan Patrol, уже, похоже, заждавшихся нас на стоянке около аэропорта! Впрочем, желания организаторов тест-драйва, похоже, полностью совпадали с нашими: по причине традиционной итальянской безалаберности рейс Рим – Катанья задержался почти на полтора часа, а программа была составлена весьма плотно.

Уже направляясь к машинам, я услышал, как кто-то из коллег сзади буркнул: «Ну и чего же тут нового?» Действительно, в пресс-релизе, который я изучал в самолете, говорилось, что изменениям подверглись все кузовные панели, за исключением крыши. Вот только сделано это, похоже, в лендроверовском стиле, так, чтобы на первый взгляд все эти изменения были не видны. Лишь тщательно присмотревшись, вижу, что и облицовка радиатора стала другой, чуть более «улыбчивой» и менее «угрюмой», и глаза-фары приобрели кристальный высверк, и на капоте появилась поперечная грань, и бампера, и пластиковые расширители арок… Ну а в остальном – ни один человек, увидевший этот автомобиль на дороге, причем в любом ракурсе, не усомнится, что видел Patrol GR. Впрочем, тут-то он и ошибется, потому что буквы GR, Grand Raid, в названии машины больше использоваться не будут. Но что буквы? В главном, то есть в конструкции и техническом оснащении, обновленный Patrol остался все тем же. Мощная рама лестничного типа, неразрезные мосты с зависимой пружинно-рычажной подвеской, система полного привода типа part-time, с подключаемым передним мостом и раздаточной коробкой без межосевого дифференциала, блокируемый дифференциал заднего моста и оригинальная «фишка» ниссановских конструкторов, отключаемый стабилизатор поперечной устойчивости, увеличивающий ходы задней подвески. Ну а раз так, пора в путь!

Моим напарником вновь оказался Владимир Смирнов из журнала «Автомобили», с которым мы уже встречались на тестах и составили вполне слаженный экипаж. Так что быстренько грузим свои нехитрые командировочные пожитки в объемистый багажник (на его просторах две спортивные сумки просто теряются, как яхты в океане), укладываем кофры с фотоаппаратурой на задний диван, и я занимаю штурманское место. На первый день нам достался аппарат цвета «вишневый металлик» с автоматической коробкой передач и в люксовой комплектации. Что изменилось? Сразу бросилась в глаза новая центральная панель с венчающим ее экраном спутниковой навигационной системы. Да и кресла, пожалуй, тоже стали чуть удобнее.

Пара километров – и Patrol вырывается на простор платного автобана SS121 Катанья – Патерно. Кстати, а почему бы нам не включить навигатор? Организаторы, конечно же, снабдили нас дорожной книгой с подробнейшей легендой, но знать свое место в пространстве совсем не помешает. А что, очень удобно! Прибор показывает дорогу в режиме bird view, «взгляд с высоты птичьего полета». Кажется, что сидишь в гондоле привязного аэростата, который вальяжно катящийся по автобану Patrol тащит на невидимом буксире. Впрочем, вальяжным это перемещение кажется только сидящим в салоне. На самом деле стрелка спидометра застыла на отметке 140 километров в час, а изнутри кажется, что скорость не больше восьмидесяти. Но вот автострада остается позади, и мы сворачиваем на горные асфальтовые дорожки местного значения. Наша цель – национальный парк Монте-Колла.

К сожалению, вместе с автобаном закончилась и хорошая погода. Начавшийся дождь заставляет Володю включить «дворники», сначала в прерывистом, а потом и в постоянном режиме. Машина лезет вверх по узкому серпантину. Кстати, когда мы выезжали из Катаньи, датчик температуры за бортом показывал +32 градуса , сейчас же чуть больше 20, и температура все продолжает падать. Границу национального парка знаменует конец асфальта и начало щебнистого грейдера. А поскольку дождь разыгрался не на шутку и машину начинает слегка таскать по мокрым камням, приходится подключить передний мост. Но вот и въезд на обещанный внедорожный полигон. И тут – жестокое разочарование. Поскольку маршалы опасаются, что под дождем грунт может поползти, эта часть тест-драйва отменяется. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день…

Нам остается только белой завистью позавидовать участникам тест-драйва 2000 года. Тогда Nissan представлял Patrol, оснащенный новейшим по тем временам трехлитровым дизельным двигателем. Трассу готовила ралли-рейдовая команда Nissan под руководством Рамона Пила (владелец известной школы внедорожной езды), и проходила эта трасса в Египте, в Западной пустыне. Именно там проходят завершающие отрезки «Ралли Фараонов». Бездорожье там было настоящее, с ездой по дюнам, пересохшим руслам рек (так называемым вади) и с ночевками в бедуинских шатрах. Самому мне в том приключении участвовать не довелось, но когда читал отчеты коллег – очень им завидовал.

Впрочем, пора и мне за руль. Сажусь, примеряюсь… Patrol приходится мне как раз впору (как разношенные ботинки или привычный деловой костюм). Нигде не «жмет», все удобно… Может быть, более придирчивые коллеги назовут и приборную панель «безликой», а по мне – так все очень хорошо. Шкалы на приборах читаются без проблем, обод рулевого колеса ничего не закрывает, эргономика – на уровне. Мне, собственно, и сиденье-то практически не пришлось регулировать, отодвинул на пару сантиметров – и все. Обзор в боковые зеркала – просто отличный. Вот разве что джойстик управления зеркалами размещен довольно странным образом. Орудовать им приходится вслепую, и в какой-то момент, пытаясь чуть-чуть подстроить зеркала, я дал команду сервоприводам полностью сложить их огромные «лопухи».

Клубок горного серпантина начинает разматываться в обратном порядке, сверху вниз. Пока под колесами камни и щебенка, трясет машину просто немилосердно! Но – ни одного пробоя подвески, а панели обшивки салона хранят «омерту», обет молчания, как сицилийские мафиози на допросе у карабинеров. Но вот четырехступенчатая коробка-автомат в таких условиях – не лучший вариант. Переводишь селектор на «двойку» – машина летит вниз слишком быстро. Переводишь на «единицу» – слишком медленно, а двигатель начинает выражать свое недовольство надсадным воем, да и стрелка тахометра начинает подбираться к красной зоне. Приходится опять переключаться на «двойку» и помогать мотору педалью тормоза, только вот делать это на мокрых камнях как-то неуютно. Да и тормоза так перегреть недолго. Слава богу, ABS работает совершенно безукоризненно. Очень понравилось то, как задемпфировано рулевое управление. Даже в тех случаях, когда под колеса попадали камни вполне выдающихся размеров (а было их совсем немало), руль не бился в руках, как шахтерский перфоратор. Но вот само рулевое колесо со вставками «под дерево» мне не очень понравилось: Если бы не кожаные водительские перчатки, то руки бы точно скользили, да и в сечении «баранка» показалась мне слишком тонкой.

И все же на гравии Patrol был в своей среде, а вот на узких извилистых асфальтовых дорожках ему не очень уютно. Тяжелая машина так и норовит вынырнуть наружу поворота. Приходится активно пользоваться педалью тормоза… Проезжая через бесчисленные городки и деревеньки, все эти Флореццо, Терразини, Аркобалено, Франковилла и Кастиглионе, чувствуешь себя верхом на слоне в посудной лавке. Посудите сами: улочка по ширине – только-только двум машинам разъехаться. Причем впритирку к домам стоят припаркованные автомобили, а у лавочек и пиццерий на стульях сидят хозяева, словно сошедшие со страниц романов Марио Пьюзо. Читают местную прессу или просто наблюдают окружающую жизнь и дремлют. Что же до тротуаров, то, как правило, их вовсе нет, и пешеходы движутся вперемежку с мотороллерами и грузовичками Iveko. И вот попробуйте в таких условиях разъехаться с движущимся вам навстречу мусоровозом. Или вот еще картинка: едете вы по такой вот улочке, никого не трогаете, и вдруг прямо из стены дома поперек дороги выезжает FIAT-500. Задним ходом (у хозяина на первом этаже – гараж)! Хорошо, что тормоза у Nissan Patrol оказались на уровне…

А вот на автостраде Patrol, напротив, ведет себя вполне уверенно. Да, конечно, чувствуется, что 160 лошадиных сил – это не так уж много для автомобиля с полной массой в три тонны. Разгоняется Patrol степенно и вальяжно, но, разогнавшись, никаких хлопот водителю не доставляет. Едет машина как по рельсам, точно выписывая заданную траекторию. Можно занять левый ряд, поймать радиостанцию, передающую «канцоне италиано», и расслабиться, поддерживая скорость 130–150 километров в час. Впрочем, временами в зеркалах вспыхивают мигающие фары какого-нибудь Mercedes CLK или Alfa Romeo. Ну что ты мигаешь, горячий сицилийский парень? Хочешь ехать 170? Сейчас, сейчас пущу. Найду вот дырочку между грузовиками и пущу. А то хочешь, поехали на грунтовку, там и посмотрим, кто кому мигать будет…

Вечером, на товарищеском ужине после пресс-конференции в отеле Atlantis Bay, Бьорн Крюгер, представлявший руководство Nissan Europe, долго извинялся за срыв внедорожной части тест-драйва. Впрочем, он пообещал нам частично реабилитироваться на следующий день. Ведь ездить нам предстояло не где-нибудь, а по склонам самого высокого в Европе действующего вулкана Этна. Весь первый день ее величественный треугольный силуэт, будто вырезанный из голубого полупрозрачного пластика, маячил в правых окнах нашего внедорожника.

Итак, подъем в 6:00, быстренько макнуться в ласковое Ионическое море, душ, завтрак, и – вперед, на Этну! На этот раз мы берем серебристую машину в несколько более простой комплектации: механическая КПП и тканевый салон со вставками из алькантры. Самое интересное, что чисто кожаный руль этой машины мне понравился значительно больше, да и механическая коробка в горных условиях оказалась гораздо удобнее, особенно на спусках. Несколько раз я даже отваживался пройти повороты на пределе, с визгом резины. Но все же проделывать подобные номера на Nissan Patrol никакого удовольствия не доставляет. Гораздо удобнее перед входом в поворот чуть подтормозить, подоткнуть передачу пониже и аккуратненько вписаться в очередной «кривун», тем более что никто не знает, кто вылетит навстречу из-за склона. Впрочем, скорее всего, это будет еще один внедорожник. Чем выше в горы, тем больше на дорогах полноприводных машин, от новеньких Terrano и Pajero III до заслуженных Suzuki Samurai и Land Rover первых серий. Попадается и полная экзотика, вроде французских Auverland и FIAT Compagniola.

Поездка на Этну заслуживает отдельного рассказа. В 2001–2002 годах здесь произошло мощное извержение. На склоне горы, на высоте 2100 метров (занесенная снегом вершина и главный кратер возвышаются на 3340 метров) образовался новый кратер, и потоки лавы прокатились вниз по склонам, уничтожив автомобильную дорогу и практически стерев с лица земли городок Рифужио Сапьенца и несколько новеньких отелей. Теперь об этих тревожных днях, когда население окрестных поселков устраивало коллективные моления, упрашивая Деву Марию избавить их от гнева разбушевавшегося подземного огня, напоминают только протянувшиеся по лесистым склонам языки лавовых полей. Сам же кратер стал туристическим объектом. Экскурсанты добираются до смотровой площадки на комфортабельных автобусах, там пересаживаются в специальные автобусы на шасси UNIMOG, которые и поднимают их по проложенному прямо по застывшей лаве грейдеру еще на пару сотен метров. Последние метров двести нужно пройти пешком, по узкому гребню.

Но мы поехали на «смотровую» не по новой асфальтовой дороге, а по «служебной» грунтовке, петляющей по лесистому склону. Представляю, каких усилий стоило организаторам получить разрешение на этот проезд… По дороге конвой обогнал группу французских пеших туристов: человек 30, в возрасте от 15 до 50, все в аккуратных пластиковых шлемах, у каждого в руках по два альпенштока, а из кармана рюкзака торчит бутылка с водой. Представляю их удивление: отправились в пеший поход по национальному парку в поисках тишины и уединения, а тут на тебе: целая колонна внедорожников, рычащая и отплевывающаяся выхлопом дизельных моторов. Двигатели на подъемах действительно начали серьезно поддымливать – сказывается высота и недостаток кислорода. Номера на наших машинах были французские, так что вся эта гоп-компания заподозрила в нас соотечественников и начала нам что-то кричать (я так и не понял, восхищенно или возмущенно). Ну а поскольку что я, что Володя французский знаем примерно так же хорошо, как древнешумерский, нам ничего не оставалось, как приветственно улыбаться.

Первое, что мы увидели, подъехав к смотровой площадке, – это «привет с Родины» в виде парочки до боли знакомых «уазовских буханок» (причем одна с проржавевшими насквозь бортами, но тем не менее на ходу), а также старенькой «Нивы» – 2121. Машины явно принадлежали сотрудникам национального парка. Последний бросок вверх по грейдеру, проложенному бульдозером прямо по лавовому полю, подъем по гребню, и вот он, кратер… Черные стены его тут и там покрывает желтый налет сернистых отложений, а из трещин потихоньку курятся вулканические газы. Вся земля вокруг усеяна вулканическими бомбами самых разных размеров: от крохотных, с лесной орех, до огромных, с половину «Запорожца». Я попытался представить, как эта местность выглядела в 2001 году, когда ползли вниз тремя ручьями потоки лавы, как трескалась на поверхности магмы черная корка и просвечивал в трещинах адский огонь, как вспыхивали, словно спички, деревья на склонах, как сотрясались от подземных толчков склоны Этны и какими смехотворными казались попытки людей при помощи бульдозеров построить валы, способные если не остановить, так хотя бы отвести от человеческого жилья неумолимо ползущую огненную реку. Но, сколько ни старался, так и не смог вообразить полную картину катаклизма. Вокруг все казалось таким мирным… И лишь запах серы говорил о том, что не зря древние греки считали, что именно в недрах Этны расположена кузница Гефеста, а современные сицилийцы называют эти места «адом в сердце Европы».

Но нам пора отправляться в обратный путь. Прощай, «Мунджи бедду» (так звучит на сицилийском диалекте «монте бело», «прекрасная гора»), прозванная античными поэтами «небесной колонной»! На спуске выясняется, что если нажать на кнопку, отключающую задний стабилизатор поперечной устойчивости, то трясти начинает значительно меньше. Но вот грунтовка заканчивается, и вновь Nissan Patrol наматывает на колеса километры горного серпантина, как спагетти на вилку, в ветровом стекле проплывают картинки, похожие на кадры из фильмов Копполы или Дамиани, а в ушах сама собой начинает звучать бессмертная музыка Нино Рота из «Крестного отца». Вот выходит из церкви компания пожилых сицилиек в черных платьях. Вот пара молодых пастухов перегоняет через дорогу отару овец. И бесконечные виноградники, оливковые и цитрусовые рощи.

На этом тест-драйве журналистам из России опять повезло. Наши коллеги из Польши и Чехии сдали машины и отправились в аэропорт, а мы – обратно в отель. Просто не нашлось подходящего рейса Рим – Москва, и в нашем распоряжении оказалась вся вторая половина дня. Можно погулять по древнему городку Таормина, полюбоваться замечательно сохранившимся античным театром и видом на море с центральной площади города. Совершенно фантастический вид, кстати. Так и кажется, что вот-вот из-за скалы покажутся полосатые паруса греческих трирем или узкий хищный силуэт генуэзской галеры. А потом можно присесть за столик кафе в старом городе, заказать крепчайший ароматный кофе, кружку холодного пива или бокал терпкого местного вина, послушать уличного музыканта и спокойно привести в порядок свои впечатления. Жаль, конечно, что нам так и не удалось попробовать Patrol в тех условиях, для которых, собственно, он и создавался – на настоящем бездорожье. Но в любом случае этот автомобиль начинает доставлять удовольствие, лишь съехав с асфальта. На автостраде он представляет собой просто средство достаточно комфортного перемещения из точки «А» в точку «Б», а вот скоростная рулежка – совсем не его стихия. Что же касается внесенных в облик и характеристики машины новаций – то они, по счастью, не изменили характер Patrol. У него остались все те качества, за которые его так ценят в организациях типа ООН или ВОЗ – серьезные внедорожные способности, комфорт и «неубиваемость». Прибавку в две лошадиные силы и 26 ньютон-метров я, честно говоря, уловить не смог. Тяги ему точно хватает, хотя, честно говоря, на месте инженеров Nissan я бы подумал о более мощном дизеле, с объемом литра в четыре. Меня также несколько обеспокоило, что отныне Patrol будет поставляться c 17-дюймовыми колесными дисками. Внедорожной резины на такой посадочный диаметр не найти днем с огнем. Но на пресс-конференции меня успокоили – тормозные механизмы остались прежними, и ничто не мешает установить на машину 16-дюймовые колеса, выбор резины для которых значительно шире. И все же что-то мне подсказывает, что это – последний фейс-лифтинг в истории Nissan Patrol Y61 и что через пару-тройку лет стоит ждать появления совершенно новой машины, которая и продолжит полувековую традицию патрулирования.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1 ноябрь 2004

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты