Осень первых открытий

Land Rover Discovery I

Текст: Андрей Судьбин
Фото: Андрей Хорьков

Этот автомобиль я, как и большинство россиян, впервые увидел на экране телевизора в 1990 году. Тогда разом произошли три события: впервые маршрут самого известного в истории автомобильного приключения Camel Trophy был проложен в Сибири, впервые в Camel Trophy приняли участие наши соотечественники и впервые официальным автомобилем Camel Trophy стал только что появившийся на свет Land Rover Discovery. С тех пор для множества людей и для меня в том числе эта полноприводная машина остается носителем неуловимой субстанции, именуемой «дух приключений».

ВЕХИ ИСТОРИИ

Официальное явление миру Land Rover Discovery состоялось ровно 15 лет назад, 16 сентября 1989 года на автосалоне во Франкфурте, но история этого замечательного автомобиля, так оправдывающего свое название (Discovery в переводе с английского означает «открытие»), берет свое начало в августе 1987-го. Именно тогда, вскоре после начала продаж Range Rover Classic на американском рынке, руководство фирмы решило, что в модельном ряду компании зияет огромная дыра. Действительно, на одном полюсе находились работяги Land Rover 90 и 110, а на другом – изысканный Range Rover. Результатом стал «Проект Jay», предусматривавший разработку автомобиля на шасси Range Rover, не менее комфортабельного, но более легкого и дешевого. Первый семейный внедорожник от Land Rover начал свою жизнь в трехдверной версии с бензиновым двигателем, старым добрым V8 объемом 3.5 литра. Но поскольку этот мотор, ставший эталоном надежности и неприхотливости, отличался избыточным для семейного автомобиля аппетитом, уже через несколько месяцев гамму двигателей пополнил турбодизель TDI 200 объемом 2.5 литра. Естественно, трех дверей для семейного автомобиля маловато, так что в 1990 году появилась пятидверная версия, быстро занявшая место основной.

Немалую роль в успехе модели сыграл тот факт, что в течение 7 лет, с 1990 по 1996 год, Discovery оставался бессменным автомобилем Camel Trophy. Тысячи фотографий и недели экранного времени доказывали, что «фермер во фраке» (так окрестили новинку журналисты) способен преодолеть любые препятствия. Правда, с поведением на дороге дело обстояло чуть хуже. Стремясь сделать настоящий внедорожник и максимально увеличить ходы подвески, конструкторы убрали из подвески стабилизаторы поперечной устойчивости. Немало нареканий вызвала и механическая коробка передач LT 77 – ее ругали за плохую избирательность и многочисленные поломки. И все же популярность Disco быстро росла. В 1990 году было продано 23 067 автомобилей, а уже в 1993-м «фермер» был растиражирован в количестве 67 910 экземпляров!

В конце 1994 года модель претерпела первый рестайлинг. В подвеске появились стабилизаторы поперечной устойчивости, объем бензинового V8 вырос до 3.9 литра. Изменились и мосты: 10-шлицевые были заменены на 24-шлицевые. А еще оснащение машины пополнилось ABS. Капризная коробка передач LT77 была заменена на значительно более надежную и четко работающую R380. Раздаточная коробка LT230 осталась прежней. Появился новый дизель TDI 300 (того же объема 2.5 литра). Главным его отличием от предыдущего мотора стало давление наддува, увеличенное с 0.8 до 1.0 атм. Серьезным изменениям подвергся и салон: была полностью переработана передняя панель, рулевое колесо и улучшилось распределение потоков воздуха.

А когда в 1995 году Land Rover перешел под контроль BMW и начались активные продажи Discovery в США, «английский джентльмен» бросился догонять заокеанских конкурентов по уровню комфорта и безопасности. В оснащении машины появились 16-дюймовые легкосплавные диски, дороге версии получили кожаную обшивку сидений, панели из натурального дерева, кондиционер и множество приятных мелочей вроде очистителей фар. В общем, Discovery начал свое медленное, но верное движение в сторону «асфальта». Кстати, в руководстве Land Rover до сих пор борются две точки зрения. Представители одной до сих пор считают, что дух приключений – это такая же важная деталь автомобиля Land Rover, как рама или раздаточная коробка с межосевым дифференциалом. А вот сторонники другой, напротив, уверены, что участие в Camel Trophy и репутация серьезного борца с бездорожьем только навредили имиджу Discovery… Выпуск первых «Открытий» завершился в 1998 году, когда с конвейера завода в Солихалле сошел первый Discovery II. Но это уже совсем другая история…

ПРИКЛЮЧЕНИЯ БРИТАНЦЕВ В РОССИИ

В России Land Rover Discovery появились в 1994 году, причем «источником» машин стала… авиационная фирма Сухого – по слухам, 20 автомобилей были получены по бартеру, в обмен на истребитель Су-27. Впрочем, это только слухи. На следующий год 50 Discovery получила московская милиция, а вскоре начались и официальные продажи английских внедорожников. До введения заградительных пошлин флот Discovery активно пополнялся и за счет ввоза подержанных машин из Европы, так что на сегодняшний день «англичанин» весьма неплохо представлен на вторичном рынке. Но тут начинаются некоторые парадоксы... С одной стороны, сам по себе Discovery никогда не был дешевым автомобилем. С другой стороны, автомобили, выпушенные до 1995 года, на нашем вторичном рынке стоят весьма недорого, укладываясь в пределы психологического барьера в $10 000 (за них просят от 6500 до 8500 «вечнозеленых»). Машины 95-го года продаются за $9200–11500, а 1996–1997-го годов – за $13 900–17 000. При этом назвать модель «бестселлером» все же нельзя. Скорее всего дело в том, что цены на запчасти и обслуживание британских машин тоже были традиционно выше, чем у «американцев» и «японцев». Ну а в отношении надежности Discovery сложилось два диаметрально противоположных мнения. Одни утверждают, что автомобили Land Rover только и делают, что ломаются, другие – что нет ничего надежней Land Rover.

КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ЭЛЕКТРОХИМИЮ

Первое, что бросается в глаза, если мы говорим об эксплуатационных особенностях этой машины, – это низкая коррозионная стойкость кузова. Усугубляется это и тем, что многие владельцы искренне считали, что раз алюминий не ржавеет, то антикоррозионной обработкой машин заниматься не стоит. На самом же деле из «крылатого металла» сделаны только кузовные панели, закрепленные на штампованном стальном каркасе. Места, где алюминий завальцован на сталь, не могут не страдать от электрохимической коррозии. Приходится менять прокорродировавшие детали целиком или клепать на пострадавшие места листы алюминиевого профнастила. Других вариантов победить эту болезнь нет. В любом случае у «городских» машин, эксплуатировавшихся в России с середины 90-х, кузова обычно находятся в плачевном состоянии, а у тех, кто провел свой век на периферии и не знал, что такое «соленая зима», с сохранностью кузова все нормально.

ДВИЖУЩАЯ СИЛА

Итак, под капотами Discovery могут стоять бензиновые V8 объемом 3.5 и 3.9 литра или турбированные дизеля TDI 200 и TDI300. Бензиновые моторы особых неприятностей владельцам не доставляют. Они исключительно надежны, но, что греха таить, весьма прожорливы. С возрастом они начинают потихоньку гнать масло отовсюду, откуда только можно. В результате, картина выглядит следующим образом: мотор потеет себе маслом, а владелец доливает его помаленьку и ездит, ездит, ездит…

Дизель 200-й серии, стоявший до 95-го года, – неприхотливая рабочая лошадка. Единственная проблема – в салоне машин, оснащенных этим мотором, прохладно. Но бороться с этим явлением можно. Температура работающего дизеля не может упасть ниже 60 градусов. Поставь вентилятор на минимум и направь поток только в ноги и на ветровое стекло, тогда в салон будет поступать достаточно теплый воздух. Что касается дизеля TDI 300, то у него есть только одна болезнь: если упустить момент смены ремня ГРМ, то ремень обрывается (впрочем, без катастрофических последствий). А еще при покупке дизельного Land Rover Discovery выпуска 95-го года и младше нужно обязательно поменять ролик-натяжитель единого длинного ремня и сам ремень. Это обойдется в $250, но избавит вас от многих неприятностей. Кстати, на TDI 200 было три ремня, два из которых взаимозаменяемы. Это позволяло в критической ситуации переставить ремни и все-таки добраться до цивилизации. Замена всех трех ремней стоит $150. И по-настоящему радует владельцев тот факт, что у дизелей Land Rover очень мало проблем с зимним запуском и плохой соляркой.

ЗАСТАРЕЛАЯ ПРОБЛЕМА

О ставшей притчей во языцех проблеме течи рулевого редуктора автомобилей Land Rover сказано и написано столько, что и обсуждать-то ее не хочется. Но придется. Дело в том, что перебирать редуктор и менять сальники – мероприятие достаточно бестолковое. Для замены фторопластовых колец требуется специальная оправка. А ее нет ни у официальных дилеров, ни, тем паче, у неофициальных (без оправки при вставке у фторопластовых колец нраушается герметичность). В общем, через полгода редуктор снова начинает течь, хотя вы и потратили $350. Радикальным решением вопроса является замена редуктора ($1090).

ПОДВЕСКА, ТРАНСМИССИЯ, ХОДОВАЯ

Коробка передач LT77 изначально зарекомендовала себя не лучшим образом. У нее часто выходила из строя вторая передача (ремонт – $583, запчасти – $300) и разбивало шлицевое соеди- нение вала, входящего в РК. В свое время Land Rover провел акцию по замене 77-й коробки на 380-ю всего за $1000, и очень многие такой возможностью воспользовались. С R380 практически все проблемы были сняты. Правда, иногда при старте с места (особенно у машин с бензиновым двигателем) срезало первичный вал, но это происходило просто от неумения плавно трогаться. Неумехам придется раскошелиться на $617.

Немало вопросов у первых Discovery было и с крестовинами карданного вала. Из-за того что блокировку межосевого дифференциала можно было включать на любой скорости, во всех редукторах были предусмотрены повышенные зазоры, что и становилось причиной знаменитого «тук-тук» при трогании. В тайм-меню Land Rover никогда не было такой операции, как «замена крестовины», зато присутствовала «переборка карданного вала». Менялись две крестовины сразу, а если надо, то и часть кардана или весь вал в сборе. Но у нас ведь всегда так: «поменяем эту, а вторая еще походит». И вот меняется одна крестовина, а оставшаяся сразу начинает разбивать новую... Сейчас крестовины стоят по $25–30 (а неоригинальные детали по $18), сам карданный вал $180, а полный ремонт $400–500. И все же стоит присмотреться к опыту англичан, которые, при всей своей скупости, никогда не меняют по одной крестовине, по одной шаровой опоре, по одному амортизатору и пружине. Кстати, последние поставляются только в комплекте, потому что правая и левая пружины имеют разную высоту!

Что же касается мостов, то практически на всех старых машинах шары поворотных кулаков проржавели, покрылись раковинами и требуют замены ($130+$35 работа). При этом придется сменить и подшипники ступиц ($20). ШРУСы ходят очень долго, и выходят из строя они тогда, когда в ШРУС забывают регулярно менять смазку.

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Когда первые Discovery начали появляться в России, наиболее распространенной неисправностью стали погнутые рулевые тяги и погибшие амортизаторы. Дело в том, что в инструкции LR написано однозначно – съехал с асфальта – включил пониженную. А если мчаться по бездорожью, то амортизаторы быстро перегреваются, что приводит к выходу из строя резиновых уплотнений перепускных клапанов. Замена оригинальных амортизаторов стоит $380–390 с работой. При правильной эксплуатации амортизаторы и сайлент-блоки ходят тысяч по 120, шаровая опора А-образного рычага – тысяч 150, а диск сцепления 200!

Примерно то же самое произошло, когда в России появились Discovery 95-го модельного года. У них мгновенно начались проблемы со стойками стабилизатора поперечной устойчивости. И опять же проблема эта свойственна только России, потому что на этих, уже более «дорожных» машинах, пытались ездить по бездорожью хорошим ходом. А из-за этого летят не только стойки стабилизатора ($550 за комплект с работой), но и рулевые наконечники ($317), а также все те же амортизаторы. Стоит отметить, что чаще страдают элементы ходовой с правой стороны (на нее с обочины летит песок и прочий абразив).

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО ВЕЩЬ НЕПРОСТАЯ

В 95-м году на Land Rover Discovery появилась электроника... И с ней немедленно начались проблемы, в первую очередь с ABS. А теперь нам вновь придется вернуться к национальным особенностям эксплуатации. Как только ты начинаешь гонять по бездорожью на повышенной передаче, разбалтываются подшипники ступиц. Их регулировка – операция довольно дорогостоящая, но если ею пренебречь, начинает выбивать датчики ABS. А один датчик стоит порядка $400, плюс $100 за работу. А потом опять же требуется обязательно отрегулировать подшипники всех четырех колес. И еще: сзади стоят два датчика, но соединительная фишка всего одна. Соответственно, если обнаруживается неисправность заднего датчика, нужно менять два разом, а это уже $800. Электроника до 98-го года вообще была не очень надежной.

СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ

Покупая машину за 5–10 тысяч долларов, нужно быть готовым сразу занести некоторое количество зеленых бумажек механикам и продавцам запчастей. Для Land Rover «правило тысячи» быстренько преобразуется в «правило 2–3 тысяч». После покупки нужно сразу поменять все жидкости. Следует также обратить внимание на сальники шаров, течь рулевого редуктора, люфты трансмиссии, течи масла из коробки передач и раздаточной коробки. Обязательно нужно узнать, когда менялся ремень ГРМ. Если понять не удалось, лучше потратить $350 (с работой) и поменять ремень профилактически. Чтобы обезопасить себя от головной боли с подвеской, лучше сразу поменять сайлент-блоки всех рычагов и тяг Панара, стойки стабилизаторов поперечной устойчивости, проверить и отрегулировать подшипники ступиц и рулевой редуктор, проверить и, возможно, поменять рулевые наконечники, поменять шаровую опору заднего моста ($109) и сайлент-блоки А-образного рычага. Комплект сайлент-блоков на всю машину обойдется вам в $150, а вся операция с работой – в $434. Подшипники ступиц стоят по $20–25, рулевые наконечники – $25. Возможно, придется заняться и ремонтом карданного вала. Вообще сейчас для Discovery выпускается очень много неоригинальных запчастей, и тут нужно смотреть на качество, а не на цену. Но если вы проделаете весь этот комплекс работ, машина отблагодарит вас многолетней беспорочной службой, а текущее обслуживание покажется совсем не обременительным. Судите сами: передние тормозные колодки стоят $35, задние – $25, топливный фильтр $15, (для бензинового мотора) и $20 для дизеля, воздушный – $20, масляный – $25. Комплект колодок трансмиссионного стояночного тормоза обойдется вам порядка $60.

В заключение хочется сказать, что Discovery, как никакой другой автомобиль, приспособлен для дальних путешествий. Единственный минус – относительно малый объем багажника. Зато при необходимости в машину можно усадить 7 человек. Что же касается смещенного влево педального узла, то вы сами удивитесь, насколько быстро к этому можно привыкнуть.




Стартовый капитал.

При разработке Discovery были максимально использованы конструктивные элементы Range Rover. Лобовое стекло, моторный щит, дверные проемы, рама были позаимствованы без изменений. Например, можно взять раму от одной модели и поставить на другую. Даже крепежи все остались на тех же местах. Полностью перешла и агрегатная база: мосты, коробка передач и раздаточная коробка. Подвеска лишилась стабилизаторов поперечной устойчивости, а единственным дополнением стал запущенный в 89-м году дизельный двигатель TDI 200.




Секреты Индиана Джонса.

Discovery, которые участвовали в Camel Trophy, представляли собой абсолютно стандартные машины, прошедшие подготовку в SVO – Special Vehicles.

Автомобили получили шноркель, силовой обвес, защиту рулевых тяг, усиленные буксирные крюки спереди и сзади, усиленные 24-шлицевые полуоси, лебедку Superwinch Huskie, экспедиционный багажник с дополнительными фарами и набор навигационного оборудования (терратрип и GPS-навигатор).




Александр Медведев.
Ведущий специалист по ремонту и обслуживанию автомобилей Land Rover не только в фирме Major Auto, но и в России.

Понять, что такое Discovery, на дороге невозможно. На плохой дороге – тоже. Там он ничуть не лучше, чем Pajero, Land Cruiser или Cherokee. Что-то начинаешь понимать, когда съезжаешь с асфальта и едешь по лесу, по полю… Ты едешь, а машина плавно перешагивает каждую кочку. Англичане считают, что если ты перемещаешься хоть чуть быстрее, чем идет пешеход, то это уже моветон. В дело идет знаменитая вторая пониженная, «command drive position», и вот ты движешься медленно и солидно. Как-то я посадил рядом с собой Пола Ллойда, главного маршала Camel Trophy и начальника испытательной группы Land Rover, и показал, как ездят по бездорожью у нас в России – повышенный ряд и тапочку в пол. И Пол в ужасе закричал, что никакой гарантии в России на пружины, амортизаторы, трансмиссию давать нельзя. И ездить так нельзя. На английских машинах нужно ездить так, как ездят англичане, то есть увидел грязь – вылез, прошел пешком, наметил траекторию для правого и левого колеса, поставил вешечки-флажочки, включил вторую пониженную и поехал аккуратненько. Если действовать таким образом, то Discovery вывезет из практически любой ситуации. Вспомните, как тренировали участников Camel Trophy и как весело они бегали в грязи. Ну а то, что Discovery – хороший автомобиль, можно убедиться, подъехав к любому сервису Land Rover и посмотрев, на чем ездят его сотрудники. В то же время Land Rover – самая дорогая в мире машина. В ней всегда найдется то, на что потратить деньги. Ее постоянно хочется усовершенствовать, и для этого есть все возможности. По количеству предлагаемых аксессуаров и тюнинговых компонентов с Discovery может соперничать разве что Jeep Wrangler. И если уже приобрели абсолютно все, можно купить специальную сумку для грязных сапог.




Ирина Жигулёва.
Менеджер дилерского автоцентра.

Я работаю в компании Major Auto и, естественно, езжу на автомобиле корпоративной марки. Но из всех марок машин, которыми торгует Major, я выбрала именно Land Rover. Прежде всего потому, что принимаю девиз Land Rover, гласящий, что компания продает не автомобили, а стиль жизни. Этот стиль, свободный, открытый, свободолюбивый, очень мне подходит. Он перекликается с моей биографией, с состоянием моего духа. Я люблю свободу и возможность передвигаться не по заданным дорогам, а самой выбирать направления, стремиться и добиваться. Этот Discovery первой серии у меня с начала мая этого года, но мне кажется, что у меня он уже давно. Discovery – это вполне осознанный выбор. Для меня это как первая любовь, когда сел и сразу понял – это мое. Мне хотелось автомобиль именно с полным приводом, чтобы выезжать и на отдых, и на природу, и по городу на работу ездить, не думая, что какие-то особо ретивые молодые люди могут создать аварийную ситуацию и просто обидеть. Машина эта немолодая, 1990 года. Но у нее была очень хорошая ходовая, предыдущий хозяин за ней следил. Мотор я вообще не трогала, только фильтры поменяла и купила резину. Летом я съездила на ней в отпуск под Самару и обратно, это 2500 километров, и машина ни разу не подвела. В планах – заменить лобовое стекло и привести в порядок салон, у предыдущего владельца там собака жила. Его придется или перетянуть, или вообще заменить. И надо будет искать специальную сумочку, для которой есть место на консоли. Многие жалуются, что из-за смещенного педального узла неудобно выжимать сцепление и нет места для отдыха левой ноге. А мне, из-за небольшого роста, как раз очень удобно. Нога просто стоит на полу и не устает. Что касается валкости, то иногда повороты адреналинчика в кровь добавляют. Но как раз поездка в Самару много дала в плане понимания того, до какого предела можно дойти. Коробку мне на сервисе отрегулировали, и сейчас передачи переключаются очень четко. А еще приятно, что, купив автомобиль, ты оказываешься членом дружного клуба, и мне очень много дали выезды на природу с другими почитателями марки. Многие считают Land Rover дорогим в обслуживании и содержании. Мне так не кажется. У меня пока только одна поломка была – по собственной глупости покорежила рулевой демпфер. Просто Discovery – это такой автомобиль, который все время хочется усовершенствовать. Думаю, что следующей моей машиной тоже будет Land Rover, и возможно, это снова будет Discovery.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1 ноябрь 2004

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты