Репетиция Дакара

Перед началом гонки российская команда тренировалась в пустыне Омана

Летом организаторы «Дакара» официально заявляли, что в этом году упор легендарной гонки будет сделан на песчаные участки. Но непосредственно перед стартом они пошли на попятную – были отменены два песчаных этапа вокруг Нема. Причины пересмотра маршрута традиционны для Африки – в штабе «Дакара» ссылаются на обострение ситуации с повстанцами. В итоге сложные участки песков оказались серьезно урезаны. И это обидно, поскольку наши экипажи надеялись набрать преимущество именно в «песочницах». На закрепление «песчаных» навыков и был сделан основной упор в ходе подготовки российской команды. Об этом этапе мы и собираемся вам рассказать.

ПЕСЧАНОЕ МОРЕ

Пустыня Ramlat al Wahaybah, или Песчаное Море Вахаиба, площадью 10 000 км2 расположена в восточной части султаната Оман к западу от гор Аль Хаджар (Al Hajar). На снимке, сделанном из космоса, можно видеть песчаные дюны невероятной протяженности – до 180 километров. Во время экспедиции Королевского географического общества в 1985–1986 гг., посвященной исследованию уникальных песчаных образований, было обнаружено множество новых вариантов песчаных дюн и открыто несколько новых видов растительности и животных. В настоящее время Песчаное Море Вахаиба представляет интерес как реликтовое образование, не менявшее климатических условий на протяжении 20 000 лет. Сильные дожди в 1996 году образовали несколько озер, но они очень быстро исчезли под натиском жары, вернув пустыне первозданный вид. С восточной стороны пустыня ограничена поясом лесов, состоящих в основе своей из прозописа – мескитовых деревьев, обладающих, по преданиям, магической силой, способной останавливать время и исцелять неизлечимые болезни.

Российские участники «Дакара» в классе внедорожников разделились на две тренировочные группы. Одна традиционно полетела в Марокко, а вторая отправилась в Оман.

Для наших гонщиков самым интересным уголком Омана, безусловно, считается пустыня Вахаиба. Дело в том, что она невероятно похожа на так называемые «зыбучие пески Мавритании». Дюны Вахаиба – на самом деле очень нестабильная субстанция. Этот песок как бы перенасыщен воздухом, и машина проваливается в него, как в болотную топь. В данном случае это было на руку спортсменам – мог получиться полноценный тренировочный выезд в обстановке, приближенной к «боевой».

Надо заметить, что два из трех прибывших в Оман российских экипажей были уже достаточно хорошо подготовлены. Так, Андрей Иванов уже три раза был на «Дакаре», а Леонид Новицкий в прошлом году вообще стал единственным из российских пилотов, кто финишировал в гонке в классе внедорожников. Третьими в команде были новички – экипаж Павла Логинова.

Спросите у Лулу

Прилетев в Оман, ребята порадовались солнцу и теплу и сразу отправились получать машины – новенькие Toyota Land Cruiser 100 с 4,5-литровыми бензиновыми моторами. Из дополнительного оборудования на них были установлены только простейшие системы навигации. Арендованные машины были оперативно доукомплектованы приборами слежения (для того, чтобы видеть на экране компьютера состояние и положение каждой машины) и спутниковой связью. Для подготовки тренировочного выезда была привлечена и французская сторона, а именно менеджер команды Toyota Жан-Луи Дрон по кличке Лулу. Он хорошо знает эту страну и эти пески и сам неоднократно бывал на «Дакаре». Забегая вперед, скажем, что именно Лулу помог организовать этот сбор на высшем уровне и провел российские экипажи по наиболее сложным местам пустыни.

Никакой навигации

Первый день тренировки представлял «вкатывание», то есть легкие выезды на песок, дабы почувствовать пески и освоиться. При этом почти никакой навигации – не было цели тренировать навыки ориентирования. Да и « Дакар» все больше и больше уходит от навигации. Как правило, все строится на вождении по ориентирам и роадбуку. Тем самым в « Дакар» возвращаются старые требования «чистой» гонки, ведь при современном уровне развития навигационных систем принцип «найти и сориентироваться» потихоньку отступает на второй план.

Итак, первый день начался с «прикатки» к машинам. Как приехали, все сразу же помчались в пески и, покопав, вернулись вполне довольные. Потом началась «официальная программа». В первый день весьма несложные 150 километров. Это так называемый warm-up. После него – отдых в отеле с бассейном. Но это были еще цветочки…

ТРЕНИРОВКА В МАРОККО

В команде, отправившейся на тренировку в Марокко, собрались и те, кто поедет на « Дакар», и некоторое количество просто любителей. Они поехали туда тоже с целью ознакомиться с песками, но подход к тренировке был несколько иным. Был найден «фрагмент» Сахары недалеко от тех мест, где будет проходить трасса, но, увы, это далеко не те сложные мавританские пески. Твердые слежавшиеся дюны, пусть даже со сложным рисунком ландшафта, позволяют вполне уверенно двигаться на хорошей скорости по довольно плотному верхнему слою и практически не представляют проблем для преодоления. Тем не менее навыки песчаной езды можно получить и в таких условиях. Отличие одно – здесь трудно отработать приемы вождения в действительно сложных ситуациях.

Мы добавим еще 80 километров

Второй день был действительно «боевой», причем с условием: если дело пойдет, то… добавляется еще сто километров. Затем выход на берег океана, бивуак, сон в полевых условиях и «разбор полетов» с подробными указаниями, что еще нужно «отшлифовать». Акцент на пустыню был сделан только из-за песков Мавритании, остальная гонка – это езда по сухим грунтам.

Наутро команде предстоял еще один ударный день. Фактически это копия «дакаровского» этапа. Экипажи ушли на рассвете и, проехав 400 километров по «дакаровской трассе», в полночь вернулись на берег океана. Всего на трассе машины находились 12 часов. Из них три были отданы под земляные (точнее, песчаные) работы, а пять машины двигались в темноте. Все вымотались, но получили опыт. Когда же команда подъехала к точке «принятия решения», Лулу сказал: «Добавим 80 километров»…

На следующий день обратный путь дался уже значительно легче. Восстановились «дакаровские» ощущения, и вспомнились приемы вождения. Хорошо проявил себя и экипаж новичка Павла Логинова. По словам руководителя тренировки Леонида Майорова, он действительно готов к гонке. Ребята больше всех стараются и больше всех…копают. Не поймите превратно: «больше копают» не в том смысле, что постоянно садятся, а в том, что принимают участие в вытаскивании всех автомобилей команды.

ОТРАБОТАТЬ ДО АВТОМАТИЗМА

Я много раз наблюдал картину, когда люди, не бывавшие в пустыне, но прилично пилотирующие, застревали на первых же дюнах. И это при том, что местное население в таких же условиях передвигается на зад неприводных автомобилях. Так что основная цель выездов на тренировку перед «песочной» гонкой – от работать до автоматизма «прописные истины». Зачастую, лишь перекидав не один кубометр песка, вспоминаешь, что останавливаться надо на гребне, а про педаль тормоза необходимо забыть. В этой связи вспоминаются этапы Чемпионата России в Калмыкии и Волгограде. Тогда после зимних и скользких трасс наши спортсмены застревали в первый день соревнований, а уже на следующий день, «вспомнив все», с легкостью преодолевали аналогичные участки. Ну и, наконец, самое главное. Все знают, что в песках необходимоснижать давление в шинах. Но тут важно не переусердствовать – бескамерные шины имеют тенденцию к саморазбортированию. Так что приходится выбирать – то ли потерять время и снизить давление (а за тем еще и накачать), то ли копать. Но это уже тактика. Кстати, о «копать»: песок надо выкапывать не под машиной, а рядом, вдоль бортов (он будет высыпаться из-под машины и высвобождать днище). Затем подкладываются трапики под колеса. Ну и послед нее: есть в автогонках такой термин – «вкат». Так вот он приобретается только в гонках, и ни одна тренировка их не заменит. Но не растеряться на первом же пустынном этапе очень важно. Для этого и нужны подобные выезды.


Внешне одинаков

В ходе оманского выезда была проведена тренировка на разных типах песков, требующих различных способов движения. Это и большие дюны, по которым можно ехать на высокой скорости, и обычные с виду ямы-ловушки, откуда самостоятельно выбраться очень сложно. Кстати, на третий день были специально выполнены упражнения в таких ловушках: пилоты загоняли в них машины и пытались выкапываться. Ведь на «Дакаре» опасны не высокие большие дюны, где песок стабилизировался, утрамбовался, – опасны маленькие дюны и непонятные гряды, в которых почти невозможно найти проход. В такой ситуации приходится полагаться только на чутье. Хотя не бывает, чтобы в дюнах никто не застрял. Достаточно переоценить возможности машины, и как минимум пара часов потеряна. Ведь песок только внешне одинаков, особенно в сумерках.

P.S. Когда этот номер журнала поступит в продажу, российская команда уже будет на трассах Мавритании. Но только результат гонки может сказать, правильный ли выбор сделала наша команда, поставив на «пустынную» подготовку…


текс: Дмитрий ЛЯХОВЕКНКО
фото: Олег ТЮПЕНКИН,
Алексей КУЗМИЧ,
Александр ВОРФОЛОМЕЕВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1-2 январь-февраль 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты