Если мы что-нибудь и любим в этом мире, так это некоторую стихийность доброго внедорожного путешествия. Обычно все начинается с не вполне внятного желания «развеяться». Затем желание перерастает в зудящую необходимость, становится всепоглощающей страстью. И тогда остается только один выход – залить полные баки топлива и отправиться в путь. Но что если вас тянет не куда-нибудь, а в отдаленные районы мексиканского полуострова Байя? В те забытые Богом края, где расстояния от сервиса до сервиса принято мерить не километрами, а днями пути...
Мною было получено предложение совершить «прогулку» к югу от границы Соединенных Штатов. Но проблема заключалась в том, что моя старая машина стояла на приколе по случаю приближающейся кончины двигателя. Единственным решением было обратить внимание на второй автомобиль, Toyota Tacoma по прозвищу «Тако» («тако» – мексиканские лепешки). И все бы ничего, но до сего дня этот пикап использовался в основном как «самодвижущаяся кошелка для поездок за продуктами». На таком в необжитые места не поедешь. Так началась история постройки внедорожника «Тако – две недели» (автомобиль должен был соответствовать двухнедельному автономному путешествию).
Нужно что-то делать
Конечно, «Тако» никогда не был паркетным шаркуном. Но в данной ситуации ему требовались дополнительные элементы мужественности. Список задач был очерчен так: улучшить дорожные манеры «Тако» при движении со скоростями до 80 миль в час, но при этом сохранить возможность после щелчка тумблера (у Tacoma стоят автоматические хабы и принудительная блокировка заднего дифференциала) безбоязненно бросать доработанный автомобиль на штурм скальных маршрутов и непролазной грязи.
Кстати, когда я покупал эту машину на интернет-аукционе, она уже имела «спортивный» вид из-за жесткого «кэба» фирмы Lear и специального багажника Yakima для перевозки двух каяков. Пройдясь по сусекам, я наскреб еще кое-какое пригодное к употреблению имущество – комплект 33-дюймовой резины ProComp XTerrain на стальных дисках размерности 15х6, СВ-радио, компрессор QuickAir и лебедку Warn. А вот расхлябанная штатная подвеска меня абсолютно не устраивала. Более того, я не мог прикрутить лебедку к тому куску металла (толщиной с лист бумаги), который на заводе почему-то назвали «бампером». Я прочесал интернет-сайты и аукционы и… не обнаружил ничего подходящего. Нужно было что-то делать.
Система Donahoe
По части бампера решением проблемы стало изделие ARB под названием Heavy Duty Bull Bar. А затем я отправился в городок Анахейм, Калифорния, нафирму Donahoe Racing Inc. – среднее по размерам предприятие с большими гоночными традициями. Вы спросите, зачем я решил потратить кругленькую сумму на штучное изделие, в то время как на рынке полно приличных и недорогих лифт-комплектов. Все просто: все эти комплекты используют проставки и стандартные упругие элементы. Так что, установив их, вы, конечно, поднимете автомобиль над дорогой, но по-прежнему будете колотиться головой о потолок из-за неправильно подобранных характеристик пружин. Обновленному «Тако – две недели» требовалась специальная система подвески, с корнями, происходящими из внедорожных гонок, и подходящая для дальних бросков по хайвеям. В общем, система Donahoe оказалась самым дешевым способом решения этого уравнения. Но в дальнем внедорожном путешествии некогда заниматься лечением «детских болезней». Таким образом, я решил заказать у Donahoe всю «порцию тамале» («тамале» – острое мексиканское блюдо из толченой кукурузы с мясом): усиленные передние пружины, новые задние рессоры и амортизаторы с выносными резервуарами.
«Тако – две недели»
Вот, собственно, и вся предыстория. До броска через границу оставалось двенадцать дней. И поскольку «часики уже тикали», я, не мешкая, позвонил Рэнди Эллису (авторизованному представителю Donahoe Racing в Финиксе) и к полудню был уже на полпути в Аризону. Но внимание! Ни в коем случае не откладывайте журнал. Превращение только начинается: на следующем развороте вы сможете увидеть, как поэтапно, шаг за шагом, из «тележки для покупок» моя Toyota Tacoma по прозвищу «Тако» превратилась в бескомпромиссного искателя приключений по имени «Тако – две недели».
Мы отправили штатный бампер в «отставку», после чего «на службу был призван» силовой бампер ARB. Это изделие из прочной листовой стали оказалось отличной платформой и для лебедки WARN 8000, и для пары 110-ваттных прожекторов IPF. Для того, чтобы управляющий рычаг лебедки оказался вблизи отверстия в бампере, часть корпуса лебедки пришлось повернуть на 144 градуса.
Крепежные кронштейны последних моделей бамперов ARB, в частности для Toyota Tacoma, снабжены специальными сминаемыми зонами, за которыми размещены датчики подушек безопасности.
В дальних путешествиях жизненно важно иметь надежный аккумулятор. Мы выбрали Pro Comp Super HDX. Он выдает 1000 ампер пускового тока при холодном старте и имеет дополнительные клеммы для подключения лебедки.
Когда путешествуешь группой из нескольких машин в местах, куда не добрались вышки станций сотовой связи, весьма полезно иметь в каждой машине СВ-радиостанцию.
Главным преимуществом заполненных азотом однотрубных амортизаторов является отсутствие кавитации в рабочей жидкости. Кавитацией называется процесс образования в жидкости пузырьков, которые резко уменьшают вязкость масла и эффективность работы амортизатора при прокачке через клапаны. Заполненный азотом объем отделен от масла при помощи разделительного поршня, который движется вверх-вниз в корпусе амортизатора и стабилизирует давление в рабочем цилиндре, в то время как шток входит и выходит из цилиндра в процессе сжатия и растяжения амортизатора. Сальниковое устройство имеет два уплотнения – пылевое, иначе именуемое чистиком, которое удерживает грязь снаружи, и жидкостное, которые не позволяет маслу вытечь из амортизатора. Грязеотражательный колпачок предотвращает течи и препятствует загрязнению масла.
На данной схеме изображены дисковые рабочие клапаны амортизаторов Donahoe. Диски сжатия и отбоя прижаты к многоканальному рабочему поршню. Для поддержания комфортабельного режима работы подвески служат регулируемые перепускные каналы, отвечающие за дроссельный режим работы амортизатора и установленные таким образом, чтобы ограничивать объем проходящего через них масла. На бездорожье, где реакция амортизатора должна быть мгновенной, например, при наезде на булыжник или трамплин на высокой скорости, клапаны сжатия пропускают в два раза больше масла, чем при плавном сжатии. Более тонкий первый диск клапана позволяет точнее установить заданное значение открытия основного клапана. Это уменьшает неравномерность потока жидкости и обеспечивает плавность работы амортизатора во всем диапазоне ходов подвески. Наконец, пружины типа бельвилль (тарельчатые), установленные друг напротив друга, работают как внутренние ограничители хода, не позволяя биться «металл в металл» при предельном ходе отбоя.
Помимо конструктивной схемы, между штатными амортизаторными стойками и заполненными азотом 2,5-дюймовыми изделиями Donahoe мало общего. Поскольку хромовое покрытие штоков амортизаторов имеет склонность к отшелушиванию, Донахью применил запатентованную технологию Nitrosteel. Этот процесс представляет собой одновременное спекание на поверхности азотных соединений и оксидирование, после чего на поверхности образуется гладкий, исключительно прочный и коррозионно устойчивый слой. Если вам часто приходится ездить рядом с соленой водой или если вы живете в холодных северных районах, где соляные реагенты применяются для борьбы со снегом в зимнее время, технология Nitrosteel позволит уберечь штоки ваших амортизаторов от коррозии. Конечно, она не отменяет необходимость регулярно смывать соляной грим с вашего автомобиля, тем не менее ходят слухи, что Донахью уже подготовил новую технологию, позволяющую аналогичным образом защитить и алюминиевые корпуса амортизаторов.
Передние амортизаторные стойки приходят с фирмы Donahoe уже настроенными на двухдюймовый лифт подвески. Донахью считает, что это оптимальное значение для Toyota Tacoma. Но поскольку я знал, что «Тако – две недели» будет нести на себе бампер ARB, лебедку, кемпер, каяки и массу оборудования и при этом мне хотелось получить 2,5 дюйма лифта как такового, нам пришлось поэкспериментировать с положением регулировочной шайбы. В конечном итоге я получил то, что хотел: при полной загрузке машины до 5500 фунтов дорожный просвет увеличился на 2,5 дюйма. Донахью рекомендует никогда не превышать трех дюймов лифта, соответственно расстояние между регулировочной шайбой и верхней крышкой амортизатора должно быть в пределах 2,5 дюйма.
При установке амортизатора нужно проследить за тем, чтобы верхний штуцер для подкачки располагался с внешней стороны машины. На амортизаторе сделаны два наплыва для крепления проушины нижнего А-образного рычага подвески. При монтаже короткий наплыв должен быть направлен вперед по ходу автомобиля, чтобы не мешать компонентам системы полного привода.
Новые задние рессоры Donahoe Plush Ride в корне отличаются от тех поделок, что иногда встречаются на вторичном рынке. Они изготовлены из «честной» американской стали. Крег Донахью сказал: «Да, они не так дешевы, как сделанные в Китае или Юго-Восточной Азии, но мы в ходе серьезного изучения вопроса пришли к выводу, что более точный контроль над температурным режимом и меньшая зернистость приводят к более высокому качеству стали, выплавленной в США. В свою очередь, это ведет к более высокому качеству и большей долговечности конечного продукта». Восемь листов, четыре скрепляющих скобы, тефлоновые пластины между листами и проушины, согнутые в соответствии с военными стандартами точности, – вот что такое рессоры Plush Ride. В сочетании с мощными задними амортизаторами с выносными бачками эти рессоры позволили полностью избавиться от кренов кузова в напряженных поворотах и давали возможность ехать по ухабистым грунтовкам, как по хайвею. Да, новый комплект рессор обошелся в несколько лишних долларов, но на первом же маршруте стало ясно: он того стоил!
Поскольку мы увеличили дорожный просвет на 2,5 дюйма путем лифта подвески, Рэнди Эллис предложил установить перед передним дифференциалом проставку толщиной в 1 дюйм, призванную избавить нас от вибрации трансмиссии. И хотя я все еще чувствовал некоторую вибрацию при движении на низких скоростях в режиме полного привода, на скорости 60 миль в час вибрация практически перестала ощущаться.
Конструктивно задние амортизаторы Donahoe практически дублируют передние амортизаторные стойки за исключением добавленных выносных резервуаров и увеличенного до двух дюймов диаметра корпуса. Выносные резервуары добавлены для того, чтобы амортизатор эффективно работал во всем диапазоне ходов подвески – от полного сжатия до полного отбоя. Поскольку правые и левые задние амортизаторы Toyota Tacoma имеют разную длину, то комплект Donahoe разработан специально для этой модели.
После установки новых пружин появляется проблема с тормозными магистралями. Если оставить все как есть, то при подъеме колеса и загрузке подвески магистраль обязательно соприкоснется с пружиной! Но это было вполне предсказуемо, и Донахью предложил слегка отогнуть тормозную магистраль от пружин в сторону тормозных суппортов. Рэнди Эллис настоятельно советует в этом случае регулярно проверять тормозные магистрали на предмет смещения и целостности.
Штатная подвеска Tacoma все-таки недостаточно энергоемка при работе как на отбой, так и на сжатие. При полном сжатии вам кажется, что рама вот-вот переломится пополам. При полном растяжении вы слышите раздражающее клацанье, когда шток пытается выйти на большую, чем он может, длину. Поскольку мы были уверены, что «Тако – две недели» временами придется прыгать, мы сняли пружины и несколько раз проверили пределы движения амортизатора от упора до упора. При максимальном ходе Аобразного рычага вниз амортизаторы Donahoe еще не исчерпали возможностей движения штока. При максимальном сжатии у штока также оставался некоторый запас хода. Еще одним важным моментом является наличие у амортизаторов Donahoe внутреннего ограничительного клапана. При полном ходе отбоя внутренняя система снабженных клапанами шайб остановит шток за 0,25 дюйма до того, как металл соприкоснется с металлом.
Можно сколько угодно рассуждать в мастерской о свойствах новой подвески, но реальный тест начинается тогда, когда вы выезжаете на маршрут. Как и было обещано, задние амортизаторы с выносными резервуарами и пружины Donahoe работали в полной гармонии, не давая штоку амортизатора сжиматься до самого предела и вытягиваться до ограничителя даже при предельных ходах. Но, как мы и ожидали, при предельных ходах сжатия 33-дюймовые шины ProComp XTerrain все-таки задевали за расширители колесных арок.
ПРИГОДЕН К ЭКСПЛУАТАЦИИ
Алексей ИСАЕВ
Обозреватель и технический эксперт журнала ORD
На примере переделки данного автомобиля можно убедиться, что не всегда в результате лифтовки получается шоу-кар, теряющий многие положительные качества первоначального транспортного средства и часто не пригодный к нормальной эксплуатации. При грамотном комплексном подходе к настройке подвески на конкретные условия эксплуатации в этом случае удалось подчеркнуть достоинства автомобиля, существенно не усиливая его недостатков. Всегда, а при переделке автомобиля в частности, необходимо чувство меры, поднять подвеску даже среднеразмерного пикапа более чем на 2–2,5 дюйма (50–65 мм) без существенного ухудшения ее кинематики невозможно, обязательно резко увеличиваются нежелательные смещения пятна контакта колеса с дорогой, довороты мостов для зависимой подвески и изменения углов установки колес.
Одним из важнейших условий, необходимых для быстрого движения по бездорожью, является правильная работа амортизаторов, отвечающих за энергоемкость подвески в существенно большей степени, чем жесткость пружин и рессор. Именно поэтому при подготовке спортивных автомобилей им уделяют такое большое внимание. Кстати, подбором их характеристик можно существенно влиять и на управляемость машины.
Все это не теряет своей актуальности и для обычного внедорожника, подготавливаемого к работе в тяжелых условиях, так как правильная работа подвески позволяет уверенно управлять машиной в любой ситуации, а способность амортизаторов не перегреваться и не терять эффективность при больших нагрузках помогает сохранить автомобиль на бездорожье. И в этих условиях достоинства однотрубных амортизаторов специальных конструкций, к которым относятся и описанные амортизаторы, трудно переоценить, а их высокая цена отступает на второй план в процессе эксплуатации, ведь при покупке хороших амортизаторов мучаешься один раз при их оплате, а дешевых – каждый день при езде. Так что, выбирая лифт-комплект для своего любимца, все эти обстоятельства необходимо учитывать, чтобы результат радовал не только взор, но и вестибулярный аппарат.
текст: Крис Коллард (Chris Collard)
фото: Крис Коллард (Chris Collard)
фирма Donahoe Racing
перевод: Андрей СУДЬБИН
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.