Текст: Александр Валаев
Фото: Андрей Хорьков, Андрей Каменев, Александр Олейников
Для начала экспресс-тест. Ответь, товарищ, на три не очень сложных вопроса:
|
Только не задумываться! Если задумался, значит, ты не тот, за кого я тебя принимаю, и тебе не нужен этот журнал. Есть рядом библиотека? Вот! Беги туда, бери какую ни есть подшивку и наслаждайся...
Так, похоже, что в ходе проведенного выше экспресс-опроса «слу-чайных посетителей» отсеяли. Остальные же с твердостью непомерной должны трижды сказать: снег. И самое интересное в этой истории то, что подобных вопросов я могу еще штук двадцать придумать! И на все ответ будет один. А что вы, собственно, хотите, если нет в русском языке других слов для обозначения сей удивительной субстанции. Вернее, есть (о них позже), но очень-очень мало. А вот у гренландских эскимосов, напротив, обозначений снега, вернее, разных его видов и состояний, больше двухсот. Оно и понятно. У них там, в Гренландии, «снег да снег круго-о-ом...». Ну и льда еще немного попадается. А поговорить, однако, все равно хочется. Про погоду хочется поболтать, про то, где вчера был и что видел и куда завтра лыжи навострил. В общем, про ощущения разные. А теперь представьте, если бы эскимосам был даден русский язык с одним только обозначением снега: произнес, и тема исчерпана! А двести – это уже, как ни крути, полноценная беседа. Это уже и к девушке можно подкатить, и пивка с соратником по охоте попить.
Но если честно, обидно мне. Эс кимос – он же лох натуральный, кроме анорака, собачьей упряжки, моржового мяса да пресловутого снега, знать ничего не знает, а ведь какой тонкостью восприятия обладает. Наш же отечественный, который реально круче эскимоса, ничем таким не обладает. Но не отчаивайся, товарищ, сейчас научу обладать... Научу, как, не отходя от внедорожника, определить, есть ли, собственно, у тебя под колесами снег, и если есть, то какой?
Только вот GPS перед моим носом не размахивай. GPS ничего про снег не объясняет, у него другие задачи. Да и эхолот засунь знаешь куда? В багажник! Вот поедешь летом на Волгу рыбачить, он там тебе и пригодится – глубину измерять, и много ли в этой глубине рыбы.
Была бы у тебя система связи с NОАА (это спутник такой), тогда да! Мог бы размахивать. Человеку с системой связи NОАА наука о снеге, или снеговедение, вроде бы и ни к чему. Все дело в том, что на этом самом спутнике есть специальный микроволновый приборчик. Он из космоса шлет-шлет сигналы на землю, а потом получает-получает их обратно. И тут же определяет – что там, внизу, со снегом и в каком он состоянии (может, и вовсе растаял). Ах, нет в наличии такой электронной байды? Тогда нечего выпендриваться, слушай внимательно!
Я про тот снег, что в полях, лесах или еще где, рассказывать буду. Нормальные внедорожники там только и ездят (это наше дело). А по городу да столбовым дорогам пусть асфальтообязанные скребутся (это их дело). Короче, снег бывает разный.
Вот представь, выехал ты в чисто поле... Едешь себе, едешь, рулем поигрываешь, песенку про шоферку и ее барана посвистываешь, и вдруг глядь в зеркало заднего вида, а там по белому фону сизый след – как будто от колес автомобиля. Думаешь: е-е-е, что за пейзажи?! А ничего особенного, твое авто след оставляет, первую порошу на колеса наматывает. Итак, пункт первый: пороша – тонкий-тонкий слой свежевыпавшего снега. Когда она первая, сквозь нее всякие травиночки-былиночки видны. Может с легкостью растаять. Очень ненадежна, как легкомысленная девчонка. А бывает, выехал в чисто поле – кругом снегу-у-у... И настроение – хочется, что называется, «не разбирая дороги». Не наступай на горло собственному шлангу подсоса – гони! Из-под колес – длинными широкими шлейфами снежная пудра. Руль вправо, руль влево – ты закладываешь повороты один за другим, и растревоженный снег взметается на несколько метров вверх. Чем больше скорость, тем выше взметается. Ну, парень, это ты попал! В целину. Или в «пухляк». Или, на иностранный манер, – в паудер (powder). Откуда берется? С неба, вестимо. Накануне был легкий мороз, а снег шел весь день и всю ночь. И вот, пожалуйста. Если же вчера мороза не было, то сегодня никакого кайфа. То есть никакого шлейфа. Потому что при нулевой температуре снежинки падают не по отдельности, а соединяются парами, тройками и десятками – в крупные хлопья. На земле такой снег быстро уплотняется, а уж по уплотненному разнузданных покатушек со снежными фейерверками не получается.
Снег идет и идет всю зиму. На один слой наваливается другой. И каждый из них оседает как под действием собственного веса, так и под тяжестью вновь прибывшего слоя. В результате к концу зимы снежный покров представляет собой этакий слоеный пирог. На разных уровнях в нем находятся различные как по плотности, так и по структуре массы снега. Почему по структуре разные? Да потому, что кристаллы замерзшей воды на протяжении зимы испытывают различные изменения, по-научному, метаморфозы (не отказывайся от научных терминов, мало ли где придется умом блистать). Шестиугольнички, которые ты видел в учебнике природоведения за 2-й класс (если, конечно, в учебники эти время от времени заглядывали), в результате сложных, почти алхимических процессов превращаются в круглые зернышки или еще во что. Все это можно увидеть, сделав поперечный разрез какого-нибудь снежного покрова. Но ты ведь не будешь его делать, правда?
Возможен и такой вариант. Выехал ты в чисто поле морозным солнечным днем и видишь – ух ты, ешкин-матрешкин, красота какая! (Восклицание приведено в качестве примера, его можно заменить любимыми словами и выражениями.) Что за красота? А вот: «под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит». Причиной такого уникального состояния снега могут быть различные природные аномалии. Рекомендую взглянуть направо. Возможно, одна из этих аномалий живописно раскинулась в кресле рядом. У нее синие глаза, затейливо выбивающиеся из-под пушистой шапочки белокурые прядки, розовые щечки и вздернутый носик (описание можешь продолжить, сообразуясь с собственным вкусом). Если же кресло пусто, а красота мира явно зашкаливает, значит, тебя вчера бросила настоящая стерва, которая тоже была порядочная аномалия… Смахни замасленным черным кулаком скупую джиперскую слезу и честно признайся себе, что в эту минуту мир совершенен. Так, слезные железы проверены. Норма, следуем дальше.
С поворотом зимы на весну в снежном покрове появляется некоторая твердость. В результате подтаиваний-замерзаний, подтаиваний-замерзаний, подтаиваний-замерзаний (процесс многократный) на поверхности снега образуется корка. Это наст. Ты когда-нибудь в детстве развлекался тем, что разбивал сапогами тонкие корочки льда на поверхности утренних ноябрьских луж? Взламывать наст колесами двухтонного агрегата – еще большее удовольствие. Только убедись сначала, что глубина снега, в который ты намереваешься ухнуть, не превышает верхнего критического значения. Пропасть без вести в бездонных снежных полях – малоприятная перспектива. А когда станет еще теплее и снег совершенно раскиснет, становится и вовсе непонятно, чего в чавкающей под колесами каше больше – замерзшей воды или растаявшего снега.
Для любителей экстрима
Выезжаешь ты в чисто поле и… с ужасом замечаешь, что на тебя со скоростью локомотива несется огромная масса снега. Стоп, товарищ, ты уверен, что выехал именно в поле, а не находишься, допустим, на склоне Эльбруса (самой высокой европейской вершины) или где-нибудь в районе скал Пастухова? Не уверен? Фантастическое легкомыслие! Белый ревущий зверь, с которым через считанные мгновения ты столкнешься морда к морде, не что иное, как лавина. Лавины страшны! Лавины опасны! Лавины смертельны! Чтобы избежать их, забудь про горы. Выезжал себе в чисто поле – и выезжай спокойно дальше. Правда, у некоторых джиперов время от времени возникают совершенно несуразные идеи – взгромоздиться на какую-нибудь гору на внедорожнике. Тухлая затея. Собственным ходом они проходят от силы десятую часть пути. Остальное время посвящено борьбе с лебедками.
Зато у таких людей есть возможность прочувствовать еще один вид снежного покрова – фирн (сверхплотный снег). Это, в сущности, асфальт, но только побелее. А образуется он в результате перманентного оседания снежных слоев и одновременно глубоких физических процессов, метаморфоз.
В общем, как ни крути, а я верю в тебя, товарищ! Верю, что однажды ты наконец перестанешь читать джиперские журнальчики, а займешься реальным мужским делом. Впрыгнешь в тачку и, на протяжении всей дороги размахивая цветным персональным приглашением, погонишь в Париж. А из Парижа в Дакар (на менее известные гонки не соглашайся, по мелочам не разменивайся!). И вот если во время гонки ты вдруг окажешься высоко над землей среди белых снегов, то, к гадалке не ходи, ты на вершине той самой горы Килиманджаро, что упоминалась в начале.
Ну а если ты выехал в чисто поле и увидел перед собой красные снега, то тут, конечно, есть варианты. Вполне возможно, что ты не рассмотрел и вместо чиста поля выехал на Красную площадь, под самый свет рубиновых звезд. Не теряйся. Справа мавзолей, слева ГУМ. Ни тот, ни другой твоего внимания не стоят. Если же это точно не Красная площадь, то посмотри направо: сидит ли рядом с тобой злобный нервный человек с картой, компасом и в шлеме? Сидит? Это штурман. Молчит? Правильно. В обычное время он бы, конечно, орал как резаный, что ты все опять сделал через задницу. Но сейчас не тот случай. Потому что через задницу сделал он. Припомни-ка хорошенько – наверняка пару недель назад вы отправлялись в «Арктик-трофи» (пробег по российскому побережью Северного Ледовитого океана с запада на восток). Спроси у него, спроси у этого человека, как он так ловко штурманул, что вы оказались в… Гренландии. Да, да, именно там ученые наблюдают этот странный алый снег. А объясняется все просто – в нем живут красные водоросли (пигмент защищает их от холода).
Ну и если встретится тебе среди гренландских просторов гренландский эскимос, начнет лопотать по-своему, не смущайся. Улыбайся шире и головой посильнее кивай (следи только, чтобы не оторвалась). О чем может он с тобой разговаривать? Правильно, о снеге. А про снег ты теперь все знаешь. Он тебе слово-другое-пятое-десятое – а ты ему: пороша, лавина, пухляк, фирн, паудер…
При подготовке статьи исполь-зовались материалы сайта www.snowcristals.com и атласа «Снежно-ледовых ресурсов» (издательство РАН, 1997 г.)
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.