Туристы занимаются туризмом, и у них есть свой символ – палатка. Альпинисты занимаются альпинизмом, и у них тоже есть символ – ледоруб. Увлечение же, которое затягивает все новые и новые тысячи людей по всему миру, а именно езда по бездорожью, пока устоявшегося названия не имеет. А вот символ есть! Это реечный внедорожный домкрат Hi-Lift, в просторечье – хай-джек.
Действительно, первое, что делает человек, подцепивший вирус грязелазания, это покупает хай-джек. Потом будут и мощные лебедки, и большие колеса. Но первым приобретением начинающего покорителя бездорожья станет именно эта, незамысловатая на первый взгляд, но абсолютно надежная и безотказная, как плечо друга, железяка. И пусть стандартную «Ниву» в будущем сменит немыслимый прототип, более похожий на трактор «Кировец», чем на автомобиль, – он все равно не отправится на трассу без этого символа бездорожья.
Нам кажется, что хай-джеки были всегда. Можно сказать и так, потому что данный инструмент появился задолго до того, как безбашенный народ повадился штурмовать бездорожье для собственного удовольствия. А случилось это ровно сто лет назад, в 1905 году, когда автомобиль только-только начал превращаться из дорогой игрушки богатых чудаков в средство передвижения.
Человека, которому мы обязаны рождением столь милого нашему сердцу инструмента, звали Филлип Джон Харра. Он был великолепным рассказчиком и обожал играть на скрипке в составе любительского оркестра. Но самое главное, Филипп был яростным и бескомпромиссным поклонником Томаса Эдисона. В молодости Филипп успел поработать продавцом стиральных машин и школьным учителем, но поскольку в крови у него пылал огонь изобретательства, в 1895 году он основал в городке Блумфильд, штат Индиана, собственную фирму. Фирма была нужна ему не для обогащения, а для реализации собственных изобретений, которые должны были сделать жизнь проще и приятнее, а окружающий мир – лучше. Как это ни странно, но фирме сопутствовал деловой успех, а некоторые инструменты и устройства, придуманные и запущенные в производство еще в XIX веке, находятся в производственной программе фирмы до сих пор.
Естественно, Филипп Джон не мог обойти своим изобретательским вниманием новомодные самобеглые коляски и начал выпуск «набора автомобилиста». В него входили канистра для бензина, сифон для перекачки топлива, буксирный трос и подстилка для ремонта автомобиля в положении лежа. И все же наибольший коммерческий успех имел выпущенный в 1905 году реечный домкрат. Вначале инструмент продавался под названиями Automatic Combination Tool, затем получил собственное имя Handyman и, наконец, был переименован в хорошо знакомый нам Hi-Lift. Впрочем, в течение достаточно долгого времени в ходу было и название «домкрат овцевода». Ну и при чем тут овцы, спросите вы, их что, нужно домкратом поднимать? Нет, конечно. Но овцеводам того времени приходилось постоянно и переносить с места на место изгороди из кольев, а для того чтобы выдернуть кол из грунта и стянуть груду кольев в компактный пакет, ничего лучше реечного домкрата не придумаешь. И все же главная причина успеха домкрата Hi-Lift в его многофункциональности. Hi-Lift может тянуть и толкать, поднимать и стягивать. С его помощью фермер мог вытащить из грязи свой Ford-T, застрявший на кукурузном поле, и поменять огромное колесо трактора John Dir.
Шли годы, Hi-Lift менялся и совершенствовался. В 1910 году зубчатую рейку сменила рейка с отверстиями, но принципиальная конструкция осталась неизменной. Современный Hi-Lift отличается от образцов двадцатых годов только материалом рукояти (у первых хай-джеков она была из дерева) и наличием предохранительных болтов, разрушающихся при достижении предельной нагрузки. Похоже, таким он останется и в XXI веке.
В общем, у Эрика Харра, нынешнего президента Bloomfield Mfg Co есть все основания гордиться творением своего деда.
Наши домкраты используют не только на бездорожье.
Эрик ХАРРА, президент Bloomfield Mfg Corporation, производителя домкратов High-Lift.
ORD: Скажите пожалуйста, Ваш домкрат High-Lift Jack сразу планировался как инструмент для любителей езды по бездорожью или он создавался для каких-то других целей?
Прежде всего – для сельского хозяйства. В начале века люди использовали очень много древесины. Бревна при перевозке нужно было поднимать и сплачивать вместе. Наш домкрат оказался для этого очень удобен. В наши дни High-Lift зачастую используют как лебедку, но мы нашли фотографию, на которой Ford-Т вытаскивают из грязи именно таким образом! В сельском же хозяйстве домкрат использовался и для выдергивания из земли кольев, и при смене огромных колес сельсхозтехники.
ORD: А сколько домкратов вы производите ежегодно?
Мы не раскрываем эту информацию, но могу сказать, что завод может ежедневно производить примерно 12 000 штук.
ORD: У вас есть представительство или генеральный дистрибьютор в России?
Поставки в Россию осуществляются через фирму, экспортирующую наши домкраты в Канаду, и продажи наших изделий в России растут. Сегодня многие фирмы копируют наши изделия, но, как правило, их домкраты недостаточно надежны. Я называю их одноразовыми инструментами.
ORD: В последнее время на рынке появляется все больше и больше аксессуаров для домкратов High-Lift. Не расскажете ли, какие новые приспособления вы планируете выпустить в ближайшее время?
Причина, по которой мы выпускаем все больше и больше аксессуаров, кроется в том, что сферы применения нашего инструмента очень разнообразны. Требования клиентов постоянно растут, и мы должны на них отвечать. Кроме того, мы не должны забывать о конкурентах. Наша фирма, делает действительно экстремальный домкрат, мечту джипера. Но и для мирных, так сказать, целей мы производим линейку инструментов, каждый из которых помогает расширить сферу применения High-Lift.
ORD: А почему бы вам не разработать самохват, позволяющий перемещать рейку домкрата вдоль стального троса для наиболее эффективной работы High-Lift в качестве лебедки?
Да, такого аксессуара у нас пока нет, и, возможно, он был бы полезен. Но у нас есть специальная скоба, входящая в «набор для бездорожья» (off-road kit), позволяющая сохранить натяжение синтетической веревки в момент, когда вы перецепляете домкрат в новое положение. Да, это приспособление требует дублирующей веревки, то тем не менее оно работает и позволяет не расходовать ход домкрата на новое натяжение веревки.
ORD: А что вы можете предложить владельцам SUV? Ведь использовать домкрат, не повредив пластиковые бампера, практически невозможно.
Да, мы учитываем это обстоятельство и предлагаем специальную насадку под названием Wheel Kit. Она позволяет зацепить машину за отверстия в колесном диске и поднять ее, не нанося никакого ущерба ее кузову и пластиковому обвесу. Кроме того, это приспособление увеличивает высоту подъема, так как вам не нужно сначала выбирать ход подвески.
ORD: На этой выставке вы представили юбилейную серию домкрата. Она чем-то отличается от обычных домкратов?
Нет, он точно такой же, как серийные домкраты, только выкрашен в зеленый цвет, как и самые первые образцы 1905 года. У первых домкратов были деревянные ручки. В наше время это запрещено, вот мы и решили хромировать ручку. Кроме того, каждому юбилейному домкрату присваивается серийный номер, написанный на особой табличке.
ORD: Bloomfield Mfg Corporation всегда была собственностью только вашей семьи?
Да, это семейное предприятие. Мой прадедушка был одним из изобретателей High-Lift. Затем компанией управляли дед и отец. Я стал главой компании в 1980-м, в возрасте 25 лет. Сегодня мой сын возглавляет отдел продаж и маркетинга нашей фирмы. Со временем он займет мое место...
Беседовал Андрей СУДЬБИН
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.